Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Ревда
от 15.07.2021 N 1416
Положение
о территориальной службе примирения (медиации) городского округа Ревда
Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует правовые и организационные основания деятельности территориальной службы примирения (медиации) в городском округе Ревда (далее - территориальная служба примирения).
2. Территориальная служба примирения является социально ориентированной службой, действующей на территории городского округа Ревда на базе муниципального бюджетного учреждения "Центр по работе с молодежью городского округа Ревда".
3. Координацию деятельности территориальной службы примирения на муниципальном уровне осуществляет территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Правовую основу деятельности территориальной службы примирения составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 29 декабря 2012 года следует читать как "N 273-ФЗ"
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
"Стандарты восстановительной медиации", разработанные и утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17.03.2009;
решение заседания Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Свердловской области (Протокол от 24.11.2020 N 3);
решение заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Протокол от 24.12.2020 N 12);
Устав муниципального бюджетного учреждения "Центр по работе с молодежью городского округа Ревда";
межведомственные соглашения о формате и порядке взаимодействия с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Министерством внутренних дел Российской Федерации, судебными органами, прокуратурой, следственным комитетом и специалистами иных ведомств;
настоящее Положение;
иные правовые акты Российской Федерации в области защиты прав детей, ювенальной юстиции и восстановительного подхода.
5. Клиентами территориальной службы примирения могут быть все субъекты образовательных отношений, проживающие на территории муниципального образования, члены их семей, а также жители муниципального образования старше 14 лет и - участники конфликтных ситуаций, в которых одной из сторон является несовершеннолетний или где задеты интересы несовершеннолетних.
6. Территориальная служба примирения создается на неопределенный срок.
7. Миссия территориальной службы примирения - передача ценностей восстановительной культуры (ответственности, взаимопонимания, поддержки) несовершеннолетним, членам их семей, участникам конфликтных ситуаций через создание альтернативных путей разрешения конфликтов и изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации на основе принципов восстановительного правосудия.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Цели и задачи территориальной службы примирения
8. Целями деятельности территориальной службы примирения является координация и организация деятельности по урегулированию конфликтных ситуаций, содействие профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и социальной реабилитации несовершеннолетних - участников восстановительных программ на основе принципов восстановительного правосудия.
9. К задачам деятельности территориальной службы примирения относятся:
1) содействие снижению количества конфликтных, криминальных ситуаций в образовательной и семейной среде через организацию и проведение восстановительных процедур;
2) подбор специалистов и координация их участия в процедурах проведения восстановительных программ для участников конфликтных ситуаций, в том числе противоправных ситуаций, в которых одной из сторон является несовершеннолетний или где задеты интересы несовершеннолетних;
3) методическое сопровождение школьных служб примирения в рамках компетенции;
4) проведение восстановительных программ (медиации, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции, письма потерпевшей стороне, челночные медиации, программы по примирению и программы по заглаживанию вреда, а также используют возможность разработки авторских программ, основанных на принципах восстановительного подхода) с несовершеннолетними правонарушителями, пострадавшими от эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, их родителями (законными представителями), а также с конфликтующими сторонами (обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями));
5) организация сетевого взаимодействия школьных служб примирения на территории муниципального образования с целью обеспечения содержательной и организационной поддержки их развития;
6) информирование общественности о деятельности территориальной службы примирения (посредством средств массовой информации, электронных ресурсов);
7) осуществление мониторинга проведения восстановительных программ и примирительных встреч.
3. Принципы деятельности территориальной службы примирения
10. Деятельность территориальной службы примирения основана на положениях восстановительного подхода:
1) восстановления у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее;
2) осознания ответственности нарушителя перед пострадавшим от эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба (если в ситуации был правонарушитель);
3) исцеления пострадавшего (если в ситуации был пострадавший) в процессе заглаживания нарушителем причиненного пострадавшему вреда и ответа на волнующие пострадавшего вопросы со стороны обидчика и его близких;
4) принятия участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие или дальнейшее причинение вреда, прекращение взаимной вражды и нормализацию отношений;
5) планирования сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирования более ответственного поведения как важного элемента воспитания;
6) использование помощи близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации/правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению, поддержка позитивных изменений и контроль выполнения участниками заключенного примирительного договора (плана) со стороны близких и школьного сообщества.
11. Территориальная служба примирения в своей деятельности руководствуется следующими принципами:
1) добровольности, предполагающего наличие обязательного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в восстановительных программах. Обязательное направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с ведущим, после которой стороны могут принять решение об участии или отказе от участия в восстановительной программе по разрешению конфликтной/криминальной ситуации. Участники конфликтных/криминальных ситуаций могут отказаться от участия в восстановительной программе на любом ее этапе;
2) конфиденциальности, предполагающего обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности, а также условия договора, заключенного между участниками восстановительной программы;
3) нейтральности, запрещающего службе примирения принимать сторону кого-либо из участников конфликта, давать советы сторонам. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение в конфликтной/криминальной ситуации;
4) соответствия действующему законодательству. Как сама процедура восстановительных программ, так и соглашения, достигнутые сторонами в результате проведения восстановительных программ, должны соответствовать действующим законам Российской Федерации, не нарушать законные права и интересы третьих лиц;
5) ответственности сторон;
6) самостоятельности территориальной службы примирения, которая самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса примирительной встречи.
4. Порядок формирования территориальной службы примирения
12. Территориальная служба примирения создается на основании постановления администрации городского округа Ревда.
13. Территориальная служба примирения осуществляет свою деятельность на базе муниципального бюджетного учреждения "Центр по работе с молодежью городского округа Ревда".
14. В состав территориальной службы примирения входят: руководитель территориальной службы примирения (координатор), члены территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты, работающие в учреждениях образования, культуры, органах социальной защиты населения, молодежной политики. Условием работы в составе территориальной службы примирения является обучение специалистов по проведению восстановительных программ в конфликтных и криминальных ситуациях в объеме не менее 72 часов.
15. Обязанности руководителя территориальной службы примирения возлагаются нормативно-правовым актом директора МБУ "ЦРМ" на сотрудника, отвечающего следующим требованиям: лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование, прошедшие подготовку по проведению восстановительных программ в конфликтных и криминальных ситуациях (в объеме не менее 72 часов) и имеющие практический опыт проведения восстановительных программ.
16. Руководитель территориальной службы примирения осуществляет общее руководство деятельности службы, определяет и анализирует кадровый состав, организует деятельность, создает условия для работы ведущих восстановительных программ, проводит анализ работы и ведет мониторинг реализации восстановительных программ, проводит текущую супервизию восстановительных программ, участвует в межведомственных мероприятиях в сфере реализации восстановительного подхода.
17. Специалист территориальной службы примирения - ведущий восстановительной программы, который осуществляет работу со случаем с использованием восстановительных технологий, реализует восстановительные программы, готовит отчетность по результатам программы по установленной форме и в установленные сроки, ведет необходимую документацию, участвует в реализации мероприятий по созданию и расширению информационного пространства, участвует в супервизиях, методических мероприятиях с целью повышения профессионального мастерства.
18. Организация деятельности специалистов по проведению восстановительных программ осуществляется в соответствии с порядком работы, должностными инструкциями специалистов и локальными правовыми актами.
19. Внедрение и реализация восстановительных технологий в муниципальном образовании осуществляется при активном взаимодействии с Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Куратором создания территориальной службы примирения является глава городского округа Ревда.
20. Контроль за деятельностью территориальной службы примирения осуществляет заместитель главы администрации городского округа Ревда.
5. Порядок работы территориальной службы примирения
21. Организация проведения восстановительных программ должна осуществляться в соответствии с целями, задачами и принципами медиации и восстановительного подхода.
22. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы прокуратуры, следственные органы, органы внутренних дел, органы службы исполнения наказаний, суды и другие участники деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляют в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о случаях конфликтного или криминального характера с участием несовершеннолетних, в отношении которых могут быть применены восстановительные процедуры.
23. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав анализирует полученную информацию и, руководствуясь критериями отбора дел для рассмотрения с применением восстановительных технологий, направляет ее в территориальную службу примирения и в школьную службу примирения.
24. Территориальная служба примирения принимает решение о возможности или невозможности проведения восстановительной программы, определяют сроки и этапы проведения программы в каждом конкретном случае, руководствуясь критериями отбора дел для рассмотрения в службе с применением восстановительных технологий. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотических средств.
25. Информация о принятом решении направляется в Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случае невозможности проведения восстановительной программы участникам конфликтной/криминальной ситуации службой примирения разъясняется возможность получения иных видов психолого-педагогической, юридической и социальной помощи, обсуждаются возможности предложения, о чем также информируется территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
26. При принятии случая в работу по восстановительной программе, специалист территориальной службы примирения должен учитывать обстоятельства, ставящие стороны в особенное (неравное) положение, что может происходить из-за явного несоответствия возраста зрелости и интеллектуальных способностей сторон. В этом случае ведущему необходимо либо создать условия для полноценного участия в восстановительной программе данных лиц, либо принять решение о введении ограничений.
27. Восстановительная программа начинается в случае добровольного согласия сторон конфликтной/криминальной ситуации на участие в данной программе.
28. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, а участники конфликта не достигли возраста 14 лет, для проведения программы необходимо согласие или личное участие родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
29. Прежде чем дать согласие на участие в восстановительной программе, обе стороны конфликтной/криминальной ситуации должны быть проинформированы о своих правах, о принципах и порядке проведения восстановительной программы.
30. В случае если восстановительная программа планируется на этапе дознания или следствия, ставятся в известность соответствующие органы внутренних дел, при необходимости производится согласование с администрацией образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетний.
31. Переговоры с родителями (законными представителями) несовершеннолетних и должностными лицами проводят руководитель территориальной службы примирения и ведущий восстановительной программы.
32. При поступлении заявки служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения восстановительной программы в каждом отдельном случае, руководствуясь стандартами восстановительного подхода.
33. В случае поступления заявки из суда, где судьей определяются четкие сроки получения отчета по восстановительной программе и указанные сроки меньше, чем установленный временной период, служба примирения предоставляет в суд промежуточный отчет по восстановительной программе с указанием проведенного объема работ в предоставленные сроки.
34. Территориальная служба примирения в своей практике может реализовывать разные программы: медиацию, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции, письмо потерпевшей стороне, челночную медиацию, программы по примирению и программы по заглаживанию вреда, а также используют возможность разработки авторских программ, основанных на принципах восстановительного подхода.
35. Ведущий восстановительных программ собирает информацию о ситуации, предоставляет информацию о различных типах восстановительных программ, реализует восстановительную программу, обращается к координатору с просьбой о привлечении специалистов, представляет отчет о проделанной работе.
36. Если в процессе проведения программы на этапе индивидуальных (предварительных) встреч со сторонами, ведущий принимает решение о невозможности продолжения работы по восстановительной программе по причине несоблюдения одной или двумя сторонами принципов восстановительного подхода, недостаточной квалификации ведущего или невозможности обеспечить безопасность процесса, то сторонам могут быть предложены другие виды психолого-педагогической, юридической и социальной помощи.
37. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты при согласии сторон фиксируются в примирительном договоре (соглашении). При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора в организацию, из которой поступил запрос.
38. Специалисты территориальной службы примирения осуществляют контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несут ответственность за их невыполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения помогает сторонами осознать причины трудностей и выработать пути их преодоления.
39. По завершении восстановительной программы ведущий заполняет учетную карточку, которая является внутренним документом службы примирения и служит для формирования банка данных о конфликтных ситуациях, рассмотренных в службе, пишет отчет о проделанной, работе, в соответствии с принятой формой и предоставляет его в организацию, направившую заявку на проведение восстановительной программы.
40. Результаты проведенной восстановительной программы в обязательном порядке доводятся до специалистов территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и могут быть учтены в суде или на заседании территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при вынесении решения о дальнейшей судьбе несовершеннолетнего, данный порядок не распространяется на случаи личного обращения граждан.
41. По запросу территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или суда (в ситуациях возмещения ущерба) специалисты службы примирения имеют право предоставить копию примирительного договора и информацию о его выполнении, в том числе подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему в материалы дела для дополнительной характеристики личности нарушителя.
42. При необходимости после завершения восстановительной программы территориальная служба примирения содействует в предоставлении сторонам доступа к услугам психологической и социальной реабилитации сторон.
43. Методическое сопровождение территориальной службой примирения может включать: индивидуальное и групповое консультирование специалистов образовательных организаций; проведение супервизий с ведущими восстановительных программ (специалистами и учащимися); участие в организации и проведении мероприятий, направленных на поддержку деятельности школьных служб примирения в образовательном пространстве.
6. Организация деятельности службы примирения
44. Территориальная служба примирения - это мобильная группа специалистов. Администрация МБУ "ЦРМ" предоставляет службе помещение для проведения организационно-методической работы и восстановительных программ, примирительных встреч, а также возможность использовать иные ресурсы: мебель, оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации.
45. Деятельность территориальной службы примирения регламентируется данным положением, правовыми актами администрации городского округа Ревда, приказом директора МБУ "ЦРМ", на базе которого создается территориальная служба примирения и документацией, отражающей содержание деятельности.
46. Должностные лица органов (организаций) системы профилактики правонарушений, судебные органы в соответствии с межведомственным соглашением (либо другим документом), заключенным для реализации поставленных целей и задач, оказывают содействие территориальной службе примирения в распространении информации о деятельности службы.
47. Работа территориальной службы примирения организуется в соответствии с планом работы, утвержденным директором МБУ "ЦРМ".
7. Взаимодействие с организациями и службами
48. Специалисты службы примирения работают во взаимодействии с ТКДН и ЗП, судебными органами, подразделением по делам несовершеннолетних МО МВД России "Ревдинский", органами следствия и дознания, органами опеки, учреждениями социального обслуживания населения, образовательными организациями, школьными службами примирения и другими организациями в рамках Соглашения о порядке межведомственного взаимодействия.
49. Взаимодействие с организациями и службами осуществляется по следующим направлениям: осуществление обмена информацией по работе с участниками конфликтных/криминальных ситуаций; организация дополнительного изучения обстоятельств конфликтных/криминальных ситуаций; формирование рекомендаций специалистов территориальных служб примирения для дальнейшего рассмотрения дела на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или судебном заседании.
50. Руководитель службы примирения может входить в состав территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
8. Заключительные положения
51. Изменения в настоящее положение вносятся постановлением администрации городского округа Ревда по предложению территориальной службы примирения.
52. Вносимые изменения не должны противоречить "Стандартам восстановительной медиации".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Ревда Свердловской области от 15 июля 2021 г. N 1416 "Об утверждении положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.