г.Калуга |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А54-5967/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 июня 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Л.А.Крыжской А.Н.Шульгиной |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Фединой В.И., |
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Харитонова О.И. - представителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, по доверенности от 10.01.2022; Харейтдинова Р.Д. - представителя ИП Басова Е.А., по доверенности от 11.09.2020, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области и Арбитражного суда Московского округа, кассационную жалобу Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу N А54-5967/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Басов Евгений Анатольевич (далее - ИП Басов Е.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям) с заявлением о признании недействительными результатов проверки и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 07.08.2020 N 157/вп, а также о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.10.2020 N 15059/з.
Заявление ИП Басова Е.А. принято к производству Арбитражного суда Московской области и рассматривалось в рамках арбитражного дела N А41-70040/2020.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2020 требование предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления управления по делу об административном правонарушении от 08.10.2020 N 15059/з из указанного дела выделено в отдельное производство (дело N А41-82504/2020).
Определением Арбитражного суда Московской области от 18.02.2021 арбитражное дело N А41-70040/2020 передано в порядке компетенции в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 определение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2021 по делу N А41-70040/2020 о передаче дела в порядке компетенции в Арбитражный суд Рязанской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба ИП Басова Е.А. - без удовлетворения.
Вышеназванное арбитражное дело принято к производству Арбитражного суда Рязанской области, делу присвоен номер А54-5967/2021, заявление ИП Басова Е.А. рассмотрено судом по существу.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022, заявленные требования ИП Басова Е.А. удовлетворены.
Несогласившись с указанными судебными актами, Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06.07.2020 в период с 20.07.2020 по 07.08.2020 должностными лицами Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Басовым Е.А. требований земельного законодательства Российской Федерации. Основанием для вынесения вышеуказанного приказа послужило представление заместителя начальника отдела земельного надзора от 06.07.2020. Копия приказа о проведении внеплановой документарной проверки была направлена Басову Е.А. и получена последним 14.07.2020.
При осуществлении планового (рейдового) осмотра земельных участков, принадлежащих Басову Е.А., проведенного в период с 15.01.2020 по 27.01.2020 на основании приказа управления от 31.12.2019 N 510, проверяющими было установлено, что Басовым Е.А. на принадлежащих земельных участках с кадастровыми номерами: 62:10:0010507:100, 62:10:0010606:181, 62:10:0010606:182, 62:10:0010606:183, 62:10:0010606:184 и 162:10:0010606:185 общей площадью 10 020 000 кв. м, расположенных по адресу: Рязанская область, Пителинский район, вблизи с. Гридино, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, сохранению и защите земель и охране почв, в результате чего произошло зарастание земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки составлен акт от 07.08.2020 N 157/вп, в котором зафиксировано, что земельные участки сельскохозяйственного назначения заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью, что свидетельствует о продолжительном не проведении агротехнических мероприятий.
В связи с изложенным уполномоченным должностным лицом контролирующего органа Басову Е.А. выдано предписание от 07.08.2020 N 157/вп об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным предписанием, ИП Басов Е.А. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при осуществлении государственного земельного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 71 ЗК РФ предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных ЗК РФ.
Пунктом 20 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение), предусмотрено, что при осуществлении государственного земельного надзора должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.2 Закона N 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным; ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, Басов Е.А., имея статус индивидуального предпринимателя, с 01.08.2016 включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основным видом деятельности предпринимателя является выращивание однолетних культур, дополнительные виды - выращивание многолетних культур, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции.
Видом разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 62:10:0010507:100, 62:10:0010606:181, 62:10:0010606:182, 62:10:0010606:183, 62:10:0010606:184, 162:10:0010606:185, принадлежащих ИП Басову Е.А. на праве собственности, является - сельскохозяйственное производство и отнесены данные земельные участки к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Площадь вышеперечисленных земельных участков составляет - 696 000 кв. м, 1 199 000 кв. м, 510 000 кв. м, 2 440 000 кв. м, 2 775 000 кв. м и 2 400 000 кв. м, соответственно.
Действующим земельным законодательством не предусмотрено предоставление физическим лицам земельных участков в указанных размерах для использования в личном подсобном хозяйстве, для занятия огородничеством и т.п..
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорные земельные участки предоставлены ИП Басов Е.А. для осуществления предпринимательской деятельности, а поэтому внеплановая проверка соблюдения последним требований земельного законодательства должна была осуществляться по правилам, предусмотренным нормами Закона N 294-ФЗ и вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, спорная внеплановая проверка проведена Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям с нарушением вышеперечисленных норм действующего законодательства, а поэтому суд обоснованно признал оспариваемое предписание недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения сторон, а поэтому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу N А54-5967/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Л.А.Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
...
Действующим земельным законодательством не предусмотрено предоставление физическим лицам земельных участков в указанных размерах для использования в личном подсобном хозяйстве, для занятия огородничеством и т.п..
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорные земельные участки предоставлены ИП Басов Е.А. для осуществления предпринимательской деятельности, а поэтому внеплановая проверка соблюдения последним требований земельного законодательства должна была осуществляться по правилам, предусмотренным нормами Закона N 294-ФЗ и вышеперечисленными нормативными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 июня 2022 г. N Ф10-1537/22 по делу N А54-5967/2021