Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Методика и примеры определения расчетных температур слоя и назначения допустимых к применению марок битумного вяжущего
Б.1 Методика определения и пример расчета расчетных температур слоя и назначения в проектной документации допустимых к применению марок битумного вяжущего (по ГОСТ Р 58400.1 и 58400.2)
Б.1.1 Методика определения расчетных температур слоя и назначения в проектной документации допустимых к применению марок битумного вяжущего с надежностью 98 %
Б.1.1.1 Общие положения
Для определения допустимых к применению в конструктивном слое дорожной одежды (далее - слое) марок битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 применяют следующие показатели:
- скорректированная максимальная расчетная температура слоя с надежностью 98 %;
- минимальная расчетная температура слоя с надежностью 98 %;
- уровень транспортной нагрузки (условия движения и прогнозируемая средняя скорость транспортного потока в месте проведения работ).
Для определения допустимых к применению в слое марок битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.2 применяют следующие показатели:
- максимальная расчетная температура слоя с надежностью 98 %;
- минимальная расчетная температура слоя с надежностью 98 %;
- уровень транспортной нагрузки (прогнозируемая нагрузка от транспорта за срок службы конструктивного слоя с учетом условий и характера движения).
Примечание - Значения расчетных температур округляют до 0,1 °С.
Расчетные температуры (минимальную и максимальную) определяют для участка автомобильной дороги протяженностью не более 100 км, который определяется географической точкой, равноудаленной от начала и конца участка автомобильной дороги.
Если длина рассматриваемого участка автомобильной дороги превышает 100 км, то ее условно разделяют на отрезки длинной не более 100 км, и рассматривают каждый полученный отрезок как отдельные участки автомобильной дороги.
Данные для определения расчетных температур выбирают по метеостанции, находящейся на удалении не более 100 км от участка автомобильной дороги. Приоритетной является та метеостанция, которая наименее удалена от рассматриваемого участка автомобильной дороги.
Примечание - При отсутствии метеостанции на удалении менее 100 км от географической точки автомобильной дороги допускается использовать данные с метеостанции удаленной на расстояние не более 100 км от любой точки (например, начало или конец) рассматриваемого участка автомобильной дороги или использовать данные для участка автомобильной дороги, предоставленные организацией, уполномоченной Росгидрометом на предоставление таких данных.
Для определения максимальной и минимальной расчетных температур слоя необходимы следующие основные исходные данные:
- географические координаты участка расположения автодороги (широта и долгота в градусах);
- статистические данные по суточным максимальным температурам воздуха за 20-летний период, полученные с метеостанции;
- статистические данные по годовым минимальным температурам воздуха за 20-летний период, полученные с метеостанции.
Примечание - При частичном отсутствии климатических данных за 20-летний период допускается не учитывать года из этого периода с недостающими данными, при этом для определения температурных условий эксплуатации должны быть использованы климатические данные не менее чем за 15 лет.
При применении защитного слоя или отдельных слоев износа толщиной менее 3 см, их наличие не учитывается, а за поверхность дороги принимают поверхность ВСП.
Максимальную расчетную температуру ВСП определяют в соответствии с Б.1.1.4 на основе статистических данных суточных максимальных температур воздуха или выбирают готовое значение по таблице А.1 ПНСТ 397-2020.
Максимальную расчетную температуру конструктивного слоя, расположенного на глубине от поверхности дороги (НСП и ВСО) определяют в соответствии с Б.1.1.4 на основе статистических данных суточных максимальных температур воздуха или с применением базовых максимальных расчетных температур TВ 98 по таблице А.1 ПНСТ 397-2020.
Скорректированную максимальную расчетную температуру слоя определяют в соответствии с Б.1.1.5.
Минимальную расчетную температуру слоя определяют в соответствии с Б.1.1.6 на основе статистических данных годовых минимальных температур воздуха или с применением базовых минимальных расчетных температур ТМ98 по таблице А.1 ПНСТ 397-2020.
Примечание - Допускается определять расчетные максимальные и минимальные температуры слоя с надежностью менее 98 % на основании опыта строительства в регионе проектирования, экономической целесообразности и срока службы слоя дорожной одежды.
Б.1.1.2 Определение уровня транспортной нагрузки для расчета скорректированной марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1
Условия движения для планируемого участка определяют по суммарному количеству приложений расчетной нагрузки А-11,5 за срок службы конструктивного слоя дорожной одежды по формуле (4) и прогнозируемой средней скорости транспортного потока. Суммарное количество проходов расчетной нагрузки рассчитывают из условий работы асфальтобетона в конструкции 365 дней в году.
Среднюю скорость транспортного потока (при отсутствии фактических данных) рекомендуется принимать:
- более 70 км/ч - на перегонах автомобильных дорог;
- не более 70 км/ч - на регулируемых перекрестках автомобильных дорог, регулируемых пересечений в одном уровне с железнодорожными путями, съездов на пересечениях в одном и разных уровнях, пунктов взимания платы на платных автомобильных дорогах, в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта на перегонах и в других аналогичных участках.
Б.1.1.3 Определение уровня транспортной нагрузки для расчета типа марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.2
Для определения типа марки, битумного вяжущего необходимо применять требования таблицы Б.1.
Таблица Б.1 - Типы марок, соответствующие количеству приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 и прогнозируемой средней скорости транспортного потока
Количество приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5, млн |
Типы марок битумного вяжущего |
||
Прогнозируемая средняя скорость транспортного потока, км/ч | |||
св. 70 |
от 20 до 70 |
ниже 20 |
|
Менее 1,8 |
S |
Н |
Н или V |
От 1,8 до 5,6 включ. |
Н |
Н |
V |
Св. 5,6 |
Н или V |
V |
V или Е |
Примечания 1 При количестве приложений от 5,6 до 11,2 млн и скорости свыше 70 км/ч рекомендуется применять тип марки Н. 2 При количестве приложений более 11,2 млн и скорости свыше 70 км/ч рекомендуется применять тип марки V. |
Условия движения для планируемого участка определяют по суммарному количеству приложений расчетной нагрузки А-11,5 за срок службы конструктивного слоя дорожной одежды по формуле (4) и прогнозируемой средней скорости транспортного потока. Суммарное количество проходов расчетной нагрузки рассчитывают из условий работы асфальтобетона в конструкции 365 дней в году.
Среднюю скорость транспортного потока (при отсутствии фактических данных) рекомендуется принимать:
- свыше 70 км/ч - на перегонах автомобильных дорог;
- от 20 до 70 км/ч - на регулируемых перекрестках автомобильных дорог, регулируемых пересечений в одном уровне с железнодорожными путями, съездов на пересечениях в одном и разных уровнях, пунктов взимания платы на платных автомобильных дорогах;
- ниже 20 км/ч - в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта и в других аналогичных участках.
Б.1.1.4 Определение максимальной расчетной температуры
Б.1.1.4.1 Определение максимальной расчетной температуры ВСП на основе статистических данных по суточным максимальным температурам воздуха (по ГОСТ Р 58400.3)
При расчете, на основании статистических данных по суточным максимальным температурам воздуха, определяют суточные градусы Т за все календарные дни в период с мая по сентябрь включительно по формуле
,
(Б.1)
где - максимальная суточная температура воздуха, °С.
Суточные градусы для дней, в которые максимальные суточные температуры воздуха не превышают 10 °С, принимают равными нулю.
Для каждого календарного года вычисляют годовые градусы (Degree-Days) G i, тыс. °С, как суммарное количество суточных градусов T за все дни в году, в период с мая по сентябрь включительно. Далее вычисляют среднее значение годовых градусов DD за 20-летний период по формуле
.
(Б.2)
Исходную максимальную расчетную температуру ВСП Т исх, °С, вычисляют по формуле
,
(Б.3)
где DD - годовые градусы, тыс. °С;
RD - прогнозируемая максимальная колея за срок службы слоя, принимается равной 13 мм.
Годовой коэффициент вариации максимальной расчетной температуры ВСП CVPG, %, вычисляют по формуле
,
(Б.4)
где Lat - географическая широта участка расположения дороги, град;
RD - прогнозируемая максимальная колея за срок службы слоя, мм (принимают равной 13 мм).
Максимальную расчетную температуру ВСП с надежностью 98 % T 98, °С, вычисляют по формуле
,
(Б.5)
где - исходная максимальная расчетная температура слоя, °С;
CVPG - годовой коэффициент вариации максимальной расчетной температуры, %;
Z - табличное значение аргумента функции стандартного нормального распределения, соответствующее надежности 98 % и равное 2,055.
Б.1.1.4.2 Определение максимальной расчетной температуры слоя, расположенного на глубине от поверхности дороги на основе статистических данных по суточным максимальным температурам воздуха (по ГОСТ Р 58400.3)
Максимальную расчетную температуру слоя, расположенного на глубине от поверхности дороги, определяют с учетом максимальных суточных температур воздуха за 20-летний период, полученных с метеостанции. Для этого необходимо для каждого дня в календарном году вычислить среднее значение максимальных суточных температур воздуха семи последовательных дней, включающие в себя этот день, три предыдущих и три последующих дня. Для этого используют массив суточных максимальных температур воздуха за календарный год. Максимальной годовой семидневной температурой T max является наибольшая температура из полученных средних значений максимальных суточных температур воздуха семи последовательных дней T 7, вычисляемая по формуле
,
(Б.6)
где - максимальная суточная температура воздуха в i-й день из семи последовательных дней.
Получают значения максимальных годовых семидневных температур Т 7 для каждого календарного года.
Вычисляют среднее значение полученных максимальных годовых семидневных температур T ср.
Стандартное отклонение максимальных годовых семидневных температур s вычисляют по формуле
,
(Б.7)
где n - количество лет периода наблюдений;
- среднее значение максимальных годовых семидневных температур;
- максимальная годовая семидневная температура в i-й год наблюдения.
Максимальную расчетную температуру слоя на глубине от поверхности дороги с надежностью 98 % T 98, °С, вычисляют по формуле
,
(Б.8)
где - среднее значение максимальных годовых семидневных температур, °С;
Lat - географическая широта участка расположения дороги, град;
Н - глубина от поверхности дороги до поверхности слоя, мм;
Z - табличное значение аргумента функции стандартного нормального распределения, соответствующее надежности 98 % и равное 2,055;
s - стандартное отклонение максимальных годовых семидневных температур по формуле (7).
Исходную максимальную расчетную температуру слоя на глубине от поверхности дороги Т исх используют для выбора значений коррекции и не связывают с надежностью.
Исходную максимальную расчетную температуру слоя на глубине от поверхности дороги Т исх, °С, по значению равную максимальной расчетной температуре слоя с надежностью 50 % Т 50, вычисляют по формуле
,
(Б.9)
где - среднее значение максимальных годовых семидневных температур, °С;
Lat - географическая широта участка расположения дороги, град;
Н - глубина от поверхности дороги до поверхности слоя, мм.
Б.1.1.4.3 Определение максимальной расчетной температуры слоя, расположенного на глубине от поверхности дороги по базовым максимальным расчетным температурам TB 98 по таблице А.1 ПНСТ 397-2020
Максимальную расчетную температуру слоя, расположенного на глубине от поверхности с надежностью 98 % T 98, °С, рассчитывают по формуле (Б.10) или (Б.11)
,
(Б.10)
,
(Б.11)
где - базовая максимальная расчетная температура ВСП с надежностью 98 %, °С;
- значение коррекции, равное , °С;
Н - глубина поверхности слоя от поверхности автодороги, мм.
Значения коррекции , соответствующие выборочным возможным глубинам поверхности слоя от поверхности автодороги, представлены в таблице Б.2.
Таблица Б.2 - Значения коррекции , соответствующие выборочным возможным глубинам поверхности слоя от поверхности автодороги
, °С |
3,4 |
4,2 |
4,9 |
5,6 |
6,2 |
6,7 |
7,2 |
7,7 |
8,1 |
8,5 |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
Н, мм |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
Исходную максимальную расчетную температуру слоя на глубине от поверхности дороги Т исх используют для выбора значений коррекции, и она не связана надежностью.
Исходная максимальная расчетная температура на глубине от поверхности дороги по значению равна максимальной расчетной температуре слоя с надежностью 50 % Т 50, которая рассчитывается по формуле Б.12.
,
(Б.12)
где - максимальная расчетная температура с надежностью 50 %, °С;
- базовая максимальная расчетная температура с надежностью 50 %, °С принимают по таблице Б.2 приложения Б ПНСТ 397-2020;
- значение коррекции, равное , °С.
Значения коррекции K H, соответствующие выборочным возможным глубинам поверхности слоя от поверхности автодороги, представлены в таблице Б.2.
Б.1.1.5 Определение скорректированной максимальной расчетной температуры слоя
Скорректированную максимальную температуру слоя с надежностью 98 % T k, °С, вычисляют по формуле
,
(Б.13)
где - максимальная расчетная температура слоя с надежностью 98 %, °С;
k - значение коррекции в соответствии с таблицей Б.3.
Среднюю скорость транспортного потока (при отсутствии фактических данных) рекомендуется принимать:
- более 70 км/ч - на перегонах автомобильных дорог,
- не более 70 км/ч - на регулируемых перекрестках автомобильных дорог между собой, регулируемых пересечений в одном уровне с железнодорожными путями, съездов на пересечениях в одном и разных уровнях, пунктов взимания платы на платных автомобильных дорогах, в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта на перегонах и в других аналогичных участках.
Таблица Б.3 - Значение коррекции k в зависимости от условий движения и прогнозируемой средней скорости транспортного потока
Прогнозируемая средняя скорость транспортного потока, км/ч |
Исходная максимальная расчетная температура слоя Т исх, °С |
Значение коррекции k, °С при условиях движения |
|||
Легкие (Л) |
Нормальные (Н) |
Тяжелые (T) |
Экстремально тяжелые (Э) |
||
Не менее 70 |
Не более 52,0 |
0 |
7,8 |
13,2 |
15,5 |
От 52,1 до 58,0 |
0 |
7,1 |
12,3 |
14,5 |
|
От 58,1 до 64,0 |
0 |
6,5 |
11,3 |
13,4 |
|
От 64,1 до 70,0 |
0 |
5,8 |
10,4 |
12,4 |
|
Менее 70 |
Не более 52,0 |
2,8 |
10,3 |
15,5 |
17,7 |
От 52,1 до 58,0 |
2,7 |
9,5 |
14,5 |
16,6 |
|
От 58,1 до 64,0 |
2,6 |
8,8 |
13,5 |
15,5 |
|
От 64,1 до 70,0 |
2,4 |
8,0 |
12,4 |
14,4 |
Б.1.1.6 Определение минимальной расчетной температуры для ВСП и на глубине
Б.1.1.6.1 Определение минимальной расчетной температуры слоя на основе статистических данных по годовым минимальным температурам воздуха по ГОСТ Р 58400.3.
Для определения минимальной расчетной температуры слоя используют статистические данные по годовым минимальным температурам воздуха за 20-летний период, полученные с метеостанции.
Вычисляют среднее значение минимальных годовых температур T min.
Значение стандартного отклонения минимальных годовых температур s вычисляют по формуле
,
(Б.14)
где n - количество лет наблюдений;
- минимальная годовая температура в i-й год наблюдения;
- среднее значение минимальных годовых температур.
Минимальную расчетную температуру слоя с надежностью 98 % T m98, °С, вычисляют по формуле
,
(Б.15)
где - среднее значение минимальных годовых температур, °С;
Lat - географическая широта участка расположения дороги, град;
Н - глубина от поверхности дороги до поверхности слоя, мм, для ВСП, равная 0;
Z - табличное значение аргумента функции стандартного нормального распределения, соответствующее надежности 98 % и равное 2,055;
s - стандартное отклонение минимальных годовых температур.
Б.1.1.6.2 Определение минимальной расчетной температуры слоя с надежностью 98 % T m98 с применением базовых минимальных расчетных температур TM 98 по таблице А.1 ПНСТ 397-2020
Минимальную расчетную температуру слоя с надежностью 98 % T m98, °С, вычисляют по следующим формулам:
;
(Б.16)
,
(Б.17)
где - базовая минимальная расчетная температура с надежностью 98 %, °С;
F - значение коррекции, равное , °С.
Н - глубина поверхности слоя от поверхности автодороги, мм, для ВСП, равная 0 мм.
Значения коррекции F, соответствующие выборочным возможным глубинам поверхности слоя от поверхности автодороги, представлены в таблице Б.4.
Таблица Б.4 - Значения коррекции F, соответствующие выборочным возможным глубинам поверхности слоя от поверхности автодороги
F, °С |
0 |
2,1 |
2,6 |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
3,9 |
4,1 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
5,1 |
5,3 |
Н, мм |
0 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
Б.1.1.7 Назначение допустимых к применению в слое битумных вяжущих
Б.1.1.7.1 При проектировании дорожных одежд в проектной документации указывают как марки по ГОСТ Р 58400.2, так и марки по ГОСТ Р 58400.1.
Примечание - При назначении допустимых к применению в слое битумных вяжущих допускается использовать расчетные максимальные и минимальные температуры слоя с надежностью менее 98 % на основании опыта строительства в регионе проектирования, экономической целесообразности и срока службы слоя дорожной одежды.
Б.1.1.7.2 Допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды являются марки битумного вяжущего PG X(Z) - Y по ГОСТ Р 58400.2, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- верхнее значения марки X более, чем значение расчетной максимальной температуры слоя с надежностью 98 %, Т 98;
- нижнее значение марки Y менее, чем значение расчетной минимальной температуры слоя с надежностью 98 % T m98;
- тип марки Z не ниже, чем соответствующий уровень транспортной нагрузки на участке автодороги.
Примечание - Значения марок X выбирают из значений от 34 до 82 с шагом в 6 единиц. Значения марок Y выбирают из значений от минус 4 до минус 52 с шагом в 6 единиц.
Из допустимых к применению марок PG X(Z) - Y ГОСТ Р 58400.2 с минимальным диапазоном эксплуатации и минимальным типом марки является марка PG X(Z) - Y с минимальной шириной диапазона R (значение R = Х - Y) и с типом марки Z, соответствующим уровню транспортной нагрузки на участке автодороги.
В проектную документацию вносят запись в краткой форме, используя значение марки минимальным диапазоном эксплуатации и минимальным типом марки PG X(Z) - Y.
Запись в краткой форме: "допустимы к применению марки от PG X(Z) - Y".
Б.1.1.7.3 Допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды (с учетом фактической марки) являются марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 с фактической маркой PG Х - Y(ФАКТ) по ГОСТ Р 58400.3, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- верхнее фактическое значение марки Х (ФАКТ) более, чем значение скорректированной расчетной максимальной температуры слоя с надежностью 98 % Т k;
- нижнее значение фактической марки Y (ФАКТ) менее, чем значение расчетной минимальной температуры слоя с надежностью 98 %, Т m98.
Примечание - Для марок PG Х - Y(ФАКТ) значения Х(ФАКТ) и Y(ФАКТ) округляют до 0,1.
Из допустимой к применению, с минимальным диапазоном эксплуатации, является фактическая марка PG Х - Y(ФАКТ), где Х = Т k + 0,1, Y = Т m98 - 0,1.
Также допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды являются марки битумного вяжущего PG Х - Y по ГОСТ Р 58400.1 (без учета фактической марки), одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- верхнее значение марки X более, чем значение скорректированной расчетной максимальной температуры слоя с надежностью 98 % Т k;
- нижнее значение марки Y менее, чем значение расчетной минимальной температуры слоя с надежностью 98 %, T m98.
Примечание - Для марок PG Х - Y, значения X выбирают из значений от 34 до 82 с шагом в 6 единиц. Значения Y выбирают из значений от минус 4 до минус 52 с шагом в 6 единиц.
Из допустимых к применению марок по ГОСТ Р 58400.1 (без учета фактической марки) с минимальным диапазоном эксплуатации является марка PG Х - Y с минимальной шириной диапазона R (значение R = Х + ).
В проектную документацию вносят запись в краткой форме, используя значения марок с минимальным диапазоном эксплуатации PG Х - Y и PG Х - Y(ФАКТ).
Запись в краткой форме: "допустимы к применению марки от PG Х - Y (ФАКТ) или от PG Х - Y.
Б.1.2 Пример расчета
Б.1.2.1 Исходные данные
Расположение участка автомобильной дороги:
- начало участка: ПК 2238; 55.63983, 42.02267;
- середина участка: ПК 2555; 55.56082, 42.48375;
- конец участка: ПК 2871; 55.5346, 42.95768.
Заданная надежность - 98 %.
Характеристики конструктивных слоев дорожной одежды:
- толщина ВСП - 50 мм;
- глубина залегания НСП - 50 мм от поверхности автодороги, толщина НСП - 80 мм;
- глубина залегания ВСО - 130 мм от поверхности автодороги.
Эксплуатационные характеристики:
- прогнозируемая средняя скорость транспортного потока на участке автодороги - более 70 км/ч;
- прогнозируемые условия движения на участке автодороги: экстремально тяжелые условия движения (приведенная интенсивность за 12 лет = 7 806 245 ед., за 24 года = 13 281 389 ед.).
Ближайшая метеостанция (на расстоянии менее 100 км от участка автодороги), из представленных в ПНСТ 397-2020: метеостанция Порецкое, индекс МВО 27675 (55°; 46°).
ДКЗ - III 1.
Б.1.2.2 Определение исходных параметров по ПНСТ 397-2020
В таблице А.1 ПНСТ 397-2020 (метеостанция Порецкое) выбирают следующие параметры:
- максимальная расчетная температура ВСП, при надежности 98 %, равная 53,7 °С;
- базовая минимальная расчетная температура, при надежности 98 %, равная - 33,3 °С;
- базовая максимальная расчетная температура для слоев на глубине, при надежности 98 %, равная 53,3 °С.
В таблице Б.1 ПНСТ 397-2020 (метеостанция Порецкое) выбирают следующие параметры:
- максимальная расчетная температура верхнего слоя покрытия, при надежности 50 %, равная 46,8 °С;
- базовая максимальная расчетная температура для слоев на глубине при надежности 50 %, равная 46,0 °С.
Б.1.2.3 Определение расчетных параметров для ВСП
Определяют исходную максимальную температуру ВСП Т исх, которая необходима при выборе значения коррекции.
Т исх = Т 50 = 46,8 °С, так как максимальная расчетная температура ВСП с надежностью 50 % Т 50 равна исходной максимальной расчетной температуре ВСП Т исх (вне зависимости от принятой надежности).
Определяют значение коррекции в соответствии с таблицей Б.3. Для экстремально тяжелых условий движения, при прогнозируемой средней скорости транспортного потока не менее 70 км/ч, при исходной максимальной расчетной температуре не более 52 °С значение коррекции k = 15,5 °С.
Определяют скорректированную максимальную расчетную температуру ВСП с надежностью 98 % Т к:
,
где - максимальная расчетная температура ВСП с надежностью 98 %, равная 53,7 °С;
k - значение коррекции, равное 15,5 °С.
Определяют минимальную расчетную температуру ВСП с надежностью 98 %, T m98:
,
где - базовая минимальная расчетная температура с надежностью 98 %, равная - 33,3 °С в соответствии с таблицей А.1 ПНСТ 397-2020.
Б.1.2.3.1 Результат назначения допустимых к применению в ВСП битумных вяжущих
Допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды являются марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 с фактической маркой PG X - Y(ФАКТ), где Х 69,3 и Y - 33,4.
Фактическая марка с минимальным диапазоном эксплуатации - PG 69,3 - 33,4 (ФАКТ).
Примечание - Для марок PG Х - Y(ФАКТ) значения Х(ФАКТ) и Y(ФАКТ) округляют до 0,1.
Также допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды (без учета фактической марки) являются марки битумного вяжущего PG Х - Y по ГОСТ Р 58400.1, где Х 69,3 и Y - 33,4.
Примечание - Для марок PG X - Y значения X выбирают из значений от 34 до 82 с шагом в 6 единиц. Значения Y выбирают из значений от минус 4 до минус 52 с шагом в 6 единиц.
Допустимая марка с минимальным диапазоном эксплуатации (без учета фактической марки) - PG 70 - 34.
Назначают к применению в ВСП битумные вяжущие с марками от PG 69,3 - 33,4 (ФАКТ), а также с марками от PG 70 - 34.
Допустимы к применению марки PG X(Z) - Y по ГОСТ Р 58400.2, где Х 58; Y - 34; тип марки Z не ниже V.
Допустимая марка с минимальным диапазоном эксплуатации и минимальным уровнем транспортной нагрузки - PG 58(V) - 34.
Назначают к применению ВСП битумные вяжущие с марками от PG 58(V) - 34.
Б.1.2.4 Определение расчетных параметров для НСП
При выборе значения коррекции определяют исходную максимальную температуру НСП Т исх в соответствии с 7.2 ПНСТ 397-2020.
Максимальная расчетная температура НСП с надежностью 50 %, является исходной максимальной расчетной температурой ВСП вне зависимости от принятой надежности.
Определяют исходную максимальную расчетную температуру НСП на глубине от поверхности дороги, равной 50 мм, с надежностью 50 %:
,
где - максимальная расчетная температура НСП с надежностью 50 %, °С;
- базовая максимальная расчетная температура с надежностью 98 %, °С, равная 46,0 °С;
- коэффициент по таблице 2 ПНСТ 397-2020 (K H = 4,9 °С).
Максимальную расчетную температуру НСП на глубине поверхности слоя от поверхности автодороги, равной 50 мм с надежностью 98 %, T 98 определяют в соответствии с 7.2 ПНСТ 397-2020 (Б.1.1.4.3 настоящего стандарта):
,
где - максимальная расчетная температура НСП с надежностью 98 %, °С;
- базовая максимальная расчетная температура НСП с надежностью 98 %, равная 53,3 °С;
- коэффициент по таблице 2 ПНСТ 397-2020, равный 4,9 °С.
Определяют значение коррекции в соответствии с таблицей Б.3. Для экстремально тяжелых условий движения при прогнозируемой средней скорости транспортного потока не менее 70 км/ч, при исходной максимальной расчетной температуре не более 52 °С (Т исх = 41,1 °С) значение коррекции k = 15,5 °С.
Определяют скорректированную максимальную расчетную температуру НСП с надежностью 98 %, Т k:
,
где - максимальная расчетная температура НСП с надежностью 98 %, °С, равная 48,4 °С;
k - значение коррекции, равное 15,5 °С.
Определяют минимальную расчетную температуру НСП с надежностью 98 %:
где - минимальная расчетная температура НСП с надежностью 98 %, °С;
- базовая минимальная расчетная температура с надежностью 98 %, °С, равная - 33,3 °С;
F - коэффициент по таблице Б.4 (при Н = 50 мм, F = 3,0 °С).
Б.1.2.4.1 Результат назначения допустимых к применению в НСП битумных вяжущих
Допустимыми к применению в НСП являются марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 с фактической маркой PG X - Y(ФАКТ), где Х 64,0 и Y - 30,4.
Фактическая марка с минимальным диапазоном эксплуатации - PG 64,0 - 30,4 (ФАКТ).
Примечание - Для марок PG Х - Y(ФАКТ) значения Х(ФАКТ) и Y(ФАКТ) округляют до 0,1.
Также допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды (без учета фактической марки) являются марки битумного вяжущего PG Х - Y по ГОСТ Р 58400.1, где Х 64,0 и Y - 30,4.
Примечание - Для марок PG Х - Y, значения X выбирают из значений от 34 до 82 с шагом в 6 единиц. Значения Y выбирают из значений от минус 4 до минус 52 с шагом в 6 единиц.
Допустимая марка с минимальным диапазоном эксплуатации (без учета фактической марки) - PG 64 - 34.
Назначают к применению в НСП битумные вяжущие с марками от PG 64,0 - 30,4 (ФАКТ), а также с марками от PG 64 - 34.
Допустимы к применению марки PG X(Z) - Y по ГОСТ Р 58400.2, где Х 52; Y - 34; тип марки Z не ниже V.
Допустимая марка с минимальным диапазоном эксплуатации и минимальным уровнем транспортной нагрузки - PG 52(V) - 34.
Назначают к применению НСП битумные вяжущие с марками от PG 52(V) - 34.
Б.1.2.5 Определение расчетных параметров для ВСО
При выборе значения коррекции определяют исходную максимальную температуру ВСО Т исх в соответствии с 7.2 ПНСТ 397-2020.
Максимальная расчетная температура ВСО с надежностью 50 % является исходной максимальной расчетной температуры ВСО (вне зависимости от принятой надежности).
Определяют исходную максимальную расчетную температуру ВСО (глубина поверхности слоя от поверхности дороги, равная 130 мм) с надежностью 50 %:
,
где - максимальная расчетная температура ВСО с надежностью 50 %, °С;
- базовая максимальная расчетная температура с надежностью 98 %, равная 46,0 °С;
- коэффициент по таблице 2 ПНСТ 397-2020, равный 8,9 °С.
Максимальную расчетную температуру ВСО (глубина поверхности слоя от поверхности автодороги, равная 130 мм) с надежностью 98 % T 98 определяют в соответствии с 7.2 ПНСТ 397-2020:
,
где - максимальная расчетная температура ВСО с надежностью 98 %, °С;
- базовая максимальная расчетная температура НСП с надежностью 98 %, равная 53,3 °С;
- коэффициент по таблице 2 ПНСТ 397-2020, равный 8,9 °С.
Определяют значение коррекции в соответствии с таблицей Б.3. Для экстремально тяжелых условий движения, при прогнозируемой средней скорости транспортного потока не менее 70 км/ч, при исходной максимальной расчетной температуре не более 52 °С значение коррекции k = 15,5 °С.
Определяем скорректированную максимальную расчетную температуру ВСО с надежностью 98 %, Т k:
,
где - максимальная расчетная температура ВСО с надежностью 98 %, равная 44,4 °С;
k - значение коррекции, равное 15,5 °С.
Определяют минимальную расчетную температуру ВСО с надежностью 98 %:
,
где - минимальная расчетная температура ВСО (глубина поверхности слоя от поверхности автодороги, равная 130 мм) с надежностью 98 %, °С;
- базовая минимальная расчетная температура с надежностью 98 %, равная - 33,3 °С;
F - коэффициент по таблице Б.4 (при H = 130 мм, F = 5,0 °С).
Б.1.2.5.1 Результат назначения допустимых к применению в ВСО битумных вяжущих
Допустимыми к применению в ВСО являются марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 с фактической маркой PG Х - Y(ФАКТ), где Х 60,0 и Y - 28,4.
Фактическая марка с минимальным диапазоном эксплуатации - PG 60,0 - 28,4 (ФАКТ).
Примечание - Для марок PG Х - Y(ФАКТ) значения Х(ФАКТ) и Y(ФАКТ) округляют до 0,1.
Также допустимыми к применению в конструктивном слое дорожной одежды (без учета фактической марки) являются марки битумного вяжущего PG Х - Y по ГОСТ Р 58400.1, где Х 60,0 и Y - 28,4.
Примечание - Для марок PG Х - Y, значения X выбирают из значений от 34 до 82 с шагом в 6 единиц. Значения Y выбирают из значений от минус 4 до минус 52 с шагом в 6 единиц.
Допустимая марка с минимальным диапазоном эксплуатации (без учета фактической марки) - PG 64 - 34.
Назначают к применению в ВСО битумные вяжущие с марками от PG 60,0 - 28,4 (ФАКТ), а также с марками от PG 64 - 34.
Допустимы к применению марки PG X(Z) - Y по ГОСТ Р 58400.2, где Х 46; Y - 34; тип марки Z не ниже V.
Допустимая марка с минимальным диапазоном эксплуатации и минимальным уровнем транспортной нагрузки PG 46(V) - 34.
Назначают к применению ВСО битумные вяжущие с марками от PG 46(V) - 34.
Б.2 Методика определения и пример расчета расчетных температур слоя и назначения в проектной документации допустимых к применению марок битумного вяжущего (по ГОСТ 33133)
Б.2.1 Методика определения и пример расчета расчетных температур слоя и назначения в проектной документации допустимых к применению марок битумного вяжущего по ГОСТ 33133 представлены в ГОСТ Р 58829.
Примечание - Допускается назначать марки битумного вяжущего по ГОСТ 33133 с учетом имеющегося опыта проектирования конструкций для конкретных условий эксплуатации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.