Вопрос: Согласно ч. 13 статьи 98 Закона о государственном контроле/надзоре в РФ N 248-ФЗ, ч. 1 ст. 21 данного закона применяется с 31.12.2023, но Правительством РФ может быть предусмотрено, что в рамках отдельных видов госнадзора документы, оформляемые надзорным органом при осуществлении госнадзора, должны составляться в форме электронного документа и подписываться УКЭП ранее 31 декабря 2023 года.
Аналогично и ч. 9 статьи 98 упомянутого Закона устанавливает, что до 31 декабря 2023 года документы и сведения, направляемые контрольному лицу в соответствии со ст. 21 этого Закона, могут составляться и подписываться на бумажном носителе (в том числе акты КНМ, предписания), если Правительством РФ или положением о виде госнадзора не установлено иное.
Таким образом, в настоящий момент большинство надзорных органов вправе осуществлять надзорную деятельность с применением бумажного документооборота.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 80 Закона о госконтроле, истребуемые документы направляются контролируемым лицом в надзорный орган в форме электронного документа, а согласно ч. 6 ст. 21 Закона о госконтроле, документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, подписываются электронной подписью.
В связи с этим прошу пояснить:
- надзорному органу в настоящий момент иметь квалифицированную подпись необязательно?
- контролируемое лицо (кроме граждан-не ИП), напротив, обязано иметь хотя бы самую простую электронную подпись?
- в случае, если контролируемое лицо не имеет такой подписи, и отсылает истребуемые документы со своего официального E-mail неподписанными, то значит ли это, что контролируемое лицо не исполнило обязанность, установленную Законом о госконтроле, о предоставлении документов в рамках КНД "Истребование документов"?
Ответ: Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу подписания документов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (норма применяется с 31 декабря 2023 года).
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604, документы контрольных (надзорных) органов, содержащие сведения, вносимые в ЕРКНМ, подписываются уполномоченными должностными лицами контрольных (надзорных) органов и иных уполномоченных органов и должностных лиц, согласуются (в случаях, установленных Законом N 248-ФЗ) органами прокуратуры в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с частью 9 статьи 98 Закона N 248-ФЗ до 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица.
Таким образом, контрольным (надзорным) органам необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись для оформления документов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В отдельных случаях допускается информирование контролируемого лица путем направления документов на бумажном носителе.
По вопросу обязанности контролируемого лица иметь электронную подпись сообщаем следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона N 248-ФЗ документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, подписываются:
1) простой электронной подписью;
2) простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
3) усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Обращаем внимание, что частью 9 статьи 21 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес контрольного (надзорного) органа уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у контрольного (надзорного) органа сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае, если лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации либо если оно не завершило прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять контрольному (надзорному) органу документы на бумажном носителе.
Отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 80 истребуемые документы направляются контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если контрольным (надзорным) органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. Документы могут быть представлены в контрольный (надзорный) орган также на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя, либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов, либо заверенные контролируемым лицом копии.
Соответственно, истребуемые документы необходимо направлять в контрольный (надзорный) орган в форме электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Закона N 248-ФЗ, для чего необходимо иметь электронную подпись, либо на бумажном носителе.
Данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора |
Н.А. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контрольным (надзорным) органам необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись для оформления документов при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля. В отдельных случаях допускается информирование контролируемого лица путем направления документов на бумажном носителе.
Истребуемы документы контролируемое лицо должно направлять в контрольный (надзорный) орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, либо на бумажном носителе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 сентября 2021 г. N ОГ-Д24-6854 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был