город Калуга |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А83-4743/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 24.03.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Н.В. Ключниковой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
С.И. Смолко
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополя ОГРН 1149102010606 ИНН 9102007869 |
Рудакова А.П. - представитель по доверенности от 16.08.2021, диплом; |
от заинтересованных лиц: Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" ОГРН 1149102003423 ИНН 9102002/878
Общество с ограниченной ответственностью "Центр градостроительного планирования" ОГРН 1169102082093 ИНН 9102216990
|
Шляхтина М.А. - представитель по доверенности от 10.01.2022, дипло;
Шинкевич - Д.В. - представитель по доверенности от 03.09.2021, диплом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр градостроительного планирования" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу N А83-4743/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополя (далее - Крымское УФАС России, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" (далее - ГУП РК "Крымэнерго", предприятие), обществу с ограниченной ответственностью "Центр градостроительного планирования" (далее - ООО "Центр градостроительного планирования", общество) о признании договора N 509/451 от 05.08.2020 на оказание услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящиеся в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымэнерго", заключенного между ГУП РК "Крымэнерго" и ООО "Центр градостроительного планирования" недействительным; применении последствий недействительности договора N 509/451 от 05.08.2020, обязав ГУП РК "Крымэнерго" возвратить ООО "Центр градостроительного планирования" все полученное в результате исполнения 1 этапа по договору, ООО "Центр градостроительного планирования" возвратить ГУП РК "Крымэнерго" денежные средства в размере 36 760 000,00 руб., оплаченные в результате исполнения 1 этапа по договору (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Центр градостроительного планирования" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований заявителя в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в Крымское УФАС России поступила жалоба ООО "Параллель" от 02.07.2020 на действия (бездействия) ГУП РК "Крымэнерго", заключавшаяся в выборе неверного способа определения поставщика - заказчиком выбран способ закупки у единственного поставщика, однако заказчик не указал объективное обоснование проведения закупки у единственного поставщика.
В результате проверки ГУП РК "Крымэнерго" в части соответствия требованиям антимонопольного законодательства РФ (статья 11 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, выявлены нарушения при проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымэнерго", что подтверждается актом проверки от 17.12.2020 N 082/01/11-271/2020.
На основании акта проверки управлением вынесено решение и выдано предписание отменить (аннулировать) проведение закупки у единственного поставщика в связи с отсутствием объективных причин, послуживших возникновением срочной потребности в проведении кадастровых работ по делу N 082/07/18.1-1372/2020.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, согласно которому просило признать незаконным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (дело N А83-13785/2020).
Решением Арбитражного суда Республики Крым, оставленного без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2021, в удовлетворении заявленных требований ГУП РК "Крымэнерго" отказано.
Учитывая вышеизложенное, полагая, что договор заключенный в результате проведенной закупки у единственного поставщика является недействителенным, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" " (далее - Закон о закупках отдельными видами юридических лиц), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, принимает решение о необходимости выдачи предписания (пункт 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Судом установлено, что в соответствии с протоколом от 26.06.2020 N 31 закупочной комиссией ГУП РК "Крымэнерго" (далее - заказчик) принято решение о проведении закупки у единственного поставщика - ООО "Центр градостроительного планирования" в целях заключения договора, предметом которого является оказание услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящиеся в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымэнерго".
Решение о закупке у единственного поставщика принято на основании п. п. 4.9.5.37 и 4.9.5.40 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГУП РК "Крымэнерго", утвержденного приказом от 26.06.2020 N 920.
Между тем, судом по делу N А83-13785/2020 установлено, что решение комиссии от 26.06.2020 о заключении контракта с единственным поставщиком принято на основании нелегитимного локального нормативного акта (Положение о закупках), так как приказ от 26.06.2020 N 920 о его утверждении был опубликован в единой информационной системе 02.07.2020.
Таким образом, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.07.2020 по делу N 082/07/18.1-1372/2020 заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с незаконно принятым решением о проведении закупки у единственного поставщика.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.02.2021, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2021 по делу N А83-13785/2020, суд пришел к выводу, что ГУП РК "Крымэнерго" незаконно приняло решение о проведении закупки у единственного поставщика, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Право на обращение с иском в суд о признании недействительным полностью или частично договора заключенного сторонами с нарушением требований Закона о закупках отдельными видами юридических лиц, возложено на антимонопольный орган в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения связанные с недействительностью сделки.
Учитывая установленный факт нарушения ГУП РК "Крымэнерго" антимонопольного законодательства при проведении закупки у единственного поставщика, суд пришел к выводу о том, что договор N 509/451 от 05.08.2020 на оказание услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящиеся в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымэнерго", заключенный между ГУП РК "Крымэнерго" и ООО "Центр градостроительного планирования" является недействительным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда: когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку ГУП РК "Крымэнерго" и ООО "Центр градостроительного планирования" подтвердили объем исполнения спорного договора по 1 этапу работ, который принят ГУП РК "Крымэнерго" в соответствии с условиями договора. Расчет с ООО "Центр градостроительного планирования" за оказанные по 1 этапу работы произведен в размере 36 760 000,00 руб., правовые основания для применения последствия недействительности сделки в виде взаимного возврата имущества и денежных средств являются обоснованными.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что вопреки решению УФАС от 21.07.2020 по делу N 082/07/18.1-1372/2020 ГУП РК и предписанию отменить (аннулировать) проведение закупки у единственного поставщика в связи с отсутствием объективных причин, послуживших возникновением срочной потребности в проведении кадастровых работ, между ГУП РК "Крымэнерго" и ООО "Центр градостроительного планирования" был заключен спорный договор N 509/451 от 05.08.2020 и частично оказаны услуги по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества.
При изложенных обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки сделанных судами на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводов при оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, указанные выводы не опровергают, а направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, кассационная жалоба подлежит отклонению, а судебные акты - оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу N А83-4743/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на обращение с иском в суд о признании недействительным полностью или частично договора заключенного сторонами с нарушением требований Закона о закупках отдельными видами юридических лиц, возложено на антимонопольный орган в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения связанные с недействительностью сделки.
...
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2022 г. N Ф10-109/22 по делу N А83-4743/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3844/2021
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-109/2022
17.12.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3844/2021
04.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4743/2021