г.Калуга |
|
12 июля 2022 г. |
Дело N А48-4572/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
В.И. Смирнова У.В. Серокуровой А.Н. Шульгиной |
||
при участии в заседании от истца: ООО "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8"
от ответчика: НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" |
Логвинов С.Ю. - представитель по доверенности от 09.01.2020; Сапрыкин Е.А. - представитель по доверенности от 01.04.2020;
не явились, извещена надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А48-4572/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8" (далее - ООО "УК ЖЭУ N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее -Фонд капитального ремонта, ответчик) о взыскании 8 255 рублей 43 копейки. задолженности за восстановительный ремонт.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 взыскано с НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в пользу ООО "УК ЖЭУ N 8" 8 255 рублей 43 копейки, составляющих сумму основного долга, также 2 000 рублей государственной пошлины.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 апелляционную жалоба некоммерческой организации удовлетворена, решение Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано. Суд взыскал с истца в пользу ответчика 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Не согласившись с постановлением истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции. Общество указывает на нарушения судами норм материального права, так как расходы в интересах собственников понесены управляющей компанией.
Ответчик отзыва, либо пояснений, суду округа не представил.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось определением от 25.05.2022 на 06.07.2022.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Ответчик в судебное заседание представителя не направлял, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, выслушав представителей истца, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по решению общего собрания собственников помещений от 27.05.2016 многоквартирный дом N 68в по ул.Октябрьской в г.Орле, оборудованный грузопассажирскими лифтами, передан в управление ООО "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8".
Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, в соответствии с постановлением администрации города Орла от 10.07.2014 N 2711/1.
Согласно областной адресной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 482, плановый период капитального ремонта многоквартирного дома установлен с 2033 по 2035 года.
Подрядная организация, осуществляющая обслуживание лифтового оборудования многоквартирного дома, выявила его износ и письмом от 28.04.2020 сообщила управляющей компании о необходимости срочной замены детали оборудования.
Получив сообщение, управляющая компания 30.04.2020 направила региональному оператору требование о безотлагательном проведении работ капитального характера лифтового оборудования в подъезде N 4 многоквартирного дома N 68 по ул.Октябрьской г.Орла, которое осталось без удовлетворения.
Поскольку очередность проведения капитального ремонта для дома не была изменена, подрядной организацией по заданию и за счет истца были выполнены работы по капитальному ремонту лифтового оборудования вместо ответчика, в связи с их неотложностью и в целях безопасности жителей многоквартирного дома.
Осуществление ремонта, заключающегося в замене каната ограничителя скорости лифта в подъезде N 4 многоквартирного дома, стоимость такой замены на сумму 8 255 рублей 43 копейки подтверждаются актами формы КС-2, КС-3. Выполненные работы были оплачены истцом платежным поручением N 222 от 28.05.2020.
Полагая, что расходы по ремонту лифтового оборудования подлежат возмещению за счет средств фонда, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 взыскано с НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в пользу ООО "УК ЖЭУ N 8" 8 255 рублей 43 копейки, составляющих сумму основного долга, также 2 000 рублей государственной пошлины.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 апелляционную жалоба некоммерческой организации удовлетворена, решение Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением истец обратился с кассационной жалобой.
Суд округа, отказывает в удовлетворении заявленной жалобы с учётом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ), в том числе дополнительных взносов.
При этом, управляющие организации в любом случае отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491).
Таким образом, установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в будущие периоды времени, не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и неотложного капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
На основании статьи 17 Закон Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не выше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в порядке, установленном настоящей статьей.
Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации.
Подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ являются нотариально заверенные копии акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) и документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения. Основанием для принятия решения об отказе в осуществлении зачета средств является неисполнение требований, содержащихся в частях 1 - 3 настоящей статьи.
При этом иного способа возмещения затрат на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до наступления утвержденных сроков региональной программы действующее законодательство не предусматривает.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 309-ЭС18-26252 также указано на проведение зачета стоимости выполненных работ по правилам статьи 181 ЖК РФ и принятого в соответствующем регионе специального закона.
В данном случае, судами по материалам дела установлено, что несмотря на то, что спорные работы носили неотложный и капитальный характер, связанный с обеспечением безопасно эксплуатации собственниками лифтового оборудования, решения общего собрания собственников о проведении ремонта не принималось, в том числе после его завершения. Более того, истцом не представлено доказательств информирования собственников о необходимости проведения общего собрания по такому вопросу и несения соответствующих расходов.
Довод о том, что в условиях запрета мероприятий с массовым присутствием граждан общее собрание собственников помещений МКД не могло состояться, подлежит отклонению, поскольку общее собрание могло быть проведено заочно.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что управляющая компания ранее не обращалась к фонду с заявлением о зачете в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, не представляла ответчику документы, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 17 Закон Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области".
Заявка на ремонт лифтов, направленная Оператору, исполнением вышеизложенных требований не являлась.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований судом апелляционной инстанции отказано правомерно.
Несогласие истца с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемого постановления судом кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А48-4572/2021 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
У.В. Серокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 17 Закон Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не выше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в порядке, установленном настоящей статьей.
...
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 309-ЭС18-26252 также указано на проведение зачета стоимости выполненных работ по правилам статьи 181 ЖК РФ и принятого в соответствующем регионе специального закона."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2022 г. N Ф10-1205/22 по делу N А48-4572/2021