Решение Приморского краевого суда от 2 марта 2021 г. по делу N 3а-25/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Рогалева А.Е.,
представителя административного истца Шичко Р.Ю.,
представителей административного ответчика Тушевой Т.С., Максименко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Грицуна Сергея Владимировича к Правительству Приморского края, заинтересованное лицо - министерство сельского хозяйства Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края (далее - Порядок).
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 июня 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 45 (1779), 16 июня 2020 года.
Пунктом 6 названного Порядка установлено, что "В отношении субсидий на развитие отрасли растениеводства субсидии предоставляются:
6.1. На возмещения части затрат, связанных со стимулированием увеличения производства масличных культур.
Субсидии предоставляются субъектам сельскохозяйственной деятельности, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур: бобов соевых и (или) семян рапса, и (или) их реализацию.
Для предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных со стимулированием производства масличных культур, кроме критериев отбора, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, дополнительными критериями являются:
наличие в текущем году посевных площадей под соей и (или) рапсом;
использование семян, сорта и гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по конкретному региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 при производстве конкретного вида продукции растениеводства (соя, рапс);
внесение удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, утверждаемым приказом министерства;
с 2021 года - наличие договоров страхования посевных площадей (урожая сои и (или) рапса) после осуществления их сева (посадки) в текущем финансовом году, с указанием в договоре сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) объекта страхования одного из следующих страховых случаев: паводок, половодье, наводнение, подтопление, град, крупный град, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, переувлажнение почвы;".
Постановлением Правительства Приморского края от 9 июля 2020 года N 606-пп "О внесении изменений в постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края" в данный Порядок внесены изменения, в частности в абзаце первом подпункта 6.1 пункта 6 слова "Не возмещения" заменены словами "Не возмещение";
абзац шестой подпункта 6.1 пункта 6 изложен в следующей редакции:
"внесение удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, указанном в Сведениях о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, но не менее объема, установленного министерством в приложении N 4 к настоящему Порядку;";
Порядок дополнен приложением N 4 "Сведения о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края", где установлено, что минимальная доза внесения минеральных удобрений в отчетном году по действующему веществу при возделывании сои на почвах со средней обеспеченностью макроэлементами - N 25P30K25 кг и (или) не менее N 20P30K22 кг при наличии в севообороте предшественника - кукурузы, картофеля, овощных культур с минимальным внесением под данные предшествующие культуры N60P60K60 кг по действующему веществу.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 июля 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 55 (1789), 14 июля 2020 года.
Постановлениями Правительства Приморского края от 3 сентября 2020 года N 770-пп, от 16 октября 2020 года N 902-пп, 05 ноября 2020 года N 938-пп "О внесении изменений в постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края" в указанное постановление Правительства Приморского края внесены изменения. Данные постановления Правительства Приморского края опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 04 сентября 2020 года, 19 октября 2020 года, 06 ноября 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 71 (1805), 08 сентября 2020 года, N 83 (1817), 20 октября 2020 года, N 89 (1823), 10 ноября 2020 года.
На дату рассмотрения дела в постановление Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп также были внесены изменения постановлением Правительства Приморского края от 2 марта 2021 года N 92-пп, которыми, в частности приложение N 4 к Порядку изложено в новой редакции: определено "Минимальная доза внесения минеральных удобрений в отчетном году по действующему веществу при возделывании сои на почвах со средней обеспеченностью макроэлементами - N 25P30K25 кг/га (в том числе удобрения, внесенные под основную обработку почвы под сельскохозяйственную культуру в год, предшествующий году сева) и (или) не менее N 20P30K22 кг/га при наличии в севообороте предшественника - кукурузы, картофеля, овощных культур с минимальным внесением под данные предшествующие культуры N 60P60K60 кг/га по действующему веществу".
Административный истец Индивидуальный предприниматель Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ИП ГФК) Грицун С.В. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом окончательной редакции требований просит признать недействующими с момента принятия:
абзац третий подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в части слова "критериями";
абзац шестой подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года N 606-пп;
Приложение N 4 к Порядку представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года N 606-пп, в части слов "в отчетном году", а также в части отсутствия указания площади земли, для которой установлено количество удобрений.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является производителем сельскохозяйственной продукции (масличных культур) на территории Михайловского района Приморского края. 14 июля 2020 года он обратился в министерство сельского хозяйства Приморского края с заявлением о включении его в перечень получателей субсидии, однако представленный им пакет документов не был принят к выплате по причине того, что доза внесения минеральных удобрений при возделывании сои в 2019 году была менее нормы, установленной в 2020 году постановлением Правительства Приморского края от 9 июля 2020 года N 606-пп; ему было отказано в предоставлении субсидии в связи с недостаточным внесением в почву нормы удобрения по калию. Считает, что постановление Правительства Приморского края от 9 июля 2020 года N 606-пп не соответствуют пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", согласно которому государственная аграрная политика основывается, в том числе на принципе доступности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с применением оспариваемого постановления Правительства Приморского края данная поддержка стала для него недоступной. В абзаце три подпункта 6.1 пункта 6 Порядка предусмотрены критерии получения субсидии, одним из которых является внесение удобрений. Считает, что Правительством Приморского края при принятии указанного Порядка в отношении нормы внесения удобрений применен термин "критерий", тогда как это является "условием" как указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 года N 86 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2020 года N 86), поскольку установленная ответчиком норма внесения удобрений является условием, а не критерием для предоставления субсидий, и возможность соответствовать такому условию должна зависеть от воли сельхозтоваропроизводителя. Применение термина "критерии" позволило административному ответчику применить данный Порядок в отношении административного истца к правоотношениям, возникшим в 2019 году, и отказать ему в предоставлении субсидии. Приложение N 4 Порядка не содержит допустимых измерений размера удобрения для определения возможности соответствия сельхозтоваропроизводителя установленным критериям в части размера внесенных удобрений. При этом нормы внесения удобрений не установлены. Постановление Правительства Приморского края от 09 июля 2020 N 606-пп, которым внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства Приморского края от 10 июня 2020 N 520-пп, противоречит установленному в законе принципу о том, что закон обратной силы не имеет, поскольку согласно оспариваемому нормативному правовому акту для получения субсидии в 2020 году, используются данные о внесении удобрений за 2019 год, кроме того, данные нормы внесения удобрений никаким нормативным правовым актом не предусмотрены; противоречит принципам и задачам принятой Правительством Российской Федерации "Государственной программы развития сельского хозяйства", противоречит ст.ст. 1 и 4 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущены опечатки. Дату названного Федерального закона N 264-ФЗ следует читать как "от 29 декабря 2006 г."
Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство сельского хозяйства Приморского края.
Административный истец ИП ГКФХ Грицун С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, его интересы представляет Шичко Р.Ю., действующий на основании доверенности.
Представитель заинтересованного лица министерства сельского хозяйства Приморского края в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Шичко Р.Ю., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал уточнённые административные исковые требования, по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, в ходатайствах об уточнении исковых требований, в возражениях на отзыв административного ответчика.
Представители административного ответчика Правительства Приморского края - Тушева Т.С., Максименко Ю.А., действующие на основании доверенностей, и имеющие высшее юридическое образование, в судебном заседании административные исковые требования с учетом их уточнения не признали, просили отказать удовлетворении административного искового заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и в отзыве на ходатайство об уточнении административных требований.
В ходе рассмотрения дела в качестве специалиста дала пояснения начальник отдела сельского хозяйства министерства сельского Приморского края Калашникова С.А., которая пояснила, что постановление Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп разрабатывалось, в том числе, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 года N 86, по смыслу пункта 5 которого средства получателям субсидий, производящим масличные культуры, предоставляются по ставкам отчетного года, следовательно, соя уже должна быть произведена и реализована. Министерством сельского хозяйства Приморского края было принято решение субсидировать производство масличных культур. Применительно к 2020 году невозможно было заранее знать результат, сколько будет реализовано сои, выращенной в 2020 году, чтобы решить вопрос о предоставлении субсидий. Министерством сельского хозяйства Приморского края были запрошены сведения в муниципальных образованиях Приморского края о том, в каком количестве в 2019 году производители сельхозпродукции вносили минеральные удобрения (NРК) под сою; собрав эту информацию, запросили в Научно-исследовательском институте, специализирующемся на растениеводстве, данные - в каком количестве должны вноситься минеральные удобрения под сою, и, если была предшествующая культура, под предшествующую культуру. Собрав эти данные, убедились, что сельскохозяйственные товаропроизводители, вносят минеральные удобрения в почву в меньшем количестве, чем рекомендовано. Поэтому при разработке Порядка доза внесения минеральных удобрений была даже немного занижена. Отметила, что все сельскохозяйственные товаропроизводители знают о нормах рекомендованных доз внесения минеральных удобрений, так как они участвуют в ежегодных заседаниях, проводимых Министерством сельского хозяйства Приморского края, и в семинарах, проводимых в районах, где разъясняется, какие дозы минеральных удобрений под соответствующие культуры рекомендуется вносить в почву в климатической зоне - Приморском крае. Поэтому все сельскохозяйственные товаропроизводители знали о рекомендованных нормах внесения минеральных удобрений, кроме этого, они должны заботиться о плодородии почв, используя минеральные удобрения. Пояснила, что в ноябре 2020 года были внесены изменения в постановление Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, согласно которым сельскохозяйственным товаропроизводителям было предусмотрено право на получении субсидии за текущий 2020 год. Многие сельскохозяйственные товаропроизводители представили необходимые документы и получили субсидию.
Выслушав объяснения представителя административного истца ИП ГФК Грицун - Шичко Р.Ю., представителей административного ответчика Правительства Приморского края Тушевой Т.С., Максименко Ю.А., изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Рогалева А.Е., полагавшего, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится сельское хозяйство.
Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ) установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
Названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1).
В силу части 1 статьи 3 данного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей пунктом 3 части 4 статьи 5 указанного Федерального закона отнесена к одному из основных направлений государственной аграрной политики, в числе мер реализации которой названо предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ). Средства федерального бюджета, предусмотренные Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (части 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой редакции) утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
Согласно пункту 2 Общих требований нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат общие положения о предоставлении субсидий; условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в нормативных правовых актах, устанавливающих порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе требования, которым должны соответствовать получатели субсидий.
Подпунктом "ж" пункта 4 Общих условий предусмотрено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий при необходимости указываются иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.
Исходя из изложенного, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующему в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, предоставлено право самостоятельно принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются, в том числе, субсидии из федерального бюджета; соблюдение при принятии субъектом Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов совокупности установленных Правительством Российской Федерации в развитие норм Бюджетного кодекса и Федерального закона от 29 июня 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" условий, порядка и критериев является основанием для предоставления из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также основанием для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями таких мер за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования.
В целях реализации Федерального закона от 29 июня 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа, утвержденная постановлением Правительства РФ N 717).
Названной программой определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий.
Закон Приморского края от 30 мая 2007 года N 78-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 30 мая 2007 года N 78-КЗ) регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными в соответствии с действующим законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти Приморского края, в сфере развития сельского хозяйства, включая товарную аквакультуру (товарное рыбоводство), а также развития сельских территорий. Закон устанавливает направления и условия оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства в целях формирования и регулирования продовольственного рынка и обеспечения населения качественным продовольствием местного производства.
К полномочиям Правительства Приморского края в области развития сельского хозяйства относятся: принятие нормативных правовых актов Приморского края в области развития сельского хозяйства; утверждение государственных программ Приморского края, предусматривающих мероприятия в области развития сельского хозяйства; утверждение порядка, условий и размеров предоставления государственной поддержки в области развития сельского хозяйства; осуществление иных полномочий в области развития сельского хозяйства, предусмотренных действующим законодательством (пункты 1, 2, 3 статьи 4 Закона Приморского края от 30 мая 2007 года N 78-КЗ).
В соответствии со ст. 14 Закона Приморского края от 30 мая 2007 года N 78-КЗ целью государственной поддержки растениеводства является увеличение объемов производства приоритетных сельскохозяйственных культур. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих приоритетные сельскохозяйственные культуры в Приморском крае, предусматривает: субсидирование части расходов на производство приоритетных сельскохозяйственных культур; субсидирование части расходов на мероприятия по обеспечению повышения плодородия почв, предусмотренные статьей 19 настоящего Закона; предоставление иных мер государственной поддержки растениеводства в соответствии с действующим законодательством. Перечень приоритетных сельскохозяйственных культур, порядок, условия и размер предоставления государственной поддержки.
Постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2019 года N 933-па утверждена Государственная программа Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2020 - 2027 годы (далее - Государственная программа Приморского края, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2019 года N 933-па), в составе которой предусмотрены отдельные подпрограммы, одна из которых: Подпрограмма N 3 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".
В соответствии со статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в редакции от 30 июля 2019 года N 544-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края. Правительство Приморского края - высший исполнительный орган государственной власти Приморского края.
Согласно части 1 статьи 43 Устава Приморского края Правительство Приморского края обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края на территории Приморского края.
Правительство Приморского края осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти Приморского края отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 7(1) статьи 26(3) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 6(1) части 3 Устава Приморского края.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 6(1) части 3 Устава" имеется в виду "пункт 6(1) части 3 статьи 43 Устава"
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Устава Приморского края Правительство Приморского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издает правовые акты. Правовые акты Правительства Приморского края, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
В соответствии со статьей 4 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края" (в редакции от 4 декабря 2019 N 641-КЗ) источниками официального опубликования правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края являются газета "Приморская газета" и Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1). Официальным опубликованием правового акта Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете "Приморская газета" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 2). Правовые акты Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания (часть 3).
Действуя в пределах своих полномочий, 10 июня 2020 года Правительство Приморского края в установленном порядке приняло постановление N 520-пп, которым утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края, в который в последующем вносились изменения и дополнения, в том числе, постановлением Правительства Приморского края от 9 июля 2020 года N 606-пп.
Постановления Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, от 9 июля 2020 года N 606-пп приняты в соответствии с требованиями законодательства к форме их издания, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Порядок, утвержденный Постановления Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, принят в целях реализации мероприятий поименованных выше Государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, и Государственной программы Приморского края, утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 27 декабря 2019 года N 933-па.
Указанный Порядок определяет цели, условия и правила предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (далее - субсидии), категорию и критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в краевой бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 1 Порядка).
В пункте 2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (далее субъект сельскохозяйственной деятельности) при условии включения их в перечень получателей субсидий, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Приморского края в текущем финансовом году.
Пунктом 3 Порядка определены критерии отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом пунктом 6.1 пункта 6 Порядка в отношений субсидий на развитие отрасли растениеводства субсидии предоставляются на возмещение части затрат, связанных со стимулированием увеличения производства масличных культур.
Субсидии предоставляются субъектам сельскохозяйственной деятельности, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур: бобов соевых и (или) семян рапса, и (или) их реализацию.
Для предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных со стимулированием производства масличных культур, кроме критериев отбора, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, дополнительными критериями являются:
наличие в текущем году посевных площадей под соей и (или) рапсом;
использование семян, сорта и гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по конкретному региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 при производстве конкретного вида продукции растениеводства (соя, рапс);
внесение удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, указанном в Сведениях о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, но не менее объема, установленного министерством в приложении N 4 к настоящему Порядку (в редакции Постановления Правительства Приморского края от 9 июля 2020 года N 606-пп);
с 2021 года - наличие договоров страхования посевных площадей (урожая сои и (или) рапса) после осуществления их сева (посадки) в текущем финансовом году, с указанием в договоре сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) объекта страхования одного из следующих страховых случаев: паводок, половодье, наводнение, подтопление, град, крупный град, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, переувлажнение почвы;".
Оценив содержание названных положений, суд приходит к выводу, что установление в Порядке дополнительных критериев отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидии, в том, числе указание объема внесения удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в качестве такого дополнительного критерия, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Требования пункта 3 статьи 78 БК РФ, Общих требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 в оспариваемом нормативном правовом акте соблюдены - критерии отбора получателей субсидий указаны.
При этом, конкретный перечень критериев, который подлежит указанию в нормативном правовом акте, принимаемом в субъекте Российской Федерации, указанными нормами права не предусмотрен. Субъект Российской Федерации в силу предоставленных полномочий вправе самостоятельно определить критерии отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности.
Правительство Приморского края, принимая в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере развития сельского хозяйства, установило критерии отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности.
Суд считает, что указание в Порядке дополнительных критериев отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидии, в том числе объема внесения удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, а не условий, на что указывает административный истец, в данном случае не допускает неоднозначного толкования нормативного правого акта и затруднений в его применении.
В связи с изложенным, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующими абзаца третьего подпункта 6.1 пункта 6 Порядка в части слова "критериями", и абзаца шестого подпункта 6.1 пункта 6 Порядка.
Также суд находит не подлежащими удовлетворению административные исковых требований о признании недействующим Приложение N 4 к Порядку в части слов "в отчетном году", а также в части единицы измерения минимальной дозы внесения минеральных удобрений (отсутствия указания площади земли, для которой установлено количество удобрений), в силу следующего:
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это предусмотрено законом.
Довод административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, суд расценивает как надуманный.
Оспариваемый нормативный правовой акт в редакции от 09 июля 2020 N 606-пп, не содержит указаний о его применении в целом или о применении его отдельных норм к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу.
При решении вопроса о предоставлении субсидий Порядком не регулируются правоотношения за предшествующий период (2019 год), а рассматриваются полученные показатели за предшествующий период - отчетный финансовый год, что предусмотрено, в частности Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2020 N 86.
Вопрос о законности применения Министерством сельского хозяйства Приморского края к административному истцу оспариваемого нормативного правового акта не может быть предметом рассмотрения в рамках данного административного дела в порядке Главы 21 КАС РФ.
В Приложении N 4 к Порядку в редакции от 9 июля 2020 года N 606-пп указано: минимальная доза внесения минеральных удобрений в отчетном году по действующему веществу при возделывании сои на почвах со средней обеспеченностью макроэлементами - N25P30K25 кг и (или) не менее N20P30K22 кг при наличии в севообороте предшественника - кукурузы, картофеля, овощных культур с минимальным внесением под данные предшествующие культуры N60P60K60 кг по действующему веществу.
Довод административного истца о том, что без указания площади земли, на которую должна вноситься указанная минимальная доза удобрений, нельзя вести речь о том, что он знал о рекомендованных нормах внесения минеральных удобрений, и права административного истца были нарушены путем применения к нему Порядка (Приложения N 4), в котором данная ошибка содержалась, суд расценивает как надуманный.
Административный истец Грицун С.В. - Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства, является производителем сельскохозяйственной продукции (масличных культур), занятие данной деятельностью подразумевает наличие специальных познаний в области возделывания масличных культур, куда входит и использование минеральных удобрений.
Обращаясь в министерство сельского хозяйства Приморского края с заявлением о включении его в перечень получателей субсидий, Грицун С.В., без каких-либо оговорок, приложил к заявлению документы в соответствии с Порядком, в том числе под N 5 сведения о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края (Приложение N 4).
Свои требования в части отсутствия в Приложении N 4 указания на единицу измерения площади административный истец уточнил уже при рассмотрения дела; на момент обращения с заявлением о включении его в перечень получателя субсидии, ни на момент обращения в суд с административным иском у административного истца Приложение N 4 в части размера именно дозы внесения минимальных удобрений вопросов не вызывало.
Представителями административного ответчика по данному вопросу представлено постановление Правительства Приморского края от 2 марта 2021 года N 92-пп, которым внесены изменения в постановление Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в частности Приложение N 4 к Порядку изложено в новой редакции: указана единица измерения минимальной дозы внесения минеральных удобрений - кг/га.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 26, 27, 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
В случае, когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.
Отсутствие в Приложении N 4 к Порядку, утвержденному Постановления Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп (в редакции от 9 июля 2020 года N 606-пп) указания на единицу измерения минимальной дозы внесения минеральных удобрений не может расцениваться как нарушение прав административного истца, поскольку из содержания иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих правоотношения в сфере сельского хозяйства (например, Методические указания по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.2003 года) следует, что нормы внесения удобрений измеряются в кг/га, кроме этого в тексте Государственной программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года N 717 посевная площадь указана а гектарах.
С учетом изложенного, по своему содержанию оспариваемый нормативный правовой акт, его Приложение N 4 не допускают иного придаваемого им при правоприменении толкования в связи с чем, в указанной части административные исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В установленных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ИП ГКХ Грицуна С.В., суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Грицуна Сергея Владимировича к Правительству Приморского края, заинтересованное лицо - министерство сельского хозяйства Приморского края о признании недействующими с момента принятия:
абзаца третьего подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в части слова "критериями";
абзаца шестого подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года N 606-пп;
Приложения N 4 к Порядку представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10 июня 2020 года N 520-пп, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09 июля 2020 года N 606-пп, в части слов "в отчетном году" и в части указания единицы измерения минимальной дозы внесения минеральных удобрений - отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию Правительством Приморского края в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 2 марта 2021 г. по делу N 3а-25/2021
Текст решения опубликован не был