г.Калуга |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А68-2986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтуновой И.Б.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (603001, г. Нижний Новгород, ул.Рождественская, 33, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) - Ким О.В. (дов. от 01.12.2021 N Д-Л/81, диплом);
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (300012, г. Тула, ул.Жаворонкова, 2, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090) - Богданова С.А., Изотова И.В. (дов. N 51 от 04.06.2021, дипломы);
от третьих лиц: акционерного общества "ТНС энерго Тула" (300041, г. Тула, ул.Каминского, 31А, ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) - не явились,
жилищно-строительного кооператива "Наш дом" (301720, Тульская область, Кимовский район, г. Кимовск, ул.Бессолова, 6, ОГРН 1097154010910, ИНН 7115500556) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.08.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А68-2986/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала "Тулэнерго" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - УФАС, управление) от 21.01.2021 по делу N 071/01/10-520/2020, признании незаконным и отмене постановления УФАС от 19.03.2021 по делу N 071/04/14.31-84/2021, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 3 067 498,50 руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "ТНС энерго Тула" (далее - ресурсоснабжающая организация), жилищно-строительный кооператив "Наш дом" (далее - жилищный кооператив).
Решением суда от 24.08.2021 в удовлетворении требований о признании незаконным решения и недействительным предписания УФАС отказано, постановление от 19.03.2021 о привлечении общества к административной ответственности изменено в части размера штрафа, штраф снижен до 1 533 749,25 руб.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие договора энергоснабжения от 22.01.2014, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и жилищным кооперативом, положениям пунктов 19, 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которыми предусмотрено включение в договор таких сведений как площадь жилых и нежилых помещений, количество лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, наличие и тип установленных индивидуальных приборов учета и др.; отсутствие названных сведений создало препятствие для расчета по нормативу потребленной кооперативом электроэнергии, как это предусмотрено Правилами N 354 в случае неисправности коллективного прибора учета; частичное применение при расчете за потреблённую электроэнергию при неисправном приборе учета Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), вместо Правил N 354 не свидетельствует о злоупотреблении сетевой организацией доминирующим положением, общество действовало в рамках гражданско-правовых отношений.
В отзыве на жалобу УФАС просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
В отзыве на жалобу жилищный кооператив просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что в связи с обнаруженной при проверке в апреле 2019 г. неисправностью прибора учета электроэнергии общество составило акт, в котором указало, что расчет за потребленную в январе-феврале-марте 2019 г. электроэнергию будет произведен по показаниям прибора учета за январь-февраль-март 2018 г. Однако квитанция поступила на сумму 80 000 рублей, в то время как за указанные три месяца 2019 г. еще текущие платежи составили в среднем по 15 000 руб. в месяц, что в итоге значительно превышает показания прибора учета за 3 аналогичных месяца предыдущего года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители управления поддержали доводы возражений на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению дела в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 22.01.2014 между ресурсоснабжающей организацией и жилищным кооперативом (исполнитель) был заключен договор N 4221091 на снабжение электрической энергией, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась осуществить продажу электрической энергии в объемах, необходимых исполнителю для обеспечения оказания собственникам (пользователям) помещений услуги по энергоснабжению в соответствии с предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг, и в интересах исполнителя через привлечение третьих лиц обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, а также иных неразрывно связанных с процессом энергоснабжения услуг до точек поставки исполнителя путем заключения соответствующих договоров оказания услуг, а исполнитель обязался оплачивать поставленную ему электрическую энергию (т.2 л.д. 17).
Общество, являясь сетевой организацией, обеспечивает передачу и распределение электроэнергии на территории Тульской области.
15 апреля 2019 г. специалистами общества была осуществлена проверка прибора учета электроэнергии на объекте - жилищный кооператив и установлена неисправность этого прибора, о чем составлен акт N 313 от 15.04.2019. В акте указано: "расчет за потребленную электроэнергию в январе-феврале-марте 2019 г. произвести по аналогичному периоду 2018 г." (т.2 л.д.4).
25 февраля 2020 г. жилищный кооператив обратился в УФАС с жалобой на действия сетевой организации, ссылаясь на необоснованное применение сетевой организацией для жилищного кооператива при расчете платы за электроэнергию Основных положений N 442 вместо Правил N 354.
Придя к выводу, что общество, являясь субъектом естественной монополии, неправомерно применило к жилищному кооперативу, приобретающему коммунальную услугу по электроснабжению в целях электроснабжения жилых объектов и домовладений, расчетный способ, определенный Основными положениями N 442, что приводит к необоснованному увеличению полезного отпуска электроэнергии, к неправильному определению объемов потребленной гражданами электроэнергии некорректным начислением и, как следствие, создает угрозу введения ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии потребителям ввиду наличия (возникновения) задолженности, тем самым ущемляет права и законные интересы кооператива, УФАС 21.01.2021 приняло решение, которым признало общество, занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории Кимовского района Тульской области с долей 100 %, нарушившем часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановило выдать предписание и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (т.1 л.д.39).
В тот же день, 21.01.2021 в адрес общества выдано предписание, которым общество обязывалось прекратить нарушение положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: прекратить применение к жилищному кооперативу порядка формирования объема поставленной электроэнергии, установленного Основными положениями N 442; об исполнении предписания в трехдневный срок сообщить в управление (т.1 л.д.42).
Определением от 04.02.2021 управление возбудило дело об административном правонарушении N 071/04/14.31-84/2021 по факту нарушения обществом антимонопольного законодательства (т.1 л.д.106).
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, управление 04.03.2021 в присутствии представителя общества составило протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 19.03.2021 в присутствии представителя общества вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 067 498,50 руб. (т.1 л.д. 48, 43).
Не соглашаясь с принятыми УФАС актами, общество просило признать незаконным решение от 21.01.2021, недействительным предписание от 21.01.2021 и признать незаконным и отменить постановление от 19.03.2021.
Установив, что общество при расчете размера платы за электроэнергию необоснованно применило к жилищному кооперативу Основные положения N 442, чем ущемило права и законные интересы кооператива, а, соответственно, нарушило положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушен, срок давности привлечения соблюден, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества в части признания незаконным решения и недействительным предписания, изменил постановление о привлечении к административной ответственности в части размера штрафа, снизив штраф наполовину - до 1 533 749,25 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что УФАС полномочно осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), принимать решения, выносить предписания и привлекать к административной ответственности за нарушение положений антимонопольного законодательства.
Довод кассационной жалобы, что в действиях общества нет нарушений антимонопольного законодательства, так как оно осуществляло проверку приборов учета в рамках гражданско-правовых отношений, несостоятелен, ибо обществу вменяется не нарушение порядка проведения проверки, а нарушение правовых норм (применение нормативного законодательства, которое не подлежало применению для жилищного кооператива, и отягощает положение потребителя коммунальной услуги) при расчете размера платы за коммунальную услугу - электроэнергию.
В силу части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью - статья 4 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 названного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Как указано выше, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории Кимовского района Тульской области.
Судами установлено, что при расчете объема потребления электроэнергии для жилищного кооператива общество руководствовалось пунктами 166 и 179 Основных положений N 442 (в редакции на дату проверки и составления акта), согласно которым в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета: для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года; для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.
Однако в соответствии с пунктом 184 Основных положений определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Из положения подпункта "з" пункта 18 Правил N 124 следует, что в договоре ресурсоснабжения предусматриваются порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае с учетом требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг N 354.
Договором на снабжение электрической энергией от 22.01.2014 N 4221091 предусмотрено, что продажа электрической энергии ресурсоснабжающей организацией исполнителю (жилищному кооперативу) осуществляется в соответствии с Правилами N 354.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о необоснованном применении обществом при расчете размера платы за электроэнергию Основных положений N 442, чем были ущемлены интересы кооператива и создана ситуация, которая привела к неправильному определению объемов потребленной гражданами электроэнергии, некорректным начислениям, и отказал обществу в удовлетворении его требований о признании незаконными решения и предписания УФАС.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По части 2 статьи 14.31 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим - часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 3 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Учитывая, что процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдена, срок давности не пропущен, суд изменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности лишь в части размера штрафа, снизил штраф наполовину, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы, что расчет размера платы по Правилам N 354 нельзя было произвести по причине отсутствия в договоре энергоснабжения необходимых сведений в отношении площади жилых домов, количества лиц, в них проживающих, и др., несостоятелен. Все эти сведения могли быть запрошены обществом и представлены кооперативом.
Несостоятелен и довод кассационной жалобы, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, так как оно выполняло свои обязательства в рамках гражданско-правовых отношений.
Все доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.08.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А68-2986/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 3 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Учитывая, что процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдена, срок давности не пропущен, суд изменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности лишь в части размера штрафа, снизил штраф наполовину, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 февраля 2022 г. N Ф10-224/22 по делу N А68-2986/2021