1. Общее описание
План мероприятий ("дорожная карта") разработан Минпросвещения России, Минтрудом России, Минздравом России в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2020 г. N ТГ-П8-1607 и направлен на организацию и завершение мероприятий, направленных на переход к единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации.
2. Цель мероприятий
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит установить в субъектах Российской Федерации единую ведомственную подчиненность для организаций для детей-сирот, а также органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан субъектов Российской Федерации, в том числе:
обеспечить управление всеми организациями для детей-сирот, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), через единый орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
наиболее эффективно обеспечивать выработку и реализацию единой государственной политики региона в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот, в том числе помещенных под надзор организаций для детей-сирот;
установить единый порядок и нормативы финансирования деятельности организаций для детей-сирот, в том числе организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, а также общие нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;
обеспечить проживание по принципам семейного воспитания в организациях для детей-сирот, а также решение вопросов устройства детей в замещающие семьи;
обеспечить получение образования по основным образовательным программам воспитанниками организаций для детей-сирот в близлежащих образовательных организациях;
обеспечить перевод организаций для детей-сирот, в том числе организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, учредителями которых являются органы муниципальной власти, на уровень субъекта Российской Федерации.
Реализация мероприятий "дорожной карты" приведет к более эффективному управлению организациями для детей-сирот, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, последовательной реабилитационной работе с ребенком на разных этапах жизни, отсутствию необходимости перевода детей при достижении определенного возраста из одного учреждения в другое.
3. Характеристика проблемы
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют уполномоченный орган исполнительной власти в сфере опеки и попечительства, а также виды деятельности и ведомственную принадлежность организаций для детей-сирот.
Как правило, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющимися органами опеки и попечительства, либо органами, осуществляющими управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, являются органы исполнительной власти в сфере образования или социальной защиты населения.
В настоящее время практика сложилась таким образом, что полномочиями по управлению в сфере опеки над несовершеннолетними гражданами наделены региональные органы разных направлений деятельности:
в сфере образования - в 44 субъектах Российской Федерации;
в сфере труда, социальной защиты, здравоохранения - в 40 субъектах Российской Федерации;
выведено в отдельное ведомство по опеке - в 1 субъекте Российской Федерации.
По оперативным данным субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. на территории Российской Федерации осуществляют деятельность 1200 организаций для детей-сирот, из них 542 находятся в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, в том числе 203 школы-интерната; 505 - в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты, в том числе 115 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей; 141 - в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения; 12 - некоммерческие организации, в том числе религиозные.
В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктами 3 и 6 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее соответственно - Положение, постановление N 481), к организациям для детей-сирот относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе:
образовательные организации;
медицинские организации;
организации, оказывающие социальные услуги.
Тип организации для детей-сирот определяется в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. В соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют виды деятельности и ведомственную принадлежность организаций для детей-сирот.
К организациям для детей-сирот относятся все организации, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.
В случае если дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства в дома ребенка, организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, полустационарное социальное обслуживание (имеющие в своем составе отделения стационарного социального обслуживания), предоставляющие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты, специальные коррекционные образовательные учреждения и так далее независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, деятельность таких организаций должна быть приведена в соответствие с Положением.
С учетом того, что многие из организаций для детей-сирот осуществляют сопровождение выпускников и оказывают консультативную помощь лицам из числа детей-сирот, планируемые изменения должны также затронуть и данный вид деятельности. Принимая во внимание, что сопровождение осуществляют и иные организации, целесообразно предусмотреть для таких организаций ту же подведомственность в субъекте Российской Федерации, что и для организаций для детей-сирот.
Положением установлены общие требования к организациям для детей-сирот, при этом в зависимости от ведомственной принадлежности деятельность самих организаций регламентируется также специальными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ).
В целях нормативного регулирования единой подведомственности организаций и органов опеки и попечительства потребуется внесение изменений в статью 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон N 323-ФЗ, Федеральный закон N 442-ФЗ, постановление N 481, а также иные нормативные правовые акты как на федеральном, так и региональном уровне.
Уполномоченный орган исполнительной власти в сфере опеки и попечительства, а также единая ведомственная подчиненность организаций для детей-сирот и организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, будут определяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан осуществляет Минпросвещения России, в отношении совершеннолетних граждан - Минтруд России.
4. Этапы реализации
План мероприятий ("дорожная карта") предусматривает следующие этапы по переходу к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот, в том числе организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации:
правовое обеспечение перехода к единой модели подчиненности;
организационное обеспечение перехода к единой модели подчиненности;
мониторинг и оценка эффективности реализуемых мероприятий.
5. Срок реализации
Срок реализации "дорожной карты" - III квартал 2020 года до 2024 года.
Министр просвещения |
С.С. Кравцов |
Министр труда и социальной защиты |
А.О. Котяков |
Министр здравоохранения |
М.А. Мурашко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
План мероприятий ("дорожная карта") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации (утв. Министерством просвещения РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством здравоохранения РФ)
Текст плана опубликован не был