город Калуга |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А84-426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Шелудяева В.Н., Шульгиной А.Н.,
при ведении протокола в судебном заседании
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Лаврентьева Виталия Васильевича (г. Севастополь, ОГРНИП 314920434600559, ИНН 920100156560): Беркут Н.А. - представителя по доверенности от 09.10.2020;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (г. Севастополь, ул. Советская, д. 9, ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115): Гладышевой Ю.С. - представителя по доверенности от 30.12.2020;
от Государственного унитарного предприятия "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (г. Севастополь, ул. Партизанская, д. 4 А, ОГРН 1149204018787, ИНН 9204009470): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Правительства Севастополя (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231): Замятиной М.О. - представителя по доверенности от 06.10.2021;
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2, ОГРН 1149204005598, ИНН 9204002997): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Лаврентьевой Раисы Григорьевны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от частного предприятия "ГраальЮг" (Украина): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от частного предприятия "Крым-Групп" (Украина): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лаврентьева Виталия Васильевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2021 года по делу N А84-426/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лаврентьев Виталий Васильевич (далее - предприниматель, ИП Лаврентьев В.В.) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент, ДИЗО), Государственному унитарному предприятию "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (далее - предприятие, ГУП "УК ОРТК Севастополя") о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:03:002012:63, площадью 42662 кв. м, заключенного между департаментом и предприятием 04.04.2018, возложении в порядке применении последствий недействительности этой сделки на ГУП "УК ОРТК Севастополя" обязанности возвратить названный земельный участок по акту ДИЗО.
Правительство Севастополя предъявило в Арбитражный суд города Севастополя встречный иск к ИП Лаврентьеву В.В. о признании отсутствующим права собственности предпринимателя, зарегистрированного в ЕГРН как на объекты недвижимого имущества, на перечисленные в исковом заявлении шестьдесят торговых павильонов по проспекту Генерала Острякова в городе Севастополе.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.09.2021 (с учетом определения этого суда от 13.09.2021 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021, в первоначальном иске предпринимателя отказано; встречный иск Правительства Севастополя удовлетворен. Разрешен вопрос о судебных расходах по делу.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, как не соответствующие требованиям закона.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы возражений на жалобу, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду без торгов.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) (в редакции на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу положений статьи 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС) Правительство в пределах своих полномочий осуществляет управление в области земельных отношений (пункт 9), осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора (пункт 10).
Постановлением Правительства Севастополя от 25.09.2015 N 912-ПП "О передаче земельных участков в аренду", принятым со ссылкой на положения части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, Закона N 5-ЗС (в редакции на момент спорных правоотношений), предусматривалось, что на территории города Севастополя до 1 января 2019 г. договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка государственным унитарным предприятиям города Севастополя для организации рынка, если данный земельный участок находится в пределах границ земельного участка, который до 18 марта 2014 г. предоставлялся в пользование государственным либо коммунальным предприятиям для организации рынка, размещения и обслуживания зданий и сооружений рынка.
Из дела видно, что между Севастопольским городским Советом и Коммунальным предприятием "Коммунальные рынки вещевой и мелкооптовый" был заключен 08.09.1999 договор арены земли, прошедший регистрацию, предусматривающий передачу последнему в аренду на срок 10 лет земельных участков общей площадью 6,2744 га (4,2662 га - для вещевого рынка, 0,6600 га - для автостоянки на 500 мест, 1,3482 га - для автомотеля на 200 машин) в Ленинском районе города Севастополя на пересечении проспекта Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу (т.5 л.д. 177-184).
В материалах дела представлен Устав (2000 г.) Коммунального предприятия "Севастопольское городское рыночное хозяйство" Севастопольского городского Совета (далее - КП "Севгоррынхоз"), содержащий сведения, что данное предприятие является правопреемником Коммунального предприятия "Коммунальные рынки вещевой и мелкооптовый" (т.4 л.д.197-202).
На 17 сессии 5 созыва Севастопольским городским Советом принято 10.03.2010 решение N 9807 о расторжении вышеуказанного договора аренды земли от 08.09.1999, зарегистрированного 28.09.1099, и предоставлении КП "Севгоррынхоз" земельного участка, расположенного на пересечении проспекта Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу, площадью 6,2744 га, без изменения целевого назначения, в том числе: 4,2662 га - для вещевого рынка, 0,6600 га - для автостоянки на 500 мест, 1,3482 га - для автомотеля на 200 машин (т.9 л.д. 230).
В материалах дела представлен государственный акт от 24.12.2010 на право постоянного пользования земельным участком серии ЯЯ N 395253, согласно которому на основании решения Севастопольского городского Совета от 10.03.2010 N 9807 КП "Севгоррынхоз" предоставляется право постоянного пользования земельным участком площадью 4,2662 га для размещения вещевого рынка, расположенным на пересечении проспекта Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу (т.9 л.д.3,4).
Правительством Севастополя 09.10.2014 принято распоряжение N 307 "О ликвидации коммунальных предприятий потребительского рынка", которым предусмотрена ликвидация коммунального предприятия "Севастопольское городское рыночное хозяйство" Севастопольского городского Совета (пункт 1).
Также Правительством Севастополя принималось 12.09.2014 постановление N 292 о создании Государственного унитарного предприятия Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя".
Сведения о ГУП "УК ОРТК Севастополя" внесены в ЕГРЮЛ 16.09.2014.
Из дела видно, что земельный участок площадью 42662 кв. м, расположенный на пересечении проспекта Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу, предназначенный для размещения вещевого рынка, состоит на кадастровом учете с кадастровым номером 91:03:002012:63.
По распоряжению ДИЗО от 15.02.2018 N 1486-РДЗ названный земельный участок включен в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь и на него 05.03.2018 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь (т.9 л.д.13-18, 29,30).
Судами установлено, что 04.04.2018 между департаментом (арендодатель) и ГУП "УК ОРТК Севастополя" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого предприятию за плату во временное владение и пользование предоставлен на срок 48 лет земельный участок с кадастровым номером 91:03:002012:63, площадью 42 662 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, на пересечении Проспекта Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу, предназначенный для размещения вещевого рынка (пункты 1.1, 7.1).
Указанный договор согласно его пункту 5.1 заключен с условием возможного вступления в него иных правообладателей зданий, сооружений.
Судами установлено, что 04.04.2018 по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 91:03:002012:63 передан ГУП "УК ОРТК Севастополя". Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.06.2018.
Оспаривая указанный договор, предприниматель обратился в суд с иском по настоящему делу, ссылаясь на нарушение его прав, как собственника торговых павильонов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 91:03:002012:63.
Во встречном исковом заявлении Правительством Севастополя указано, что зарегистрированные за ИП Лаврентьевым В.В. перечисленные в исковом заявлении на праве собственности объекты, расположенные по проспекту Генерала Острякова в городе Севастополе, со ссылкой на принадлежность которых предпринимателю заявлен первоначальный иск, не возводились в качестве объектов недвижимого имущества с отводом земли и получением разрешительной документации; их размещение на земельном участке предусматривалось, как некапитальных объектов - торговых павильонов.
Из материалов дела видно, что зарегистрированные за предпринимателем на праве собственности объекты, перечисленные во встречном иске, возводились изначально на основании заключенных договоров: 08.11.2006 между КП "Севгоррынхоз" и Лаврентьевым В.В., от 11.06.2007 между КП "Севгоррынхоз" и ЧП "Крым-Групп", предусматривавших объединение совместных усилий указанных в этих договорах лиц для сооружения (монтажа) комплекса торговых павильонов на рынке "Универсальный" КП "Севгоррынхоз" (т.5 л.д.152-163).
Суды, разрешая возникший спор, принимая во внимание положения статьи 413 Гражданского кодекса Украины, Временные правила использования и застройки территории города Севастополя, утвержденные решением Севастопольского городского Совета от 18.11.1999 N 392 (с изменениями внесенными решением Севастопольского городского Совета от 12.06.2007 N 2083), исходили из того, что для целей возведения указанных в названных договорах объектов, как недвижимости, требовалось предоставление полномочным органом власти земельного участка, а также оформление разрешительной документации на строительство объектов и их прием в эксплуатацию, что в данном случае не было сделано.
При разрешении спора судами учтены судебные акты по делу N А84-2631/2017, в рамках которого оставлено без удовлетворения заявление ИП Лаврентьева В.В. о признании недействительными решений ДИЗО, изложенных в письменных уведомлениях от 28.04.2017 N 12514/05-05-21/17, от 18.05.2017 N 14456/05-05-21/17, об отказе в утверждении схем расположения земельных участков, площадью 510 кв. м и 642 кв. м, в кадастровом квартале 91:03:00212, по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, проспект Генерала, в инициированной предпринимателем процедуре получения земельных участков названной площади, занятых 45 секциями в торговых павильонах, со ссылкой на то, что доказательств законного создания названных выше секций в торговых павильонах, как объектов недвижимого имущества, предпринимателем не представлено.
Вступившими в законную силу решениями Хозяйственного суда города Севастополя от 28.08.2008 по делу N 5020-5/342, от 12.09.2008 N 5020-5/410, разрешившего споры между КП "Севгоррынхоз" и Лаврентьевым В.В., КП "Севгоррынхоз" и ЧП "Крым-Групп" о принадлежности прав на объекты недвижимого имущества в соответствии заключенными договорами от 08.11.2006, от 11.06.2007, за предпринимателем и ЧП "Крым-Групп" были признаны права собственников, как на недвижимость, в количестве, соответственно, 45 и 15 объектов, на объекты, расположенные по проспекту Генерала Острякова в городе Севастополе. В дальнейшем, после совершения сделок в 2009 году между ЧП "Крым-Групп" и ЧП "ГраальЮГ", в 2011 году между ЧП "ГраальЮГ" и Лаврентьевой Р.Г., в 2019 году между Лаврентьевой Р.Г. и Лаврентьевым В.В., права на вышеуказанные 15 объектов, принадлежавших изначально ЧП "Крым-Групп", перешли к Лаврентьеву В.В., за которым зарегистрированы, как на недвижимое имущество в ЕГРН права собственника на спорные по встречному иску 60 объектов, расположенных по проспекту Генерала Острякова в городе Севастополе, изначально возводившихся в соответствии заключенными договорами от 08.11.2006, от 11.06.2007.
При установленных по делу обстоятельствах, руководствуясь вышеуказанными нормативными положениями, учитывая разъяснения, приведенные в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды правильно отклонили первоначальный иск, с учетом того, что заключенный в соответствии с положениями земельного законодательства между департаментом и предприятием 04.04.2018 вышеуказанный договор аренды, предусматривающий возможность вступления в него иных правообладателей зданий, сооружений, законно возведенных на земельном участке с кадастровым номером 91:03:002012:63, прав предпринимателя не нарушает, а также верно удовлетворили встречные требования при отсутствии доказательств легальности возведения в качестве объектов недвижимого имущества 60 перечисленных во встречном иске объектов, зарегистрированных в ЕГРН за предпринимателем.
Встречный иск разрешен судами в пределах заявленных требований относительно 60 перечисленных в нем объектов недвижимого имущества.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный по иску земельный участок находится до настоящего времени в постоянном пользовании КП "Севгоррынхоз" не основаны на материалах дела.
Доводы кассационной жалобы о заключении договора от 04.04.2018 в нарушение требований законодательства противоречат вышеуказанным нормативным положениям.
В кассационной жалобе в главном не опровергнут вывод судов о том, что спорные по встречному иску торговые павильоны в порядке, установленном законодательством, в качестве объектов недвижимости не возводились.
Решения Хозяйственного суда города Севастополя от 28.08.2008 по делу N 5020-5/342, от 12.09.2008 N 5020-5/410, вынесенные по спору о принадлежности объектов, в связи с реализацией договоров от 08.11.2006, от 11.06.2007, по делам в которых соответствующие органы местного самоуправления не участвовали, не могут подтверждать обоснованность требований предпринимателя по первоначальному иску и его возражений по встречному иску.
При рассмотрении дела процессуальные нарушения, которые могут повлечь за собой отмену состоявшихся судебных актов, не допущены.
Кассационная жалоба, основанная на иной оценке доказательств, не содержит каких-либо доводов, которые бы могли свидетельствовать об ошибочном разрешении дела судами, и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2021 года по делу N А84-426/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) (в редакции на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу положений статьи 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС) Правительство в пределах своих полномочий осуществляет управление в области земельных отношений (пункт 9), осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора (пункт 10).
...
Судами установлено, что 04.04.2018 по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 91:03:002012:63 передан ГУП "УК ОРТК Севастополя". Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.06.2018."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2022 г. N Ф10-6900/21 по делу N А84-426/2021