Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 03 сентября 2021 г. N 505-п
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания
29 декабря 2021 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регламентирует организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Тюменской области (далее - региональный государственный контроль (надзор).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) осуществляется в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
2. Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность контрольного (надзорного) органа Тюменской области, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанного органа посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание в Тюменской области (далее - поставщики социальных услуг), требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Тюменской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в части оценки соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг является соблюдение требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Тюменской области, изданных в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
4. Уполномоченным органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор), является Департамент социального развития Тюменской области (далее - Департамент).
5. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
а) директор Департамента;
б) заместитель директора Департамента;
в) начальник управления финансово-экономической деятельности, контроля и аудита;
г) заведующий сектором государственного контроля и ревизионной работы управления финансово-экономической деятельности, контроля и аудита;
д) начальник отдела реабилитации инвалидов управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
е) начальник отдела социального обслуживания управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
ж) начальник отдела по работе с семьей и детьми и профилактике семейного неблагополучия управления по вопросам семьи и детства;
з) начальник отдела комплексной безопасности и доступной среды управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
и) главный специалист сектора государственного контроля и ревизионной работы управления финансово-экономической деятельности, контроля и аудита;
к) главный специалист отдела социального обслуживания управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
л) главный специалист отдела реабилитации инвалидов управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
м) главный специалист отдела по работе с семьей и детьми и профилактике семейного неблагополучия управления по вопросам семьи и детства;
н) главный специалист отдела комплексной безопасности и доступной среды управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
о) ведущий специалист отдела комплексной безопасности и доступной среды управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов;
п) заведующий сектором организационной и аналитической работы;
р) главный специалист сектора организационной и аналитической работы.
6. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), являются директор Департамента и заместитель директора Департамента.
7. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) поставщиков социальных услуг, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к поставщикам социальных услуг, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности поставщиков социальных услуг, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) в части оценки соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг являются здания и помещения, которыми поставщики социальных услуг владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования.
Учет объектов контроля осуществляется в рамках ведения реестра поставщиков социальных услуг Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 03.09.2014 N 470-п "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
8. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 248-ФЗ.
9. Департамент для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит деятельность поставщиков социальных услуг к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
10. Отнесение деятельности поставщиков социальных услуг к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется с учетом оценки тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в соответствии с критериями согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
11. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, установленные в приложении N 2 к настоящему Положению.
12. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении поставщиков социальных услуг в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка проводятся 1 раз в 2 года;
- для категории среднего риска - инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка проводятся 1 раз в 4 года.
Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований поставщиками социальных услуг, условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до поставщиков социальных услуг, повышения информированности о способах их соблюдения Департамент осуществляет мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с ежегодно утверждаемой им программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
14. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департамент проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
15. Информирование поставщиков социальных услуг осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
16. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента, готовится один раз в год, утверждается приказом Департамента и в течение 10 рабочих дней с даты утверждения размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет".
17. Объявление предостережения осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Поставщик социальных услуг вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении указываются:
а) наименование поставщика социальных услуг;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) поставщика социальных услуг, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также в отношении предложений о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Департамент рассматривает возражение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в течение 20 рабочих дней со дня его получения и по итогам рассмотрения направляет ответ поставщику социальных услуг. Ответ направляется на бумажном носителе почтовым отправлением (в случае поступления возражения в бумажном виде) или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в возражении (в случае поступления возражения в электронном виде).
18. Консультирование поставщиков социальных услуг осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение прав и обязанностей должностных лиц Департамента при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
- разъяснение прав и обязанностей поставщиков социальных услуг при осуществлении в отношении них регионального государственного контроля (надзора);
- порядок и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок обжалования решений, действий (бездействия) Департамента при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
- соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания и обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным абзацем третьим данного пункта.
По итогам консультирования информация в письменной форме поставщикам социальных услуг не предоставляется, за исключением случаев получения от поставщика социальных услуг письменного запроса.
Рассмотрение Департаментом письменного запроса поставщика социальных услуг осуществляется в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае неоднократного поступления в Департамент обращений от поставщиков социальных услуг за консультацией по однотипным вопросам Департамент размещает на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет" письменное разъяснение по указанному вопросу, подписанное директором Департамента или заместителем директора Департамента.
19. Профилактический визит поставщиков социальных услуг осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты осуществляются в отношении:
а) поставщиков социальных услуг, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания;
б) поставщиков социальных услуг, деятельность которых отнесена к категории высокого риска.
Предложение о проведении обязательного профилактического визита направляется Департаментом поставщику социальных услуг в течение одного года с даты включения поставщика социальных услуг в реестр поставщиков социальных услуг Тюменской области. В отношении поставщиков социальных услуг, деятельность которых отнесена к категориям высокого риска, предложение о проведении обязательного профилактического визита направляется Департаментом не реже одного раза в год.
О проведении обязательного профилактического визита поставщик социальных услуг уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Поставщик социальных услуг вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
20. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что деятельность поставщика социальных услуг представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Департамента, уполномоченное на осуществление регионального государственного контроля (надзора), незамедлительно направляет информацию об этом директору Департамента или заместителю директора Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
21. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департаментом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
22. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) поставщика социальных услуг (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления поставщика социальных услуг и не может превышать один рабочий день.
23. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В срок проведения документарной проверки не включаются периоды, установленные частью 7 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
24. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
25. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
26. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
По основаниям для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренным в пунктах 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде инспекционного визита, документарной проверки или выездной проверки. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется в соответствии с пунктами 22 - 24 настоящего Положения.
27. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
28. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Департаментом принимается решение, оформленное в соответствии со статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ и подписанное директором Департамента или заместителем директора Департамента.
29. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно.
Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, являющийся поставщиком социальных услуг, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
а) болезнь;
б) нахождение за пределами Российской Федерации;
в) избрание в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, являющегося поставщиком социальных услуг, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с наступлением случаев, указанных в абзаце втором данного пункта, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, являющегося поставщиком социальных услуг, в Департамент.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
30. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ, по форме, установленной Министерством экономического развития Российской Федерации, в двух экземплярах.
31. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
32. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает следующие меры:
а) выдает после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия поставщику социальных услуг предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) незамедлительно принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность поставщика социальных услуг, эксплуатация (использование) им зданий и помещений, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
в) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в рамках своих полномочий;
г) принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
д) рассматривает вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
VI. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
33. Решения Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба на решение Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается директором (заместителем директора) Департамента.
Жалоба на действия (бездействие) директора (заместителя директора) Департамента рассматривается заместителем Губернатора Тюменской области, координирующим и контролирующим деятельность Департамента.
Срок рассмотрения жалобы - 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Регистрация жалобы осуществляется в день ее поступления в Департамент.
VII. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) и их целевые значения
Пункт 34 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
34. Перечень показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) устанавливается приложением N 3 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.