Решение Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 г. по делу N 3а-60/2021
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2021 г. N 66а-976/2021 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Кузнецове А.Ю., с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2019 года N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год", установил:
27.12.2019 комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК) принят приказ N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год" (далее - Приказ N 747-п).
В таблице 1 приложения 1 Приказа N 747-п необходимая валовая выручка (далее - НВВ) АО "ЛОЭСК" на 2020 г. указана в размере 5200000 тыс. руб.
Согласно приложению 3 Приказа N 747-п базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 г. составляет 1687, 17 млн. руб.
В приложение 4 Приказа N 747-п указаны сведения о размере НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь). Для АО "ЛОЭСК" НВВ на 2020 г. указан в размере 5200000 тыс. руб, на 2021 г. в размере 5410309, 9 тыс. руб, на 2022 г. в размере 6263152, 8 тыс. руб, на 2023 г. в размере 6301133, 1 тыс. руб, на 2024 г. в размере 6499987, 9 тыс. руб.
Приложение 5 Приказа N 747-п содержит сведения о размере индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 г. Для АО "ЛОЭСК" - ПАО "Ленэнерго" на первое полугодие 2020 г. ставка на содержание электрических сетей указана в размере 924877, 36 руб/МВтмес, ставка на плату технологического расхода (потерь) в размере 379, 17 руб./МВтч, одноставочный тариф - 1, 78040 руб./кВтч, на второе полугодие 2020 г. ставка на содержание электрических сетей указана в размере 950945, 19 руб/МВтмес, ставка на плату технологического расхода (потерь) в размере 360, 69 руб./МВтч, одноставочный тариф - 1, 80506 руб./кВтч.
Приказ N 747-п опубликован 28.12.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://lenreg.ru.
АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 747-п в части:
НВВ АО "ЛОЭСК" в размере 5, 2 млрд. руб. (таблица 1 Приложения 1);
НВВ АО "ЛОЭСК" на 2020 - 2024 гг. (Приложение 4);
базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" в размере 1687, 17 млн. руб. (Приложение 3);
индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" - ПАО "Россети Ленэнерго" на первое и второе полугодие 2020 г. (Приложение 5).
В обоснование заявленных требований АО "ЛОЭСК" указано, что в результате неправильного исполнения ЛенРТК предписания ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18 из НВВ 2020 г. незаконно исключено 848344, 8 тыс. руб. Обоснования необходимости исключения суммы именно в указанном размере не приведено. ЛенРТК неправильно определен базовый уровень подконтрольных расходов, а именно, неправильно определен размер расходов на: вспомогательные материалы (ГСМ); вспомогательные материалы на эксплуатацию систем коммерческого и технического учета электроэнергии; прочие вспомогательные материалы на эксплуатацию; прочие вспомогательные материалы на ремонты; услуги сторонних организаций производственного назначения; проведение обследование и испытаний, получение разрешений; услуги по метрологическому обеспечению; затраты на межевание земельных участков под объектами недвижимости; расходы, связанные с обеспечением экологической безопасности объектов; услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями; услуги связи; охрану; обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности; содержание зданий и сооружений, хозтовары и хозинвентарь; обслуживание подсистем АСУ ФХД. Неправильно определен размер неподконтрольных расходов на: аренду сетей (основные комплексы), земельных участков, зданий и сооружений; оформление охранных зон; государственную регистрацию недвижимости; проценты за пользование кредитом; погашение заемных средств. ЛенРТК неправильно произведена корректировка НВВ по фактическим параметрам неподконтрольных расходов за 2018 г. по статьям затрат "формирование резервов по сомнительным долгам" и "проценты за пользование кредитом". ЛенРТК необоснованно учел в составе подконтрольных расходы по статье "электроэнергия на хозяйственные нужды", которые относятся к неподконтрольным расходам.
Рассчитывая базовый уровень подконтрольных расходов, ЛенРТК неправильно учитывал значения подконтрольных расходов в редакции приказа ЛенРТК от 01.02.2020 N 34-п, который признан судом недействующим с даты принятия. Ввиду отсутствия на дату принятия тарифного решения отчетной информации за 2019 г, ЛенРТК следовало применять отчетные данные за 2016 - 2018 гг. Определяя размер базового уровня подконтрольных расходов, ЛенРТК исходил из разъяснений, содержащихся в письме ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17, которое противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования. В экспертном заключение, вместо анализа тарифной заявки АО "ЛОЭСК" в части оценки обоснованности заявленных расходов, имеется лишь ссылка на вышеуказанное письмо ФАС России.
Определением суда от 22.12.2020 административное дело по административному исковому заявлению АО "ЛОЭСК" объединено с административным делом по административному исковому заявлению ПАО "Россети Ленэнерго" о признании недействующим в части Приказа N 747-п.
В административном исковом заявлении ПАО "Россети Ленэнерго" содержатся требования, аналогичные требованиям административного искового заявления АО "ЛОЭСК".
В административном исковом заявлении и дополнительно представленных письменных пояснениях указано, что ЛенРТК не проведена оценка экономической обоснованности расходов АО "ЛОЭСК" на погашение заемных средств и проценты за пользование кредитом, а также корректировки по данным статьям. ЛенРТК не учтено, что финансирование инвестиционной программы АО "ЛОЭСК" на 2020 - 2024 гг. за счет привлеченных средств, в том числе кредитов, не предусмотрено. В экспертном заключение ЛенРТК не отражен расчет экономически обоснованной базы кредитного портфеля АО "ЛОЭСК" на начало 2020 г. с обоснованием потребности в заемных средствах в предшествующих периодах регулирования (2012-2018), направляемых для прямого финансирования капитальных вложений в рамках инвестиционных программ. В материалах тарифной заявке АО "ЛОЭСК" отсутствуют фактические данные о движении денежных средств и указанием целевого направления кредитных средств на финансирование инвестиционной программы за предшествующие периоды регулирования. Ряд документов, обосновывающих требования АО "ЛОЭСК", ранее в ЛенРТК не направлялся и не мог быть учтен ЛенРТК при определении экономически обоснованного уровня расходов по ряду статей затрат АО "ЛОЭСК". Анализ заявляемых АО "ЛОЭСК" расходов на 2020 г. и фактических данных за 2017 и 2018 гг. показывает кратное увеличение плановых расходов на 2020 г. АО "ЛОЭСК" не представлено доказательств наличия кассовых разрывов по регулируемому виду экономической деятельности, не представлено помесячных расчетов кассовых разрывов с указанием доходов и экономически обоснованных расходов за 2018 г. с приложением бухгалтерской отчетности. Рабочим планом счетов бухгалтерского учета АО "ЛОЭСК" на 2019 г. по счетам 66.02, 66.04, 67.02 и 67.04 не предусмотрено ведение раздельного учета в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности.
Установление НВВ АО "ЛОЭСК" в необоснованно завышенном размере привело к установлению завышенного индивидуального тарифа для взаиморасчетов между ПАО "Россети Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК".
В письменных возражениях ЛенРТК указано, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При экспертизе предложения АО "ЛОЭСК" были частично учтены требования предписания ФАС России от 26.12.2018. Базовый уровень подконтрольных расходов рассчитан с применением метода сравнения аналогов с учетом сведений о размере подконтрольных расходов 2017 - 2019 гг. Заявленные АО "ЛОЭСК" к учету в НВВ 2020 г. расходы по ряду статей затрат были уменьшены в соответствии с разъяснениями ФАС России N ИА/41019/17 от 19.06.2017, согласно которым органам регулирования следует считать максимально возможной экономически обоснованную величину ОПР на первый год ДПР, определенную исходя из величины ОПР, установленной на последний год текущего ДПР, с учетом прогноза ИПЦ на соответствующий год. Расходы по оплате электроэнергии на хозяйственные нужды, с учетом п. 11 Методических указаний по расчету тарифов методов долгосрочной индексации, п. 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и отчетных форм, направляемых в ФАС России, обоснованно отнесены к подконтрольным расходам.
В письменных объяснениях заинтересованным лицом ФАС России указано, что АО "ЛОЭСК" с тарифной заявкой не были представлены договора, цены на поставку вспомогательных материалов по которым определены по результатам торгов. В обосновывающих материалах также не представлен анализ расходов за два предшествующих расчетных и текущий периоды регулирования, и другие документы, свидетельствующие о необходимости роста расходов в заявленном размере. Доводы АО "ЛОЭСК" в обоснование требований, не могут служить основанием для удовлетворения требований. Расходы на обслуживание АСУ ФХД признаны ЛенРТК экономически необоснованными с учетом позиции ФАС России, изложенной в предписании от 26.12.2018.
Представители административного истца АО "ЛОЭСК" Ермаков В.Л. и Ноздрачева А.Ю. в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного искового заявления и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления ПАО "Россети Ленэнерго".
Участвующие в судебном заседании представители ПАО "Ленэнерго" Леонтьевский В.Л., Шалманов Е.Г., Токарь-Межиковский Д.В. и Целиков Д.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления АО "ЛОЭСК".
Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах.
Представитель заинтересованного лица ФАС России Голованова Т.А. в судебном заседании сообщила, что ЛенРТК не исполнено предписание ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, поскольку ЛенРТК неправильно определен базовый уровень подконтрольных расходов и допущены нарушения при определении размера расходов по статьям затрат, входящих в состав подконтрольных и неподконтрольных расходов.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из положений ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п. 2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" являются территориальными сетевыми организациями, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области.
Принимая во внимание, что оспариваемые положения Приказа N 747-п определяют размер базового уровня подконтрольных расходов, размер НВВ 2020 и размер НВВ на долгосрочный период для АО "ЛОЭСК", то АО "ЛОЭСК" вправе заявлять требования о признании Приказа N 747-п недействующим в части.
ПАО "Россети Ленэнерго" является "котлодержателем" на территории Ленинградской области, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Ленинградской области и сбытовых компаний на основании единых (котловых) тарифов и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.
НВВ каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Поскольку ПАО "Россети Ленэнерго" являясь "котлодержателем" получает денежные средства и производит расчеты на основании единых (котловых) тарифов, то он вправе оспаривать размер НВВ смежных территориальных сетевых организаций, в том числе и размер НВВ АО "ЛОЭСК" как на 2020 г, так и на долгосрочный период регулирования.
Судом установлено, что 30.04.2019 АО "ЛОЭСК" обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 и долгосрочных параметров регулирования на период 2020-2024. АО "ЛОЭСК" предложило при расчете тарифа учесть базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1963614 тыс. руб. и НВВ 2020 в размере 8168111, 2 тыс. руб.
08.05.2019 ЛенРТК уведомил АО "ЛОЭСК" об открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2020 в рамках долгосрочного периода регулирования 2020-2024.
27.11.2019 АО "ЛОЭСК" направило в ЛенРТК скорректированные предложения о размере тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2020-2024, в которых предлагало при расчете тарифа исходить из базового уровня подконтрольных расходов в размере 2261145, 4 тыс. руб. и НВВ 2020 в размере 8168814, 4 тыс. руб.
Предложение АО "ЛОЭСК" проанализированы экспертами ЛенРТК и результаты анализа представлены в утвержденном 17.12.2019 экспертном заключение.
27.12.2019 АО "ЛОЭСК" представило возражения по результатам рассмотрения проекта экспертного заключения.
27.12.2019 на заседание правления ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2020 - 2024 гг. и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "ЛОЭСК" на 2020 г. и в тот же день председателем ЛенРТК подписан Приказ N 747-п.
Следовательно, оспариваемый Приказ N 747-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административными истцами не оспаривается.
Согласно п. 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании, в том числе, такого долгосрочного параметра регулирования как базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждены приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э (далее - Методические указания N 421-э).
В соответствии с п. 9 Методических указаний N 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утверждены приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" в размере 1687170, 54 тыс. руб. определен ЛенРТК с учетом Методических указаний N 98-э и N 421-э.
В соответствие с Методическими указаниями N 98-э базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" определен в размере 1646550, 3 тыс. руб.
В соответствие с Методическими указаниями N 421-э эффективный уровень ОПР АО "ЛОЭСК" определен в размере 1781951 тыс. руб.
В разделе 1.1. пояснительной записки к актуализированной версии тарифной заявки от 27.11.2019 (далее - Пояснительная записка) АО "ЛОЭСК" указало, что поскольку приложение 2 к Методическим указаниям N 421-э не содержит необходимых для расчеты величины эффективного уровня ОПР коэффициентов нормализации на 2017 - 2018 гг, то применение данных указаний является некорректным. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 рассчитан только методом экономически обоснованных затрат.
Вопреки доводам АО "ЛОЭСК", отсутствие в приложение N 2 Методических указаний N 421-э коэффициентов нормализации на 2017, 2018 гг, не исключает необходимости применения Методических указаний N 421-э при определении базового уровня подконтрольных расходов.
Коэффициенты нормализации на 2012 - 2013 годы определены на основе анализа усредненной выборки ТСО, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и на последующие годы рассчитываются в соответствии с приложением N 7 к Методическим указаниям N 421-э органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Приложение N 7 Методических указаний N 421-э не предусматривается определение коэффициентов по каждому субъекту Российской Федерации, а также их обязанность по их расчету на период после 2013 года.
Поскольку показатель коэффициента нормализации после 2013 года не изменялся, то применение Методических указаний N 421-э обязательно для расчета базового уровня подконтрольных расходов, так как возможно применить при расчете значения по последнему, приведенному в Методических указаниях N 421-э, периоду, то есть для 2013 года.
Определяя значение эффективного уровня ОПР ЛенРТК использовал сведения о плановых и фактических значениях подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" 2017-2019, а именно за 2017 план - 1581769, 04 тыс. руб, факт - 1537648, 68 тыс. руб.; за 2018 план - 1666434, 46 тыс. руб, факт - 1681256, 21 тыс. руб.; за 2019 план и факт - 1774146, 08 тыс. руб.
Доводы АО "ЛОЭСК" о том, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов на 2020 необходимо применять данные за 2016 - 2018 гг, в связи с отсутствием отчетной информации за 2019 г, основаны на неправильном толковании положений Методических указаний N 421-э.
Пунктом 6 Методических указаний N 421-э предписано, что период сбора данных для определения базового уровня ОПР и индекса эффективности ОПР должен составлять не менее 3-х последних отчетных лет или всего срока существования ТСО, в случае, если ТСО функционирует менее 3-х лет.
Согласно приведенной в приложение 1 к Методическим указаниям N 421-э таблицы с данными о результатах регулирования и фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности ТСО, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, следует использовать плановые и фактические значения отчетного периода состоящего из годов "m", "m-1" и "m-2". При этом, "m" год, предшествующий периоду регулирования. За год m указываются прогнозные значения.
Следовательно, ЛенРТК при определении эффективного уровня ОПР обоснованно использовал значения о размере подконтрольных расходов 2017 - 2019 гг.
В приложение 4 приказа ЛенРТК от 30.12.2015 N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 г. изначально был указан в размере 1754,62106 млн. руб.
Приказом ЛенРТК от 01.02.2019 N 34-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п" в приложении 4 цифра "1754,62106" заменена на "1382,12888".
На момент принятия Приказа N 747-п размер подконтрольных расходов, установленный для АО "ЛОЭСК" на первый год долгосрочного периода регулирования приказом ЛенРТК от 01.02.2019 N 34-п, заменяющим в части приказ ЛенРТК от 30.12.2015 N 535-п, являлся действующим.
В экспертном заключение указано, что величина подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015-2019 определена с учетом базового уровня подконтрольных расходов в размере 1382128, 88 тыс. руб. и коэффициентов индексации подконтрольных расходов (2016 - 1,036, 2017 - 1,105, 2018 - 1,05, 2019 - 1,06). На 2017 величина подконтрольных расходов была утверждена при регулировании в размере 2008073, 87 тыс. руб, а в соответствии с предписанием ФАС России определена в размере 1581769, 04 тыс. руб. На 2018 величина подконтрольных расходов была утверждена при регулировании в размере 2115548, 82 тыс. руб, а в соответствии с предписанием ФАС России определена в размере 1666434, 46 тыс. руб. Согласно выписке из протокола заседания правления от 29.12.2019 на 2019 величина подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" была принята при регулировании в размере 2252289, 4 тыс. руб.
Решением Ленинградского областного суда от 18.09.2020 по делу N 3а-1/2020, вступившим в законную силу 28.01.2021, признан недействующим с 01.02.2019 приказ ЛенРТК от 30.12.2015 N 535-п, в редакции приказа ЛенРТК от 01.02.2019 N 34-п.
Таким образом, на дату принятия Приказа N 747-п у ЛенРТК не имелось оснований для использования при расчете эффективного уровня ОПР АО "ЛОЭСК" 2020 сведений о фактических и плановых значениях подконтрольных расходов 2017-2019, определенных исходя из базового уровня подконтрольных расходов 2015 г. в размере 1754, 62106 млн. руб, поскольку решение Ленинградского областного суда от 18.09.2020 по делу N 3а-1/2020 в законную силу не вступило.
Вместе с тем, как из решения Ленинградского областного суда от 18.09.2020 по делу N 3а-1/2020, так и из решения ФАС России от 04.05.2021 N СП/36389/21 следует, что ЛенРТК не исполнило предписание ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18.
На момент принятия настоящего решения ЛенРТК также не произвело корректировку базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" 2015 в соответствии с предписанием ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18.
Выполненная ЛенРТК с нарушением законодательства в сфере тарифного регулирования корректировка базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 повлекла неправильное определение эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 в порядке, предусмотренном Методическими указаниями N 421-э, что в свою очередь привело к неправильному расчету базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020, что свидетельствует о наличии у ЛенРТК обязанности пересчитать указанную величину.
В п. 11 Методических указаний 98-э указано, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно п. 12 Методических указаний 98-э (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правого акта) при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;
3) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Определяя в соответствии с Методическими указаниями N 98-э базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1646550, 37 тыс. руб. ЛенРТК учел расходы АО "ЛОЭСК" на вспомогательные материалы в размере 139013, 8 тыс. руб, работы и услуги производственного характера в размере 180957, 5 тыс. руб, оплату труда в размере 963914, 5 тыс. руб, прочие расходы в размере 319020, 1 тыс. руб, услуги банков в размере 1373, 9 тыс. руб. и денежные выплаты социального характера в размере 42270, 6 тыс. руб.
По статье затрат "Вспомогательные материалы" ЛенРТК учел расходы на ГСМ в размере 30511, 2 тыс. руб, прочие вспомогательные материалы на эксплуатацию в размере 31739, 7 тыс. руб. и прочие вспомогательные материалы на ремонты в размере 76762, 8 тыс. руб.
Судом установлено, что в разделе 1.1.1.1 Пояснительной записки указано, что в расчете пробега на 2020 участвуют единицы автотранспорта, планируемые к закупке, при этом, исключаются из планирования единицы, исключенные из эксплуатации. Перечень автотранспорта имеющегося в наличии и планируемого к приобретению приведен в приложение 4. Расчет затрат произведен с увеличением планируемого пробега в связи с ростом производственной программы и предполагаемым увеличением средней стоимости топлива на 2 руб. 40 коп. По указанной статье затрат АО "ЛОЭСК" предлагало учесть 46145, 6 тыс. руб.
Согласно п. 5.1.1.1 экспертного заключения расчет расходов по статье "Расходы на ГСМ" произведен с учетом стоимости топлива определенного с учетом фактически сложившейся цены за 2018 с применением индексов-дефляторов на 2019 - 2020 гг, без учета эксплуатации автомобилей премиум и комфорт класса, и принят в размере 30511, 2 тыс. руб.
Доводы АО "ЛОЭСК" о необходимости учета, при определении стоимости топлива, срока действия соглашения о заморозке цен на бензин и дизельное топливо, подлежат отклонению, поскольку противоречат пункту 29 Основ ценообразования.
Соглашаясь с выводами ЛенРТК о необходимости учета при определении стоимости топлива индексов-дефляторов Минэкономразвития, суд отмечает, что в экспертном заключении не указано, какие конкретно автомобили премиум и комфорт класса, не были приняты ЛенРТК к учету и по каким критериям. Также, в экспертном заключении не приведено выводов относительно учета расхода ГСМ на автотранспорт, планируемый к приобретению. Указанные обстоятельства лишают суд возможности проверить обоснованность выполненного ЛенРТК расчета затрат по статье "Расходы на ГСМ".
Следовательно, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, что учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" расходы на ГСМ учтены в экономически обоснованном размере и указанное обстоятельство свидетельствует об обязанности ЛенРТК пересчитать расходы по данной статье затрат.
В составе расходов на прочие вспомогательные материалы на эксплуатацию ЛенРТК учтены расходы на: компьютерную, оргтехнику, средства связи; ОС хозяйственно-бытового назначения; запчасти, автотовары; ОС производственного назначения; материалы на эксплуатацию систем коммерческого и технического учета электроэнергии; материалы на эксплуатацию электрических сетей и установок.
Обоснование предложенного размера затрат АО "ЛОЭСК" по вышеуказанным статьям затрат приведено в разделах 1.1.1.2 - 1.1.1.8 Пояснительной записке и приложениях к Пояснительной записке.
В разделе 1.1.1.3 "Вспомогательные материалы на эксплуатацию систем коммерческого и технического учета" Пояснительной записки указано, что к расходам на вспомогательные материалы отнесены материальные расходы для выполнения работ без привлечения подрядных организаций. АО "ЛОЭСК" предусматривалось оснащение объектов распределительной сети техническим учетом электроэнергии, замена приборов учетов, обеспечивающих раздельный коммерческий учет электроэнергии, расходуемой на хозяйственные нужды, закупка приборов учета электроэнергии. Из приложения 5.6 Пояснительной записке следует, что на 2020 АО "ЛОЭСК" планировало приобрести 551 прибор учета на 8383, 5 тыс. руб.
В п. 5.1.1.1 экспертного заключения указано, что учитывая неурегулированность требований к прибором учета, устанавливаемым во исполнение изменений в отраслевом законодательстве, внесенными Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ, ЛенРТК считает экономически необоснованным включение указанных затрат в состав подконтрольных расходов (т.2 л.д. 88).
Вместе с тем ЛенРТК не учтено, что данные изменения на технический учет электроэнергии не распространяются. Следовательно, в нарушение п. 23 Правил регулирования тарифов ЛенРТК не произвел анализ экономической обоснованности заявленных АО "ЛОЭСК" затрат по указанной статье расходов, что свидетельствует об обязанности ЛенРТК пересчитать расходы по данной статье затрат.
В п. 5.1.1.1 экспертного заключения указано, что АО "ЛОЭСК" заявлены расходы на прочие вспомогательные материалы на эксплуатацию в размере 49796, 2 тыс. руб. Фактические расходы по данной статье за 2018 г. составили 29431, 9 тыс. руб. С учетом разъяснений ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17 ЛенРТК определил величину расходов на приобретение материалов в размере 31739, 7 тыс. руб, исходя из фактических расходов 2018 г. в целом по статье "прочие вспомогательные материалы" и ИПЦ 1, 047 и 103, 0 на 2020 г. (т.2 л.д. 88)
Следовательно, в нарушение п. 23 Правил регулирования тарифов ЛенРТК не произвел анализ экономической обоснованности заявленных АО "ЛОЭСК" затрат по вышеуказанным статьям расходов, что свидетельствует об обязанности ЛенРТК пересчитать расходы по данной статье затрат.
Применение разъяснений ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17 при определении размера расходов по конкретным статьям затрат суд полагает неправомерным, поскольку это противоречит п. 23 Правил регулирования тарифов в части указания в экспертном заключении анализа экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Как указано в письме ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17, органам регулирования следует считать максимально возможной экономически обоснованной величину ОПР на первый год нового ДПР, определенную исходя из величины ОПР, установленной на последний год текущего ДПР, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (индекс потребительских цен) на соответствующий год.
Судом установлено, что даже с учетом произведенной ЛенРТК корректировки базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" 2015 на 2019 ОПР составлял 1774146, 08 тыс. руб.
Следовательно, максимально возможная экономически обоснованная величина ОПР АО "ЛОЭСК", согласно письму ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17, на 2020 будет составлять 1827370, 46 тыс. руб, что значительно больше установленного оспариваемым нормативным правовым актом базового уровня подконтрольных расходов.
Судом установлено, что в разделе 1.1.1.8 Пояснительной записке АО "ЛОЭСК" было представлено обоснование затрат на приобретение материалов на ремонты. Расчет затрат представлен в приложении 6. Обосновывающие материалы к программе ремонтных работ приведены в приложениях 6.5-6.6.
В п. 5.1.1.1. экспертного заключения указано, что АО "ЛОЭСК" заявлены расходы на приобретение прочих вспомогательных материалов на ремонты в размере 96086, 3 тыс. руб. Предложенная АО "ЛОЭСК" сумма затрат на материалы для выполнения программы капитальных ремонтов определена на основании сметных расчетов. Сметные расчеты выполнены в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными актами, регламентирующими ценообразование и сметное нормирование. С учетом разъяснений ФАС России от 19.06.2017 ЛенРТК определил величину расходов на прочих вспомогательных материалов на ремонты исходя из фактических расходов 2018 г. по указанной статье затрат в размере 71181, 5 тыс. руб. и ИПЦ 1, 047 и 103, 0 на 2020 г.
Принимая во внимание, что в экспертном заключение, в нарушение п. 23 Правил регулирования тарифов, не приведен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, суд соглашается с доводами АО "ЛОЭСК" о необоснованном уменьшение расходов по вышеуказанной статье затрат и приходит к выводу, что ЛенРТК должен пересчитать расходы по указанной статье с учетом представленных АО "ЛОЭСК" обосновывающих документов.
В составе работ и услуг производственного характера ЛенРТК учло расходы АО "ЛОЭСК" на услуги сторонних организаций производственного назначения в размере 14241, 8 тыс. руб, транспортные расходы в размере 1016 тыс. руб, обслуживание систем релейно-защитной автоматики и телемеханики в размере 2765, 6 тыс. руб, проведение обследований, испытаний и получение разрешений в размере 3128, 7 тыс. руб, услуги по метрологическому обеспечению в размере 3903, 7 тыс. руб, затраты на межевание земельных участков под объектами недвижимости в размере 2562, 7 тыс. руб, обслуживание грузоподъемных механизмов в размере 2228, 8 тыс. руб, расходы связанные с обеспечением экологической безопасности объектов в размере 2542, 5 тыс. руб, техническое сопровождение процесса передачи электроэнергии в размере 696, 1 тыс. руб, услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями в размере 147871, 6 тыс. руб.
В п. 5.1.1.2 экспертного заключения указано, что расходы по статье затрат "Работы и услуги производственного характера" заявлены АО "ЛОЭСК" в размере 643222, 5 тыс. руб. Фактические расходы по указанной статье затрат в 2018 г. составили 308960 тыс. руб.
В качестве обосновывающих материалов АО "ЛОЭСК" представлены договора на эксплуатацию, коммерческие предложения, результаты закупочных процедур, расчеты потребности в средствах.
Из п. 5.1.1.2 экспертного заключения следует, что расходы по вышеуказанным статьям затрат, за исключением статьи затрат "услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" определены ЛенРТК исходя из фактических расходов 2018 г. и ИПЦ на 2019 и 2020 г, со ссылкой на разъяснения ФАС России, содержащиеся в письме от 19.06.2017, что не соответствует п. 23 Правил регулирования тарифов, поскольку фактически освобождает орган регулирования тарифов от анализа экономической обоснованности предложенного регулируемой организаций размера расходов по конкретным статьям затрат. Следовательно, ЛенРТК обязан пересчитать расходы по вышеуказанным статьям затрат.
В п. 5.1.1.2 экспертного заключения указано, что по статье "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" АО "ЛОЭСК" предлагало учесть расходы в размере 312549, 2 тыс. руб, а ЛенРТК учло в размере 147871, 6 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению расходы на оплату услуг сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями определены исходя из фактических затрат ПАО "Ленэнерго" на 2018 год, приведенных на одну точку поставки гарантирующего поставщика АО "Петербургская сбытовая компания" в пересчете на точки поставки ООО "РКС-энерго" с применением индексов-дефляторов 2019-2020.
Как указано АО "ЛОЭСК", выполненный ЛенРТК расчет нельзя признать обоснованным, поскольку в расчетах использованы неверные значения точек поставки в зоне деятельности АО "ПСК", без учета точек поставки приходящихся на зону деятельности АО "ЛОЭСК".
Указанные доводы административным ответчиком не опровергнуты. Кроме того, в нарушение п. 29 Основ ценообразования и п. 23 Правил регулирования ЛенРТК не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации, не отражен анализ рыночных цен на данные виды услуг в Ленинградской области.
Следовательно, суд приходит к выводу о необоснованности учета в базовом уровне подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" 2020 затрат по вышеуказанной статье в размере 147871, 6 тыс. руб. и наличии у ЛенРТК обязанности по пересчету расходов АО "ЛОЭСК" на оплату услуг сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями.
В составе прочих расходов ЛенРТК учло расходы АО "ЛОЭСК" на ремонт основных средств и работы и услуги непроизводственного характера.
В составе работ и услуг непроизводственного характера ЛенРТК учло расходы на ремонт основных фондов, услуги связи, охрану и пожарную безопасность, юридические, информационные и аудиторские услуги, сертификацию, обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, командировки и представительские, подготовку кадров, страхование, содержание и ремонт автотранспорта, канцелярские товары, содержание зданий и сооружений, хозтовары и хозинвентарь, программное обеспечение, содержание компьютерной и оргтехники, прочие расходы, взносы в СРО, электроэнергию на хозяйственные нужды.
При этом ЛенРТК полностью не учло в составе прочих расходов заявленные АО "ЛОЭСК" расходы на обслуживание подсистем автоматизированных систем учета финансово-хозяйственной деятельности.
В экспертном заключение указано, что рассмотрев представленные АО "ЛОЭСК" обосновывающие и расчетные материалы, учитывая отсутствие обосновывающих документов, предусмотренных п. 29 Основ ценообразования, ЛенРТК руководствовался положениями п. 31 Основ ценообразования и учитывал рекомендации, изложенные в письме ФАС России от 19.06.2017. В соответствии с позицией ФАС России, изложенной по итогам проверки деятельности ЛенРТК, ЛенРТК признал в полном объеме экономически необоснованными расходы на обслуживание подсистем АСУ ФХД. Учитывая подход к определению численности сотрудников исходя из фактической численности 2018 года, расходы планируемые АО "ЛОЭСК" с учетом численности сотрудников определены на основании данных о фактических затратах 2018 г. с применением индексов-дефляторов на 2019 - 2020 гг. Кроме того, в составе работ и услуг непроизводственного характера ЛенРТК учло расходы на электроэнергию на хознужды, не согласившись с предложением АО "ЛОЭСК" об учете данных расходов в составе неподконтрольных расходов.
Как указано в п. 23 Правил регулирования тарифов экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
В исследованном судом экспертном заключении оценка достоверности представленных АО "ЛОЭСК" данных фактически отсутствует. Установить из текста экспертного заключения и протокола правления ЛенРТК то, каким образом были рассчитаны расходы по большинству статей затрат "прочие расходы", за исключением расходов на страхование и обслуживание АСУ ФХД, не представляется возможным.
Следовательно, суд приходит к выводу, что учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов затраты на услуги связи, охрану объектов, обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, на содержание зданий и сооружений, хозтовары и хозинвентарь, учтены ЛенРТК не в экономически обоснованном размере, что свидетельствует о наличии у ЛенРТК обязанности по пересчету вышеуказанных расходов.
Доводы АО "ЛОЭСК" о необходимости учета в составе подконтрольных расходов затрат на обслуживание АСУ ФХД судом отклоняются, поскольку включение в НВВ подобных расходов Основами ценообразования не предусмотрено.
Вопреки доводам АО "ЛОЭСК" расходы на электроэнергию на хозяйственные нужды, в соответствие с пп.3 п. 18 и п. 23 Основ ценообразования, а также Методическими указаниями N 98-э, обоснованно отнесены ЛенРТК к подконтрольных расходам.
С учетом того, что в экспертном заключение не приведен анализ экономической обоснованности большинства статей затрат, подлежащих учету при определении базового уровня подконтрольных расходов, определяемого в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, и учитывая допущенные ЛенРТК нарушения при определении эффективного уровня ОПР, в соответствии с Методическими указаниями N 421-э, суд приходит к выводу, что требования АО "ЛОЭСК" о признании недействующим Приказа N 747-п в части установления базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" подлежат удовлетворению и ЛенРТК должен пересчитать базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК", утвержденный приказом N 747-п.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (п. 2 Основ ценообразования).
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
В силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Однако недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников по перечню пункта 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Согласно выписке из протокола заседания, правление ЛенРТК приняло решение принять для расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 г. НВВ АО "ЛОЭСК" на содержание электрических сетей в размере 5200000 тыс. руб. В состав НВВ включены подконтрольные расходы в размере 1687170, 5 тыс. руб, неподконтрольные расходы в размере 3559078, 5 тыс. руб, расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток в размере 802095, 8 тыс. руб. и выявленные (неподтвержденные) экономически обоснованные расходы (доходы) подлежащие исключению в соответствии с предписанием ФАС России от 26.12.2018 в размере "-848344, 8 тыс. руб.".
В составе неподконтрольных расходов ЛенРТК учло расходы, в том числе, на аренду имущества и лизинг в размере 91523 тыс. руб, другие прочие неподконтрольные расходы в размере 26969, 1 тыс. руб, погашение заемных средств в размере 186069, 5 тыс. руб, проценты за пользование кредитом" в размере 32731 тыс. руб.
Согласно п. 28 Основ ценообразования (в редакции на дату принятия Приказа N 747-п) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Согласно п. 5.3.2. экспертного заключения на аренду имущества и лизинг АО "ЛОЭСК" предлагало учесть 286798, 7 тыс. руб, а ЛенРТК признало подлежащими учету расходы в размере 91523 тыс. руб.
В составе плата за аренду имущества и лизинг АО "ЛОЭСК" предлагало учесть расходы на аренду сетей (основные комплексы) в размере 197349, 4 тыс. руб, аренду офисов в размере 59057, 1 тыс. руб, аренду земельных участков в размере 18111, 7 тыс. руб. и аренду зданий и сооружений в размере 12280, 5 тыс. руб.
ЛенРТК признало подлежащими учету расходы на аренду сетей (основные комплексы) в размере 79923, 7 тыс. руб. и аренду земельных участков в размере 11599, 3 тыс. руб. Расходы на аренду офисов, зданий и сооружений ЛенРТК признал в полном объеме экономически необоснованными.
Сравнительный анализ сведений о размере арендной платы сетей представленных в экспертном заключение с предложением АО "ЛОЭСК" (приложение 37 Пояснительной записке) показывает, что ЛенРТК без приведения какого-либо обоснования не учтена арендная плата в размере 13559, 1 тыс. руб.
Следовательно, приведенный в экспертном заключении расчет размера арендной платы сетей (основные комплексы) нельзя признать обоснованным и данный расчет должен быть пересчитан ЛенРТК с указанием конкретных объектов и оснований по которым ЛенРТК не соглашается с включением расходов в состав НВВ АО "ЛОЭСК".
В экспертном заключение указано, что расходы по аренде зданий и сооружений не учитывались в связи с отсутствием сведений, подтверждающих экономическую обоснованность понесенных АО "ЛОЭСК" расходов, а именно стоимость арендной платы, рассчитанной исходя из величины амортизационных отчислений, налога на имущество и иных обязательных платежей.
По аналогичным основаниям ЛенРТК не были учтены и заявленные АО "ЛОЭСК" к учету в составе неподконтрольных расходы на аренду офисов.
Принимая во внимание, что АО "ЛОЭСК" не были представлены сведения о величине амортизационных отчислений, налога на имущество и иных обязательных платежей в отношении арендованного имущества, то ЛенРТК обоснованно не включил данные расходы в состав неподконтрольных расходов НВВ 2020 г, поскольку это соответствует п. 28 Основ ценообразования.
Из экспертного заключения следует, что расходы по аренде земли определены АО "ЛОЭСК" с учетом ежегодного увеличения стоимости арендных платежей на 9% и в составе расходов учтены расходы по арендной плате в том числе по договорам, только планируемым к заключению. С учетом указанных обстоятельств ЛенРТК посчитал экономически обоснованным определить величину расходов на аренду земельных участков исходя из фактических расходов АО "ЛОЭСК" на аренду земельных участков в 2018 г.
Поскольку из экспертного заключения не представляется возможным установить по каким договорам об аренде земельных участков ЛенРТК принял решение не учитывать расходы и учитывая, что в экспертном заключение отсутствует сведения о размере земельного налога в отношении арендованных земельных участков, суд приходит к выводу, что ЛенРТК расходы на аренду земельных участков приняты без учета их экономической обоснованности и данные расходы должны быть ЛенРТК пересчитаны.
Также суд учитывает, что принимая в качестве расходов на аренду земельных участков размер фактических расходов на аренду земельных участков в 2018, ЛенРТК не произвел индексацию данных расходов с учетом изменения ИПЦ.
В составе других прочих неподконтрольных расходов ЛенРТК учел затраты на оформление охранных зон в размере 25161, 3 тыс. руб. и отказался учитывать заявленные АО "ЛОЭСК" расходы на государственную пошлину, судебные, арбитражные расходы в размере 778, 6 тыс. руб, расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости в размере 70390 руб, расходы на пошлины в размере 319, 6 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в соответствии с пунктом 5 которых охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 1 января 2022 г.
В экспертном заключении указано, что ЛенРТК произвел корректировку затрат по установлению охранных зон с учетом динамики выполнения работ в предыдущих периодах регулирования, а также, исходя из фактических расходов, понесенных организацией в 2018 г.
Однако в экспертном заключение не приведено сведений о динамики выполнения работ в предыдущих периодах регулирования и фактически размер затрат на оформление охранных зон определен ЛенРТК путем индексации фактических расходов АО "ЛОЭСК" по указанной статье в 2018 г. на ИПЦ 2019-2020, без проведения анализа представленных АО "ЛОЭСК" обосновывающих документов, следовательно расходы по указанной статьей затрат должны быть пересчитаны ЛенРТК.
В экспертном заключение указано, что заявленные АО "ЛОЭСК" расходы на государственную регистрацию недвижимости в размере 70390 тыс. руб. не учитывались в связи с отсутствием данных о фактических расходах и невозможностью оценить обоснованность предложения АО "ЛОЭСК".
Вместе с тем в приложение 47 Пояснительной записки указано, что фактические расходы за 2018 г. по указанной статье затрат составили 1192 тыс. руб.
В нарушение п. 23 Правил регулирования ЛенРТК не выполнил оценку достоверности данных, приведенных АО "ЛОЭСК", и не проанализировал экономическую обоснованность расходов по данной статье расходов. Таким образом, ЛенРТК должен пересчитать расходы по данной статьей затрат с приведением в экспертном заключении анализа экономической обоснованности заявленных расходов.
В соответствии с п. 11 Методических указаний N 98-э неподконтрольные расходы включают в себя расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.
Согласно п. 7 Основ ценообразования к экономически обоснованным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
АО "ЛОЭСК" в Пояснительной записке указало, что кредитной портфель, отнесенный на услугу по передаче электрической энергии, сложился из целевого направления кредитных средств для финансирования выполненных работ, поставленных материалов, выплаченной заработной платы и т.д, напрямую связанных с данным видом деятельности. Частично база сформировалась за счет кредитных средств, полученных ранее 2015 г, которые АО "ЛОЭСК" вынуждено рефинансировать. Такая практика сложилась ввиду того, что в составе НВВ АО "ЛОЭСК" недополучает в полном объеме компенсацию на погашение заемных средств. Заявленные АО "ЛОЭСК" к учету в НВВ сумма по статье "погашение заемных средств" определена как разница между максимально возможной величиной НВВ на финансирование капитальных вложений из прибыли и возврат заемных средств и суммой капитальных вложений из прибыли. Из приложения 50 Пояснительной записки следует, что в 2020 г. предполагается погашение заемных средств на сумму 1219778, 52 тыс. руб.
Согласно п. 5.3.2 экспертного заключения по статье затрат "погашение заемных средств" АО "ЛОЭСК" предлагало учесть 482697, 1 тыс. руб, а ЛенРТК признало подлежащими учету расходы в размере 186069, 5 тыс. руб.
ЛенРТК определил величину необходимых кредитных средств исходя из плана финансирования инвестиционной программы, без учета привлеченных кредитных ресурсов, направляемых на иные цели, что противоречит Основам ценообразования и Методическим указаниям N 98-э.
Следовательно, расходы на погашение заемных средств должны быть ЛенРТК пересчитаны с учетом обоснованности заявленных АО "ЛОЭСК" целей получения кредитных средств и их относимости к деятельности по передаче электрической энергии.
В разделе 2.4.17 Пояснительной записке указано, что по итогам 2018 ссудная задолженность АО "ЛОЭСК" составила 5070000 тыс. руб, из них на деятельность по передаче электрической энергии 3615580 руб. Для расчета процентов по виду деятельности "Передача электрической энергии" использована база кредитного портфеля, который потрачен на платежи по данному виду деятельности. В приложение 50.1 Пояснительной записки приведены сведения о кредитных договорах и размере процентной ставки. На 2020 запланировано погашение процентов на сумму 750830, 44 тыс. руб, из них 522929, 32 тыс. руб. приходится на деятельность по передаче электрической энергии.
Согласно п. 5.3.2. экспертного заключения по статье затрат "проценты за пользование кредитом" АО "ЛОЭСК" предлагало учесть 522920, 3 тыс. руб, а ЛенРТК признало подлежащими учету расходы в размере 32731 тыс. руб.
Величина расходов по статье затрат "проценты за пользование кредитом" определена ЛенРТК исходя из величины экономически обоснованной величины кредитов к погашению на 31.12.2019 в размере 379270 тыс. руб. и ставки процента за пользование кредитом в размере на 8, 63%.
Согласно экспертному заключению величина 379,27 млн. руб. определена ЛенРТК по результатам проведенного во исполнение предписания ФАС России от 26.12.2018 дополнительного анализа и расчета расходов по статье "погашение заемных средств" (включая проценты за их пользование), включенные в НВВ АО "ЛОЭСК" за 2016 - 2018 гг, исходя из суммы кредитов, включенных в утвержденную инвестиционную программу АО "ЛОЭСК" за 2015 - 2019 гг. в качестве источника финансирования. Какого-либо иного обоснования величины 379,27 млн. руб. в экспертном заключении не приведено.
Вместе с тем в экспертном заключение по результатам исполнения предписания ФАС России от 26.12.2018 обоснование величины 379,27 млн. руб. не приведено.
Следовательно, заявленные АО "ЛОЭСК" расходы на проценты за пользование заемными средствами подлежат пересчету с учетом обоснованности заявленных АО "ЛОЭСК" целей получения кредитных средств и их относимости к деятельности по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.
В разделе 3.1 Пояснительной записке приведено обоснование размера корректировки НВВ 2020 г. по фактическим параметрам неподконтрольных расходов за 2018 г. В приложение 53 Пояснительной записки указано, что на 2018 г. в НВВ не было предусмотрено расходов на формирование резервов по сомнительным долгам, однако, в 2018 расходы на формирование резервов по сомнительным долгам составили 87920,2 тыс. руб. Как указано в разделе 3.1 Пояснительной записки, в соответствие с Учетной политикой в 2018 созданы резервы по сомнительным долгам. Списанная за счет резерва нереальная к взысканию дебиторская задолженность отражается на забалансовом счете 007.
ЛенРТК счел экономически необоснованными расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, поскольку не представлены документы, подтверждающие принятые исчерпывающие меры по взысканию сомнительной задолженности.
Согласно положениям статьи 266 Налогового кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1).
Пунктом 3 данной статьи установлено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Согласно пункту 4 названной статьи сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Поскольку АО "ЛОЭСК" не было предоставлено документов о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в отчетном периоде, то суд приходит к выводу, что ЛенРТК обоснованно не учел при корректировке НВВ расходы на формирование резерва по сомнительным долгам.
Согласно приложению 53 Пояснительной записки на 2018 г. были утверждены расходы на уплату процентов за пользование кредитом в размере 241836,7 тыс. руб, а фактические расходы составили 382021 тыс. руб.
В экспертном заключение указано, что проценты по кредитам определены исходя из величины экономически обоснованных привлеченных кредитных источников с учетом необходимости реализации инвестиционной программы АО "ЛОЭСК" и средств по возврату и обслуживанию заемных средств, учтенных в предыдущих периодах регулирования. ЛенРТК признал экономически обоснованными расходы на проценты за пользование кредитом в размере 82639,15 тыс. руб.
Поскольку в экспертном заключение отсутствуют какие-либо расчеты учтенных ЛенРТК расходов на уплату процентов в размере 82369, 15 тыс. руб, не указано из какой величины заемных средств, учтенных в прошлых периодах регулирования, исходил ЛенРТК при расчете процентов, то суд приходит к выводу, что ЛенРТК не доказано, что корректировка по процентам за пользование кредитом проведено в экономически обоснованном размере и данная корректировка должна быть пересчитана ЛенРТК.
Принимая во внимание, что как из решения Ленинградского областного суда от 18.09.2020 по делу N 3а-1/2020, так и из решения ФАС России от 04.05.2021 N СП/36389/21 следует, что ЛенРТК не исполнило предписание ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18, и учитывая отсутствие в экспертном заключение какого-либо обоснования размера расходов, подлежащих исключению в соответствии с предписанием ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18, суд приходит к выводу, что сумма в размере 848344, 8 тыс. руб. исключена из состава НВВ произвольно, без какого-либо обоснования.
При этом суд обращает внимание, что из представленной в экспертном заключение таблице результатов корректировки НВВ следует, что из НВВ 2020 г. подлежит исключению 92498 тыс. руб, а фактически исключено 46249,1 тыс. руб.
Неправильное определение ЛенРТК базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" и НВВ на 2020 г. свидетельствует о неправильном определении НВВ на долгосрочный период регулирования (2020 - 2024 гг.).
Поскольку НВВ АО "ЛОЭСК" является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок, индивидуальный тариф для ПАО "Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК", рассчитанный от указанного показателя, также нельзя признать экономически обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в оспариваемой части Приказ N 747-п принят ЛенРТК без соблюдения требований пунктов 22, 23 и 28 Правил регулирования, что выразилось в отсутствии в экспертном заключении и в протоколе заседания правления полного анализа экономического обоснования расходов АО "ЛОЭСК", то суд приходит к выводу о наличий оснований для удовлетворения административных исковых заявлений АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 N 50, приходит к выводу о признании недействующим Приказа N 747-п в оспариваемой части со дня его принятия.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Как указано в п. 33(1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.
Поскольку обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ N 747-п, в части признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, то оснований для вынесения судебного решения в этой части не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявления акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2019 N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год" в части указания размера необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" на 2020 год в размере 5,2 млрд. руб, в части указания размера необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" на 2020 - 2024 гг, в части указания размера базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" в размере 1687,17 млн. руб, в части указания размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" - ПАО "Россети Ленэнерго" на первое и второе полугодие 2020 г.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Решение в окончательной форме
изготовлено 28 мая 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 г. по делу N 3а-60/2021
Текст решения опубликован не был