г. Калуга |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А68-6895/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2022.
Постановление в полном объёме изготовлено 31.05.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Силаевой Н.Л., |
судей |
Егоровой С.Г., |
|
Сладкопевцевой Н.Г., |
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Коваленко А.С.,
при участии в судебном заседании:
от АО "ТНС энерго Тула" представителей Галкина Н.С. по доверенности от 20.05.2022, Якушева А.В. по доверенности от 20.05.2022;
от Комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район представителей Варнавской И.В. по доверенности от 21.02.2022, Мызниковой С.М. по доверенности от 09.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области кассационную жалобу Комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.11.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А68-6895/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТНС энерго Тула" (ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307, далее - АО "ТНС энерго Тула", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Комитету по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (ОГРН 1067150006703, ИНН 7117027470, далее - ответчик, комитет) с исковым заявлением о включении в контракт энергоснабжения от 30.12.2020 N 71477300019 дополнительных точек поставки (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Узловский городской водоканал" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022, исковые требования удовлетворены.
На ответчика возложена обязанность в трехдневный срок с момента вступления в законную силу решения суда включить в контракт энергоснабжения N 71477300019 от 31.12.2020 дополнительные точки поставки путем подписания дополнительного соглашения с истцом.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, комитет обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на то, что включение в контракт дополнительных точек поставки не имеет законного основания, поскольку потребителем электрической энергии (мощности) в отношении объектов водоснабжения является ООО "Узловский городской водоканал".
По мнению заявителя жалобы, суды вышли за пределы заявленных истцом требований, указав на включение в контракт энергоснабжения дополнительных точек поставки путем подписания дополнительного соглашения с истцом.
Кроме того, на день вступления решения суда в законную силу контракт прекратил свое действие, заключение дополнительного соглашения к муниципальному контракту по истечении срока его действия является нарушением требований действующего законодательства.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители истца в судебном заседании возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд округа не направило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.12.2020 между истцом и комитетом заключен контракт энергоснабжения N 71477300019, по условиям которого истец принял на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителя, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных контрактом.
17.05.2021 истцом в адрес ответчика направлено дополнительное соглашение к контракту энергоснабжения с указанием дополнительных точек поставки - объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения - Дубовский водозабор, Узловский р-н, п. Дубовка, 1250 м на юго-запад от д. 22 по ул. Полевая; Насосная, Узловский р-н, д. Высоцкое; Насосная, скважина, Узловский р-н, д. Огаревка, Новолюбовский водозабор, Узловский р-н, ст. Узловая; Насосная 2 подъема, Узловский р-н, п. Брусянский, ул. Пугачева; Насосная 3 подъема, Узловский р-н, п. Брусянский, ул. Пугачева; Насосная 2 подъема, Узловский р-н, п. Каменецкий; Насосная 3 подъема, Узловский р-н, п. Каменецкий; Насосная 2 подъема, Узловский р-н, п. Майский; Насосная Майского филиала, Узловский р-н, п. Майский; Мастерские, Узловский р-н, п. Майский, ул. Луговая; Насосная 4 подъема Новолюбовского водозабора, г. Узловая, пер. Транспортный, д. 8; Городская насосная, г. Узловая, ул. Октябрьская; Артезианская скважина, г. Узловая, ул. Горького; Артезианская скважина, Узловский р-н, с. Супонь; Насосная, Узловский р-н, п.Горняцкий, ул. Угольная; Насосная 3 подъема, г. Узловая, ул. Дубовская; Люторический водозабор, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 1, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 2, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 3, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 4, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 5, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 6, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 7, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 8, Узловский р-н, д. Тургеневка; Артезианская скважина N 9, Узловский р-н, д. Тургеневка.
В письме от 27.05.2021 ответчик указал на отсутствие оснований для заключения дополнительного соглашения к контракту энергоснабжения.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 09.02.2021 N 152 "О сдаче в аренду недвижимого муниципального имущества муниципального образования Узловский район" предоставлена муниципальная преференция в виде заключения договора аренды на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров.
На основании данного акта между комитетом (арендодатель) и ООО "Узловский Городской Водоканал" (арендатор) заключен договор аренды N 6/21 недвижимого муниципального имущества от 09.02.2021, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить за плату арендатору во временное владение и пользование недвижимое муниципальное имущество муниципального образования Узловский район согласно приложению (спорные точки поставки), а арендатор обязуется принять имущество и использовать его для организации водоснабжения.
Срок аренды установлен с 01.03.2020 по 30.03.2021.
В дальнейшем постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 28.06.2021 N 1017 "О сдаче в аренду недвижимого муниципального имущества муниципального образования Узловский район" предоставлена муниципальная преференция в виде заключения договора аренды на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров.
На основании данного акта между комитетом (арендодатель) и ООО "Узловский Городской Водоканал" (арендатор) заключен договор аренды N 13/21 недвижимого муниципального имущества от 29.06.2021, в котором предусмотрено, что арендодатель обязуется предоставить за плату арендатору во временное владение и пользование недвижимое муниципальное имущество муниципального образования Узловский район согласно приложению (спорные точки поставки), а арендатор обязуется принять имущество и использовать его для организации водоснабжения.
Срок аренды установлен с 01.07.2021 по 30.07.2021.
Вышеуказанные договоры заключены без проведения конкурсных процедур.
17.05.2021 Тульским УФАС вынесены предупреждения N 1 и N 3 о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушений антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и считая, что в силу прямого указания закона вышеуказанные договоры аренды являются ничтожными, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что договоры аренды, заключенные между ответчиком и третьим лицом, в силу части 33 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" являются ничтожными. Поскольку спорные объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения находятся в собственности муниципального образования Узловский район, ответчик осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом, требования о включении в контракт энергоснабжения дополнительных точек поставки являются обоснованными.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 41.1 Закон о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 "115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Таким образом, установив, что все объекты спорного имущества были введены в эксплуатацию более чем за пять лет до момента заключения договора аренды, в нарушение закона договор заключен не по концессионному соглашению, суды пришли к верному выводу о том, что в силу Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды N 13/21 недвижимого муниципального имущества от 29.06.2021 является ничтожным.
Принимая во внимание, что спорные объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения находятся в собственности муниципального образования Узловский район, учитывая, что в соответствии с решением Собрания представителей МО Узловский район от 20.11.2018 N 4-34 "Об утверждении Положения о Комитете по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район" ответчик осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также то, что согласно статье 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы ответчика о том, что суды вышли за пределы исковых требований, основаны на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции применительно к приведенным в кассационной жалобе доводам не установил нарушений судами норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 19.11.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А68-6895/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Силаева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 41.1 Закон о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.
...
Принимая во внимание, что спорные объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения находятся в собственности муниципального образования Узловский район, учитывая, что в соответствии с решением Собрания представителей МО Узловский район от 20.11.2018 N 4-34 "Об утверждении Положения о Комитете по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район" ответчик осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также то, что согласно статье 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2022 г. N Ф10-1812/22 по делу N А68-6895/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2985/2023
18.01.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1812/2022
11.01.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8268/2022
14.10.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6207/2022
24.08.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4547/2022
29.07.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1812/2022
31.05.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1812/2022
23.05.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2304/2022
24.02.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8812/2021
19.11.2021 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6895/2021