г. Калуга |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А23-4618/2021 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
|
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
|
Радюгиной Е.А. |
|
При участии в заседании: |
|
|
от ООО "Бонус Альянс" (ОГРН 1144011000011, ИНН 4011026738) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
|
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Калужской области (Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Григория Соколова, д. 33) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бонус Альянс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.09.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по делу N А23-4618/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бонус Альянс" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калужской области от 17.05.2021 N 40112110500028400003 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Бонус Альянс" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 3 по Калужской области по результатам проведенной проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации ООО "Бонус Альянс" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 было установлено, что во исполнение обязательств по трудовым договорам в нарушении требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" общество из кассы выплатило заработную плату наличными денежными средствами работникам - нерезидентам Российской Федерации, в общей сумме 181225 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером от 28.11.2019 N 21 и платежной ведомостью от 28.11.2019 N 45.
По результатам проверки 26.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 40112110500028400002, и 17.05.2021 налоговым органом принято постановление N 40112110500028400003 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 135919 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно статье 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ ( в редакции, действующей в спорный период) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Факты выплаты нерезидентам - иностранным гражданам заработной платы в наличной валюте Российской Федерации на сумму 181225 руб., минуя счета в уполномоченных банках, установлены судами, подтверждены материалами дела и не оспариваются обществом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, равно и доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения требований валютного законодательства, обществом не представлено.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", суды пришли к правомерному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным либо для замены назначенного оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на предупреждение судами не установлено.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, в том числе соблюдение административным органом процедуры привлечения к ответственности, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Довод общества о том, что судами не были исследованы решение от 27.12.2018 N 4А об утверждении учетной политики, приказ N 1 "Об учетной политике общества на 2019 год", решение учредителя общества от 24.05.2021 N 6, и приказ общества от 03.03.2021 N 1 о наказании генерального директора, отклоняется, поскольку опровергается постановлением суда апелляционной инстанции.
Довод общества о том, что суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство об объединении дел в одно производство, несостоятелен, так как данное ходатайство рассмотрено судом и в его удовлетворении отказано, о чем свидетельствует протокол судебного заседания от 26.08.2021.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании правовых норм, заявлялись ранее в ходе судебного разбирательства и получили надлежащую правовую оценку в судебных актах.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 02.09.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по делу N А23-4618/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ ( в редакции, действующей в спорный период) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
...
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", суды пришли к правомерному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным либо для замены назначенного оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на предупреждение судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2022 г. N Ф10-119/22 по делу N А23-4618/2021