Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Ермаковского района
от 20 июля 2021 г. N 353-п
Порядок
разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса Ермаковского района
Общие положения
Настоящий порядок определяет рекомендуемую структуру и порядок разработки программ организаций коммунального комплекса в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программы).
Настоящие порядок разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "О принципах местного самоуправления", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
1. Требования законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в отношении организаций коммунального комплекса
В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. организации коммунального комплекса обязаны:
- обеспечить ежегодное снижение объема потребленных ими энергоресурсов не менее чем на 3% от объема фактически потребленного им каждого энергоресурса - начиная с 2021 года;
- прекратить размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных нужд;
- произвести оснащение зданий, строений, сооружений, используемых для размещения организаций, приборами учета используемых энергоресурсов;
- обеспечить реализацию иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Организация разработки, согласования и утверждения Программ
Организации коммунального комплекса должны разрабатывать Программы самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, имеющих опыт разработки программ или ведущих исследования по заданной тематике.
Сформированные Программы государственного организаций направляется в орган исполнительной власти Ермаковского района (структурное подразделение органа местного самоуправления), курирующий деятельность данной организации с целью согласования объемов финансирования и последующего утверждения.
Программа подлежит ежегодной корректировке в сроки, позволяющие своевременно вносить изменения в бюджет Ермаковского района (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.
3. Требования к программам организаций
Согласно Федеральному закону N 261-ФЗ организациями с участием государства или муниципального образования являются юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей, в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Программы должны быть разработан в соответствии с требованиями статьи Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г.
Таким образом, организации должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые должны содержать:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Вместе с тем, при разработке Программы необходимо учитывать также требования Методических рекомендаций.
4. Алгоритм формирования программы организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Процесс разработки Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно представить в виде четырех основных этапов.
1 этап. В случае если энергетическое обследование не было проведено, то для разработки Программы необходимо самостоятельно собрать следующую базовую информацию об объекте обследования:
1) общие аналитические материалы:
- стратегия, программа, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
- стратегия, программа, прогноз развития организации;
- особенности географического положения и природно-климатических условий, определяющие наиболее существенные факторы, которые влияют на потребление энергетических ресурсов Учреждения;
- региональная (муниципальная) нормативно-правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе региональную (муниципальную) программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- аналитические справки по динамике и структуре цен (тарифов) на энергетические ресурсы и услуги организаций коммунального комплекса, прогнозы их роста (изменения).
2) исходные (базовые) статистические данные организации:
- основные характеристики состояния и параметров зданий, строений, сооружений организации;
- объем потребления энергетических ресурсов (по каждому виду) за последние 4-5 лет;
- существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и водоотведение);
- оснащенность приборами учета энергетических ресурсов;
- сведения о наличии собственных (автономных) источников энергоснабжения, их технические характеристики и состояние;
- сведения об энергопотребляющем оборудовании.
Дополнительным источником информации также могут служить топливно-энергетические балансы организации (в случае их наличия).
2 этап. Оформление Программы, начиная с паспорта программы.
3 этап. Выполняются энергетические обследования зданий и сооружений. Основными целями энергетического обследования являются:
- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определение показателей энергетической эффективности;
- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимости оценки.
Энергетическое обследование организации включает в себя комплексный анализ исходной ситуации по потреблению энергетических ресурсов, эффективности их использования, выявление потенциала энергосбережения.
Помимо энергетического паспорта по результатам энергетического обследования должен быть разработан перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
4 этап. Выполняется корректировка программы с учетом результатов энергетического обследования. Производится расчет удельных показателей потребления энергетических ресурсов, свод данных планируемых капитальных вложений, потенциальной экономии по всем запланированным мероприятиям, расчет эффективности от реализации программы по всем мероприятиям.
5. Разработка структуры и содержания Программ
5.1. Структура Программ.
Рекомендуемая структура Программ состоит из следующих разделов:
- паспорт программы;
- анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- цели и задачи программы;
- сроки и этапы реализации программы;
- мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности организации;
- целевые показатели Программы;
- объем и источники финансирования;
- ожидаемые результаты.
В Программу могут быть включены и иные разделы, в том числе введение и механизм реализации Программы.
5.2. Паспорт Программы.
Паспорт Программ должен представлять собой краткое и четкое изложение основных характеристик программы. В паспорте приводятся сведения об исполнителях, заказчике, основаниях для разработки, источниках финансирования и периоде, на который принимается Программа. Полезно обозначить цель, ключевые установки, основные пути и средства реализации, а также количество принятых в программу проектов, их объемы, сроки, достигаемые в результате реализации, социальные, экономические, и экологические эффекты.
В паспорте Программы должно быть указано:
- наименование Программы;
- основание для разработки;
- заказчик Программы;
- разработчик (основные разработчики) Программы;
- исполнители Программы;
- цели и задачи Программы;
- сроки и этапы реализации Программы;
- перечень мероприятий Программы;
- объемы и источники финансирования;
- основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Рекомендуемая форма паспорта Программы представлена в Приложении N 1.
5.3. Анализ текущего состояния энергосбережения в организации.
В разделе необходимо дать описание и оценку сложившейся ситуации в организации, отразить сведения об энергопотреблении организации, а также иные показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- потребление каждого энергетического ресурса (динамика потребления за последние 4-5 лет);
- количество вводов и оснащенность приборами учета энергетических ресурсов (по каждому виду энергетических ресурсов);
- поставщики энергетических ресурсов и цены (тарифы) на используемые энергетические ресурсы;
- существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение);
- если имеется собственный источник энергоснабжения (котельная, мини-ТЭЦ, иной источник), то необходимо указать его общие технические характеристики (вид топлива, мощность, годовая выработка, дата ввода в эксплуатацию, год последнего капитального ремонта, оснащенность приборами учета вырабатываемых / потребляемых энергетических ресурсов);
- сведения о зданиях, строениях, сооружениях или помещениях, принадлежащих организации, закрепленными за ними в оперативном управлении, аренде, в том числе - общая площадь помещений, отапливаемая площадь, техническое состояние (фактический и физический износ), дата последнего и планируемого капительного ремонта, характеристика ограждающих конструкций, окон, оснащенность энергосберегающими лампами систем внутреннего и наружного освещения (при наличии), а также системами автоматического регулирования и диспетчеризации;
- наличие обученных и ответственных сотрудников в области энергосбережения (в отношении ответственного лица необходимо указать номер и дату приказа о его назначении);
- среднесписочная численность сотрудников (согласно штатному расписанию).
Здесь же отражаются основные причины (проблемы), повлекшие нерациональное использование энергетических ресурсов и общий потенциал энергосбережения организации.
5.4. Цели и задачи Программ.
Данный раздел должен содержать развернутые формулировки целей и задач Программы с указанием целевых показателей, позволяющих оценить ход реализации Программы. Основными целями Программы могут быть:
- обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- снижение в сопоставимых условиях объема потребленных организацией воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного ими в предшествующем году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента;
- иные цели, на достижение которых может быть направлена Программа, по усмотрению заказчика Программы. К основным задачам Программы следует отнести следующие:
- реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- повышение эффективности системы теплоснабжения;
- повышение эффективности системы электроснабжения;
- повышение эффективности системы водоснабжения и водоотведения;
- повышение эффективности использования моторного топлива;
- иные задачи.
5.5. Сроки и этапы реализации Программ.
Срок реализации Программы должен быть определен исходя из необходимого времени, в течение которого есть реальная возможность осуществить предусмотренные Программой мероприятия, решить поставленные задачи и достичь намеченных целей.
При необходимости срок может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых соответствует решению какой-либо определенной задачи. В этом случае необходимо описать каждый этап в отдельности, с указанием основных мероприятий и объемами их финансирования (в том числе по источникам финансирования).
При определении сроков и этапов Программы необходимо учитывать сроки и этапы региональной (муниципальной) программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иные целевые программы, которые реализуются на объектах организации. Как правило, разрабатываемые в настоящее время региональные (муниципальные) целевые программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются долгосрочными и включают в себя несколько этапов. Разбивка на эти этапы предусматривается с учетом наиболее эффективного использования средств, заложенных на реализацию программы, с группировкой мероприятий по срокам окупаемости и типу. При такой разбивке также учитываются сроки реализации отдельных мероприятий, установленные Законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 г.
Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйствующих субъектов необходимо разрабатывать на период не менее 3 лет.
5.6. Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности организации.
Мероприятия с наименьшим сроком окупаемости, а также организационные мероприятия рекомендуется проводить в первую очередь. Планирование и внедрение мероприятий по годам осуществляется таким образом, чтобы экономический эффект от их внедрения был выше индикаторов на эти годы.
Решение о включении того или иного мероприятия в Программу принимаются на основании его энергетической и экономической эффективности.
Мероприятия по модернизации оборудования и внедрению инноваций включаются в Программу с 2022 года или ранее по мере проведения энергетического обследования.
При разработке Программы и планировании мероприятий Программы следует воспользоваться перечнем мероприятий по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций, приведенным в приказе Минэкономразвития РФ от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Организационные мероприятия по энергосбережению в организации и повышению энергетической эффективности этих организаций:
а) проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям с участием государства или муниципального образования (далее - здания, строения, сооружения), сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению;
б) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в организациях и повышению энергетической эффективности этих организаций:
а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;
в) перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях;
г) автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;
д) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;
е) восстановление/внедрение циркуляционных систем в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
ж) проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;
з) установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
и) замена неэффективных отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий, строений, сооружений;
к) повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;
л) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
м) внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей;
н) внедрение эффективных систем сжатого воздуха зданий, строений, сооружений;
о) внедрение систем эффективного пароснабжения зданий, строений, сооружений.
5.7. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Целевые показатели рассчитываются в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 07.06.2010 г. N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" по годам на период действия Программы. Целевые показатели, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения.
Корректировка планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Программы проводится ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы.
При расчете значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях должно учитываться, в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов организации, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности работников.
Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется разработчиком Программы. Все полученные значения согласовываются с органом исполнительной власти Ермаковского района или органом местного самоуправления, курирующим организации.
Целевые показатели реализации Программы должны быть представлены в виде таблицы (по форме согласно приложению N 3 к Методическим рекомендациям), содержащей наименование целевых показателей, единицы измерения, а также значения целевых показателей по годам (кварталам) реализации Программы.
При разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций следует ориентироваться на пункт 3 перечня целевых показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", а также методику расчета значений целевых показателей, утвержденную приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июля 2010 г. N 273 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий):
- экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении;
- экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении;
- экономия воды в натуральном и стоимостном выражении;
- экономия природного газа в натуральном и стоимостном выражении.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе:
- удельный расход тепловой энергии организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- удельный расход тепловой энергии организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- изменение удельного расхода тепловой энергии организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- изменение удельного расхода тепловой энергии организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- изменение отношения удельного расхода тепловой энергии организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- удельный расход воды на снабжение организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- удельный расход воды на снабжение организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- изменение удельного расхода воды на снабжение организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- изменение удельного расхода воды на снабжение организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- изменение отношения удельного расхода воды на снабжение организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- удельный расход электрической энергии на обеспечение организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- удельный расход электрической энергии на обеспечение организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- изменение отношения удельного расхода электрической энергии на обеспечение организаций, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу электрической энергии на обеспечение организаций, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) организациями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
- доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) организациями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) организациями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
- доля объемов воды, потребляемой (используемой) организациями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) организациями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
- доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) организациями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) организациями на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
- доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами организаций (для фактических и сопоставимых условий);
- динамика расходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами организаций (для фактических и сопоставимых условий);
- число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных государственными, муниципальными заказчиками;
- доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных, муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (в стоимостном выражении).
Расчеты целевых показателей вести для соответствующей организации.
5.8. Объем и источники финансирования.
В данном разделе описывается общий объем финансирования, в том числе по годам (этапам), с указанием источников финансирования (областной бюджет, местные бюджеты, собственные средства организаций, прочие источники).
Финансовые показатели указываются по каждому году реализации Программы в сопоставимых ценах года начала реализации Программы.
5.9. Ожидаемые результаты от утверждения порядка.
В данном разделе должен быть представлен расчет эффективности реализации Программ с обоснованием полученных значений.
Эффективность - категория, характеризуемая системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам соответствующей организации.
Целесообразно выделить следующие результаты, на достижение которых должна быть направлена реализация Программы:
- экономия энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении;
- сокращение удельного потребления энергетических ресурсов;
- обеспечение приборами учета по всем видам энергетических ресурсов;
- сокращение расходов на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг;
- иные результаты.
Эффективность реализации Программы оценивается как соотношение ее результатов и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов, определяется по формуле:
где:
Э - эффективность программы;
Р - результаты, выраженные в денежных показателях (при оценке сравнительной эффективности допустимо использование натуральных показателей);
З - затраты на реализацию программы с учетом всех источников финансирования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Ермаковского района Красноярского края от 20 июля 2021 г. N 353-П "О порядке установления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.