Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Муниципальная политика в сфере развития производственного предпринимательства в период с 2010 по 2020 годы заключалась в создании благоприятных условий для развития малого и среднего производственного предпринимательства на основе реструктуризации крупных производств, совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства, снижения себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий и кооперации крупного, среднего и малого бизнеса.
Реализация мер муниципальной политики в сфере развития производственного предпринимательства в указанный период осуществлялась в рамках выполнения мероприятий Стратегического проекта "Развитие малого и среднего производственного предпринимательства", тесно взаимосвязанного со стратегическими проектами "Структурная, организационная и техническая перестройка крупных производств", "Екатеринбург - центр инновационной деятельности и инновационных услуг".
В части организационной и информационной поддержки развития малого и среднего производственного бизнеса Администрация города Екатеринбурга на постоянной основе обеспечивала организационно-техническую поддержку деятельности районных общественных советов и Совета по малому и среднему предпринимательству при Главе Екатеринбурга; информационно-техническую поддержку работы сайта "Деловая сеть малого и среднего предпринимательства", а также участвовала в проведении конференций, семинаров, круглых столов, в том числе мероприятий программы "Дни малого и среднего бизнеса в Екатеринбурге".
В части развития производственной кооперации и субконтрактинга малого, среднего и крупного предпринимательства планировалось, но так и не было реализовано мероприятие по созданию и развитию электронного центра производственной кооперации и субконтрактации малого, среднего и крупного предпринимательства, городского центра современных материалов и технологий по причине отсутствия финансирования из бюджета. В 2014 - 2016 годах в рамках Некоммерческой организации Фонда "Екатеринбургский центр развития предпринимательства" (далее - ЕЦРП) были созданы и функционировали Маркетинговый центр и Центр субконтрактации и производственной кооперации, осуществлявшие координацию работ по поиску заказчиков и новых рынков сбыта для производственных компаний. Всего за указанный период специалистами Маркетингового центра проведено 268 консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по маркетингу и продвижению, подготовлено 91 маркетинговое заключение о свободных рыночных нишах. Специалисты Центра субконтрактации и производственной кооперации разместили на сайте ЕЦРП информацию о 109 производственных заказах, пополнили базу данных субконтракторов 148 новыми материалами о технологических возможностях субъектов МСП, осуществляющих деятельность в следующих сферах: производство мебели, производство керамической посуды, металлообработка, энергетическое и электрооборудование, производство строительных материалов, металлургия, химическое производство, энергетика, транспорт, машиностроение, приборостроение.
В части продвижения продукции малых и средних производственных предприятий осуществлялась компенсация 50 процентов затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на участие в межрегиональных и всероссийских выставках; планировалось, но так и не было реализовано мероприятие по созданию Центра менеджмента качества для малых и средних производственных и инновационных предприятий по причине отсутствия финансирования из бюджета. В период с 2013 по 2018 годы специалисты Инновационного центра ЕЦРП коммерциализовали 89 инновационных производственных проектов, создали базу инновационных проектов, включавшую в себя 117 инновационных проектов, находящихся на различных этапах реализации, а также провели 178 консультаций для авторов инновационных проектов. В результате было создано 150 новых рабочих мест и 21 новая инновационная компания, в которые было привлечено более 80 млн рублей инвестиций из различных источников.
В рамках организации и развития территориальных и отраслевых промышленных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов, строительства блок-модулей для малых и средних производственных предприятий осуществлялось техническая поддержка деятельности Екатеринбургского бизнес-инкубатора, предоставляющего рабочие места начинающим предпринимателям на льготной основе. Приоритетная задача по строительству блок-модулей для малых и средних производственных предприятий в районе Ново-Свердловской ТЭЦ не была реализована только на стадии проектирования. Дальнейшая реализация проекта была остановлена в связи с проблемой перевода лесов 1-й категории в леса эксплуатационной категории земельного участка площадью 66,5 га в районе Ново-Свердловской ТЭЦ.
В части улучшения работы по подготовке и переподготовке специалистов для малых и средних производственных предприятий в 2014 - 2015 годах свыше 350 руководителей и работников субъектов МСП прошли курсы обучения и повышения квалификации на базе ЕЦРП; в 2011 году оказывалось содействие в организации и развитии Центра ремесленничества и народных промыслов (оснащение оргтехникой учебного класса); оказывалось содействие развитию молодежного предпринимательства, в том числе обучение в рамках реализации образовательного проекта "Школа бизнеса" в 2016 - 2019 годах прошли 2223 школьника и студента. Однако образовательные программы по обучению и переподготовке специалистов для малых и средних производственных предприятий реализованы не были.
Актуализированная версия Стратегического проекта "Развитие малого и среднего производственного предпринимательства" является логическим продолжением его предшественника в части выполнения задач по организационной, информационной и образовательной поддержке производственных предприятий, а также содействия в расширении рынка сбыта продукции малого и среднего производственного бизнеса. На данный момент задача по строительству блок-модулей для малых и средних производственных предприятий утратила свою актуальность в связи с появлением за последние 10 лет на территории муниципального образования "город Екатеринбург" новых государственных и частных объектов инфраструктуры поддержки производственного предпринимательства.
В настоящем стратегическом проекте "Развитие малого и среднего производственного бизнеса" (далее - стратегический проект) под малым и средним производственным предпринимательством подразумеваются субъекты МСП обрабатывающих производств, зарегистрированные на территории города Екатеринбурга, занимающиеся видами деятельности, указанными в приложении N 1 к стратегическому проекту (далее - СМСПП).
Повышение предпринимательской активности в реальном секторе экономики становится в современной ситуации определяющим фактором экономического развития и увеличения объемов промышленного производства в городе Екатеринбурге.
Развитие малого и среднего производственного бизнеса важно для экономики Екатеринбурга по следующим причинам:
сектор малого и среднего производственного предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, решению проблемы занятости населения;
в отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос и выпуск больших партий стандартной продукции, субъекты малого и среднего производственного бизнеса успешно функционируют в небольших рыночных сегментах, благодаря чему городское хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям;
малые и средние предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса;
небольшие размеры СМСПП дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, что позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, быстро и эффективно развивать инновационную деятельность.
За 2010 - 2020 годы число субъектов МСП увеличилось на 43,1 тыс. и в 2020 году составило 113,8 тыс. (по данным Федеральной налоговой службы), обеспечивающих занятость 409 тыс. человек (в Свердловской области зарегистрировано 193,2 тыс. субъектов МСП, на которых занято 668 тыс. человек). Таким образом, эффективность работы малых и средних предприятий напрямую определяет уровень благосостояния значительной части населения города Екатеринбурга.
Положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства Екатеринбурга обусловлены последовательной бизнес-ориентированной региональной и муниципальной политикой, которая позволила создать разветвленную инфраструктуру организаций поддержки предпринимательства.
В 2002 году Правительством Свердловской области для финансового обеспечения развития малого и среднего бизнеса был создан Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (далее - СОФПП). Помимо финансовой поддержки начинающих и действующих предпринимателей СОФПП оказывает услуги по обучению и консультированию предпринимателей и тех, кто планирует открыть свое дело, содействует расширению рынков сбыта предприятий Свердловской области и развитию экспортно ориентированных компаний.
В 2010 году Администрацией города Екатеринбурга была учреждена ЕЦРП как первая городская инфраструктура комплексной поддержки начинающих и действующих предпринимателей. Фонд реализует бесплатные инструменты поддержки, такие как обучение, консультирование, бизнес-инкубирование, поддержка молодежного предпринимательства, помощь в продвижении бизнеса, коммерциализация инноваций.
В настоящее время в Екатеринбурге созданы и развиваются элементы инфраструктуры поддержки производственного предпринимательства: индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства.
На базе ЕЦРП по адресу: ул. Пушкина, 9 функционирует Екатеринбургский бизнес-инкубатор, основной целью которого является содействие появлению новых и развитию действующих производств товаров малых и средних предприятий на территории города Екатеринбурга, стимулирование реализации проектов по разработке и внедрению импортозамещающих технологий, увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности в городе Екатеринбурге и граждан, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Резиденты бизнес-инкубатора получают услуги по предоставлению бизнес-инкубатором рабочих мест, а также имеют доступ к получению на льготных условиях услуг, оказываемых ЕЦРП (бухгалтерских, консалтинговых и прочих).
В настоящее время на территории Екатеринбурга эффективно функционируют два технопарка, входящие в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Технопарк высоких технологий "Университетский" - это крупнейший в Свердловской области инновационный центр, созданный в 2016 году с целью увеличения темпов роста экономики и решения социальных задач региона путем создания новых высокотехнологичных рабочих мест, условий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Сегодня в технопарке порядка 100 компаний, которые занимаются проблемами агротехники и информационных технологий, производят роботов и бытовую химию. Технопарк высоких технологий "Университетский" является региональным оператором Фонда "Сколково".
Технопарк включает в себя инжиниринговый центр передовых производственных технологий, целью которого является компьютерное проектирование, обратный инжиниринг, аддитивные технологии, промышленный дизайн, определение свойств материалов, комплексный анализ конструкций на эксплуатационные нагрузки и их оптимизация, разработка и оптимизация технологических процессов производства.
На базе технопарка высоких технологий "Университетский" также создан региональный центр нормативно-технической поддержки инноваций Уральского федерального округа. Деятельность регионального центра осуществляется при взаимодействии с органами государственной власти и инновационными структурами регионов Уральского федерального округа, а также при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Центр специализируется на сертификации инновационной продукции, оценке квалификации кадров в наноиндустрии, формировании экологически ориентированного сектора экономики.
Второй действующий технопарк на территории города Екатеринбурга технопарк "Академический", целью которого является обеспечение благоприятных условий для развития малых и средних научно-производственных предприятий, разрабатывающих и реализующих наукоемкие продукты, востребованные на современном рынке. В производственном цехе организованы опытные и производственные участки, в основном химико-металлургического профиля. Однако в настоящее время все больше развиваются новые направления, связанные с разработкой энергетического оборудования, строительных материалов, медицинской техники, информационных технологий. Технопарк тесно взаимодействует с академическими институтами Уральского отделения РАН. На территории технопарка разместились 12 предприятий, действует Уральский центр трансфера технологий.
Помимо технопарков, расположенных на территории города Екатеринбурга, наиболее перспективными площадками для размещения СМСПП являются индустриальные и промышленные парки, позволяющие за счет наличия свободных площадей с готовой инфраструктурой быстро и эффективно запускать проекты по производству новых видов продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Индустриальный парк "ПРО-БИЗНЕС-ПАРК" - действующий с 2011 года частный индустриальный парк, проект комплексного освоения и развития территории индустриальной зоны в Чкаловском районе города Екатеринбурга. Сегодня территория индустриального парка включает в себя производственные предприятия, предприятия строительной индустрии и логистические комплексы.
С 2018 года на территории Екатеринбурга в качестве индустриального парка действует площадка "Уктус" особой экономической зоны "Титановая долина". Приоритетными направлениями деятельности площадки являются: производство структурных элементов для самолетостроения, сборка подузлов для авиастроения, высокотехнологичные производства, предприятия по производству медицинского оборудования. Льготы, предусмотренные режимом особой экономической зоны, позволяют малым и средним компаниям существенно сократить издержки при выпуске продукции. Якорным резидентом площадки "Уктус" является Акционерное общество "Уральский завод гражданской авиации" (локализация высокотехнологичного производства малой авиатехники и сервиса).
Также на территории существующей промышленной зоны расположен индустриальный парк "Уралмаш", который включает в себя производственные площади, цеха и помещения с готовой инфраструктурой. Индустриальный парк подходит для размещения средних и малых машиностроительных производств, промышленных компонентов, металлообработки и пр., имеется значительный потенциал кооперации с существующими резидентами (Закрытое акционерное общество "УРБО" (нефтегазовое оборудование), Акционерное общество "Завод N 9" (артиллерийские системы).
Перспективы дальнейшего развития и вхождения в реестр индустриальных парков Министерства промышленности и торговли Российской Федерации имеет многофункциональный индустриальный парк "ЕКАД Южный". Индустриальный парк включает в себя зону для размещения крупных промышленных предприятий и транспортно-логистических комплексов 3-го класса опасности, зону для размещения промышленного, производственного и складского назначения, а также предприятий пищевой отрасли 4-го класса опасности.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, по состоянию на 01.01.2021 количество зарегистрированных субъектов МСП в Екатеринбурге составило 113799 единиц (58018 - микропредприятия, 4559 - малые предприятия, 390 - средние предприятия, 50833 - индивидуальные предприниматели), из них 8532 единицы относятся к сфере обрабатывающих производств (по Свердловской области - 197060 единиц субъектов МСП, их них 15051 - обрабатывающие производства).
В 2020 году развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" проходило в условиях действия ограничительных мер в целях нераспространения новой коронавирусной инфекции.
Для преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции на различных уровнях власти разработаны меры поддержки малого и среднего бизнеса и утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434). Правительством Российской Федерации приняты общесистемные меры государственной поддержки: снижена административная нагрузка и непроизводительные издержки бизнеса (упрощены процедуры получения и продления лицензий и аккредитаций, введен мораторий на проверки, в том числе налоговые и таможенные); реализованы меры в сфере банковского регулирования и финансов (в том числе по повышению доступности ипотечных кредитов, снижению нагрузки на капитал банков), а также:
продлен срок уплаты налогов, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за I и II кварталы для субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях, принято решение о полном списании для всех субъектов МСП из пострадавших отраслей налогов и страховых взносов за II квартал 2020 года;
бессрочно снижен размер страховых взносов с 30 процентов до 15 процентов для всех субъектов МСП в отношении выплат работникам, превышающим минимальный размер оплаты труда;
введены программы льготного кредитования для субъектов МСП, крупных компаний из пострадавших отраслей, а также системообразующих организаций;
субъекты МСП пострадавших отраслей - арендаторы федерального имущества освобождены от уплаты арендных платежей за II квартал 2020 года;
субъектам МСП пострадавших отраслей выделены прямые безвозмездные субсидии на выплату заработной платы из расчета 12130 рублей на одного сотрудника в месяц.
Правительством Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга приняты меры поддержки субъектов МСП для преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции, которые представлены в приложении N 2 к стратегическому проекту.
Несмотря на вышеуказанные государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса, в 2020 году по сравнению с 2019 годом число субъектов МСП снизилось на 2,5 процента (рисунок 1). По итогам 2020 года значение показателя "Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций" оценивается на уровне 45,8 процента, что ниже значения показателя 2019 года на 0,7 процентного пункта.
Рисунок 1. Число субъектов МСП в 2010 - 2020 годах
Анализ и мониторинг деятельности субъектов МСП, в том числе производственных, осложняется отсутствием постоянной статистической отчетности по основным финансово-экономическим показателям малых, средних, микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей.
На сегодняшний день в распоряжении Администрации города Екатеринбурга имеются только данные сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2010 и 2015 годах.
С 01.08.2016 на сайте Федеральной налоговой службы работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Данный реестр представляет статистические данные о субъектах малого и среднего предпринимательства, однако его особенностью является предоставление большей части информации в разрезе субъектов Российской Федерации, без возможности получения информации в разрезе муниципальных образований (выручка, численность занятых и т.д.).
На сегодняшний день Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет проанализировать количество малых и средних предприятий во видам экономической деятельности в разрезе муниципальных образований. Так, в муниципальном образовании "город Екатеринбурга" 34,2 процента субъектов МСП относятся к сфере торговли, 9,7 процента занято в сфере строительства, 7,5 процента - в сфере обрабатывающих производств, 8,1 процента осуществляют операции с недвижимым имуществом, 6,5 процента - деятельность в области сухопутного и трубопроводного, водного, воздушного и космического транспорта (рисунок 2).
Рисунок 2. Отраслевое распределение субъектов МСП в 2020 году
Отраслевой анализ вклада предприятий различных отраслей в обеспечение занятости населения позволяет сделать вывод о наибольшей социальной значимости производственного бизнеса. На одном обрабатывающем предприятии малого и среднего бизнеса (без учета индивидуальных предпринимателей) в среднем занято 6,6 человека, в то время как аналогичный показатель по другим секторам редко превышает 5 человек (согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019 N 515-ПП "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года").
Учитывая тот факт, что ключевой социально-экономической задачей малого и среднего предпринимательства является обеспечение занятости населения, приоритетными направлением развития малого и среднего бизнеса должно стать производственное предпринимательство.
С 2010 года число СМСПП муниципального образования "город Екатеринбург" увеличилось в 1,7 раза и в 2020 году составило 8,5 тыс. Доля СМСПП в общем числе субъектов МСП с 2010 года остается на уровне 6,4 - 7,5 процента (рисунок 3).
Рисунок 3. Число СМСПП и субъектов МСП в муниципальном образовании "город Екатеринбург"
По прогнозным оценкам, основывающимся на данных сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2010 и 2015 годах, в 2020 году число замещенных рабочих мест у СМСПП составила 57,2 тыс. человек, или 14 процентов об общего числа замещенных рабочих у субъектов МСП (рисунок 4).
Рисунок 4. Число замещенных рабочих мест у СМСПП и у субъектов МСП в муниципальном образовании "город Екатеринбург"
По прогнозным оценкам, основывающимся на данных Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019 N 515-ПП "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года", в 2020 году оборот продукции субъектов МСП составил 2058 млрд. руб (по Свердловской области - 2940 млрд. руб), доля СМСПП в общем обороте субъектов МСП оценивается на уровне 16,5 процента.
С одной стороны, производственное предпринимательство имеет большое общеэкономическое и социальное значение, но с другой стороны, оно в значительной степени зависит от уровня развития рыночной инфраструктуры, его развитие сдерживается высокой степенью рисков, слабыми производственными мощностями и отсутствием инвестиций.
В настоящее время отсутствует системный подход к поддержке малого и среднего производственного предпринимательства на всех уровнях власти. Практически не разрабатываются стратегические планы и проекты развития перспективных направлений производственного предпринимательства.
Особенно остро стоит проблема недостаточности оборотных средств, привлечения инвестиций и усложненности процедуры получения кредитов.
Безусловно, нельзя не отметить положительные тенденции в направлении льготного кредитования малого и среднего бизнеса. В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в феврале 2019 года стартовала программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, рассчитанная до 2024 года. На сегодняшний день в данной программе принимают участие свыше 100 банков, которые выдают предпринимателям кредиты по сниженной ставке (7,25 процента годовых), а государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль. Получить льготный кредит могут лишь те предприниматели, чья сфера ведения бизнеса отнесена к приоритетной для государства. Обрабатывающая промышленность находится в числе приоритетных отраслей, однако существует целый ряд критериев, которым должен соответствовать заемщик, в связи чем сохраняется проблема достаточно высокой доли отказов в получении кредита. По данным из различных источников количество отказов по заявкам малых и средних предприятий может составлять от 30 до 60 процентов в зависимости от типа кредитного продукта, способа оценки заемщика и ряда других факторов. Зачастую предприниматели испытывают проблемы с правильным заполнением документов для подачи кредитной заявки вследствие своей низкой финансовой грамотности.
В связи с недостаточностью оборотных средств далеко не все предприниматели могут себе позволить строительство новых производственных мощностей. В Екатеринбурге отсутствует реестр свободных промышленных площадок, включающий в себя информацию как о свободных земельных участках, так и неиспользующихся производственных цехах и помещениях, расположенных на территориях крупных предприятий.
Не менее важной проблемой развития производственного бизнеса является дефицит высококвалифицированных кадров. Для снижения риска нехватки персонала в производственной сфере необходимо, чтобы система подготовки кадров для осуществления производственной деятельности ориентировалась на существующие потребности заказчика. Нехватка квалифицированных специалистов наблюдается на всех стадиях жизненного цикла продукции, начиная с маркетинговых исследований и проектирования и заканчивая эксплуатацией и послепродажной деятельностью. Наиболее остро работодатели испытывают потребность в инженерах металлообработки, инженерах промышленной электроники, конструкторах, инженерах-технологах, химиках-технологах, наладчиках станков с числовым программным управлением.
Как отмечалось ранее, малые и средние предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и рыночные ниши, зачастую непривлекательные для крупного бизнеса. В этой связи для любого предприятия особо остро стоит проблема организации системы сбыта продукции, подтверждения соответствия продукции существующим стандартам и нормам качества, а также продвижения продукции с помощью различных инструментов маркетинга, в том числе выставочно-ярмарочной деятельности.
Таким образом, основными факторами, тормозящими развитие малого и среднего производственного предпринимательства города Екатеринбурга, являются:
проблемы в получении финансовых ресурсов;
проблемы сбыта произведенной продукции;
дефицит квалифицированных управленческих кадров и технического персонала;
низкая финансовая грамотность;
низкая информированность предпринимателей о существующих инструментах поддержки бизнеса, существующих свободных промышленных площадках.
Данные проблемы свидетельствуют о необходимости формирования комплексной системы поддержки малых и средних производственных предприятий путем консолидации усилий со стороны Администрации города Екатеринбурга и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.