город Калуга |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А83-3371/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.03.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Н.В. Ключниковой |
|
Е.В. Бессоновой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" ОГРН 1189102001835 ИНН 9111024243 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от заинтересованного лица: Инспекция по жилищному надзору Республики Крым ОГРН 1149102018691 ИНН 9102012996 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.10.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А83-3371/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" (далее - ООО "УК "Наш город", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция) в котором просит отменить постановление N 015/2021 от 29.01.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000,00 руб. по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.10.2021 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 250 000,00 руб., размер административного штрафа снижен до 125 000,00 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании части 3 статьи 284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, ООО "УК "Наш город" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 19.06.2018 N 240.
Согласно приказу Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 30.10.2020 N 1731 в отношении ООО "УК "Наш город" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований по безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, находящихся в управлении.
Основанием для проведения проверки послужило обращение ГУП РК "Крымгазсети" от 10.09.2020, содержащее сведения о не обеспечении своевременного технического обслуживания ВДГО, и проведения технического диагностирования ВДГО в отношении некоторых управляющих организаций, в том числе ООО "УК "Наш город".
В ходе проверки установлено, что в управлении общества находится 22 газифицированных многоквартирных дома.
По результатам внеплановой документарной проверки установлены нарушения лицензионных требований со стороны общества, а именно: не заключены договора на оказание услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и проверке работоспособности вентиляционных каналов и дымоходов по 15 из 22 газифицированных МКД; работы по проверке дымовых и вентиляционных каналов в МКД, находящихся в управлении ООО "УК "Наш Город" в 2020 году проведены один раз, вместо установленного требования не реже 3х раз в год.
Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым составлен акт N 1168/1. Доказательств со стороны заявителя, опровергающие обстоятельства, изложенные в акте проверки, не представлены.
По факту выявленных нарушений Инспекцией, в отсутствие представителя общества, 12.01.2021 составлен протокол N 4 об административном правонарушении, согласно которому действия (бездействие) ООО "УК "Наш город" квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом уведомление от 17.12.2020 N 03-11/7666 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес Общества 17.12.2020 и получено адресатом 21.12.2020.
Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.01.2021 направлено в адрес общества 13.01.2021 и получено адресатом 15.01.2021.
Постановлением от 29.01.2021 N 015/2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие представителя общества, будучи уведомленным надлежащим образом, инспекция признала ООО "УК "Наш город" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Полгая указанное постановление о назначении административного наказания незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В силу части 2 статьи 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о лицензировании, установлены лицензионные требованиями к лицензиату, к числу которых относятся: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпункта "в" пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Постановление N 410) следует, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производятся в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона.
В соответствии с пунктами 16 и 17 Постановления N 410 содержание и обслуживание общедомовых газовых сетей является обязательной услугой при управлении многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно п. 21 которого к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся:
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Постановлением N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки Инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обществом обязательных требований жилищного законодательства, в т.ч. нарушения лицензионных требований в части соблюдения Правил N 491, Постановлений N 290, N 410, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял исчерпывающие меры для соблюдения установленных правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, а выявленные нарушения вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Отклоняя довод общества о назначении наказания по административному правонарушению в виде предупреждения, суды не нашли оснований для применений положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, поскольку такая возможность замены наказания допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом деле необходимая для применения данной нормы совокупность обстоятельств не усматривается, а совершенное правонарушение связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Судом в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, совершенные заявителем действия, направленные на устранение нарушений, и размер административного штрафа снижен с 250 000 руб. до 125 000 руб.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения в двух судебных инстанциях, где получили надлежащую правовую оценку. В данном случае указанные доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.10.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А83-3371/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял исчерпывающие меры для соблюдения установленных правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, а выявленные нарушения вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Отклоняя довод общества о назначении наказания по административному правонарушению в виде предупреждения, суды не нашли оснований для применений положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, поскольку такая возможность замены наказания допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом деле необходимая для применения данной нормы совокупность обстоятельств не усматривается, а совершенное правонарушение связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Судом в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, совершенные заявителем действия, направленные на устранение нарушений, и размер административного штрафа снижен с 250 000 руб. до 125 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 марта 2022 г. N Ф10-522/22 по делу N А83-3371/2021