г. Калуга |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А68-1313/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Алексинская электросетевая компания" (Тульская область, Алексинский район, г. Алексин, ул. Тургенева, д. 34, ОГРН 1037102722667, ИНН 7111026984): Василькина О.С. (доверенность от 19.01.2022), Кузьмина Т.В. (доверенность от 27.07.2021);
от Администрации муниципального образования город Алексин: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Алексин на решение Арбитражного суда Тульской области от 06 сентября 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 года по делу N А68-1313/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Алексинская электросетевая компания" (далее - АО "АЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования город Алексин (далее - администрация) от 12.11.2020 N 10946 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества: нежилых отдельно стоящих зданий трансформаторных подстанций с оборудованием (117 объектов), здания склада-кладовки и здания ГСМ; об обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем предоставления преимущественного права на приобретение вышеуказанного арендуемого имущества.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
АО "АЭСК" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители АО "АЭСК" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечила, просила рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителей, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "АЭСК" является арендатором муниципальных объектов электросетевого хозяйства (зданий трансформаторных подстанций, распределительных пунктов, воздушных, подземных и кабельных электрических сетей) на основании договоров аренды объектов электросетевого хозяйства от 16.03.2004 N 2 и N 3, заключенных с администрацией.
15.10.2020 АО "АЭСК" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении преимущественного права выкупа арендованного по договору аренды от 16.03.2004 N 2 муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства (зданий трансформаторных подстанций в количестве 117 ед., здания склада-кладовки и здания ГСМ) согласно приложению N 1 к заявке.
22.10.2020 в дополнение общество направило в адрес администрации письмо N 977 о предоставлении преимущественного права выкупа зданий трансформаторных подстанций вместе с находящимся в них оборудованием согласно приложению N 1.
Письмом от 12.11.2020 N 10946 администрация отказала АО "АЭСК" в реализации преимущественного права на выкуп, сославшись на то, что в соответствии с положениями абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, не подлежат приватизации.
Полагая, что данное решение администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы АО "АЭСК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 3, пункта 1 статьи 30, пунктов 1, 3, 6, 7, 8 и 13 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принимая во внимание распоряжения Правительства Тульской области N 493-р от 27.06.2016 "Об утверждении инвестиционной программы АО "АЭСК" и N 769-р от 28.09.2020 "О внесении изменений в распоряжение правительства Тульской области N 493-р от 27.06.2016 "Об утверждении инвестиционной программы АО "АЭСК" на период 2017-2021 годов", исходил из того, что общество соответствует условиям, необходимым для реализации предусмотренного законом права выкупа арендуемого муниципального имущества, поскольку доказательств наличия у общества задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) за испрашиваемое к выкупу имущество, а равно того, что это имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не представлено, при этом испрашиваемые заявителем к выкупу объекты электросетевого хозяйства, находящиеся у него в аренде, в соответствии с распоряжением Правительства Тульской области N 493-р от 27.06.2016 обременены обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционными обязательствами) и обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства), что свидетельствует о наличии у АО "АЭСК" преимущественного права на приобретение данного имущества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, установлены статьей 30.1 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Следовательно, приватизация объектов электросетевого хозяйства допускается при условии обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.
Из пункта 7 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ следует, что приватизировать объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут: 1) унитарное предприятие, которому принадлежат такие объекты на соответствующем вещном праве, то есть на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления; 2) организация, которой принадлежат права владения и (или) пользования такими объектами.
В обоснование своей позиции администрация указывает, что спорные объекты относятся к объектам энергетики, предназначены и используются для электроснабжения жителей муниципального образования город Алексин, в связи с чем полагает, что в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 178-ФЗ они не подлежат приватизации.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением, в том числе, объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения (абзац 6).
Указанной нормой установлены исключения (ограничения) лишь в отношении приватизации объектов коммунально-бытового назначения в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Между тем спорное имущество не является имущественным комплексом унитарного предприятия.
При указанных обстоятельствах ссылка администрации на положения абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ применительно к рассматриваемым объектам электросетевого хозяйства, не являющимся имущественным комплексом унитарного предприятия, является несостоятельной.
Более того, данное ограничение не распространяется даже на случаи, если объекты электросетевого хозяйства являются основными производственными фондами унитарного предприятия (пункт 1.1).
Следовательно, с учетом совокупных положений пункта 1, а также пунктов 1.1 - 1.3 статьи 30 Федерального закона N 178-ФЗ установлены исключения в отношении приватизации объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения коммунально-бытового назначения, лишь в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, не являющихся при этом основными производственными фондами такого унитарного предприятия.
Признавая необоснованными доводы администрации о том, что при подаче заявления от 15.10.2020 N 939 АО "АЭСК" не указало, что в отношении него утверждена инвестиционная программа, суды установили, что информация об утвержденной инвестиционной программе АО "АЭСК" в отношении испрашиваемых к выкупу объектов электросетевого хозяйства публично размещалась АО "АЭСК" в соответствии с требованиями действующего законодательства на официальном сайте, а также на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, при том, что утвержденная администрацией форма заявления о реализации преимущественного права выкупа арендуемого муниципального имущества не предусматривает внесения сведений об утвержденной в отношении данного имущества инвестиционной программы, что заявителем жалобы не опровергнуто.
Доводы администрации о том, то два испрашиваемых АО "АЭСК" объекта не входят ни в инвестиционную программу, ни обременены эксплуатационными обязательствами, являлись предметом оценки судов и правомерно отклонены, исходя из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ принятие решения об условиях приватизации указанного в пункте 1 данной статьи имущества возможно лишь после утверждения инвестиционных программ в отношении унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом.
Условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, и отдельных объектов таких систем, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ).
Таким образом, реконструироваться и (или) модернизироваться, а также эксплуатироваться должны все составные части данных объектов, ввиду чего их детальное описание в инвестиционной программе не является обязательным и не препятствует приватизации объектов электросетевого хозяйства при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.
Судами установлено, что инвестиционной программой АО "АЭСК" на период 2017-2021 годы, утвержденной распоряжением правительства Тульской области от 27.06.2016 N 493-р, и на период с 2022-2026 годы, утвержденной распоряжением правительства Тульской области от 14.10.2021 N 523-р, определены основные мероприятия и финансовые показатели, выполнение и достижение которых является целью инвестиционной деятельности общества.
Пунктом 3 статьи 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ предусмотрено, что условием эксплуатационных обязательств в отношении указанного в пункте 1 данной статьи имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу пунктов 3 и 6 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является также защита потребителей энергии.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с данной статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.
В силу пункта 13 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 той же статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что совокупность указанных норм закона свидетельствует о том, что допускается отчуждение объектов электросетевого хозяйства при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе администрация повторяет свою позицию по делу и не приводит доводов, опровергающих выводы судов. Приведенные заявителем являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также свидетельствуют о несогласии администрации с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06 сентября 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 года по делу N А68-1313/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пунктов 3 и 6 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является также защита потребителей энергии.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с данной статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.
В силу пункта 13 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 той же статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 апреля 2022 г. N Ф10-1152/22 по делу N А68-1313/2021