Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя земляного полотна, песка и песчано-гравийных смесей для слоев основания
В.1 Расчетная (относительная) влажность грунта зависит от погодно-климатических условий местности, а также от вида грунта, конструкции земляного полотна, применяемых мероприятий по регулированию водно-теплового режима дорожной одежды и земляного полотна и др.
Разновидности грунтов принимают в соответствии с ГОСТ 33063.
Расчетную (относительную) влажность связного грунта W p дорожной одежды вычисляют по формуле
,
(В.1)
где - среднее многолетнее значение относительной (в долях от влажности на границе текучести) влажности грунта в наиболее неблагоприятный (весенний) период года в рабочем слое земляного полотна, определяемое по таблице В.1 в зависимости от ДКЗ и подзоны [см. рисунок В.1 (вкладка)], схемы увлажнения грунта рабочего слоя и типа грунта;
- поправка, равная 0,00 - для участков насыпей и 0,03 - для участков дороги, проходящих в выемке или в низкой насыпи с рабочей отметкой менее руководящей отметки для данного типа грунта и типа местности по характеру увлажнения;
- поправка на особенности рельефа территории, принимаемая для равнинных условий 0,00, предгорных - 0,03, горных - 0,05;
- поправка на конструктивные особенности проезжей части и обочин, определяемая по таблице В.2;
- коэффициент вариации, равный 0,10;
t - коэффициент нормированного отклонения, принимаемый в зависимости от уровня надежности K н (см. таблицу В.3);
- поправка, учитывающая толщину слоев, превышающую 0,75 м, определяемая по рисунку В.2 (в случае, если толщина слоев менее 0,75 м, поправка не принимается).
Таблица В.1 - Среднее многолетнее значение относительной влажности грунта рабочего слоя
ДКЗ - подзона |
Схема увлажнения рабочего слоя |
Среднее многолетнее значение относительной влажности грунта (доли от W т *) |
|||
легкая супесь |
пылеватый песок |
легкий суглинок, тяжелый суглинок, пылеватый тяжелый суглинок, глина |
пылеватая супесь, пылеватая тяжелая супесь, пылеватый легкий суглинок |
||
I-I 1 |
1 |
0,53 |
0,57 |
0,62 |
0,65 |
2 |
0,55 |
0,59 |
0,65 |
0,67 |
|
3 |
0,57 |
0,62 |
0,67 |
0,70 |
|
I-I 2 |
1 |
0,57 |
0,57 |
0,62 |
0,65 |
2 |
0,59 |
0,62 |
0,67 |
0,70 |
|
3 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
|
I-I 3 |
1 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
2 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
|
3 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
|
II-II 1 |
1 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
2 |
0,63 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
|
3 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
|
II-II 2 |
1 |
0,57 |
0,59 |
0,62 |
0,67 |
2 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
|
3 |
0,62 |
0,64 |
0,67 |
0,72 |
|
II-II 3 |
1 |
0,63 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
2 |
0,66 |
0,68 |
0,71 |
0,76 |
|
3 |
0,68 |
0,70 |
0,73 |
0,78 |
|
II-II 4 |
1 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
2 |
0,63 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
|
3 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
|
II-II 5 |
1 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
2 |
0,68 |
0,70 |
0,73 |
0,78 |
|
3 |
0,70 |
0,72 |
0,75 |
0,80 |
|
II-II 6 |
1 |
0,62 |
0,64 |
0,67 |
0,72 |
2 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
|
3 |
0,67 |
0,69 |
0,72 |
0,77 |
|
III-III 1 |
1 |
0,55 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
2, 3 |
0,59 |
0,61 |
0,63 |
0,67 |
|
III-III 2 |
1 |
0,58 |
0,60 |
0,63 |
0,66 |
2, 3 |
0,62 |
0,64 |
0,66 |
0,70 |
|
III-III 3 |
1 |
0,55 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
2, 3 |
0,59 |
0,61 |
0,63 |
0,67 |
|
IV |
1 |
0,53 |
0,55 |
0,57 |
0,60 |
2, 3 |
0,57 |
0,58 |
0,60 |
0,64 |
|
V |
1 |
0,52 |
0,53 |
0,54 |
0,57 |
2, 3 |
0,55 |
0,56 |
0,57 |
0,60 |
|
* W т - влажность на границе текучести. |
- границы ДКЗ; - границы дорожно-климатических подзон
Примечания
1 При обосновании общее дорожно-климатическое районирование территории Российской Федерации может уточняться в рамках отдельных субъектов.
2 Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к ДКЗ III, Крым - к ДКЗ IV.
3 При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данных о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также, исходя из практики эксплуатации дорог в районе, допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.
4 В горных районах ДКЗ следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.
5 Разделение на подзоны следует учитывать при определении расчетной влажности при расчетах на прочность и морозоустойчивость дорожных одежд.
Рисунок В.1 - ДКЗ и подзоны Российской Федерации
Средние значения влажности грунта в таблице В.1 приведены для толщины дорожной одежды h д.о до 0,75 м. Если одежда имеет большую толщину, влагонакопление в грунте рабочего слоя за счет грунтовой и поверхностной вод снижается. В этом случае расчетная влажность грунта уменьшается на величину , определяемую по номограмме (см. рисунок В.2).
Если расчетная (относительная) влажность , указанная в таблице В.1, более или равна 0,75W т, значение поправки определяют по рисунку В.2. Если < 0,75 W т, расчетную влажность грунта при толщине дорожной одежды более 0,75 м вычисляют по формуле (В.1) без учета .
1 - для = 0,75W т; 2 - для = 0,8W т; 3 - для = 0,85W т; 4 - для = 0,9W т
Рисунок В.2 - Номограмма для определения поправки к относительной расчетной влажности в зависимости от суммарной толщины дорожной одежды h д.о
Таблица В.2 - Значение поправки на конструктивные особенности проезжей части и обочин W
Конструктивная особенность |
Поправка W в ДКЗ |
|||
II |
III |
IV |
V |
|
Основание дорожной одежды, включая слои на границе с грунтом рабочего слоя, из укрепленных материалов: |
|
|
|
|
крупнообломочного грунта и песка |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
песчанистой супеси |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,04 |
пылеватых песков, тяжелого и легкого суглинка и др. |
0,08 |
0,08 |
0,06 |
0,05 |
Укрепление обочин (не менее 2/3 их ширины): |
|
|
|
|
асфальтобетоном |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
0,02 |
щебнем (гравием) |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
Дренаж с продольными трубчатыми дренами |
0,05 |
0,03 |
- |
- |
Устройство гидроизолирующих прослоек из полимерных материалов |
0,05 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
Устройство теплоизолирующего слоя, предотвращающего промерзание |
Снижение расчетной влажности до полной влагоемкости при требуемом коэффициенте уплотнения грунта K упл |
|||
Грунт рабочего слоя земляного полотна в "обойме" |
Снижение расчетной влажности до оптимальной |
|||
Грунт рабочего слоя, уплотненный до значения коэффициента уплотнения более 1,00 в слое толщиной до 0,5 м от низа дорожной одежды, если он расположен ниже границы промерзания |
- |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Таблица В.3 - Значения коэффициента нормированного отклонения t
Уровень надежности K н |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
0,98 |
Нормированное отклонение t |
0,52 |
0,68 |
0,84 |
1,06 |
1,32 |
1,71 |
2,19 |
В.2 Расчетные механические характеристики связных грунтов:
- модуль упругости - в зависимости от расчетной влажности по таблице В.4;
- угол внутреннего трения и удельное сцепление грунта c N - в зависимости от расчетной влажности и количества приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице В.5.
Таблица В.4 - Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости связных грунтов
Грунт |
Модуль упругости при относительной влажности, МПа |
|||||||||
0,50 |
0,55 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
|
Пылеватый песок |
96 |
90 |
84 |
78 |
72 |
66 |
60 |
54 |
48 |
43 |
Легкая супесь |
70 |
60 |
56 |
53 |
49 |
45 |
43 |
42 |
41 |
40 |
Супесь пылеватая, супесь тяжелая пылеватая |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
Суглинок легкий, суглинок тяжелый |
108 |
90 |
72 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
Суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
Глины |
108 |
90 |
72 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
Таблица В.5 - Рекомендуемые расчетные значения сдвиговых характеристик (удельное сцепление c N и угол внутреннего трения ) связных грунтов
Относительная влажность |
Удельное сцепление c N, МПа, при суммарном числе приложений нагрузки |
Угол внутреннего трения , град, при суммарном числе приложений нагрузки |
||||||||
1 |
10 3 |
10 4 |
10 5 |
10 6 |
1 |
10 3 |
10 4 |
10 5 |
10 6 |
|
Суглинки и глины | ||||||||||
0,60 |
0,030 |
0,030 |
0,016 |
0,014 |
0,012 |
24 |
20 |
14,5 |
11 |
9 |
0,65 |
0,024 |
0,019 |
0,013 |
0,011 |
0,009 |
21 |
15 |
11 |
8 |
7 |
0,70 |
0,019 |
0,013 |
0,009 |
0,007 |
0,006 |
18 |
11,5 |
8,5 |
6,5 |
5,5 |
0,75 |
0,015 |
0,009 |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
15 |
10 |
7,5 |
5 |
4 |
0,80 |
0,011 |
0,007 |
0,005 |
0,003 |
0,002 |
13 |
8 |
5 |
3 |
2,5 |
0,90 |
0,008 |
0,004 |
0,004 |
0,002 |
0,001 |
11,5 |
6,5 |
3,5 |
2,2 |
2 |
Супеси и пылеватые пески | ||||||||||
0,6 |
0,014 |
0,012 |
0,008 |
0,006 |
0,005 |
36 |
24 |
18 |
14 |
12 |
0,65 |
0,013 |
0,010 |
0,008 |
0,006 |
0,004 |
36 |
23,5 |
17 |
14 |
12 |
0,70 |
0,012 |
0,009 |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
35 |
23,5 |
17 |
14 |
12 |
0,75 |
0,011 |
0,008 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
35 |
23 |
17 |
14 |
12 |
0,80 |
0,010 |
0,007 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
34 |
23 |
17 |
14 |
12 |
0,85 |
0,009 |
0,007 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
34 |
22 |
15 |
12 |
10 |
0,90 |
0,008 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
33 |
21 |
12,5 |
10 |
8 |
Примечания 1 Значение сдвиговых характеристик и c N при суммарном числе приложения нагрузки , равном 1, используют при расчете на статическое действие нагрузки и их обозначение принимают как и c N ст. 2 При суммарном числе приложения нагрузки более 10 6 значения сдвиговых характеристик и c N следует принимать по графе настоящей таблицы, где суммарное число приложения нагрузки равно 10 6. |
Расчетные механические характеристики ПГС, песка (за исключением пылеватого песка) и легкой крупной супеси не зависят от расчетной влажности и их принимают следующим образом:
- модуль упругости - во всех ДКЗ одинаковым по таблице В.6;
- удельное сцепление c N и угол внутреннего трения - в зависимости от количества приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице В.7.
Таблица В.6 - Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости ПГС, песка и легкой крупной супеси
Подвид грунта и ПГС |
Модуль упругости, МПа |
ПГС по ПНСТ 403-2020 и ГОСТ 23735 |
180 |
Гравелистый, повышенной крупности, крупный |
130 |
Средний |
120 |
Мелкий |
100 |
Легкая крупная супесь |
65 |
Таблица В.7 - Сдвиговые характеристики (сцепление c N и угол внутреннего трения ) ПГС, песка и легкой крупной супеси
Подвид грунта и ПГС |
Удельное сцепление c N, МПа, при суммарном числе приложений нагрузки |
Угол внутреннего трения , градусы, при суммарном числе приложений нагрузки |
|||||||||
1 |
10 3 |
10 4 |
10 5 |
10 6 |
1 |
10 3 |
10 4 |
10 5 |
10 6 |
||
ПГС по ПНСТ 403-2020 и ГОСТ 23735 |
0,03 |
45 |
|||||||||
Гравелистый, крупный песок с содержанием пылевато-глинистой фракции |
0 % |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
35 |
33 |
32 |
31 |
29 |
5 % |
0,005 |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
34 |
31 |
30 |
29 |
28 |
|
Средний песок с содержанием пылевато-глинистой фракции |
0 % |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
32 |
30 |
30 |
28 |
27 |
5 % |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
33 |
30 |
29 |
28 |
26 |
|
Мелкий песок с содержанием пылевато-глинистой фракции |
0 % |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
31 |
28 |
22 |
26 |
25 |
5 % |
0,005 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
31 |
27 |
26 |
25 |
24 |
|
8 % |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
0,002 |
31 |
27 |
26 |
25 |
23 |
|
Легкая крупная супесь |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
0,002 |
31 |
27 |
26 |
25 |
23 |
|
Примечания 1 Значение сдвиговых характеристик и c N при суммарном числе приложения нагрузки , равном 1, используют при расчете на статическое действие нагрузки и их обозначение принимают как и c N ст. 2 При суммарном числе приложения нагрузки более 10 6 значения сдвиговых характеристик и c N следует принимать по графе настоящей таблицы, где суммарное число приложения нагрузки равно 10 6. |
В.3 При применении в качестве грунтов рабочего слоя материалов, не представленных в настоящем стандарте, их расчетные характеристики необходимо назначать по данным лабораторных и натурных испытаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.