Постановление Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2021 г. N 340
"Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Забайкальского края"
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Забайкальского края (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края принять муниципальные нормативные правовые акты, определяющие порядок установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля.
Исполняющий обязанности |
А.И. Кефер |
Утвержден
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 3 сентября 2021 года N 340
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан с учетом Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2454, в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Забайкальского края (далее - нормативный правовой акт), связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
2. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, разрабатываются и утверждаются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, наделенными полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - контрольно-надзорные органы).
3. Установление и оценка применения обязательных требований осуществляются контрольно-надзорными органами с соблюдением принципов, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
2. Порядок установления обязательных требований
4. При установлении обязательных требований в нормативных правовых актах должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
б) лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы);
5) исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, осуществляющие оценку применения обязательных требований.
5. Нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Решение о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, его отдельных положений, но не более чем на 6 лет, может быть принято по результатам оценки применения обязательных требований, за исключением нормативных правовых актов, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, публичным партнером по которым выступает Забайкальский край.
6. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 календарных дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются в отношении нормативных правовых актов, подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Забайкальского края либо на ее части, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
7. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Забайкальского края, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Забайкальского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Забайкальского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы действующих нормативных правовых актов Забайкальского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 27 декабря 2013 года N 80 (далее - постановление N 80).
3. Порядок оценки применения обязательных требований
8. Целями оценки применения обязательных требований являются комплексная оценка обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей и эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований, формируемые в виде доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
9. Оценка применения обязательных требований проводится контрольно-надзорным органом в соответствии с ежегодно формируемым им перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - Перечень).
10. Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проект Перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки контрольно-надзорным органом проекта доклада, но не ранее чем за 3 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект Перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки контрольно-надзорным органом проекта доклада, но не ранее чем за 2 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проект Перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки контрольно-надзорным органом проекта доклада, но не ранее чем за 1 год до окончания срока их действия.
11. В целях публичного обсуждения проект Перечня не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований и подготовки доклада, размещается контрольно-надзорным органом на официальном сайте контрольно-надзорного органа с одновременным извещением контролируемых лиц, органов и организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, а также заинтересованных органов исполнительной власти, местного самоуправления.
Извещение лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольно-надзорного органа информационного сообщения, содержащего срок публичного обсуждения проекта Перечня и способы направления замечаний и предложений по проекту Перечня от заинтересованных лиц (в том числе адрес электронной почты контрольно-надзорного органа).
Срок публичного обсуждения проекта Перечня составляет 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте контрольно-надзорного органа.
Контрольно-надзорный орган в течение 10 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения проекта Перечня рассматривает все предложения, поступившие по проекту Перечня от заинтересованных лиц, составляет свод поступивших предложений и размещает его на своем официальном сайте, дорабатывает (при необходимости) проект Перечня с учетом поступивших предложений.
Доработанный проект Перечня утверждается руководителем контрольно-надзорного органа и подлежит опубликованию на официальном сайте контрольно-надзорного органа не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований и подготовки доклада.
12. Контрольно-надзорный орган согласно утвержденному Перечню проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 8 настоящего Порядка, и готовит проект доклада в срок, указанный в пункте 20 настоящего Порядка.
13. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
1) результаты мониторинга применения обязательных требований;
2) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
4) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
5) позиции исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
6) иные сведения, которые позволяют объективно оценить результаты применения обязательных требований.
14. В проект доклада включаются:
1) общая характеристика оцениваемых обязательных требований;
2) результаты оценки применения обязательных требований;
3) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
15. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований должна включать следующие сведения:
1) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков);
2) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
3) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов;
4) сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
5) сведения о полномочиях контрольно-надзорного органа на установление соответствующих требований;
6) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
7) сведения о сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретных общественных отношениях (группе общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
8) сведения об основных группах контролируемых лиц, иных заинтересованных лицах, включая органы государственной власти Забайкальского края, органы местного самоуправления Забайкальского края, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких лиц.
16. Результаты оценки применения обязательных требований должны содержать следующую информацию:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
2) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
3) оценку фактических расходов и доходов контролируемых лиц, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативными правовыми актами обязанностей или ограничений;
4) информацию о динамике ведения предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствующей сфере;
5) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативными правовыми актами, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий;
6) изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативными правовыми актами функций, полномочий, обязанностей и прав контрольно-надзорных органов;
7) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных обязательных требований, в случае если нормативными правовыми актами установлена такая ответственность, в том числе количество зафиксированных правонарушений;
8) количество и анализ содержания обращений контролируемых лиц в контрольно-надзорный орган, связанных с применением обязательных требований;
9) количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов, по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
10) анализ влияния социально-экономических последствий реализации установленных обязательных требований на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
17. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) без внесения изменений в нормативный правовой акт;
2) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт;
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений, содержащих обязательные требования.
18. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
2) несоответствие группы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам Забайкальского края;
3) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
4) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
5) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской и иной экономической деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
19. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений, содержащих обязательные требования, может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, а также хотя бы одного из следующих случаев:
1) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном нормативном правовом акте;
2) отсутствие у контрольно-надзорного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
20. В целях публичного обсуждения проекта доклада контрольно-надзорный орган не позднее 1 марта года, следующего за годом утверждения контрольно-надзорным органом Перечня, размещает проект доклада на своем официальном сайте с одновременным извещением контролируемых лиц, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
21. Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте контрольно-надзорного органа.
22. Контрольно-надзорный орган рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет свод предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает свод предложений на своем официальном сайте.
Свод предложений подписывается руководителем (заместителем руководителя) контрольно-надзорного органа и приобщается к проекту доклада.
23. Контрольно-надзорный орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада на основании замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения проекта доклада, и направляет до 1 июня года, в котором проводится оценка применения обязательных требований, доработанный доклад, подписанный руководителем (заместителем руководителя) контрольно-надзорного органа, для рассмотрения в Общественный совет или специально созданную уполномоченную комиссию при контрольно-надзорном органе (далее - Общественный совет (уполномоченная комиссия)).
24. Общественный совет (уполномоченная комиссия) рассматривает доклад на своем заседании в срок не позднее 1 календарного месяца со дня его поступления. Результаты рассмотрения доклада Общественным советом (уполномоченной комиссией) и решения, вынесенные по итогам такого рассмотрения, фиксируются соответствующим протоколом.
Относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, Общественный совет (уполномоченная комиссия) рекомендует контрольно-надзорному органу в срок не позднее 10 рабочих дней со дня составления протокола заседания Общественного совета (уполномоченной комиссии) принять одно из следующих решений:
1) о возможности продления срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений;
2) о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта в порядке, установленном постановлением N 80.
25. В случае принятия контрольно-надзорным органом решения, указанного в подпункте 1 пункта 24 настоящего Порядка, исполнение решения осуществляется в 3-месячный срок со дня его принятия путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт либо его отмены (признания утратившим силу) в порядке, предусмотренном законодательством Забайкальского края.
26. В случае принятия Общественным советом (уполномоченной комиссией) решения, указанного в подпункте 2 пункта 24 настоящего Порядка, контрольно-надзорный орган в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения оценки фактического воздействия, направляет в Министерство экономического развития Забайкальского края нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, по которым было вынесено решение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 24 настоящего Порядка, для включения таких нормативных правовых актов в план проведения мониторинга фактического воздействия на очередной календарный год и проведения оценки фактического воздействия в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением N 80.
К нормативному правовому акту, указанному в абзаце первом настоящего пункта, контрольно-надзорный орган прилагает протокол Общественного совета (уполномоченной комиссии), доклад и иные подтверждающие необходимость проведения оценки фактического воздействия материалы.
27. Итоги проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта в виде заключения направляются Министерством экономического развития Забайкальского края в контрольно-надзорный орган для учета в докладе и реализации итоговых решений, принимаемых по результатам оценки фактического воздействия нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принят порядок, разработанный в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Забайкальского края, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Постановление Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2021 г. N 340 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Забайкальского края"
Вступает в силу с 7 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 сентября 2021 г. N 7500202109060001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 11 января 2023 г. N 8
Изменения вступают в силу с 12 января 2023 г.