г. Калуга |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А64-852/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Морозова А.П., Шильненковой М.В., |
при ведении протокола помощником судьи |
Дементьевой Т.А. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" от ответчика - Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрация города Тамбова Тамбовской области от третьего лица - НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территрии Тамбовской области" |
Белова Л.Ю. (дов. от 27.04.2021, диплом);
Смирнов Д.А. (дов. N 01-33-351-15 от 16.02.2022, диплом);
не явились, извещены надлежаще; |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А64-852/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее - истец, ООО "ЖК ТИС", ОГРН 1126829000726, ИНН 6829080224) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - ответчик, Комитет, ОГРН 1076829007980, ИНН 6829036391) о взыскании задолженности в размере 74842,43 руб. за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33 по договору подряда N 23/П от 31.01.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" (далее - третье лицо, НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области")
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор полагает необходимым произвести оплату из средств взносов на капитальный ремонт общего имущества за нежилое помещение N 50, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 19 Закона Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области".
Представитель ответчика в судебном заседании окружного суда поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЖК ТИС" является управляющей компанией жилого многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Тамбова, ул. Гоголя, д. 33 на основании решения собственников помещений жилого многоквартирного дома и договора управления N 327-ДУ-1уч-ЖК от 27.04.2012 (в редакции законодательства РФ от 01.06.2017, дополнительного соглашения N 1) (далее - Договор управления).
Согласно п. 3.1 Договора управления, Управляющая компания по заданию Собственников помещений многоквартирного дома, в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги Собственникам помещений в данном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Все работы производятся Управляющей компанией за счет средств Собственников помещений, а также в установленных действующим законодательством случаях, за счет средств нанимателей жилых помещений, средств бюджетов всех уровней, пожертвований, а также любых других средств, привлекаемых для финансирования работ (п. 3.3 Договора управления).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет средств Собственника в соответствии с Законом Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-З (п. 6.12 Договора управления).
Согласно п. 11.1 договор заключается на срок 3 года.
Если за тридцать дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его изменении, расторжении или заключении на иных условиях, то договор считается продленным на тех же условиях на тот же срок (п. 11.3 Договора управления).
30.11.2018 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, принято решение о капитальном ремонте системы водоотведения многоквартирного дома, утверждена смета и срок его проведения, определен порядок и размер оплаты работ по капитальному ремонту системы водоотведения.
31.01.2018 между ООО "ЖК ТИС" (Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Серегиным Валерием Геннадьевичем (Подрядчик) заключен договор подряда N 23/П о выполнении работ по капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирного дома N 33 по ул. Гоголя г. Тамбова.
Работы по капитальному ремонту системы водоотведения в многоквартирном доме по адресу г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, выполнены ИП Серегиным В.Г. и приняты ООО "ЖК ТИС", а также уполномоченном лицом от собственников помещений, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 28.02.2020 N 3 (форма КС-3) и актом о приемке выполненных работ от 28.02.2020 N 3 (форма КС-2).
Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова принадлежит на праве собственности нежилое помещение N 50 в МКД по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, общей площадью 1508,5 кв. м, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 13.05.2010 сделана запись регистрации N 68-68-01/058/2010-111.
В мае 2020 года ООО "ЖК ТИС" в адрес Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, был направлен договор от 25.05.2020 N Н 2/20-кр о долевом участии в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома (проведение капитального ремонта системы водоотведения жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33) на основании решения общего собрания собственников помещений от 30.11.2018 г. Сумма расходов, подлежащая возмещению по указанному договору, составила 74 842,43 руб.
В ответ на обращение ООО "ЖК ТИС" Муниципальное образование городской округ - город Тамбов, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, отказалось от подписания и исполнения договора от 25.05.2020 N Н 2/20-кр в связи с отсутствием лимитных бюджетных обязательств на оплату указанных расходов (письмо N 30-30-1960/20 от 10.06.2020).
Направленная истцом в целях досудебного урегулирования спора претензия N ЖКИ-1293-20/4 от 16.06.2020 ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "ЖК ТИС" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1, 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой взносов на капитальный ремонт.
Как верно установлено судами, НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области" является региональным оператором, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
По сведениям НО - "Фонд капитального ремонта Тамбовской области" по состоянию на 01.04.2021 ответчиком внесено в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Тамбовской области, в виде взносов на капитальный ремонт за нежилое помещение N 50, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33 порядка 519 530,47 руб., за период с июня 2014 года по февраль 2021 года.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по каждому виду услуг и (или) работ осуществляется в соответствии с плановыми периодами, которые установлены региональной Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014-2043 годов, утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 N 1359 (далее - Региональная программа).
Согласно плановому периоду, установленному Региональной программой, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 33 по ул. Гоголя, г. Тамбова по каждому виду услуг и (или) работ, запланировано в следующие сроки:
- ремонт крыши, в том числе переустройство: 2022 - 2024 годы;
- утепление и ремонт фасада: 2028 - 2030 годы;
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения: 2022-2024 годы;
- ремонт подвальных помещений: 2022 - 2024 годы.
В соответствии с частью 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В рассматриваемом случае суды установили, и стороны не оспаривали, что до наступления установленного Региональной программой срока в многоквартирном доме по адресу г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, были выполнены работы по капитальному ремонту системы водоотведения.
Факт выполнения работ по капитальному ремонту системы водоотведения подтвержден представленными в материалы дела договором подряда N 23/П от 31.01.2019, справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 28.02.2020 (форма КС-3) и актом о приемке выполненных работ N 3 от 28.02.2020 (форма КС-2).
Как верно установлено судами, Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов принадлежит на праве собственности нежилое помещение N 50 в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, общей площадью 1508,5 кв. м, что подтверждается представленной истцом выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2020/308159515 от 21.01.2020.
Поскольку ответчик является собственником нежилого помещения N 50 в многоквартирном доме по адресу г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33, истцом правомерно предъявлена к возмещению задолженность в размере 74 842,43 руб., рассчитанная исходя из общей суммы, необходимой к перечислению собственниками многоквартирного дома, пропорционально общей площади принадлежащего ответчику помещения.
На основании вышеизложенного, суды обосновано удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика 74 842,43 руб. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик, ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 19 Закона Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", полагает необходимым произвести оплату из средств взносов на капитальный ремонт общего имущества за нежилое помещение N 50, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 33.
Данный довод ответчика был предметом исследования и оценки судов двух инстанций и обоснованно ими отклонен по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 29 Закона N 309-3 зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации в порядке, установленном органом исполнительной власти Тамбовской области, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области.
Согласно пункта 2 Порядка зачета некоммерческой организацией - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" стоимости ранее проведенных отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - Порядок зачета), утвержденного Приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 18.02.2016 N 12, для проведения зачета стоимости ранее проведенных отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, лицо, осуществляющее управление таким многоквартирным домом, или лицо, уполномоченное на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, направляют региональному оператору заявление, к которому прикладывает документы, указанные в ч. 3 ст. 29 Закона N 309-3.
Подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ является акт приемки, согласованный с собственниками помещений в многоквартирном доме, и документы, подтверждающие оплату подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 29 Закона N 309-3).
В случае принятия решения о зачете, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт, региональный оператор, определив размер средств, подлежащих зачету (который не должен превышать размер предельной стоимости оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту), не производит начисление собственникам взносов на капитальный ремонт в течение периода, рассчитанного исходя из размера средств, подлежащих зачету, и размера взноса на капитальный ремонт. Данный период может быть скорректирован в случае изменения размера взноса на капитальный ремонт (п. 5 Порядка зачета).
Приостановление начисления собственникам взносов на капитальный ремонт начинается не позднее двух месяцев, следующих за месяцем принятия региональным оператором решения о зачете.
Зачет производится тем собственникам и на ту сумму, которая была затрачена соответствующими собственниками согласно документам, подтверждающим оплату стоимости ранее проведенных отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 7.1 Порядка зачета).
На основании изложенного, вывод судов двух инстанций о наличии у ответчика права на зачет стоимости ранее произведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт, является правомерным.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ окружному суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных акта не выявлено, окружной суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А64-852/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
А.П. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2022 г. N Ф10-6320/21 по делу N А64-852/2021