В целях реализации пункта 38 Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 3120-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года (далее - Программа).
2. Федеральному агентству по недропользованию (Киселев Е.А.) в соответствии с основными мероприятиями Программы обеспечить:
формирование в 2022-2024 годах государственных заказов по реализации программных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322;
предоставление в пользование в установленном порядке участков недр Арктической зоны Российской Федерации.
3. Департаменту государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования (Орел А.В.), Бюджетному департаменту (Никифоров Д.С.) руководствоваться основными положениями Программы:
при актуализации подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322;
при подготовке государственных программ Российской Федерации по вопросам воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр на период до 2035 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Д. Тетенькина.
Министр природных |
А.А. Козлов |
Утверждена
Приказом Минприроды России
от 7 июня 2021 N 388
Программа
геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года
Паспорт
Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года
1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Арктической зоны Российской Федерации
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164, Арктическая зона включает сухопутные территории, определенные указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации.
При выборе приоритетов геологического изучения участков недр Арктической зоны Российской Федерации учитывались следующие критерии:
- планирование работ в условиях устойчивого спроса на углеводородное сырье, уголь, алмазы, золото, металлы платиновой группы, медь, никель, редкоземельные металлы, титан, хром, полиметаллы и увеличения грузопотока по Северному морскому пути;
- соответствие планируемых мероприятий федеральным и региональным планам развития транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, реализуемым, в том числе, в рамках национальных проектов;
- обеспечение концентрации средств федерального бюджета на работах по формированию поискового задела и выявлению инвестиционно привлекательных объектов недропользования;
- обеспечение бюджетной эффективности планируемых работ;
- создание условий для привлечения средств недропользователей в геологическое изучение и освоение недр.
Арктическая зона Российской Федерации обладает огромным потенциалом для развития отечественной нефтегазовой отрасли в ближайшие десятилетия. На ее территории сосредоточена четверть российских запасов нефти и газового конденсата и более 70% природного горючего газа. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, до 2035 года ожидается повышение потребления природного горючего газа в мире на 25% до 5 трлн куб. м. Основные перспективы роста потребления связаны с ростом спроса на газ со стороны развивающихся стран; уменьшением доли атомной энергетики в Европе и заменой ее на экологически чистый вид топлива - природный газ.
По данным прогноза Международного энергетического агентства, учитываемого при разработке Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 1582-р, объемы международной торговли углем в зависимости от сценария увеличатся в 1,07-1,15 раза по сравнению с 2019 годом. Рост мирового спроса на уголь ожидается за счет азиатских стран, которые продолжат наращивать темпы потребления угля для обеспечения необходимого уровня производства электроэнергии и стали. На российском рынке в условиях перераспределения топливного баланса в пользу более дешевого и экологичного природного газа потребление угольной продукции практически не увеличивается. В связи с чем, развитие угольной отрасли будет определяться объемами экспортных поставок угля, рост которых к 2035 году при консервативном сценарии ожидается в 1,23 раза по сравнению с 2018 годом.
Мировое потребление алмазов к 2035 году, по данным международных консалтинговых агентств, в денежном эквиваленте увеличится примерно до 16 млрд долл. США (на 3% в сравнении с 2018 годом), в натуральном выражении - до 153-175 млн кар. Кроме того, ожидается сокращение производства алмазов в связи с отсутствием значительных открытий новых месторождений в последнее десятилетие и грядущим исчерпанием запасов ряда крупнейших мировых кимберлитовых трубок. Вследствие этого на мировом рынке может возникнуть дефицит драгоценных камней, оцениваемый в 7 млрд долл. США (67-76 млн кар). Российская Федерация является мировым лидером по экспорту алмазов на мировые рынки, а планируемые мероприятия позволят в перспективе удержать занимаемую позицию.
Потребление золота в мире, несмотря на кратковременные периоды спада, постоянно увеличивается. К 2035 году прогнозируется рост на 5-10% до 4590 т. Основными потребителями останутся Китай и Индия, первый благодаря своей ориентированности на потребительскую экономику и развитию новых технологий производства, второй - росту и уровню дохода населения. В России в 2019 году почти 70% (158,6 т) потребляемого золота составили закупки официального сектора (Банк России) для пополнения золотовалютных резервов и их диверсификаций. Однако с 2020 года Банком России проводится политика, направленная на снижение закупок золота на внутреннем рынке и стимулирование его экспорта. Россия является одним из крупнейших мировых продуцентов драгоценного металла и для устойчивого развития отрасли необходимо существенное расширение геологоразведочных работ по восполнению интенсивно выбывающих запасов.
Прогнозируемый рост спроса на металлы платиновой группы как на мировых рынках, так и на внутреннем составит 30%, что обусловлено наращиванием производства катализаторов в автомобильной и химической промышленности. Потребление металлов платиновой группы в автомобильной промышленности будет расти в связи с переходом России на стандарт Евро-6. Кроме того, емкость российского рынка каталитических систем для азотной промышленности также будет расти для удовлетворения экспортных поставок азотных удобрений.
Мировой уровень потребления меди к 2035 году может вырасти более чем на 45%, что обусловлено развитием "зеленых" технологий, главным образом, электротранспорта и источников возобновляемой энергии. В Российской Федерации перспектив значительного роста потребления меди не ожидается, поскольку большая часть выпускаемого металла ориентирована на экспорт.
Мировое потребление никеля, по оценкам большинства аналитических агентств, к 2035 году возрастет в 2-2,5 раза (до 4,5 млн т). Основные перспективы роста потребления связаны с повышением доли электрификации автотранспорта и производством аккумуляторных батарей повышенной емкости. Тем не менее, основной сферой потребления никеля останется производство нержавеющих сталей, сохраняющей умеренные темпы развития в 2-3% ежегодно. В России текущее потребление никеля низкое и не превышает 20 тыс. т металла в год, преимущественно в производстве нержавеющей стали. Существенного увеличения потребления внутри страны не ожидается. Практически весь произведенный металл поставляется на экспорт.
Объем потребления редкоземельных металлов (РЗМ) в мире к 2035 году возрастет не менее, чем в 2 раза и достигнет 340 тыс. т в год. Главным потребителем останется Китай, доля которого на рынке составит около 50%. Основными сферами потребления будут производство постоянных магнитов и батарей. В России потребности в РЗМ также должны резко возрасти - от 1,5 до 20 раз в зависимости от конкретного металла. К 2035 году планируется увеличение объемов промышленного производства РЗМ до 20-30 тыс. т и сокращение объемов импорта с 85% до 40%.
Кроме того, согласно прогнозам, как в России, так и в мире ожидается существенный рост (более чем на 30%) потребления титана, хрома, полиметаллов и ряда других видов минерального сырья, ресурсы которых локализованы на территории Арктической зоны Российской Федерации в значительных объемах.
При выборе приоритетов геологического изучения участков недр Арктической зоны Российской Федерации предпочтение отдается объектам и видам полезных ископаемых, освоение которых приведет к существенному увеличению транспортных грузопотоков: природный газ (СПГ), уголь, руды черных металлов, наиболее крупные объекты руд цветных металлов. Помимо прямого эффекта перевозки грузов минерального сырья, освоение месторождений полезных ископаемых является важным фактором общей активизации хозяйственной деятельности и создания гражданской инфраструктуры в районе Северного морского пути.
Направления геологического изучения недр Арктической зоны учитывают наличие действующей инфраструктуры, а также федеральные и региональные планы развития транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, включая проекты предусмотренные "Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р; Государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596; "Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2017 N 1209-р, государственной программой Чукотского автономного округа "Развитие энергетики Чукотского автономного округа", утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28.01.2016 N 41; государственной программой "Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского автономного округа", утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 N 405; государственной программой Архангельской области "Развитие транспортной системы Архангельской области (2014-2024 годы)", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 N 463-пп, и другими документами регионального планирования.
Направления государственной политики в сфере обеспечения геологического изучения участков недр при реализации сформированной Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года (далее - Программа) определены в соответствии с основными положениями направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.09.2018, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645, Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2019 N 1930-р, Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26.07.2015, стратегиями социально-экономического развития субъектов, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29.09.2018 и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года предусматривается обеспечение в 2024 году развития Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн тонн.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определена задача по развитию Северного морского пути, который имеет ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности населения северных регионов страны и роль которого резко возрастет в связи с освоением природных ресурсов Арктики, в том числе на шельфе.
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, предусматривается перемещение производств по добыче углеводородного сырья в малоосвоенные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока и акватории шельфов Дальневосточного и Арктического бассейнов, а также формирование и развитие минерально-сырьевых центров.
Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р, определены необходимые условия для освоения минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации с учетом развития Северного морского пути, повышение геологической изученности территории субъектов Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации на основе проведения региональных и прогнозно-минерагенических исследований в объемах, необходимых для формирования и наращивания "поискового задела"; повышение инвестиционной привлекательности геологической отрасли и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геологоразведочные работы.
Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645, предусматривается: геологическое изучение минерально-сырьевой базы Кольского полуострова, формирование новых и развитие действующих минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении полезных ископаемых; создание и развитие минерально-сырьевых центров Восточно-Карельской медно-золото-молибденоворудной зоны; геологическое изучение и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики Ненецкого автономного округа; формирование и развитие Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра; развитие Баимского и Пыркакайско-Майского минерально-сырьевых центров драгоценных и цветных металлов, а также Беринговского каменноугольного минерально-сырьевого центра; комплексное развитие районов Анабарского и Ленского бассейнов с учетом создания минерально-сырьевых центров, в том числе крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных металлов, россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оленекского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра; освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Янского бассейна, в том числе золоторудного месторождения Кючус, месторождения серебра Прогноз, Депутатского оловорудного месторождения и месторождения олова Тирехтях на основе крупных инвестиционных проектов с использованием современных энергосберегающих технологий и сервисных услуг.
Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164, определены основные задачи в сфере социального развития, такие как ускоренное развитие социальной инфраструктуры населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике; в сфере экономического развития - расширение участия частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией; инфраструктурное обустройство минерально-сырьевых центров, логистически связанных с Северным морским путем; наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ при освоении месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых; стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, повышения коэффициентов извлечения нефти и газа, глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции.
Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2019 N 1930-р, предусматривается интенсификация освоения Российской Федерацией шельфовых месторождений минеральных и топливно-энергетических ресурсов.
Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26.07.2015, определяется создание благоприятной организационной и экономической среды, способствующей развитию и поддержанию флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых, каботажных и транзитных перевозок через территорию Российской Федерации посредством создания условий для сохранения Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации с возможностью международного использования, конкурентоспособной по отношению к традиционным морским маршрутам по качеству транспортных услуги безопасности мореплавания.
С учетом приоритетов государственной политики в области развития Северного морского пути Программа направлена на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения перспективного грузопотока Северного морского пути. Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения задач, направленных на повышение региональной геологической изученности территории Арктической зоны Российской Федерации и создание фонда перспективных участков недр для формирования минерально-сырьевой базы, обеспечивающей грузоперевозки Северного морского пути на период до 2035 года.
Основными мероприятиями Программы, направленными на эффективное решение задач, являются:
мелкомасштабное геологическое картографирование на территории Арктической зоны Российской Федерации;
среднемасштабная геологическая съемка на территории Арктической зоны Российской Федерации;
региональное геологическое изучение участков недр на углеводородное сырье на территории Арктической зоны Российской Федерации;
региональное геологическое изучение участков недр на твердые полезные ископаемые (прогнозно-минерагенические работы) на территории суши Арктической зоны Российской Федерации;
геологоразведочные работы ранних стадий (поиски) на твердые полезные ископаемые на территории Арктической зоны Российской Федерации;
геологоразведочные работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Перечень основных мероприятий Программы, сроки их реализации, ожидаемые результаты и основные направления реализации приведены в приложении N 1.
Реализация мероприятий Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа обеспечит:
повышение общей геологической изученности, что приведет к увеличению результативности геологоразведочных работ, осуществляемых как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств недропользователей;
наполнение фонда перспективных участков недр, обеспеченных прогнозными ресурсами для их предоставления в пользование компаниям-недропользователям;
увеличение количества лицензий, полученных на право пользования недрами компаниями-недропользователями;
рост внебюджетного финансирования геологоразведочных проектов на углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые в пределах действующих и перспективных минерально-сырьевых центров;
развитие минерально-сырьевой базы существующих и перспективных центров добычи углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых;
увеличение загрузки Северного морского пути до 2035 года и в последующий период минеральным сырьем, а также грузами, обеспечивающими освоение недр;
создание мотивационных условий для комплексного развития инфраструктуры Северного морского пути - строительства новых портов и перегрузочных комплексов, завоза грузов, необходимых для проведения геологоразведочных работ, освоения существующей сырьевой базы.
Реализация мероприятий Программы окажет влияние на достижение целей и задач других государственных программ с учетом принципа отраслевой принадлежности.
2. Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере формирования и использования минерально-сырьевой базы территории Арктической зоны Российской Федерации
Государственная политика субъектов Российской Федерации в обеспечении геологического изучения участков недр, развития недропользования по формированию и использованию минерально-сырьевой базы на территории Арктической зоны Российской Федерации включает:
определение отдельных направлений, приоритетов, целей и задач для решения ключевых проблем социально-экономического развития арктических территорий;
формирование региональных программ развития минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых, составление схем территориального планирования, подготовка предложений по корректировке арктических разделов государственных программ Российской Федерации;
содействие повышению инвестиционной привлекательности недропользования;
содействие в подготовке квалифицированных кадров в сфере недропользования.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути предусматривает:
снятие избыточных административных барьеров при осуществлении геологоразведочных работ и эксплуатации месторождений;
организацию взаимодействия недропользователей с региональными природоресурсными и природоохранными службами;
создание благоприятной информационной среды для развития геологоразведочных и добычных работ;
организация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.
На территории Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года запланирован ежегодный прирост запасов около 5 млн куб. метров строительных камней (магматические, метаморфические, карбонатные породы, песчаники) и 10 млн куб. метров песков (строительные и силикатные) и песчано-гравийных материалов.
Финансирование работ по приросту запасов общераспространенных полезных ископаемых осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации и средств недропользователей. Фактические значения показателей прироста общераспространенных полезных ископаемых зависят, в том числе от конъюнктуры рынка на соответствующее сырье.
Реализация основных мероприятий Программы будет способствовать выполнению основ государственной политики субъектов Российской Федерации в обеспечении геологического изучения участков недр и развитии недропользования на территории Арктической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа.
3. Реализация программных мероприятий в пределах Арктической зоны
В процессе реализации программных мероприятий средства федерального бюджета будут концентрироваться на работах по формированию поискового задела и выявлению инвестиционно привлекательных объектов недропользования.
По результатам выполненных работ будет создан фонд перспективных участков недр углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых с целью последующего проведения геологоразведочных работ силами недропользователей и вовлечения выявленных объектов в промышленную эксплуатацию.
Мероприятия будут проводиться в первую очередь в пределах сложившихся и формируемых минерально-сырьевых центров (МСЦ): Карело-Кольский МСЦ (Мурманская область, арктическая часть Республики Карелия), Архангельский МСЦ (Архангельская область), Воркутинский МСЦ (Республика Коми), Норильско-Туруханский МСЦ (Красноярский край), Таймырский МСЦ (Красноярский край), Томтор-Эбеляхский МСЦ (Республика Саха (Якутия)), Депутатский МСЦ (Республика Саха (Якутия)), Центрально-Чукотский МСЦ (Чукотский АО), Билибинский МСЦ (Чукотский АО), Баимский МСЦ (Чукотский АО), Купольный МСЦ (Чукотский АО), Валунистый МСЦ (Чукотский АО), Беринговский МСЦ (Чукотский АО).
Ниже приводятся мероприятия в увязке с показателями реализации Программы и раскрывается их содержание.
В рамках основного мероприятия 1.1. "Мелкомасштабное геологическое картографирование на территории Арктической зоны Российской Федерации" планируется к 2024 году покрыть всю территорию суши геологическими картами масштаба 1:1 000 000 третьего поколения.
Осуществление мониторинга государственной геологической карты Российской Федерации и её континентального шельфа масштаба 1:1 000 000 планируется как система непрерывного обновления, анализа и интерпретации информации о геологическом строении территории Российской Федерации с целью информационного обеспечения недропользователей, органов управления государственным фондом недр и иных заинтересованных лиц, интересов обороны и безопасности страны, геологического обоснования крупных инфраструктурных проектов, геополитических интересов Российской Федерации с составлением ГИС-Пакетов, включающих картографическую и фактографическую информацию различных масштабных уровней.
Планируется ведение в режиме мониторинга постоянно обновляемых геологических данных и знаний геолого-картографической модели территории Арктической зоны Российской Федерации масштаба 1:1 000 000. Геолого-картографическая модель представляет собой дальнейшее развитие системы мелкомасштабного картографирования территории Российской Федерации. Модель включает комплект взаимоувязанных основных и вспомогательных карт масштаба 1:1000000 и служит основой управления государственным фондом недр в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов, обеспечения потребностей отраслей промышленности и широкого круга пользователей в геологической информации о недрах, геологического обоснования крупных инфраструктурных проектов.
Мониторинг будет осуществляться на постоянной основе по всем номенклатурным листам, которые предварительно будут подготовлены и включены в единую геолого-картографическую модель. Их введение в мониторинг планируется последовательно в период до 2026-2027 гг., исходя из геологического строения конкретных территорий и перспектив выявления в их пределах промышленных месторождений.
Результаты данного мероприятия характеризуются следующим набором показателей:
1) Доля мелкомасштабной геологической изученности Арктической зоны Российской Федерации, определяемой от площади территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом в процентах;
2) Количество обновляемых в режиме мониторинга листов государственной геологической карты масштаба 1:1 000 000 территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, номенклатурных листов.
В рамках основного мероприятия 1.2. "Среднемасштабная геологическая съемка на территории Арктической зоны Российской Федерации" основным видом работ являются геолого-съёмочные работы масштаба 1:200 000. Они будут направлены на долгосрочное ресурсное обеспечение и возможное расширение действующих минерально-сырьевых центров, преимущественно в Северо-Западном федеральном округе, на полуострове Таймыр, в северных улусах Республики Саха (Якутия) и Чукотском АО.
Планирование геологической съёмки осуществляется с привязкой к созданной и планируемой промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуре с концентрацией геолого-съёмочных работ в пределах нескольких смежных номенклатурных листов, вмещающих крупные геологические структуры - минерагенические провинции, зоны, области, рудные районы и узлы. Самостоятельной задачей геолого-съёмочных работ масштаба 1:200 000 является выделение крупных россыпных золоторудных районов как основы перспективного лицензирования россыпных золоторудных объектов.
Арктическая зона отличается высоким ресурсным потенциалом по золоту. Ведущими рудными формациями являются золото-сульфидно-кварцевая и золото-кварцевая. Самым высоким ресурсным потенциалом и наиболее высоким шансом геологического успеха подтверждения геологических предпосылок в результате проведения работ по региональному изучению недр обладает Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ с ресурсами категории - 1044 и 1678 т соответственно. Наиболее перспективным геолого-промышленным типом в данных регионах является золото-сульфидно-кварцевый. Особое внимание планируется уделить комплексному золото-медно-порфировому оруденению, ресурсы золота в котором в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе составляют не менее 150 и 250 т соответственно.
По железу Арктическая зона обладает слабым ресурсным потенциалом. Ведущими рудными формациями являются железистые кварциты и в меньшей степени - скарно-магнетитовая формация. Наиболее высоким шансом геологического успеха подтверждения геологических предпосылок в результате проведения работ по региональному изучению недр обладает Мурманская область с ресурсами железа категории - 5 366 млн т.
В Северо-Западном федеральном округе находится крупнейший в России Рогачевский рудный узел (архипелаг Новая Земля) с ресурсами марганца категории - 3 млрд т. Ведущими рудными формациями являются - марганцевоносные коры выветривания и марганцевая карбонатная.
В пределах Арктической зоны в советские годы выявлены крупные коренные и россыпные месторождения олова, прежде всего в Депутатском оловорудном районе на севере Якутии и на Чукотском полуострове. Здесь оценены и разведаны крупные промышленные месторождения с утверждёнными запасами олова, подготовленные к промышленной эксплуатации либо законсервированные после прекращения промышленной добычи в 90-е годы. В этой связи региональные геолого-геофизические работы, ориентированные на выявление новых крупных оловорудных объектов, в Арктической зоне не планируются.
Арктика не отличается обширным минерагеническим потенциалом по хромитовым рудам. Из объектов, обладающих прогнозными ресурсами высоких категорий, стоит отметить рудный узел Рай-Из, территориально расположенный на полярном Урале, а также перспективные рудные узлы, расположенные на территории Чукотского автономного округа. Их геологическое доизучение планируется в среднесрочной перспективе.
Россия обладает весьма значительными запасами молибденовых руд, подготовленными к промышленной добыче в Забайкальском крае. В настоящее время соответствующие новые месторождения не осваиваются из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. В этой связи региональные геолого-геофизические работы, ориентированные на молибден, в Арктической зоне не планируются. Вместе с тем, в Республике Карелия и Ямало-Ненецком АО выделяются два рудных узла молибден-штокверковой формации, включающие крупные комплексные объекты молибдена и меди. В их пределах прогнозируется высокий ресурсный потенциал и наиболее высокий шанс геологического успеха подтверждения геологических предпосылок в результате проведения работ по региональному изучению недр.
Отдельного внимания по титану и вольфраму заслуживают потенциально рудоносный Африкандовский массив с перовскит-титано-магнетитовыми рудами и Мартовско-Никитинский золото-молибден-олово-вольфрам серебросодержащий рудный узел. Следует отметить, что в пределах упомянутого выше рудного узла выявлено касстерит-вольфрамит-сульфидное рудопроявление Студенинское в экзоконтакте гранитового массива Кропоткина. Оруденение локализовано в штокверковом теле шириной около 240 метров с содержание (восточный фланг) Sn - 0,1% (до 2-7%), Ag - 200-400 г/т (до 1 кг/т), Bi - 0,01-0,2%, Cu, Pb, Zn - 0,1-0,6%. В ряде проб содержания золота достигают 10-20 г/т, а серебра до 2 кг/т.
Перспективы обнаружения месторождений металлов платиновой группы коренного типа в пределах Арктической зоны Российской Федерации высоки в Мурманской области, на севере Карелии и на севере Красноярского края. Ожидаемый геолого-промышленный тип - сульфидный платино-палладиевый с никелем, медью и кобальтом.
Арктическая зона Российской Федерации отличается высоким ресурсным потенциалом по серебру. Перспективным является золотосеребряный геолого-промышленный тип. На территории Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия) и Красноярского края оценены ресурсы серебра категории в количестве 10030, 2300 и 5400 тонн соответственно.
В результате геолого-съемочных работ будет подготовлена современная геологическая основа для перспективного планирования работ последующих этапов и стадий геологоразведочных работ, а также подготовлены перспективные объекты лицензирования на твердые полезные ископаемые, обеспеченные прогнозными ресурсами категории .
Результаты данного мероприятия характеризуются следующим набором показателей:
1) "Доля покрытия территории Арктической зоны Российской Федерации геологической съемкой масштаба 1:200 000 последнего поколения, процентов". В настоящий момент значение данного показателя составляет 33,5%. По результатам осуществления программы предполагается рост показателя до 47,5%. При этом прирост изученности будет избирательно сосредоточен в пределах территорий, представляющих ближайшую перспективу для расширения действующих минерально-сырьевых центров и обеспечения современной геологической основой площадей постановки прогнозно-минерагенических и поисковых работ.
2) "Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категории на территории суши Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, единиц". Показатель введен для оценки эффективности геолого-съёмочных работ масштаба 1:200 000 в отношении подготовки участков недр для постановки поисковых работ. Предполагается, что выполнение работ в пределах 1-го листа среднемасштабной геологической съемки будет приводить в среднем к 1-му поисковому объекту в контуре металлогенического таксона с локализованными прогнозными ресурсами категории .
В рамках основного мероприятия 1.3 "Региональное геологическое изучение участков недр на углеводородное сырье на территории Арктической зоны Арктической зоны Российской Федерации" планируется осуществить работы по структурному и параметрическому бурению, сейсморазведочные работы, предусмотренные следующими показателями:
1) "Прирост объемов бурения (проходки) параметрических и сверхглубоких скважин на территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, погонных метров".
2) "Прирост объемов региональных сейсморазведочных профилей на территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, погонных километров".
По результатам бурения планируется прирост (проходка) параметрических и сверхглубоких скважин на территории Арктической зоны Российской Федерации в количестве 85600 м; прирост (объем) региональных сейсморазведочных работ 2Д на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации в количестве 89300 пог. км.
За счет средств федерального бюджета планируются работы в пределах Анабаро-Хатанской зоны (переходящие работы по изучению глубоких горизонтов), в районе южного склона Анабарского свода, в Предверхоянском краевом прогибе (Республика Саха (Якутия)), в Анадырском и Хатырском нефтегазоносных бассейнах (Чукотский автономный округ), а также в акваториях и на шельфе арктических морей.
Будет выполнен также анализ перспектив нефтегазоносности доюрского основания полуострова Ямал, Гыданского полуострова и акваторий губ (переходящие работы). Всего планируется пробурить с целью уточнения геологического строения 20 параметрических скважин.
На 2021 год переходят 8 объектов региональных геологоразведочных работ на углеводородное сырье (УВС), в том числе:
- объект "Комплексная аэрогеофизическая (аэромагнитная, аэрогравиметрическая) съемка в районе южного склона Анабарского свода" (общей стоимостью 295 153 тыс. руб.) подлежит завершению в 2021 году;
- "Комплексная аэрогеофизическая съемка Енисей-Хатангского прогиба в районе восточной части Рассохинского мегавала и юго-западной части Балахнинского мегавала" (общей стоимостью 409 972 тыс. руб.);
- "Создание региональной сети опорных геолого-геофизических профилей с целью изучения геологического строения, структуры и оценки перспектив нефтегазоносности осадочных бассейнов Баренцева моря" (общей стоимостью 958 699 тыс. руб.) подлежат завершению в 2022 году;
- завершение работ по бурению, испытаниям и ликвидации параметрической скважины Новоякимовская 1 ожидается в 2026 году (стоимость второго этапа бурения - 3009462 тыс. руб. - стоимость испытания и ликвидации скважины будет определена после завершения второго этапа);
- "Площадные сейсморазведочные работы в пределах Щучьинской зоны (Ямало-Ненецкий автономный округ)" (общей стоимостью 880 000 тыс. руб.);
- "Проведение комплексных геофизических работ с целью уточнения геологического строения и выявления новых зон нефтегазонакопления на Анабаро-Хатангской площади" (общей стоимостью 1 119 609 тыс. руб.);
- "Изучение геологического строения и оценка перспектив нефтегазоносности юго-восточной части моря Лаптевых (Омолойский залив)" (общей стоимостью 770 000 тыс. руб.);
- "Комплекс работ по ликвидации параметрической скважины 130-Гыданская" (общей стоимостью 180 000 тыс. руб.) подлежал завершению в 2020 году, однако не была завершена биологическая рекультивация, выполнение которой планируется в 2021 году.
Для оценки эффективности работ по региональному изучению участков недр на углеводородное сырье предлагается показатель "Прирост ресурсов углеводородного сырья категории Дл в Арктической зоне Российской Федерации, нарастающим итогом, млн т условного топлива". По результатам указанных работ планируется получить прирост ресурсов углеводородного сырья категории Дл в Арктической зоне Российской Федерации, нарастающим итогом в объеме 413214 млн т условного топлива.
В рамках основного мероприятия 1.4. "Региональное геологическое изучение участков недр на твердые полезные ископаемые (прогнозно-минерагенические работы) на территории Арктической зоны" будет выполняться один вид региональных работ - работы прогнозно-минерагенического содержания.
Работы планируются с целью обеспечения геологоразведочных работ, проводимых как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств недропользователей современными геохимическими и геофизическими основами, геолого-поисковыми моделями и прогнозными ресурсами преимущественно категории . В рамках настоящей Программы предусмотрены к выполнению прогнозно-минерагенические работы, содержащие в своем составе комплекс опережающих геофизических и геохимических работ, нацеленные на восстановление поискового задела и создание новых площадей проведения геологоразведочных работ.
Для оценки результатов прогнозно-минерагенических работ устанавливаются следующие показатели (индикаторы):
1) "Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категорий и на территории суши Арктической зоны Российской Федерации (без учета россыпного золота), нарастающим итогом, единиц";
2) "Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами россыпного золота категории и на территории суши Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом".
Выполнение прогнозно-минерагенических работ - ведущее мероприятие настоящей программы. При выборе объектов постановки прогнозно-минерагенических работ в качестве ключевых факторов учитываются задачи социально-экономического развития территорий и минерально-сырьевых центров, имеющих доступ к Северному морскому пути и использующих его транспортные возможности. Задача перспективной загрузки Северного морского пути не может быть решена одной лишь эксплуатацией традиционных для примыкающих регионов месторождений золота и алмазов в силу малых объемов перевозок, связанных с данными видами сырья. Поэтому к постановке предлагаются работы, нацеленные на создание перспективных сырьевых районов в непосредственной близости от исторически сложившихся сырьевых центров Мурманской области и Республики Карелия (железо, титан, хром), Новоземельского (полиметаллы, марганец, флюорит), Чукотского (медь, хром), Таймырского (уголь) МСЦ как резервной сырьевой базы ближайшей перспективы.
В отношении золота (Чукотский АО) предусмотренные программой прогнозно-минерагенические работы не создают значительных объемов грузовых перевозок, но являются важным фактором общей активизации хозяйственной деятельности в районе Северного морского пути.
Источниками перспективных участков для постановки прогнозно-минерагенических работ будут служить:
результаты среднемасштабных геолого-съёмочных работ масштаба 1:200 000, реализуемых в рамках настоящей программы;
результаты геолого-съёмочных работ различных масштабов, выполненных в предшествующие годы;
результаты поисковых работ различных стадий, выполненных в предшествующие годы за счёт всех источников финансирования, но не завершившихся постановкой на государственный баланс запасов полезных ископаемых по различным причинам (неблагоприятная рыночная конъюнктура, отсутствие рентабельной технологии переработки руд, экологические ограничения, интересы национальной обороны и безопасности и т.д.);
предложения недропользователей, в том числе и юниорских компаний.
Необходимо принимать во внимание, что наиболее высокие риски получения отрицательного поискового результата возникают на самых ранних стадиях геологического изучения недр. Кроме того, наиболее перспективные участки недр, выявленные в результате работ предшественников, были вовлечены в работы последующих стадий и получили отрицательную оценку либо находятся в распределённом фонде недр. Современными геохимическими основами масштаба 1:200 000 обеспечено всего 4,2% территории Арктической суши, при этом геохимические работы предшественников зачастую не кондиционны. Покрытие Арктической зоны Российской Федерации современными аэрогеофизическими и наземными площадными геофизическими съёмками также недостаточное. В этой связи не опоискованными в настоящее время являются преимущественно слабо изученные площади, в пределах которых могут быть выявлены глубоко залегающие объекты, месторождения нетрадиционных рудно-формационных и геолого-промышленных типов, характеризующиеся сложными горнотехническими условиями отработки и находящиеся в удалённых районах.
В рамках основного мероприятия 1.5. "Геологоразведочные работы ранних стадий (поиски) на твердые полезные ископаемые на территории Арктической зоны Российской Федерации" предусматривается выполнение работ поисковой стадии геологоразведочных работ, нацеленных на восполнение подготовленных к лицензированию фонда участков недр, обеспеченных экономически эффективными прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категории , в меньшей степени . Исходя из целевого назначения эффективность мероприятия характеризуется единственным показателем "Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категорий и на территории суши Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом".
Поисковые работы, планируемые к выполнению в рамках настоящей Программы сфокусированы на развитии существующих минерально-сырьевых центров и планируются к осуществлению по следующим направлениям, отвечающим основным принципам Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р:
наращивание минерально-сырьевой базы золота Красноярского края, Республик Саха (Якутия) и Коми, Ямало-Ненецкого и Чукотского АО;
обеспечение ресурсного потенциала Чукотского АО и Республики Саха (Якутия) за счет проведения поисковых работ на серебро;
наращивание минерально-сырьевой базы цветных и благородных металлов Чукотского АО за счет проведения поисковых работ на золото-медно-порфировые руды;
наращивание минерально-сырьевой базы углей Печорского угольного бассейна (Ненецкий АО) для развития угольной промышленности городского муниципального образования Воркута за счет проведения поисковых работ на коксующиеся и энергетические угли особо ценных марок;
наращивание минерально-сырьевой базы хромовых руд в Чукотском и Ямало-Ненецком АО за счет проведения поисковых работ на высокохромистые руды;
наращивание минерально-сырьевой базы хромовых руд в Республике Карелия за счет проведения поисковых работ на среднехромистый тип руд;
наращивание минерально-сырьевой базы высокотитанистых и железных руд в Мурманской области и Республике Карелия на основе проведения поисковых работ на коренные источники ильменитовых и железных руд;
наращивание минерально-сырьевой базы графита в Мурманской области и Республике Карелия на основе проведения поисковых работ на кристаллический графит.
В рамках основного мероприятия 1.6 "Геологоразведочные работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых на территории Арктической зоны Российской Федерации" работы будут проводиться за счет собственных средств недропользователей на угли, алмазы, цветные и благородные металлы, хромовые руды.
За счет средств недропользователей будет осуществляться также формирование и развитие новых крупных центров добычи углеводородных ресурсов на основе сложившихся и перспективных минерально-сырьевых центров углеводородного сырья, которые представляют собой совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой.
Первоочередные работы будут проводиться в море Лаптевых, так как по остальной территории высокие затраты на обустройство и практически полное отсутствие инфраструктуры исключают возможность освоения небольших по запасам месторождений на шельфе Арктики. Исходя из этого поисковое бурение будет проводиться на структурах с ресурсами не менее 500 млн т.
На суше наибольшие перспективы увеличения ресурсной базы для развития Северного морского пути связаны с территорией Красноярского края, входящей в Западно-Сибирскую нефтегазовую провинцию.
Наибольший интерес для транспортировки углеводородного сырья по Северному морскому пути представляет Ванкорская группа месторождений, Паяхское и Байкаловское месторождения и прилегающие к ним территории, на которые будут направлены основные усилия недропользователей.
Перспективным направлением для увеличения ресурсной базы является северо-запад Таймырского полуострова, в пределах которого лицензирование осуществляется, в том числе по заявительному принципу.
Основные перспективные направления в Красноярском крае за счет недропользователей связаны с изучением палеозойских и рифейских отложений Анабаро-Хатанской зоны.
Реализация указанных мероприятий предусматривает выполнение 17 показателей (индикаторов):
показатель 6.1 "Доля внебюджетных инвестиций на геологоразведочные работы на углеводородное сырье в Арктической зоне Российской Федерации от общероссийских, процентов";
показатель 6.2 "Доля внебюджетных инвестиций на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые в Арктической зоне Российской Федерации от общероссийских, процентов";
показатель 6.3 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов нефти, процентов";
показатель 6.4 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов золота, процентов";
показатель 6.5 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов алмазов, процентов";
показатель 6.6 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов свинца, процентов";
показатель 6.7 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов цинка, процентов";
показатель 6.8 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов серебра, процентов";
показатель 6.9 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов хромовых руд, процентов";
показатель 6.10 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов титана, процентов";
показатель 6.11 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов природного газа, процентов";
показатель 6.12 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов железных руд, процентов";
показатель 6.13 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов углей, процентов";
показатель 6.14 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов меди, процентов";
показатель 6.15 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов никеля, процентов";
показатель 6.16 "Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов платиноидов, процентов";
показатель 6.17 "Объем воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающий планируемый уровень перевозок минерального сырья по Северному морскому пути, млн т".
Характеристика показателей приведена ниже.
Показатели 6.1-6.2 и их значения характеризуют повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Арктической зоны Российской Федерации. Значения показателей рассчитаны исходя из ретроспективных данных, а также с учетом прогнозируемых результатов реализации основных направлений работ, проведенных в рамках данного мероприятия. Значения показателей должны составлять не менее установленных.
Показатели 6.3-6.16 характеризуют результативность развития минерально-сырьевой базы стратегических и наиболее ликвидных видов минерального сырья на территории Арктической зоны Российской Федерации, что впоследствии будет способствовать обеспечению необходимого объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 2035 года и далее. Учитывая отраслевую специфику, для сглаживания неизбежных колебаний, связанных с нерегулярным характером открытия месторождений, расчет показателей проводится с использованием средних значений прироста и погашения запасов в недрах за последние 10 лет. Показатели и их значения приведены в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р.
Показатель 6.17 и его значения отражают непосредственные объемы минерального сырья, которые будут транспортироваться Северным морским путем в период действия Программы. Значения показателей рассчитаны исходя из объемов добычи, предусмотренных проектами на отработку месторождений в соответствии с календарным планом, а также из открытых источников информации по компаниям-недропользователям.
Анализ перспектив вкладов конкретных видов полезных ископаемых в загрузку Северного морского пути показывает, что существенным потенциалом обеспечения физических объемов грузоперевозок обладает ограниченное количество видов сырья, при этом выделяются следующие группы:
1) Ведущие - нефть, природный газ, уголь с потенциалом по каждому виду сырья от 10 млн т/год и более по каждому виду полезного ископаемого;
2) Второстепенные - руды железа, титана, единичные крупнообъемные месторождения меди, никеля и полиметаллов (транспортируемый продукт - минеральные концентраты и промпродукты) - от 0,5 до 5 млн т/год по каждому виду полезного ископаемого;
3) Малозначимые - прочие виды твердых полезных ископаемых (золото, серебро, алмазы и др.), с потенциалом перевозки по Северному морскому пути менее 0,5 млн т/год по каждому виду полезного ископаемого. Объекты данной группы твердых полезных ископаемых не создают значительных объемов грузовых перевозок минерального сырья, но являются важным фактором общей активизации хозяйственной деятельности и создания гражданской инфраструктуры в районе Северного морского пути.
Реализация указанных основных мероприятий будет сопровождаться совершенствованием нормативно-правовой базы недропользования.
В частности, в целях экономического стимулирования геологоразведочных работ за счет средств недропользователей необходимо предусмотреть:
разработку механизмов привлечения частного капитала к финансированию работ по региональному геологическому изучению недр;
совершенствование методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами для участков недр, тяготеющих к Северному морскому пути и ряд других инициатив;
введение в действие новой классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых с комплексом адаптированных инструктивно-методических документов;
подготовку новой редакции "Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям".
Будет продолжена работа по разработке концепции систем и преференций, обеспечивающих экономическую эффективность геологоразведочных проектов в условиях Арктической зоны Российской Федерации на основе системы налоговых льгот и преференций.
Будет продолжена также работа по цифровизации государственного управления государственным фондом недр, которая проводится по четырем основным направлениям: цифровизация лицензирования пользования недрами; цифровизация оказания государственных услуг и функций; представление государственной отчетности пользователями недр в электронной форме; внедрение электронных информационных сервисов.
Предстоит совершенствовать созданные и разрабатывать новые федеральные государственные информационные системы.
Одновременно с этим будет продолжена работа по оцифровке геологических материалов и наполнению Единого фонда геологической информации как государственной информационной системы, позволяющей работать с геологической информацией в режиме онлайн. Это позволит повысить доступность геологической информации о фонде перспективных участков недр.
Таким образом, основные направления работ, выполняемые в рамках данной программы, позволят повысить инвестиционную привлекательность не только ранних стадий геологоразведочных работ на малоизученных территориях, открыть новые месторождения полезных ископаемых, которые будут способствовать ускоренному развитию и освоению ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, включая воспроизводство стратегических и наиболее ликвидных видов минерального сырья. Тем самым будет обеспечен необходимый объем грузоперевозок минерального сырья по Северному морскому пути и, как следствие, комплексное развитие обеспечивающей инфраструктуры - строительство новых портов и перегрузочных комплексов для освоения новых территорий и месторождений, создание условий для завоза грузов, необходимых для проведения геологоразведочных работ, освоения существующей сырьевой базы, а также жизнеобеспечения населения арктического побережья.
4. Обеспечение бюджетной эффективности планируемых работ
Бюджетная эффективность геологоразведочных работ включает поступления в государственный бюджет налогов и платежей, доходов от лицензирования, проведения конкурсов, аукционов.
Окупаемость геологоразведочных работ ранних стадий (региональное геологическое изучение, прогнозно-минерагенические и поисковые работы) имеет "отложенный" экономический эффект, так как максимальные поступления в бюджет приходятся на геологоразведочные работы оценочной и разведочной стадий, проводимых за счет собственных средств недропользователей.
Объемы затрат на геологоразведочные работы на полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на территории Российской Федерации и, в том числе, на территории Арктической зоны Российской Федерации устанавливаются исходя из их минерально-сырьевого потенциала и степени его использования.
На твердые полезные ископаемые в период с 2005 по 2018 гг. на территории Арктической зоны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета проводились работы на 80 объектах с суммарным объемом финансирования - 7,8 млрд руб. Из них с положительными геологическими результатами завершилось 34 объекта, 10 из которых переданы в лицензирование.
Суммарные разовые платежи по этим лицензиям составили 1,1 млрд руб. При этом, на 6 объектах уже утверждены технико-экономические обоснования, согласно которым, расчетная бюджетная эффективность суммарно составляет - 160 млрд руб. Таким образом, уровень бюджетной эффективности от вовлечения в освоение получаемых результатов геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета составляет порядка 1:20.
При реализации мероприятий, направленных на создание фонда перспективных участков недр для формирования минерально-сырьевой базы углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в рамках настоящей программы можно ожидать достижение существенно большего экономического эффекта, кратно превышающего затраченные на проведение геологоразведочных работ федеральные средства.
5. Этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап (2022-2024 годы) предусматривает завершение обязательств в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1522), в части геологического изучения территории Арктической зоны Российской Федерации.
К концу первого этапа Программы будет выполнено мелкомасштабное геологическое изучение, получен прирост среднемасштабной геологической изученности, подготовлены обеспеченные прогнозными ресурсами участки недр для последующего лицензирования.
Второй этап реализации Программы (2025-2035 годы) предполагает наращивание темпов комплексного геологического изучения территории Арктической зоны Российской Федерации за счет выполнения следующих работ:
региональных геологических исследований, направленных на создание надежной, научно обоснованной информационно-картографической основы для раскрытия и развития минерально-сырьевого потенциала региона и формирования поискового задела наиболее востребованных видов полезных ископаемых;
региональных геологоразведочных работ на углеводородное сырье в пределах наиболее перспективных зон суши и континентального шельфа;
прогнозно-минерагенических работ на твердые полезные ископаемые с выделением перспективных площадей для дальнейшего проведения поисковых работ;
геологоразведочных работ по воспроизводству запасов полезных ископаемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих и перерабатывающих предприятий, а также формирование грузовой базы Северного морского пути.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в приложении N 2.
6. Ресурсное обеспечение
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и средств недропользователей.
Финансирование запланированных мероприятий за счет средств федерального бюджета определено государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322. До 2022 года - за счет предусмотренных федеральным бюджетом средств, до 2024 года включительно - с учетом возможностей федерального бюджета на реализацию действующей государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Начиная с 2025 года, геологоразведочные работы будут финансироваться в рамках новой государственной программы Российской Федерации по воспроизводству природных ресурсов.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении N 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Программе геологического изучения участков недр на
территории Арктической зоны Российской Федерации в целях
формирования перспективной грузовой базы Северного
морского пути на период до 2035 года
Перечень
основных мероприятий Программы геологического изучения участков кедр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Основные направления реализации |
Связь с показателями государственной программы (подпрограммы) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Основное мероприятие 1.1 "Мелкомасштабное геологическое картографирование на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
Федеральное агентство по недропользованию |
2022 |
2035 |
Территория Арктической зоны Российской Федерации полностью покрыта мелкомасштабными геолого-съемочными работами третьего поколения; Создана государственная постоянно обновляемая геолого-картографическая модель территории Арктической зоны Российской Федерации масштаба 1:1 000 000 |
Проведение работ масштаба 1:1 000 000 последнего поколения; создание и развитие в режиме мониторинга новых геологических данных и знаний государственной картографической модели |
1.1 Доля мелкомасштабной геологической изученности Арктической зоны Российской Федерации, определяемой в процентах от площади территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, процентов; 1.2 Количество обновляемых в режиме мониторинга листов государственной геологической карты масштаба 1:1 000 000 территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, номенклатурных листов. |
Основное мероприятие 1.2 "Среднемасштабная геологическая съемка на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
Федеральное агентство по недропользованию |
2022 |
2035 |
Увеличена площадь покрытия среднемасштабными геолого-съемочными работами; Подготовлен фонд перспективных участков для лицензирования, обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категории на территории Арктической зоны Российской Федерации. |
Проведение геолого-съемочных работ масштаба 1:200 000 последнего поколения; Подготовка перспективных участков недр для лицензирования, обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категории . |
2.1. Доля покрытия территории Арктической зоны Российской Федерации геологической съемкой масштаба 1:200 000 последнего поколения, процентов; 2.2. Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами категории на территории суши Арктической зоны, нарастающим итогом, единиц. |
Основное мероприятие 1.3 "Региональное геологическое изучение участков недр на углеводородное сырье на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
Федеральное агентство по недропользованию |
2022 |
2035 |
Выявление локальных нефтегазоносных структур Получение прироста углеводородного сырья категории Дл на территории Арктической зоны Российской Федерации. |
Проходка параметрических и сверхглубоких скважин; Проведение региональных сейсморазведочных работ. |
3.1 Прирост объемов бурения (проходки) параметрических и сверхглубоких скважин на территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, пог. км; 3.2. Прирост объемов региональных сейсморазведочных профилей на территории Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, пог. км; 3.3 Прирост ресурсов углеводородного сырья категории Дл в Арктической зоне Российской Федерации, нарастающим итогом, млн. т условного топлива. |
Основное мероприятие 1.4 "Региональное геологическое изучение участков недр на твердые полезные ископаемые (прогнозно-минерагенические работы) на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
Федеральное агентство по недропользованию |
2022 |
2035 |
Подготовлен фонд перспективных участков для лицензирования, обеспеченных прогнозными ресурсами категории и на территории Арктической зоны Российской Федерации |
Проведение прогнозно-минерагенических работ на твердые полезные ископаемые |
4.1 Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категорий и на территории Арктической зоны Российской Федерации (без учета россыпного золота), нарастающим итогом, единиц; 4.2 Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами россыпного золота категорий и на территории суши Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, единиц |
Основное мероприятие 1.5 "Геологоразведочные работы ранних стадий (поиски) на твердые полезные ископаемые на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
Федеральное агентство по недропользованию |
2022 |
2026 |
Подготовлен фонд перспективных участков для лицензирования обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категорий и на территории Арктической зоны Российской Федерации |
Проведение поисковых работ на твердые полезные ископаемые |
5. Прирост количества перспективных участков недр, подготовленных для лицензирования и обеспеченных прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категорий и на территории суши Арктической зоны Российской Федерации, нарастающим итогом, единиц |
Основное мероприятие 1.6 "Геологоразведочные работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
Федеральное агентство по недропользованию |
2022 |
2035 |
Обеспечено увеличение объема частных инвестиций в проведение геологоразведочных работ на территории Арктической зоны Российской Федерации и её континентального шельфа; Обеспечены условия для интенсификации освоения минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации; Обеспечены условия для воспроизводства минерально-сырьевой базы полезных ископаемых Арктической зоны Российской Федерации; Обеспечены условия для увеличения объемов перевозок минерального сырья по Северному морскому пути |
Создание условий для привлечения средств недропользователей на основе: - повышения доступности геологической информации о фонде перспективных участков недр; - совершенствования нормативно-правовой базы недропользования. |
6.1 Доля внебюджетных инвестиций на геологоразведочные работы на углеводородное сырье в Арктической зоне Российской Федерации от общероссийских, процентов; 6.2 Доля внебюджетных инвестиций на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые в Арктической зоне Российской Федерации от общероссийских процентов; 6.3 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов нефти, процентов; 6.4 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов золота, процентов; 6.5 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов алмазов, процентов; 6.6 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов свинца, процентов; 6.7 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов цинка, процентов; 6.8 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов серебра, процентов; 6.9 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов хромовых руд, процентов; 6.10 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов титана, процентов; 6.11 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов природного газа, процентов; 6.12 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов железных руд, процентов; 6.13 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов углей, процентов; 6.14 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов меди, процентов; 6.15 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов никеля, процентов; 6.16 Минимально необходимый уровень воспроизводства запасов платиноидов, процентов; 6.17 Объем воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающий планируемый уровень перевозок минерального сырья по Северному морскому пути, млн т |
Приложение 2
к Программе геологического изучения участков недр на территории Арктической
зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы
Северного морского пути на период до 2035 года"
Сведения
о показателях (индикаторах) Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года
Нумерация строк приводится в соответствии с источником
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Программе геологического изучения участков недр на
территории Арктической зоны Российской Федерации в целях
формирования перспективной грузовой базы Северного
морского пути на период до 2035 года
Ресурсное обеспечение реализации Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года
(тыс. руб.)
Статус |
Наименование структурного элемента |
ГРБС (ответственный исполнитель, соисполнитель, государственный заказчик-координатор, участник) |
Оценка расходов, годы |
|||||||||||||
2019 год |
2020 год (план) |
2021 год (план) |
2022 год (план) |
2023 год (план) |
2024 год (план) |
2025 год (план) |
2026 год (план) |
2027 год (план) |
2028 год (план) |
2029 год (план) |
2030 год (план) |
2031-2035 гг. (план) |
||||
план |
факт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Программа |
Программа геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года" |
всего в том числе: |
264 382 065,7 |
210 562 855,2 |
158 031 501,7 |
162 144 167,0 |
217 454 550,0 |
227 431 454,5 |
244 433 836 |
253 902 843 |
263 752 179 |
273 553 194 |
284 026 240 |
294 451 677 |
305 889 877 |
1 686 496 557 |
федеральный бюджет |
5 942 820,7 |
2 117 660,2 |
6 836 699,7 |
5 013 521,0 |
5 577 985,0 |
7 198 592,5 |
15 513 988,0 |
15 925 000,0 |
16 385 000,0 |
16 785 000,0 |
16 845 000,0 |
16 845 000,0 |
16 845 000,0 |
63 075 000,0 |
||
внебюджетные источники |
258 439 245 |
208 445 195 |
151 194 802 |
157 130 646 |
211 876 565 |
220 232 862 |
228 919 848 |
237 977 843 |
247 367 179 |
256 768 194 |
267 181 240 |
277 606 677 |
289 044 877 |
1 623 421 557 |
||
"Мелкомасштабное геологическое картографирование на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
всего в том числе |
240 608,0 |
192 495,0 |
198 289,3 |
184 792,7 |
94 757,8 |
191 463,0 |
188 988,0 |
200 000,0 |
260 000,0 |
260 000,0 |
320 000,0 |
320 000,0 |
320 000,0 |
1 600 000,0 |
|
федеральный бюджет |
240 608,0 |
192 495,0 |
198 289,3 |
184 792,7 |
94 757,8 |
191 463,0 |
188 988,0 |
200 000,0 |
260 000,0 |
260 000,0 |
320 000,0 |
320 000,0 |
320 000,0 |
1 600 000,0 |
||
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
"Среднемасштабная геологическая съемка на территории Арктической юны Российской Федерации" |
всего в том числе: |
426 185,9 |
572 462,7 |
736 619,0 |
757 946,4 |
834 151,5 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
2 625 000,0 |
|
федеральные бюджет |
426 185,9 |
572 462,7 |
736 619,0 |
757 946,4 |
834 151,5 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
525 000,0 |
2 625 000,0 |
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
"Региональное геологическое изучение участков недр на углеводородное сырье на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
всего том числе: |
4 558 316,8 |
979 123,3 |
5 000 866,9 |
3 105 519,9 |
3 574 477,5 |
5 413 391,8 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
28 850 000,0 |
|
федеральный бюджет |
4 558 316,8 |
979 123,3 |
5 000 866,9 |
3 105 519,9 |
3 574 477,5 |
5 413 391,8 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
10 000 000,0 |
28 850 000,0 |
||
"Региональное геологическое изучение участков недр на твердые полезные ископаемые прогнозно-минерагенические работы) на территории Арктической юны Российской Федерации" |
всего в том числе: |
|
|
|
|
|
|
2 400 000,0 |
3 200 000,0 |
4 000 000,0 |
4 800 000,0 |
4 800 000,0 |
4 800 000,0 |
4 800 000,0 |
24 000 000,0 |
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
2 400 000,0 |
3 200 000,0 |
4 000 000,0 |
4 800 000,0 |
4 800 000,0 |
4 800 000,0 |
4 800 000,0 |
24 000 000,0 |
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
"Геологоразведочные работы ранних стадий (поиски) на твердые полезные ископаемые на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
всего в том числе |
717 710,0 |
373 579,2 |
900 924,5 |
965 262,0 |
1 074 598,2 |
1 068 737,7 |
2 400 000,0 |
2 000 000,0 |
1 600 000,0 |
1 200 000,0 |
1 200 000,0 |
1 200 000,0 |
1 200 000,0 |
6 000 000,0 |
|
федеральный бюджет |
717 710,0 |
373 579,2 |
900 924,5 |
965 262,0 |
1 074 598,2 |
1 068 737,7 |
2 400 000,0 |
2 000 000,0 |
1 600 000,0 |
1 200 000,0 |
1 200 000,0 |
1 200 000,0 |
1 200 000,0 |
6 000 000,0 |
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
"Геологоразведочные работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых на территории Арктической зоны Российской Федерации" |
всего в том числе: |
258 439 245 |
208 445 195 |
151 194 802 |
157 130 646 |
211 876 565 |
220 232 862 |
228 919 848 |
237 977 843 |
247367179 |
256 768 194 |
267 181 240 |
277 606 677 |
289 044 877 |
1 623 421 557 |
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники, всего |
258439245 |
208445195 |
151194802 |
157130646 |
211876565 |
220232862 |
228919848 |
237977843 |
247367179 |
256768194 |
267181240 |
277606677 |
289044877 |
1623421557 |
||
внебюджетные источники ТПИ |
8439245 |
8445195 |
11194802 |
11530646 |
11876565 |
12232862 |
12599848 |
12977843 |
13367179 |
13768194 |
14181240 |
14606677 |
15044877 |
82271557 |
||
внебюджетные источники УВС |
250000000 |
200000000 |
140000000 |
145600000 |
200000000 |
208000000 |
216320000 |
225000000 |
234000000 |
243000000 |
253000000 |
263000000 |
274000000 |
1541150000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 июня 2021 г. N 388 "Об утверждении Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны Российской Федерации в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года"
Текст приказа опубликован не был