город Калуга |
|
1 июня 2022 г. |
Дело N А48-3807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Леоновой |
судей |
Т.В. Лукашенковой |
|
С.И. Смолко
|
при участии в заседании: |
|
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" ИНН 5753070905 ОГРН 185749006739 |
Искоростинская О.А. - директор, выписка из ЕГРЮЛ от 24.05.2022, Болдырев А.И. - представитель по доверенности от 01.11.2019, Федяев В.С. - представитель по доверенности от 24.05.2021; |
от заинтересованного лица: Департамента здравоохранения Орловской области ИНН 5753061308 ОГРН 1155749000604
от третьего лица: Министерство здравоохранения Российской Федерации ИНН 7707778246 ОГРН 1127746460896 |
Михайлин Д.А. - представитель по доверенности от 11.01.2022, Ермакова А.О. - представитель по доверенности от 20.09.2021;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А48-3807/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - ООО "Клиника "Альтаир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными приказа Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент здравоохранения, Департамент, лицензирующий орган) от 27.04.2021 N 330 и уведомления от 27.04.2021 N 4-2/942 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, об обязании Департамента переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях вид работ (услуг) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнение к кассационной жалобе, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Клиника "Альтаир" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 04.03.2019 N ЛО-57-01-001347 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи:
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по организации здравоохранения и общественному здоровью терапии;
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).
26.03.2021 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заявитель просил Департамент переоформить лицензию от 04.03.2019 N ЛО57-01-001347 на осуществление медицинской деятельности, включив в нее при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
В соответствии с решением от 26.03.2021 поступившее заявление было принято лицензирующим органом к рассмотрению.
Обществом в лицензирующий орган было представлено заявление о переоформлении лицензии с приложением необходимых документов.
На основании приказа от 30.03.2021 N 233 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" Департаментом здравоохранения проведена проверка с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки должностные лица Департамента пришли к выводу о несоблюдении лицензиатом (соискателем лицензии) обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами - пункта "б" пункта 4 Положение N 291 в части отсутствия у Общества необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности" (далее - Порядок N 1130н).
Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 27.04.2021.
Департаментом здравоохранения 27.04.2021 в адрес Общества направлено уведомление N 4-2/942 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на приказ Департамента от 27.04.2021 N 330.
Не согласившись с данными приказом и уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении Департаментом здравоохранения Орловской области доказательств законности и обоснованности приказа от 27.04.2021 N 330 и уведомления от 27.04.2021 N 4-2/942 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался частью 17 статьи 18, статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", подпунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, пунктом 5.3 раздела "В" Приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130, пришел к выводу о наличии у Департамента правовых оснований для отказа в переоформлении лицензии и внесения в нее дополнительного вида работы (услуги) по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид работ.
Медикаментозное прерывание беременности может проводиться в амбулаторных условиях, вместе с тем соискатель лицензии должен соответствовать всем требованиям по оснащению и наличию специалистов, предъявляемым к медицинскому учреждению, оказывающему комплексную медицинскую помощь искусственное прерывание беременности независимо от рекомендованного и избранного способа.
Для выполнения услуги искусственное прерывание беременности обязательным условием является наличие помещения дневного стационара и, как следствие, обязательное наличие в штате организации должности врача анестезиолога-реаниматолога.
Процесс искусственного прерывания беременности медикаментозным способом и соответствующая услуга не единовременны, а носят длительный характер. Данная услуга представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Не оказание услуги в полном объеме согласно Протоколу, порядку или стандарту оказания медицинской помощи в рамках лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), является нарушением норм о лицензировании. По смыслу Порядка N 1130н, у соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациентка, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения. При этом пациентка имеет право обратиться в иную организацию, однако указанное является ее выбором, а не связано с отсутствием в клинике необходимых для этого условий (инструментария, помещений, оснащения, персонала).
Таким образом у Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Общества по переоформлению лицензии, в связи с несоответствием ООО "Клиника "Альтаир" лицензионным требованиям.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 310-ЭС21-8816 по делу N А48-13173/2019; от 16.06.2021 N 310-ЭС21-8768 по делу N А48-10137/2019; от 24.09.2020 N 310-ЭС20-13123 по делу N А48-4944/2019.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а выражают лишь несогласие с ним, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводах. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А48-3807/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не оказание услуги в полном объеме согласно Протоколу, порядку или стандарту оказания медицинской помощи в рамках лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), является нарушением норм о лицензировании. По смыслу Порядка N 1130н, у соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациентка, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения. При этом пациентка имеет право обратиться в иную организацию, однако указанное является ее выбором, а не связано с отсутствием в клинике необходимых для этого условий (инструментария, помещений, оснащения, персонала).
Таким образом у Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Общества по переоформлению лицензии, в связи с несоответствием ООО "Клиника "Альтаир" лицензионным требованиям.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 310-ЭС21-8816 по делу N А48-13173/2019; от 16.06.2021 N 310-ЭС21-8768 по делу N А48-10137/2019; от 24.09.2020 N 310-ЭС20-13123 по делу N А48-4944/2019."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 июня 2022 г. N Ф10-1718/22 по делу N А48-3807/2021