Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Раздел "Проблемы и вызовы цифровой трансформации"
4.1. Образование и наука
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Отсутствие единой цифровой образовательной платформы Ивановской области.
2. Низкий уровень проникновения новых цифровых технологий в образовательные организации.
3. Отсутствие единой системы ведения цифрового портфолио ученика.
4. Недостаточная вовлеченность обучающихся и педагогов в процесс получения верифицированного цифрового образовательного контента.
5. Неудобный формат общения родителей и школы.
6. Проблемы в обработке "больших данных" и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения в результате отсутствия интегрированных информационных систем.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Создание условий для реализации индивидуальных траекторий обучения.
2. Развитие цифровых компетенций у обучающихся и педагогов.
3. Эффективное взаимодействие обучающегося - родителя - образовательной организации.
4. Соответствие отрасли образования современным реалиям в части доступа к цифровому образовательному контенту и качественной работы с представленными материалами.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Несоответствие кадрового потенциала системы образования новым требованиям - низкий уровень цифровых компетенций.
2. Высокий уровень бюрократизации в деятельности школы.
3. Несоответствие существующей инфраструктуры образовательных организаций современным требованиям.
4.2. Здравоохранение
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Затраты большого количества времени на оформление и заполнение медицинских документов со стороны сотрудников медицинских организаций.
2. Отсутствие единых принципов электронного межведомственного взаимодействия.
3. Высокий удельный процент медицинского оборудования предыдущего поколения, не позволяющего провести цифровизацию диагностических процессов.
4. Необходимость очных обращений в медицинские организации по вопросам, непосредственно не связанным с оказанием медицинской помощи (получение справок, рецептов, выписок).
5. Низкая активность граждан в прохождении профилактических осмотров и диспансеризации.
6. Недостаточная преемственность на этапах лечения между медицинскими организациями.
7. Защита персональных и иных медицинских данных.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур.
2. Доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе: телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов.
3. Внедрение специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем координации профильной медицинской деятельности и организационно-методического руководства, позволяющих создать единое цифровое пространство, осуществить цифровую трансформацию процессов оказания медицинской помощи.
4. Развитие межведомственного взаимодействия с учреждениями: Медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД), а также учреждениями, осуществляющими ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГРЗАГС).
5. Внедрение централизованных подсистем в государственные информационные системы Ивановской области.
6. Развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения.
7. Развитие взаимодействия медицинских организаций с подсистемами ЕГИСЗ для оптимизации процесса передачи и получения медицинских сведений в целях своевременного оказания медицинской помощи.
8. Снижение инвалидизации и смертности от хронических неинфекционных заболеваний за счет профилактических мер и дистанционного мониторинга состояния пациентов.
9. Внедрение технологий искусственного интеллекта в отрасли здравоохранения.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия.
2. Низкий уровень цифровых компетенций сотрудников медицинских организаций.
3. Недостаточная оснащенность медицинских организаций современным медицинским оборудованием.
4. Высокая стоимость мероприятий по соблюдению требований по защите информации.
Подраздел 4.3 изменен. - Распоряжение Правительства Ивановской области от 28 октября 2021 г. N 117-рп
4.3. Развитие городской среды
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. В неполном объеме раскрытие информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) поставщиками информации - ресурсоснабжающими и управляющими организациями.
2. Отсутствие в полном объеме информации об аварийном жилом фонде в цифровом реестре аварийного жилья.
3. Отсутствие идентификации собственников помещений многоквартирных домов при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов.
4. Отсутствие платформы учета общественного мнения при определении приоритетов развития территорий, строительства объектов, развития социальной, коммунальной, транспортной и иных видов инфраструктуры.
5. Трудоемкий процесс сбора данных по потреблению коммунальных ресурсов.
6. Недостоверные данные, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями.
7. Отсутствие мониторинга технологических нарушений на объектах коммунальной инфраструктуры.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Вовлеченность жителей в решение вопросов благоустройства и развития территорий в онлайн-формате.
2. Увеличение доли государственных и муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), доступных в электронном виде.
3. Повышение доступности и качества оказания жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения проекта "Новый умный дом".
4. Адаптация системы управления коммунальной (инженерной) инфраструктурой к изменениям запросов и потребностей в сфере услуг ЖКХ, контроль за состоянием инженерных сетей.
5. Цифровизация цепочки поставщиков коммунальных услуг (производство, сбыт, транспортировка), потребления коммунальных услуг.
6. Сокращение периода восстановления поставки коммунальных ресурсов после аварийных ситуаций за счет цифровых процессов управления.
7. Повышение эффективности управления силами и средствами РСЧС при предупреждении и ликвидации ЧС в территориальных подсистемах РСЧС.
8. Организация единого информационного пространства для оперативного решения задач регионального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Перевод в цифровой формат информационного взаимодействия органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Отсутствие инициативы со стороны собственников помещений в многоквартирных домах в решении вопросов, касающихся управления домом.
2. Низкий уровень осведомленности населения о возможности использования ГИС ЖКХ.
3. Несоответствие кадрового потенциала поставщиков информации (ресурсоснабжающие и управляющие организации) в ГИС ЖКХ.
4. Большие издержки на приобретение аппаратного и программного обеспечения в сфере ЖКХ.
5. Рост уровня напряженности в обществе вследствие недостаточного удовлетворения запросов жителей по предоставлению коммунальных услуг.
4.4. Транспорт и логистика
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Предпочтение использования личных автомобилей вместо общественного транспорта (низкая экологичность перевозок и высокая загруженность автомобильных дорог).
2. Отсутствие данных о пассажиропотоках.
3. Низкая мобильность населения.
4. Значительная доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными средствами (безопасность перевозок и собираемость налогов).
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Развитие интеллектуальной транспортной системы.
2. Повышение мобильности населения, включая льготные категории.
3. Обеспечение безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Недостаток финансирования городского общественного транспорта.
2. Несовместимость систем оплаты проезда между перевозчиками.
3. Сопротивление коммерческих перевозчиков.
4. Недостаточное оборудование маршрутов сетями связи.
4.5. Государственное управление
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Несовершенство нормативного регулирования процедур предоставления государственных и муниципальных услуг (и функций) в электронном виде.
2. Низкий уровень проникновения цифровых инноваций в основные сферы экономики региона.
3. Необходимость совершенствования взаимодействия граждан и организаций с государством в электронном формате.
4. Недостаточный уровень материального обеспечения в органах местного самоуправления Ивановской области, не позволяющий эффективно использовать имеющиеся цифровые решения в сфере государственного и муниципального управления.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Увеличение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, доступных в электронном виде.
2. Обеспечение удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, функций в электронном виде.
3. Автоматизация внутренних процессов государственного управления за счет снижения трудовых и логистических затрат на организацию внутреннего и внешнего делопроизводства и документооборота.
4. Снижение административной нагрузки на бизнес за счет цифровизации сервисов взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Ивановской области.
5. Осуществление контрольно-надзорной деятельности дистанционно в цифровом формате.
6. Создание единого центра обработки обращений и сообщений (жалоб) от жителей, поступающих в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Ивановской области.
7. Повышение качества взаимодействия граждан и организаций с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Ивановской области, получение объективной информации об актуальных проблемах, волнующих граждан, принятие необходимых мер для их решения с использованием единой сквозной технологии регистрации и обработки сообщений и обращений.
8. Обеспечение выполнения единых функционально-технических требований к организации подключения судебных участков мировых судей к информационной телекоммуникационной инфраструктуре Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".
9. Консолидация IT-инфраструктур исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
10. Повышение эффективности разработки информационных систем и сервисов оказания государственных услуг, обеспечение высокого уровня надежности и безопасности.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Несовершенство федеральной нормативно-правовой базы, сопровождающей и обеспечивающей процессы цифровизации.
2. Цифровое неравенство в муниципальных образованиях Ивановской области.
3. Нехватка квалифицированных специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям.
4. Низкий уровень цифрового доверия граждан к внедрению нововведений (сервисов, систем) в сферу государственного управления.
4.6. Социальная сфера
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Отсутствие единых стандартов предоставления мер социальной поддержки.
2. Отсутствие технологической готовности части государственных органов власти к предоставлению сведений, необходимых для оказания государственных услуг, в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
3. Отсутствие закрепленного порядка формирования электронных личных дел граждан, а также возможности подачи заявлений по ряду услуг в электронном виде в нормативных правовых актах федерального уровня.
4. Отсутствие возможности быстрого получения гражданами квалифицированной консультации.
5. Разобщенность информационных систем в социальной сфере.
6. Длительные сроки принятия решений о предоставлении государственных услуг.
7. Высокая трудоемкость процессов предоставления ряда государственных услуг и сложность их администрирования.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Переход на предоставление мер социальной поддержки на основании заявления без предоставления иных документов с выводом на Единый портал государственных услуг/ Региональный портал государственных услуг или проактивно.
2. Централизация сведений о льготных статусах граждан для последующего предоставления им мер социальной поддержки на основании заявления без предоставления иных документов или проактивно.
3. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
4. Обеспечение дистанционного получения гражданами в режиме реального времени информации по вопросам функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), ФСС, Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) и ее территориальных органов, а также Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ФБ МСЭ) по вопросам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат посредством информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (далее - ИС ЕКЦ).
5. Внедрение цифровой платформы долговременного ухода для улучшения качества жизни и сохранения жизненных способностей граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самостоятельному уходу.
6. Обеспечение единых стандартов оказания мер социальной поддержки на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
7. Обеспечение межведомственного взаимодействия с государственными органами социальной защиты населения и другими организациями для предоставления мер социальной поддержки гражданам.
8. Снижение затрат органов социальной защиты населения на администрирование баз данных ведомственных систем.
9. Автоматизация процесса формирования электронного дела в ведомственной информационной системе органов социальной защиты населения при поступлении заявления из Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
10. Создание надежного электронного архива, отказ от бумажных документов.
11. Внедрение личного кабинета для информирования о назначенных мерах социальной поддержки.
12. Оказание гражданам государственных услуг в области содействия занятости населения в электронном виде посредством использования единой цифровой платформы "Работа в России".
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Недостаточное количество квалифицированных кадров в сфере IT-технологий, задействованных в реализации проектов цифровой трансформации социальной сферы.
2. Несовершенство федеральной нормативно-правовой базы, сопровождающей и обеспечивающей процессы цифровизации в социальной сфере.
3. Недостаточное финансирование проектов, направленных на интеграцию с федеральными информационными системами.
4. Низкий уровень доверия граждан к внедрению цифровых сервисов и платформенных решений в социальной сфере.
5. "Цифровое неравенство" ввиду отсутствия доступа у отдельных социальных групп к современным средствам коммуникации, отсутствием компетенций у населения при использовании новых информационных технологий.
4.7. Сельское хозяйство
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Недостаточная полнота и достоверность информации о ситуации в агропромышленном комплексе (далее - АПК) и на продовольственном рынке для дальнейшего эффективного планирования, прогнозирования, оперативного реагирования, в том числе стабилизации цен.
2. Высокая стоимость входа в агробизнес, недостаточность цифровизации основных производственных процессов, а также в сфере логистики, переработки и хранения, необходимость снижения себестоимости производства продукции АПК, дефицит цифровых каналов сбыта продовольствия.
3. Отсутствие единого стандарта типового хозяйства и механизма сопровождения работы фермера - интеллектуального помощника (прогнозирование, моделирование, определение точек оптимизации расходов и др.).
4. Отсутствие единой цифровой экосистемы для повышения безопасности и качества продукции АПК по всей производственной цепочке "от поля до прилавка".
5. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в отрасли АПК в сфере цифровизации.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Обеспечение полноты и достоверности данных о ситуации в отрасли и на продовольственном рынке.
2. Снижение себестоимости продукции и стоимости входа в агробизнес новых сельхозпроизводителей.
3. Создание единого стандарта типового хозяйства и интеллектуального помощника фермера на основе искусственного интеллекта.
4. Повышение контроля качества продукции АПК от поля до прилавка.
5. Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Отсутствие цифровой инфраструктуры для сбора и анализа данных о состоянии цифровых двойников.
2. Отсутствие спроса на разрабатываемые сельхозсервисы вследствие низкого качества и/или неустойчивости их работы.
3. Незаинтересованность в использовании сервисов вследствие нехватки компетенций у фермеров для повышения производительности работы с использованием разработанных сервисов.
4. Отказ от формирования цифровых двойников объектов сельского хозяйства вследствие отсутствия доверия к создаваемым цифровым сервисам.
5. Отсутствие необходимых технологий для разработки сельхозсервисов.
4.8. Туризм
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Отсутствие в регионе единого мультиязычного туристского портала, отвечающего требованиям цифровизации туристских ресурсов, в том числе с элементами геймификации, 3D-визуализацией (размещением 3D-туров и приложений дополненной реальности, онлайн-трансляций событийных мероприятий, экскурсий и других мероприятий туристической направленности).
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Создание упрощенного доступа к информации об имеющихся в регионе объектах показа и достопримечательных местах, объектах промышленного туризма, туристических организациях.
2. Развитие интернет-доступа в основных точках притяжения (центрах городов, парках, туристических объектах).
3. Создание мобильных приложений, позволяющих взаимодействовать с туристом на всех этапах пребывания в регионе.
4. Разработка и внедрение гостевой карты.
5. Увеличение присутствия в социальных сетях основных объектов показа, туристических магнитов, информации о регионе.
6. Разработка и внедрение сервисов по продаже электронных билетов во все музеи, выставочные центры, на концерты и событийные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии.
7. Продвижение туристических продуктов региона через мировых и российских электронных лидеров туриндустрии и агрегаторов.
8. Возможность использования "блокчейн-технологий", что позволит по ранее предоставленным услугам туристам ориентироваться на их предпочтения и предлагать дополнительные опции.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Снижение туристского потока и посещаемости учреждений культуры в связи с ограничениями и эпидемиологической ситуацией.
4.9. Промышленность
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Архаичная документоцентричная система управления с использованием бумажных носителей информации.
2. Технологические инновации, требующие модернизации производства.
3. Сложный формат подачи информации в большинстве источников.
4. Нехватка квалифицированных кадров с компетенциями по цифровой трансформации и внедрению цифровых технологий.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях промышленных предприятий.
2. Сокращение времени формирования промышленных данных за счет перехода от отраслевой статистики и опросов к цифровым паспортам, формируемым на базе государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП) на основе первичных сведений и доступным онлайн.
3. Создание сервисов, нивелирующих нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющих обеспечить повышение производительности труда.
4. В результате реализации будет осуществлен сбор на базе ГИСП первичных данных о финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Применение прогностических моделей на базе искусственного интеллекта позволит проактивно оказывать меры господдержки, обладать максимально актуальными данными, которые будут использованы при реализации отраслевых стратегий.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Несоответствие кадрового потенциала требованиям в условиях цифровой трансформации отрасли.
2. Недостаточный уровень цифровизации в муниципальных образованиях Ивановской области.
4.10. Торговля и предпринимательство
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Наличие большого количества разрозненных источников информации.
2. Низкий уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о действующих мерах поддержки бизнеса.
3. Низкий уровень доверия к государственной поддержке бизнеса.
4. Необходимость выстраивания системы дистанционного взаимодействия с предпринимателями.
5. Сложность реализации имеющихся механизмов поддержки, высокая стоимость продвижения мер поддержки.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Сокращение сроков поиска и повышения качества информации по теме развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
2. Выстраивание системы дистанционного взаимодействия с бизнесом в регионе.
3. Реализация системы проактивного продвижения мер поддержки бизнеса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
малый охват пользователей.
4.11. Строительство
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
недостаточная обеспеченность современной компьютерной техникой и программным обеспечением всех участников градостроительных отношений.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Повышение качества проектирования и сокращение сроков разработки проектной документации.
2. Повышение качества строительства, снижение количества случаев срыва сроков ввода объектов в эксплуатацию.
3. Улучшение инвестиционного климата в градостроительной сфере за счет перевода взаимодействия участников градостроительных отношений преимущественно в электронную форму.
4. Сокращение времени прохождения рабочей документации от проектировщика до строителя.
5. Предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере строительства в электронном виде.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
большие издержки на приобретение аппаратного и программного обеспечения.
4.12. Энергетическая инфраструктура
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Трудоемкий процесс сбора данных по потреблению коммунальных ресурсов.
2. Дисбаланс в структуре потребления ресурсов.
3. Недостоверные данные, предоставляемые сетевыми организациями.
4. Непрозрачность предоставления услуг сетевыми организациями.
5. Отсутствие мониторинга технологических нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Цифровая зрелость потребителей и сетевых организаций.
2. Единая омниканальная платформа обслуживания клиентов B2C единого информационного расчетного центра (далее - ЕИРЦ).
3. Сервисы электронной обратной связи.
4. Сервис мониторинга технологических нарушений на объектах ТЭК.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Рост уровня напряженности в обществе вследствие недостаточного удовлетворения запросов жителей по предоставлению коммунальных услуг сетевыми организациями.
2. Потеря управляемости из-за сбоев в системе.
3. Несоответствие кадрового потенциала сетевых организаций новым требованиям (цифровые компетенции).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.