Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная программа Республики Хакасия
"Повышение финансовой грамотности населения Республики Хакасия на 2022 - 2027 годы"
(утв. постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 27 августа 2021 г. N 128-п)
Паспорт
региональной программы Республики Хакасия "Повышение финансовой грамотности населения Республики Хакасия на 2022 - 2027 годы"
Ответственный исполнитель региональной программы Республики Хакасия "Повышение финансовой грамотности населения Республики Хакасия на 2022 - 2027 годы" (далее - региональная программа) |
- |
Министерство финансов Республики Хакасия |
Исполнители региональной программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия |
Участники региональной программы |
- |
Отделение Банка России - Национальный Банк по Республике Хакасия (далее - Отделение); Государственное автономное учреждение Республики Хакасия "Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия" (далее - МФЦ Хакасии); Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия |
Цель региональной программы |
- |
способствование повышению финансовой грамотности населения Республики Хакасия |
Задачи региональной программы |
- |
повышение охвата и качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования, а также обеспечение необходимой институциональной базой и методическими ресурсами образовательного сообщества; разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка; обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса для населения Республики Хакасия |
Подпрограммы региональной программы |
- |
не предусмотрено |
Сроки реализации региональной программы |
- |
2022 - 2027 годы |
Объемы финансирования региональной программы |
- |
не предусмотрено |
Конечные результаты региональной программы |
- |
внедрение курса по основам финансовой грамотности в деятельность образовательных организаций; создание эффективной системы методической поддержки педагогических работников, реализующих программы повышения финансовой грамотности; повышение качества освещения в средствах массовой информации вопросов финансовой грамотности; увеличение охвата и качества финансового образования и информированности населения; наличие информационных материалов по вопросам финансовой грамотности населения в государственных учреждениях Республики Хакасия; наличие разработанных и реализованных механизмов популяризации и использования программ, дидактических материалов и методических рекомендаций по повышению финансовой грамотности в системе дополнительного образования детей; создание Межведомственной координационной комиссии по повышению финансовой грамотности населения Республики Хакасия в сопредседательстве Управляющего Отделением; представление республиканского бюджета Республики Хакасия в доступной для граждан форме; организация участия в обсуждении проектов законов Республики Хакасия о бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета Республики Хакасия за отчетный финансовый год населения республики |
1. Характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Вопросам повышения финансовой грамотности населения уделяется самое пристальное внимание Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации.
Региональная программа разработана в целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р (далее - Стратегия).
Программа определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Республики Хакасия и других заинтересованных организаций в сфере повышения финансовой грамотности населения региона.
Финансовая грамотность - это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Повышение уровня финансовой грамотности населения является одним из приоритетов государственной политики, поскольку без должного уровня финансовой грамотности невозможно укрепление благосостояния граждан и развитие цивилизованного рынка финансовых услуг. Высокий уровень финансовой грамотности способствует обеспечению личной финансовой безопасности, помогает принимать оптимальные решения при управлении бюджетом, осуществлять обоснованный выбор финансовых продуктов, а также защищать свои права как потребителя финансовых услуг. Кроме того, повышение финансовой грамотности способствует привлечению долгосрочных инвестиционных ресурсов населения в экономику страны, а также обеспечению конкурентоспособности российского финансового рынка.
Финансовая грамотность все в большей мере становится предпосылкой материального благополучия домохозяйства, одним из важнейших навыков жизни людей. Финансовая грамотность позволяет домохозяйствам планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. Все это обеспечивает более высокий уровень социальной стабильности, сбалансированный рост экономики, устойчивость финансовой системы страны.
Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить вопросы пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, образования и жилья. Поэтому вопросы повышения финансовой грамотности населения являются на сегодняшний день актуальными и активно решаются на федеральном и региональных уровнях власти.
Основы экономических знаний согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе реализуются как составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений основ финансовой грамотности - в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальной ступени обучения. Ее основы входят в курс математики, окружающего мира в начальной школе. Умение "применять математику" (математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, численных оценках) - необходимо для каждого школьника. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.
Основными целями образовательной программы формирования финансовой грамотности являются:
формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни, а также к профессиональной ориентации выпускников;
формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной жизни, так и в общественной жизни.
Повышение финансовой грамотности в школах также происходит в рамках внеурочной деятельности, проведения внеклассных мероприятий совместно с коммерческими банками.
В настоящее время министерствами и ведомствами Республики Хакасия совместно с Отделением ведется работа по повышению финансовой грамотности населения, особенно учащихся школ, высших и средних учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов.
Так, для учащихся общего, среднего профессионального и высшего образования учебные мероприятия проводились как на базе учебных заведений, так и в Отделении. В периоды летних каникул сотрудники Отделения выезжают в детские оздоровительные лагеря с целью проведения обучающих мероприятий, спортивно-финансовых игр и т.д. В учебное время проводятся лекции на такие актуальные темы, как "Финансовое мошенничество", "Кредиты и займы", "Личный финансовый план", "Мой первый финансовый план", "Кредит есть, а денег нет", "Признаки платежеспособности и правила обмена банкнот и монет Банка России", "Денежно-кредитная политика Банка России".
Ежегодно в рамках международной недели инвесторов проводятся обучающие мероприятия, на которых учащимся рассказывают, что такое акции, облигации, как выбрать брокера, и что нужно знать о торговле на бирже и другое.
В Дни защиты детей проводятся мероприятия по повышению финансовой грамотности для всех возрастных категорий, начиная от малышей и заканчивая пенсионерами. Дети раскрашивают финансовые раскраски, собирают пазлы, отгадывают кроссворды. Взрослых знакомят с различными мобильными приложениями финансовой направленности.
Одной из задач повышения финансовой грамотности является также повышение уровня финансовой грамотности взрослого населения, а именно пенсионеров, сотрудников трудовых коллективов, субъектов малого и среднего предпринимательства. Проводятся мероприятия для пенсионеров, для преподавателей школ и сотрудников трудовых коллективов. Представители Отделения совместно с Министерством образования и науки Республики Хакасия регулярно принимают участие в школьных педсоветах, на которых рассказывают о важности финансовой грамотности, о необходимости формирования у детей моделей рационального финансового поведения, развитии у них необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов, дают практические рекомендации по подключению к онлайн-урокам и возможностям использования сайта Банка России Fincult.info.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся обучающие встречи в рамках таких мероприятий, как Неделя предпринимательства, выставка-форум ХакСтройЭКСПО, форум Немалый бизнес и т.д.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сложившейся в 2020 году, не было возможности провести мероприятия по финансовой грамотности в запланированных объемах. Но, несмотря на это, впервые проводилось обучение смешанной целевой аудитории в рамках радиопередач "Уроки финансовой грамотности на радио России "Хакасия". В течение 2020 года проведено 12 эфиров, на которых разобрали темы, касающиеся карманных денег, финансового планирования, финансового мошенничества, пластиковых карт и финансовых пирамид, системы быстрых платежей, а также рассказали, как оптимизировать семейный бюджет и другое.
Большое внимание уделяется проекту Банка России "Онлайн-уроки финансовой грамотности", который стартовал в 2015 году. Сессии по онлайн-урокам проводятся дважды в год, осенью и весной, и транслируются по всей России. К участию в проекте привлекаются учащиеся школ, колледжей, воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2020 году Банк России увеличил спектр категорий населения обучаемых финансовой грамотности онлайн, разработаны проекты для пенсионеров "PensionFG" и для детей, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях "ДОЛ-игра". В реализации данных проектов активное участие принимают и граждане, проживающие на территории Республики Хакасия.
В сентябре 2020 года жители городов Абакан, Черногорск и рп Усть-Абакан получили уникальную возможность получить бесплатную консультацию по финансовой грамотности, которая была организована на площадках центров "Мои документы" Республики Хакасия. В рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" были проведены не только просветительские мероприятия по повышению уровня финансового образования, но и осуществлялись бесплатные консультации как сотрудников МФЦ Хакасии, так и заявителей, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг в центры "Мои документы". Для сотрудников МФЦ Хакасии также было проведено обучение по внесудебному банкротству граждан в связи с реализацией в МФЦ Хакасии полномочий в части приема заявлений от граждан о признании его банкротом во внесудебном порядке.
Граждане, проживающие на территории Республики Хакасия, также могут получить консультации по вопросам оказания финансовых услуг, обратившись в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия либо на "горячую линию".
2. Анализ уровня финансовой грамотности населения Республики Хакасия
Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (далее - НАФИ) в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития было проведено исследование уровня финансовой грамотности в каждом из 85 субъектов Российской Федерации. Результаты проведенного исследования в Республике Хакасия отражены в отчете по результатам социологического исследования за 2020 год "Уровень финансовой грамотности населения Республики Хакасия".
Для оценки общего уровня финансовой грамотности населения регионов используется индекс финансовой грамотности (далее - индекс), который отображает способность человека к разумному управлению личными финансами. индекс рассчитывается как сумма значений трех частных индексов, каждый из которых строится на основании ответов респондентов на отдельные вопросы анкеты.
После расчета индекса каждый регион получает буквенное обозначение, указывающее на его место в общероссийском рейтинге. Буква соответствует месту региона после упорядочения субъектов Российской Федерации по убыванию индекса. Группа А (Высокий уровень) - регионы с наибольшим значением индекса (места 1-16 в упорядоченном списке регионов). Группа В (Выше среднего) - следующие за Группой А 16 регионов (места 17-32 в упорядоченном списке). Группа С (Средний уровень) - 19 регионов со средним значением индекса (места 33-51). Группа D (Ниже среднего) - 16 регионов после Группы С (места 52-67). Группа Е (Низкий уровень) - регионы с наименьшим значением индекса (места 68-83).
Таким же образом выполнена группировка регионов Российской Федерации по каждому из частных индексов.
Индекс имеет корреляционные связи с такими социально-экономическими показателями регионов, как:
валовый региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения;
объем средств на банковских счетах физических лиц на душу населения региона;
количество банковских и других финансовых учреждений на душу населения;
доля столичного и сельского населения;
количество заключенных договоров страхования на душу населения региона;
количество выданных кредитов физическим лицам на душу населения региона;
доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
уровень официальной безработицы.
Индекс включает в себя три компонента:
компонент индекса знания характеризует понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов, природы инфляции, взаимосвязи риска и доходности;
компонент индекса навыки отражает умение человека принимать финансовые решения в повседневной жизни;
компонент индекса установки характеризует ориентацию человека на долгосрочное финансовое планирование и понимание им необходимости достижения разумного баланса расходов и сбережений в повседневной жизни.
Компонент индекса знания в наибольшей степени корреляционно связан с уровнем безработицы и долей населения с доходами ниже прожиточного минимума: чем выше безработица и чем больше "бедного" населения, тем, как правило, ниже уровень финансовых знаний у жителей региона.
Компонент индекса навыки статистически связан сразу с несколькими ключевыми социально-экономическими показателями: ВРП на душу населения, объем средств на банковских счетах физических лиц, объем полученных физическими лицами кредитов, количество банковских учреждений, долей столичного и сельского населения, количество заключенных договоров страхования. Чем богаче регион и чем больше он насыщен финансовыми институтами и продуктами, тем лучше жители этого региона понимают природу и свойства этих продуктов, и тем выше их способность принимать взвешенные финансовые решения.
Значение индекса по Республике Хакасия в 2020 году сложился в размере:
|
Значения в регионе |
Средние значения в России |
Индекс НАФИ |
12,20 |
12,35 |
в т.ч. знания |
4,58 |
4,68 |
в т.ч. навыки |
4,75 |
4,89 |
в т.ч. установки |
2,87 |
2,79 |
По значению индекса Республика Хакасия в общем рейтинге регионов России занимает место в Группе D - "Ниже среднего". В 2018 году этот индекс для региона составлял 11,88, а в 2019 году - 11,96.
Величина индекса связана с оценкой материального положения семьи. Чем лучше материальное положение, тем больше значение индекса. Жители региона с низким доходом имеют наименьшее среднее значение индекса.
Величина индекса зависит также от социально-демографических характеристик населения. Наибольшего значения он достигает у жителей региона с высшим образованием, работающих руководителями или квалифицированными специалистами, активных пользователей финансовых услуг (две и более услуги). Напротив, наименьшее значение индекс принимает у жителей без высшего образования, не использующих финансовые услуги, а также у молодежи и лиц преклонного возраста, пенсионеров и безработных.
Частный индекс знания для региона составил 4,58 балла (общероссийский показатель составляет 4,68). В ряду других регионов Российской Федерации Республика Хакасия располагается в Группе С - "Средний уровень". В 2018 - 2019 годах частный индекс знания для региона составлял 4,55.
Частный индекс знания связан с доходом жителей региона. Как правило, чем выше доход, тем выше значение индекса.
Значение частного индекса знания различается у представителей отдельных социально-демографических групп. Максимума индекс достигает у лиц с высшим образованием, работающих на руководящей должности, и квалифицированных специалистов, а также активных пользователей финансовых услуг.
Наименьшие значения частного индекса знания наблюдаются в младшей и старшей возрастных группах, среди лиц без высшего образования, опрошенных, не использующих финансовые услуги.
Частный индекс навыки характеризует финансовое поведение, а именно способность принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни. Для Республики Хакасия значение частного индекса навыки составило 4,75 балла (общероссийский показатель составляет 4,89). В ряду других регионов Российской Федерации Республика Хакасия располагается в Группе D - "Ниже среднего". В 2018 году частный индекс навыки для региона составлял 4,52, а в 2019 году - 4,60.
Частный индекс навыки тесно связан с социально-демографическими характеристиками жителей региона. Он достигает наибольших значений у жителей средних лет (25-34 года), имеющих высшее образование, работающих руководителями / квалифицированными специалистами, а также студентов. Наименьшее значение индекса - у пенсионеров и безработных, а также людей рабочих специальностей.
Частный индекс установки строится на основании трех индикаторов, отражающих склонность человека к расходованию или накоплению денежных средств.
Значение индекса установки для Республики Хакасия составило 2,87 балла (общероссийский показатель составляет 2,79). В ряду других регионов Российской Федерации Республика Хакасия располагается в Группе С - "Средний уровень". В 2018 - 2019 годах частный индекс установки для региона составлял 2,81.
Как уже отмечалось сводный индекс и две его составляющие - частные индексы знания и навыки - существенно зависят от социально-демографических характеристик респондентов. Третий компонент индекса - частный индекс установки - зависит от социально-демографических параметров в меньшей степени: он снижается в старших возрастных группах. Низкие значения он также принимает среди людей без высшего образования, простых рабочих и технического персонала. Как правило, значение индекса установки принимает большие значения среди высокодоходных групп населения и наиболее обеспеченных семей.
В ходе опроса жители Республики Хакасия также дали оценку своему умению распоряжаться личными денежными средствами. Низко оценили свое умение распоряжаться деньгами 12% жителей региона. На "хорошо" и "отлично" свою финансовую грамотность оценили 59%.
Население республики активно пользуется финансовыми услугами - 90% опрошенных за последний год использовали какие-либо из них. Доля тех, кто совсем не использует финансовые услуги, составляет 10%.
Жители региона указали время, в течение которого семья может сохранять привычный уровень жизни в случае потери основного источника дохода. 45% опрошенных сообщили, что этот срок не превысит один месяц. Средняя продолжительность сохранения привычного уровня жизни для домохозяйства региона - 60 дней. Даная ситуация в Республике Хакасия объясняется тем, что доля респондентов, осуществляющих сбережение денег в какой либо форме, составляет 43% и относится к Группе D - "Ниже среднего".
Одной из целей повышения финансовой грамотности населения является обеспечение его финансовой безопасности, защита прав потребителей финансовых услуг, повышение уровня доверия к финансовым институтам. По результатам проведенного опроса 14% респондентов не проявляют достаточной осторожности при приобретении финансовых услуг: 6% подписывают договор, не читая, 8% читают договор, но даже если что-то не понимают, все равно ставят свою подпись. Максимальную предусмотрительность проявляют 18% жителей региона, которые подписывают договор только после внимательного ознакомления с ним и поиска дополнительной информации.
Знают о системе страхования вкладов и могут назвать максимальный размер компенсации вкладчику в случае отзыва лицензии банка всего 1,5% жителей региона. Остальные не знают о системе или знают о ней понаслышке.
В сравнении со среднероссийскими уровнями население Республики Хакасия:
реже имеет долгосрочные финансовые цели;
чаще считает, что деньги нужны для того, чтобы их тратить;
реже старается сберегать деньги на будущее;
реже имеет "подушку безопасности", достаточную для финансирования необходимых расходов в течение месяца и более в случае внезапной потери дохода;
чаще за последний год сталкивалось с ситуацией, когда доходов не хватает на покрытие всех расходов на жизнь;
реже оплачивает покупки безналичными деньгами;
хуже понимает природу инфляции и необходимость диверсификации инструментов сбережений;
чаще испытывает затруднения при ответе на базовые вопросы из области финансовой арифметики (понятие сложных процентов).
3. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты
Целью региональной программы является способствование повышению финансовой грамотности населения Республики Хакасия государственными органами Республики Хакасия и другими заинтересованными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
повысить охват и качество финансового образования и информирования населения в области финансового образования, а также обеспечение необходимой институциональной базой и методическими ресурсами образовательного сообщества;
разработать механизмы взаимодействия государства и общества, обеспечивающие повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка;
обеспечить открытость и прозрачность бюджета и бюджетного процесса для населения Республики Хакасия.
Ожидаемые конечные результаты региональной программы:
внедрение курса по основам финансовой грамотности в деятельность образовательных организаций;
создание эффективной системы методической поддержки педагогических работников, реализующих программы повышения финансовой грамотности;
повышение качества освещения в средствах массовой информации вопросов финансовой грамотности;
увеличение охвата и качества финансового образования и информированности населения;
наличие информационных материалов по вопросам финансовой грамотности населения в государственных учреждениях Республики Хакасия;
наличие разработанных и реализованных механизмов популяризации и использования программ, дидактических материалов и методических рекомендаций по повышению финансовой грамотности в системе дополнительного образования детей;
создание Межведомственной координационной комиссии по повышению финансовой грамотности населения Республики Хакасия в сопредседательстве Управляющего Отделением;
представление республиканского бюджета Республики Хакасия в доступной для граждан форме;
организация участия в обсуждении проектов законов Республики Хакасия о бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета Республики Хакасия за отчетный финансовый год населения республики.
Целевые показатели региональной программы предусмотрены приложением 2 к региональной программе.
4. Сроки и контрольные этапы реализации региональной программы
Срок реализации региональной программы - 2022 - 2027 годы.
Контрольные этапы не предусмотрены.
5. Основные мероприятия региональной программы
Основные мероприятия региональной программы перечислены в приложении 1 к региональной программе.
6. Механизм управления региональной программой
Управление региональной программой осуществляет ответственный исполнитель совместно с исполнителями региональной программы.
К реализации региональной программы привлекается по согласованию широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении цели региональной программы.
Для достижения целевых индикаторов реализации региональной программы ответственный исполнитель и исполнители:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов Республики Хакасия;
обеспечивают взаимодействие друг с другом при реализации мероприятий региональной программы, в том числе в оперативном порядке;
организуют работу по реализации региональной программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;
обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия по вопросам реализации региональной программы;
проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий региональной программы.
В процессе реализации региональной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с исполнителями принимать решения о внесении изменений в состав основных мероприятий, сроки их реализации.
7. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной программы
К основному риску реализации мероприятий региональной программы можно отнести недостижение целевых показателей региональной программы. На это могут повлиять как внешние, так и внутренние факторы.
К рискам управления региональной программой, обусловленным внешними факторами, можно отнести возникновение трудностей, связанных с непосредственным контактом между исполнителями региональной программы, целевой аудиторией, на которую направлена реализация мероприятий региональной программы. Это, как показала ситуация 2020 года, может быть вспышка эпидемии, пандемия. В данном случае решением проблемы может служить организация взаимодействия в онлайн-режиме.
Также к внешним рискам можно отнести возникновение чрезвычайных ситуаций в регионе. В данном случае повлиять на снижение риска невозможно.
Для снижения внутренних факторов риска необходимо осуществлять:
систематический контроль достижения поставленных задач региональной программы;
проведение аналитических мероприятий;
корректировка целевых показателей, мероприятий, сроков их исполнения и другие мероприятия.
8. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы
В целях контроля реализации и оценки эффективности исполнения региональной программы ответственный исполнитель совместно с исполнителями ежегодно осуществляет мониторинг реализации региональной программы с подготовкой годового отчета о ходе реализации региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.