Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 30.06.2021 г. N 01-03/1089
Концепция
региональной системы оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)
Введение
Региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) является механизмом формирования регионального уровня общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов. РСОКО обеспечивает комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования сферы образования республики в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования. Концепция РСОКО определяет методологические основания региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты реализации РСОКО и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений.
Качество общего образования на региональном уровне определяется как комплексная характеристика региональной образовательной системы, которая способна удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении планируемых результатов образовательных программ общего образования. Для определения качества общего образования на региональном уровне; используются процедуры оценки и мониторинга. Под механизмами оценки качества общего образования на региональном уровне определяются совокупность принятых и осуществляемых в образовательной системе оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем.
Мониторинг системы оценки качества общего образования на региональном уровне - это комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения в региональной системе оценки качества образования, результатом которого является установление степени соответствия её элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам оценки.
Управление процессами в сфере образования на региональном уровне базируется на объективных законах, практике руководства и требованиях, предъявляемых к конкретной системе образования.
Оценка качества образования проводится с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образовании (его положительные и отрицательные стороны (тенденции), а также результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, в т. ч. мировой, и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе этого каждое учреждение выстраивает перспективу своего развития.
При проведении регионального мониторинга осуществляется сбор, обработка и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании. Региональный мониторинг носит прозрачный характер, он должен быть понятен всем участникам образования, объективной и надежной системой. А также должен учитывать смыслы разных действующих нормативных документов и задавать четкие ориентиры для работы всей системы образования в регионе.
Цели и задачи
Основная стратегическая цель региональной системы оценки качества образования направлена на:
- получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего, дополнительного и среднего профессионального образования.
- создание единого подхода для обеспечения и постоянного совершенствования качества образования в регионе.
Задачи:
1. разработать и реализовать единые подходы к измерению и оценке качества в сфере общего и дополнительного образования в регионе, в том числе:
- по достижению обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- по достижению обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- по достижению обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
- по оценке функциональной грамотности;
- по обеспечению объективности процедур оценки качества образования;
- по обеспечению объективности Всероссийской олимпиады школьников;
- по повышению уровня образовательных результатов в регионе на основе анализа результатов Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования.
2. сформировать нормативную базу и обеспечить сопоставимость данных региональной системы образовательной статистики и мониторинга качества общего и дополнительного образования;
3. обеспечить формирование системы адресной методической помощи муниципальным органам управления по общему и дополнительному образованию;
4. совершенствовать качество образовательных программ ОО с учетом запросов основных заказчиков образовательных услуг (обучающихся, родителей и законных представителей).
5. информационное и аналитическое обеспечение регионального мониторинга системы общего и дополнительного образования.
РСОКО является интегрирующим компонентом в обеспечении эффективного управления качеством образования всей образовательной системы республики.
Объектами региональной системы оценки качества образования является информация о:
- содержании образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (дополнительным общеразвивающим программам), том числе:
- кадровом обеспечении образовательных организаций в части реализации основных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ);
- материально-техническом и информационном обеспечении образовательных организаций в части реализации основных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ);
- условиях получения начального общего, основного общего и среднего общего образования (дополнительного образования) лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования (в том числе результаты основного государственного экзамена) и среднего общего образования (в том числе результаты единого государственного экзамена).
По направлениям и компонентам мониторинга разрабатываются и утверждаются Положения, порядок или концепции:
1. Механизмы управления качеством образовательных результатов
1.1 - Система оценки качества подготовки обучающихся.
1.2 - Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
1.3 - Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
1.4 - Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
2. Механизмы управления качеством образовательной деятельности
2.1 - Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
2.2 - Система обеспечения профессионального развития педагогических работников.
2.3 - Система организации воспитания обучающихся.
2.4 - Система мониторинга качества дошкольного образования.
В концептуальных документах отражаются общие положения, цели и задачи, критерии и показатели мониторинга, методы сбора и источники информации.
Мониторинг оценки качества следует осуществлять на основе:
- данных федерального статистического наблюдения;
- обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- информации, опубликованной в средствах массовой информации.
К процедурам оценки качества общего образования, осуществляемым периодически относятся:
- лицензирование;
- аккредитация;
- государственный контроль (надзор);
- аттестация педагогических кадров;
- исследования качества индивидуальных достижений обучающихся, включая государственную итоговую аттестацию (международного, национального и регионального уровней).
К международным сравнительным исследованиям качества образования, например, относятся: - международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS;) - лонгитюдное международное исследование (TIMSS); - международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); - международная программы оценки достижений 15-летних обучающихся (PISA); - исследование качества граждановедческого образования (ICCS); - исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS).
Основная цель РСОКО - получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования в РС (Я).
Планируемые результаты РСОКО:
1. упорядочивание информационных потоков в системе образования РС (Я) (дата-центр образовательных ресурсов, данных мониторинга по объектам оценки качества образования, анализ и обработка больших данных).
2. институализация РСОКО (совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образования);
3. стандартизация процедур оценки качества образования (организационно-методический инструментарий, формирование контрольных измерительных материалов, разработка подходов к учету внеучебных индивидуальных достижений обучающихся, заданная система показателей).
Управление системой оценки качества в регионе имеет структурные механизмы и принципы:
- дифференциация и упорядочение информационных потоков об индивидуальном уровне подготовки обучающихся в образовательных организациях (учреждениях) региона на основе единых подходов к разработке диагностического инструментария;
- создание базы данных диагностического инструментария ОКО;
- включенность общественной экспертизы на всех этапах и во всех процессах обеспечения качества образования.
Организационная структура РСОКО
Региональный уровень:
- Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - Минобрнауки РС (Я));
- Департамент по надзору и контролю Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент);
- АОУ РС (Я) ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II" (АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК);
- ГБУ РС (Я) "Центр мониторинга качества образования МО РС (Я)" (далее - ЦМКО);
- общественные организации и объединения.
Муниципальный уровень:
- муниципальные (городские) органы управления образованием;
- методические и психолого-медико-педагогические службы;
- общественные организации и объединения.
Уровень образовательного учреждения:
- руководители образовательных организаций;
- органы государственно-общественного управления образованием.
Полномочия организационных структур регионального уровня:
Минобрнауки РС (Я):
- формирует концептуальные подходы к оценке качества образования;
- осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования;
- утверждает систему показателей и критериев, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- утверждает перечень образовательных организаций для проведения стандартизованных массовых и выборочных контрольно-оценочных процедур, а также сроки их проведения;
- утверждает перечень направлений и показатели рейтинга образовательных организаций;
- координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;
- определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе.
Департамент:
- лицензирование образовательной деятельности организаций;
- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций;
- подтверждение документов об образовании;
- контроль и надзор за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности организаций.
АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК:
- регулирует информационные потоки в системе образования РС (Я), создает дата-центр образовательных ресурсов, ведет мониторинг по объектам оценки качества образования, осуществляет сбор, анализ, систематизацию статистической информации о состоянии системы образования, анализирует и обрабатывает большие данные (выполнение функций системного интегратора);
- осуществляет методическое сопровождение проведения регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся, государственной аккредитации образовательных организаций;
- разрабатывает систему показателей и критериев, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- разрабатывает методику формирования рейтинга образовательных организаций по различным направлениям, осуществляет сбор и обработку данных о деятельности образовательных организаций в целях построения рейтинга, готовит аналитический отчет по его результатам;
- осуществляет информационное обеспечение функционирования региональной системы образования;
- проводит повышение квалификации специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению процедур оценки качества образования.
Муниципальные органы управления образованием:
- осуществляют нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования на муниципальном уровне;
- обеспечивают проведение мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
- организуют проведение оценки деятельности муниципальных образовательных организаций и публикацию рейтингов;
- осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и развитии системы образования, результатов образовательного процесса и эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций и их руководителей;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.