Решение Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 г. N 3а-105/2021
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретаре Фахуртдиновой Р.Р.,
с участием прокурора Данилова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск акционерного общества "Агропромпарк" о признании недействующими в части: решения Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 "Об утверждении генерального плана города Ульяновска" и решения Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2007 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске"; признании недействующими полностью решения Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" и решения Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 53 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк",
установил:
Решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года утвержден генеральный план города Ульяновска.
Решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года утверждены Правила землепользования и застройки в г. Ульяновске.
Решением Ульяновской Городской Думы г. Ульяновска" N 91 от 23 июля 2014 года были внесены изменения в решение Ульяновской Городской думы от 13 октября 2004 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске".
Решением Ульяновской городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года было утверждено Положение "Об особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года было принято решение "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Истец обратился в суд с административным иском о признании недействующими:
- Решения Ульяновской Городской Думы N 83 от 27.06.2007 "Об утверждении генерального плана г. Ульяновска в части планирования расположения в генеральном плане г. Ульяновска особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером ***;
- решения Ульяновской Городской Думы г. Ульяновска" от 13 октября 2004 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года, в части указания в п. 14 Приложения N 3 "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Также истец просил признать недействующими полностью решение Ульяновской городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" и решение Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
В обоснование требований указал на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 4 440 820 кв. м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Данный земельный участок был образован в результате нескольких разделов земельного участка с кадастровым номером ***, собственником которого истец являлся с 2012 года.
До приватизации земельный участок с кадастровым номером ***, начиная с 1967 использовался совхозом "Карлинский" для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок никогда не являлся муниципальной собственностью.
В границах принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером *** была создана особо охраняемая природная территория местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", которая занимает 59% площади указанного земельного участка. Создание данной территории нарушает права истца, поскольку делает невозможным использование по назначению (для сельскохозяйственного производства) принадлежащего ему земельного участка.
Кроме того, при принятии решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" были нарушены положения части 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которой органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В данном случае ООПТ местного значения создана на земельном участке, находящегося в собственности административного истца.
В ходе рассмотрения дела истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители Ульяновской Городской Думы исковые требования не признали. Указали на то, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением требований к процедуре их подготовки и принятия, а также порядка опубликования. Принятию нормативных правовых актов предшествовало проведение публичных слушаний. К проектам оспариваемых решений приложены положительные заключения прокуратуры ленинского района г. Ульяновска, Ульяновской природоохранной прокуратуры, Общественной палаты МО "город Ульяновск", профильных Министерств Ульяновской области.
Земельный участок с кадастровым номером *** расположен в пределах функциональной зоны особо охраняемых природных территорий местного значения, зелёных насаждений общего пользования, общественных центров с сопутствующей жилой застройкой и коммерческо-деловых центров вне жилых зон.
Само по себе наличие в генеральном плане г. Ульяновска сведений о расположении земельного участка в пределах функциональной зоны особо охраняемых природных территорий местного значения не нарушает права и законные интересы истца, поскольку генеральный план г. Ульяновска является документом долгосрочного планирования.
Ссылка истца на положения части 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которым особо охраняемые природные территории местного значения создаются органами местного самоуправления на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования, не состоятельна, поскольку в указанной редакции статья действует с 30 декабря 2013 года.
Первоначально утвержденные Правила землепользования и застройки г. Ульяновска не распространяли зонирование до рассматриваемого земельного участка, не содержали перечень ООПТ местного значения. После принятия в 2007 году генерального плана г. Ульяновска решением Ульяновской городской думы N 31 от 26 марта 2008 года были внесены изменения в Правила землепользования и застройки г. Ульяновска с целью приведения Правил в соответствие с генеральным планом города. В частности, был утвержден перечень ООПТ местного значения, содержащий ООПТ "Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Постановлением администрации г. Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615 ООПТ "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 3 500 000 кв. м включен в реестр муниципального имущества. В связи с этим решением Ульяновской Городской Думы от 23 июля 2014 года N 91 были внесены изменения в указанный перечень в части указания площади ООПТ и в части указания постановления администрации г. Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615 в качестве нормативного правового акта о придании объекту соответствующего статуса.
Земельный участок с кадастровым номером *** согласно действующей редакции Правил расположен в пределах территориальных зон ОТ1 (зона особо охраняемых природных территорий), Р2 (зона зеленых насаждений общего пользования), Ц2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) и Ц3 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения).
Правила землепользования и застройки г. Ульяновска в оспариваемой истцом части соответствуют генеральному плану г. Ульяновска.
На основании сведений, содержащихся в генеральном плане г. Ульяновска и Правилах землепользования и застройки г. Ульяновска, а также в Постановлении администрации г. Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615, решением Ульяновской Городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года было утверждено Положение о особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк". В целях уточнения границ указанной особо охраняемой природной территории решением Ульяновской Городской думы от 10 апреля 2020 года N 53 в вышеуказанное решение были внесены изменения.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки на момент их утверждения не могли нарушать права истца, поскольку земельный участок с кадастровым номером *** был образован только 18 августа 2020 года.
Сведения об ООПТ "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" внесены в ЕГРН.
Представитель администрации г. Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска Бодунова Т.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В обоснование позиции по делу привела доводы, аналогичные доводам Ульяновской Городской Думой.
Также указала на то, что при подготовке проекта генерального плана города Ульяновска были проведены научные работы, соответствующие анализы и расчеты. Разработчик генерального плана г. Ульяновска по итогам проведенных исследований пришел к выводу о необходимости установления на рассматриваемой территории именно такого функционального зонирования.
Утверждению генерального плана г. Ульяновска предшествовали публичные слушания. Замечаний и предложений относительно установления в границах рассматриваемого земельного участка оспариваемого истцом функционального зонирования не поступило. Следовательно, жителями города признано необходимым отражение на рассматриваемой территории ООПТ.
Истцом не приведены нормы законодательства, имеющие большую юридическую силу, которым не соответствует генеральный план города Ульяновска.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частями 8-9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, а также муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых истцом решений об утверждении генерального плана г. Ульяновска и правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, в том числе изменений в такие планы, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с частями 1 статьей 24 и 32 ГрК РФ генеральный план городского округа, а также правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Муниципальное образование "город Ульяновск" является муниципальным образованием со статусом городского округа (статья 1 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14 декабря 2005 года N 202 (далее - Устав).
Согласно статье 24 Устава Ульяновская Городская Дума является представительным органом муниципального образования.
Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 утверждён Генеральный план города Ульяновска (далее - Генеральный план).
Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске утверждены решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года. В последующем решениями Ульяновской Городской Думы N 31 от 26 марта 2008 года, N 91 от 23 июля 2014 года были внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определён статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает: принятие главой местной администрации городского округа решения о подготовке проекта генерального плана; непосредственно подготовку проекта генерального плана на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования; согласование проекта генерального плана до его утверждения в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; публикацию проекта генерального плана не менее чем за три месяца до его утверждения, рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса, опубликование решения представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки регламентирован статьями 31-32 ГрК РФ. В соответствии с указанными статьями (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил) данный порядок включал в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования городского округа, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ; утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки; опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки; принятие главой муниципального образования решения о проведении публичных слушаний по проекту Правил; проведение публичных слушания, составление заключения о результатах публичных слушания; утверждение проекта Правил представительным органом местного самоуправления, опубликование решения об утверждении Правил землепользования и застройки.
В силу статьи 27 Устава муниципального образования "город Ульяновск" решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования "город Ульяновск", принимались большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования) в газете "Ульяновск сегодня", если иное не установлено муниципальным правовым актом. Официальное опубликование должно быть не позднее семи дней после принятия правового акта (статья 9 Устава).
Как следует из материалов дела, этапы процедуры подготовки и утверждения Генерального плана г. Ульяновска и Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске и внесения изменений в Правила соблюдены. Муниципальные правовые акты об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки и внесения изменений в Правила опубликованы в газете "Ульяновск сегодня". Таким образом, оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения относится к вопросам местного значения городского округа.
Решением Ульяновской городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года было утверждено Положение "Об особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парт", которым, в том числе были утверждены границы указанной территории (л.д. 159-164 т. 2).
Указанное решение опубликовано в газете "Ульяновск сегодня N 122 от 27 декабря 2019 года (л.д. 165 т. 2).
Решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года в указанное выше решение были внесены изменения, согласно которым в новой редакции было изложено Приложение N 1 - графическое изображение ООПТ и координаты границ (л.д. 177 т. 2). Указанное решение публиковано в газете Ульяновск - сегодня N 31 от 14 апреля 2020 года (л.д. 178 т. 2). Установленное данным Приложением графическое изображение ООПТ и, соответственно, координаты границ ООПТ существенно отличаются от границ ООПТ, установленных в 2019 году.
Данные решения также приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их принятия и порядка опубликования, что истцом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 4 440 820 кв. м, расположенного по адресу: ***, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Дата регистрации права - 18 августа 2020 года. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 18 августа 2020 года.
Указанный земельный участок образован путем неоднократного раздела земельного участка с кадастровым номером *** (единое землепользование), площадью 39 102 518 кв. м, располагавшегося по адресу: ***, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства".
Земельный участок с кадастровым номером *** образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, земельный участок с кадастровым номером *** образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, земельный участок с кадастровым номером *** образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** (л.д. 48-49 т. 3).
Земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на государственный кадастровый учет 26 февраля 2007 года. С 3 апреля 2007 года по 3 октября 2012 года указанный земельный участок находился в государственной собственности Ульяновской области, с 19 июня 2009 года по 12 октября 2012 года - в постоянном (бессрочном) пользовании АО "Агропромпарк и с 3 октября 2012 года по 28 февраля 2013 года - в собственности АО "Агропромпарк. Снят с кадастрового учета 4 марта 2013 года в связи с разделом (л.д. 48-49 т. 3).
ООПТ МЗ "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 2 620 540 кв. м занимает 59% площади принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером ***.
Согласно Положению об ООПТ она расположена на земельном участке, в котором устанавливаются особые режимы охраны и использования, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях. ООПТ разделена на зону покоя - 1 388 131 кв. м, и зону рекреации - 1 232 399 кв. м. Основным видом разрешенного использования в рекреационной зоне является спорт, земельные участки общего пользования. Основными видами разрешенного использования в зоне покоя являются охрана природных территорий. Сведения о зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером границы 73:19-9.1 "Особо охраняемая природная территория местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" внесены в ЕГРН 31 января 2020 года.
В результате расположения в границах принадлежащего истцу земельного участка ООПТ, истец лишен возможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Таким образом, оспариваемыми истцом нормативными правовыми актами нарушены его права и законные интересы.
По требованиям истца о признании незаконным Генерального плана в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером *** (Приложение N 1, карта функциональных зон), а также Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске в части включения в пункт 14 Приложения N 3 к Правилам "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" ООПТ МЗ "Карлинский пойменный ландшафтный парк, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ),
В соответствии с п. 4 части 3 ст. 23 ГрК РФ Генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно п. 5 части 8 ст. 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.
В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено включение в Правила землепользования и застройки карт градостроительного зонирования.
Согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
На момент утверждения генерального плана г. Ульяновска указанный федеральный закон действовал в редакции от 10 мая 2007 года. Данный закон определял особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула к закону).
Согласно статьи 1 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статьей 2 закона в редакции, действовавшей на момент утверждения генерального плана, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений устанавливались следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Также было предусмотрено, что Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). Согласно ч. 6 ст. 2 указанного закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 7 ст. 2).
Закон Ульяновской области "Об особо охраняемых природных территориях областного значения" N 96-ЗО был принят 9 июля 2007 года, то есть уже после утверждения генерального плана г. Ульяновска. При этом он не регламентировал вопросы образования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года утвержден генеральный план города Ульяновска. На основном чертеже генерального плана (карта функциональных зон) отображена функциональная зона особо охраняемой природной территории местного значения (л.д. 179 т. 2).
В ходе рассмотрения дела установлено, что функциональная зона особо охраняемых природных территорий местного значения располагалась в границах земельного участка с кадастровым номером *** (единое землепользование), площадью 39 102 518 кв. м, расположенного по адресу: ***, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства". Данный земельный участок являлся исходным для образования земельного участка с кадастровым номером ***, о чем указано выше. На момент утверждения Генерального плана земельный участок с кадастровым номером *** находился в собственности Ульяновской области, использовался ОГУСП "Совхоз Карлинский" для сельскохозяйственного производства.
Отражение в генеральном плане ООПТ предполагает их объективное существование в действительности, учитывая, что особо охраняемой природной территорией может быть участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Вместе с тем суду не было представлено решение органов местного самоуправления о создании на указанной территории ООПТ местного значения, материалы, обосновывающие возможность создания особо охраняемой природной территории.
В связи с этим суд приходит к выводу о необоснованности отображения в генеральном плане г. Ульяновска функциональной зоны особо охраняемых природных территорий местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером ***.
Правила землепользования и застройки в г. Ульяновске изначально были утверждены решением Ульяновской Городской думы N 90 от 13 октября 2004 года. Правила в редакции от 2004 года не содержали зонирование территории в районе земельного участка с кадастровым номером *** и не содержали перечень ООПТ местного значения.
После утверждения в 2007 году генерального плана города Ульяновска, с целью приведения Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске в соответствии с генеральным планом г. Ульяновска, решением Ульяновской Городской Думы N 31 от 26 марта 2008 года были внесены изменения в Правила, утвержденные решением Ульяновской Городской думы N 90 от 13 октября 2004 года. Согласно указанным изменениям Правила изложены в новой редакции. В новой редакции Правил, в частности, была введена зона ОТ1 - зона особо охраняемых природных территорий. В приложение N 3 к Правилам "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда города Ульяновска" под N 14 включена особо охраняемая природная территория местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" без указания площади указанной территории. В качестве документа, обосновывающего придание объекту соответствующего статуса, указано решение Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска".
Отражение в Правилах ООПТ МЗ "Карлинский пойменный ландшафтный парк" было произведено в отсутствие решения о создании указанной ООПТ МЗ, а также материалов, обосновывающих её создание (наличие на указанной территории природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение).
Федеральным законом N 406-ФЗ от 28 декабря 2013 года статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" была изложена в новой редакции. Согласно ч. 1 указанной статьи при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Таким образом, возможность создания ООПТ обусловлена нахождением на указанной территории природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Кроме того, в части 8 указанной статьи было предусмотрено, что органы местного самоуправления могут создавать особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Постановлением администрации г. Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615 (л.д. 214 т. 1). в реестр муниципального имущества был включен объект благоустройства - ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 3 500 000 кв. м. (л.д. 181 т. 2). Вместе с тем на момент издания указанного постановления границы ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" определены не были. Впервые границы ООПТ были определены только в 2019 году при утверждении Положения об ООПТ и уточнены в 2020 году. Из сообщения Управления Росреестра по Ульяновской области (л.д. 49 т. 3) следует, что сведения о зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером границы 73:19-9.1 "Особо охраняемая природная территория местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" внесены в ЕГРН 31 января 2020 года. В перечне участков, входящих в данную зону, указан земельный участок с кадастровым номером ***. Вместе с тем, как указано выше, данный земельный участок находился в собственности АО "Агропромпарк" в период с 12 апреля 2013 года по 18 августа 2020 года, имел площадь 6 556 484 кв. м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и использовался по назначению. Данный земельный участок впоследствии был разделен на 2 земельных участка с кадастровыми номерами *** и ***. Таким образом, ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 3 500 000 кв. м не могла быть включена в реестр муниципального имущества, поскольку располагалась на земельном участке, находящимся в частной собственности. Решение об изъятии у АО "Агропромпарк" принадлежащего ему земельного участка в связи с нахождением на нем ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" суду не представлено.
Вышеуказанное постановление администрации г. Ульяновска явилось основанием для принятия Ульяновской Городской Думой решения N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", согласно которым в приложении N 3 "Перечень особо охраняемых природных территории и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" в отношении ООПТ "Карлинский пойменный ландшафтный парк" (п. 14) была указана площадь ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" в размере 350 га, в графе - нормативные правовые акты о придании объекту соответствующего статуса" указано Постановление администрации г. Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615 (л.д. 214 т. 1).
Учитывая, что ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" было создано за земельном участке, не находящемся в собственности МО "город Ульяновск", в отсутствие доказательств расположения на указанном земельном участке природных комплексов и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, требования истца о признании недействующим пункта 14 Приложения N 3 "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" к решению Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2007 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" в части включения в указанный Перечень особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" подлежат удовлетворению.
Также суд отмечает, что в силу принципа соответствия Правил землепользования и застройки генеральному плану, при принятии судом решения о незаконности генерального плана города Ульяновска в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером *** (Приложение N 1, карта функциональных зон), незаконными являются и Правила землепользования и застройки г. Ульяновска, в части отражения территориальной зоны ОТ1 - "зона особо охраняемых природных территорий" в границах земельного участка с кадастровым номером ***.
В соответствии с частью 9 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Согласно части 12 статьи 2 указанного Федерального закона обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Во исполнение вышеприведенных положений законодательства решением Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 было утверждено Положение об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк". В указанном положении впервые определены границы ООПТ (л.д. 159-164 т. 2).
Решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года в вышеуказанное решение внесены изменения - Приложение N 1 схема функциональных зон ООПТ и Приложение N 2 - границы ООПТ изложены в новой редакции. При этом границы ООПТ, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года, существенно отличаются от первоначально установленных. Данный факт также подтверждает, что на момент утверждения генерального плана и отображения на карте функциональных зон функциональной зоны особо охраняемых природных объектов местного значения в районе земельного участка ОГУСП "Совхоз Карлинский", используемого для сельскохозяйственного производства, решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения в установленном законом порядке не принималось, и границы указанной территории не определялись до 2019 года.
Учитывая незаконность придания территории, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером ***, статуса особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", требования истца о признании незаконными решений Ульяновской Городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" и N 53 от 10 апреля 2020 года N 53 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" также подлежат удовлетворению.
Поскольку оспариваемые истцом нормативные правовые акты применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, в соответствии со статьей 215 КАС РФ суд полагает, что указанные нормативные правовые акты Ульяновской Городской Думы подлежит признанию недействующими в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Агропромпарк" удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления в законную силу решения суда:
- генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении генерального плана город Ульяновска" в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером *** (Приложение N 1, карта функциональных зон);
- пункт 14 Приложения N 3 "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зелёного фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" к решению Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2007 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске";
- решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк";
- решение Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 53 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании "Ульяновск сегодня".
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 г. N 3а-105/2021
Текст решения опубликован не был