Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 8 сентября 2021 г. N 794-П
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - государственный экологический контроль, автономный округ).
2. Государственный экологический контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
3. Предметом государственного экологического контроля на территории автономного округа являются:
1) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономного округа в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных следующими техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
- технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 (пункт 3, подпункты "л", "м" пункта 4, пункты 6, 9, 11 - 18, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 126, 197, 201, 215, 234, подпункт "в" пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378 - 382, 385, 386, 401, 406 - 413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт "в" пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1, приложение N 4);
- технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года N 33 (статьи 2 - 5, 8, 9).
4. К разрешительным документам, указанным в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, относятся:
1) разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
2) установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
3) утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
4) разрешение на временные выбросы;
5) разрешение на временные сбросы;
6) положительное заключение государственной экологической экспертизы;
7) согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
8) согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
9) согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
10) решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
11) утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
12) разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
13) договор водопользования;
14) решение о предоставлении водного объекта в пользование;
15) согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
5. При осуществлении государственного экологического контроля оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами не осуществляется.
6. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
7. Организация и осуществление государственного экологического контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
II. Контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля
8. Государственный экологический контроль осуществляет департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа (далее - департамент).
9. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля, являются:
1) директор департамента, являющийся главным государственным инспектором автономного округа в области охраны окружающей среды;
2) первый заместитель директора департамента, заместитель директора департамента, являющиеся заместителями главного государственного инспектора автономного округа в области охраны окружающей среды;
3) начальники управлений и отделов (их заместители), заведующие секторами департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному экологическому контролю, являющиеся старшими государственными инспекторами автономного округа в области охраны окружающей среды;
4) главные и ведущие специалисты департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному экологическому контролю, являющиеся государственными инспекторами автономного округа в области охраны окружающей среды.
Пункт 10 изменен с 1 сентября 2022 г. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2022 г. N 156-П
10. Департамент может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.
11. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля (далее - инспектора), несут обязанности и соблюдают ограничения и запреты, установленные статьями 29, 37 Федерального закона N 248-ФЗ.
12. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля, помимо прав, предусмотренных статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, также имеют право:
1) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
Подпункт 2 изменен с 1 сентября 2022 г. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2022 г. N 156-П
2) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
13. Инспекторам выдаются служебные удостоверения установленного образца. Форма служебных удостоверений устанавливается департаментом.
14. Департамент и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении государственного экологического контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями департамента, действиями (бездействием) его должностных лиц, уполномоченных на проведение государственного экологического контроля, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств окружного бюджета.
Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам правомерными решениями департамента, действиями (бездействием) его должностных лиц, уполномоченных на проведение государственного экологического контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
III. Объекты государственного экологического контроля
16. Департамент осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):
1) деятельность (действие (бездействие)) контролируемых лиц, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 настоящего Положения;
2) производственные объекты (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, водные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения), за исключением объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
17. Учет объектов контроля осуществляется:
1) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) при ведении государственного водного реестра;
3) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой департаменту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации;
4) при внесении сведений о таких объектах в информационные системы контрольных (надзорных) органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления таких сведений в департамент.
18. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
IV. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного экологического контроля
19. При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками.
20. Департамент при осуществлении государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
21. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением (приказом) директора (заместителя директора) департамента на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.
22. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
для объектов категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
для объектов категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
для объектов категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
для объектов категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет;
для категории низкого риска - не проводятся.
23. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории риска.
V. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
24. Департамент ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда).
25. Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утверждается Правительством Российской Федерации.
26. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
27. Департамент может проводить следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
5.1. Информирование
28. Информирование осуществляется посредством размещения департаментом на своем официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Обобщение правоприменительной практики
29. Доклад о правоприменительной практике по результатам государственного экологического контроля готовится департаментом ежегодно, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным. Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
30. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом директора департамента и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада.
5.3. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
31. В случае наличия у департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
32. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
33. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в департамент возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения им предостережения.
В возражениях указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, или их копии.
34. Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина либо лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица или от имени гражданина, на указанный в предостережении адрес электронной почты в департамент, либо иными указанными в предостережении способами.
35. Возражение рассматривается департаментом в течение 30 рабочих дней со дня его получения.
По итогам рассмотрения возражения департамент направляет контролируемому лицу способом, позволяющим подтвердить факт направления, ответ на возражение.
5.4. Профилактический визит
36. Профилактический визит проводится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
38. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
39. Лицам, приступающим к осуществлению деятельности в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, департамент обязан предложить проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
40. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. Обязательный профилактический визит проводится в рабочее время, в период, устанавливаемый уведомлением о проведении обязательного профилактического визита.
По ходатайству должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного экологического контроля, проводящего обязательный профилактический визит, директор (заместитель директора) департамента может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
41. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
42. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
43. По результатам профилактического визита составляется акт, в котором указываются:
1) дата, время и форма проведения профилактического визита;
2) наименование, место осуществления деятельности контролируемого лица;
3) должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) инспектора, проводившего профилактический визит;
4) сведения о перечне обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля, которые были разъяснены в ходе профилактического визита; об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска; видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;
5) сведения о лицах контролируемого лица, участвовавших в профилактическом визите, и их подписи;
6) иные сведения, необходимые для достижения целей и задач контрольного (надзорного) мероприятия.
Оформление акта производится не позднее следующего рабочего дня за днем окончания проведения профилактического визита.
44. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом директору (заместителю директора) департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
5.5. Консультирование
45. Должностное лицо департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения) по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)), в том числе по вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых относится к предмету государственного экологического контроля;
2) периодичность и порядок проведения профилактических мероприятий;
3) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) порядок обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
46. Консультирование осуществляется без взимания платы.
47. Консультирование должностными лицами департамента осуществляется:
1) по телефону;
2) посредством видео-конференц-связи;
3) на личном приеме;
4) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
48. При проведении консультирования может осуществляться аудио-видеозапись.
49. Консультирование в письменной форме осуществляется по вопросу наличия и (или) содержания обязательных требований, оценка соблюдения которых относится к предмету государственного экологического контроля.
50. Консультирование осуществляется должностными лицами департамента в рабочее время.
51. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
52. Департамент осуществляет учет консультирований в электронной табличной форме.
53. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом департамента.
54. Перечень однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей определяется ежегодно не позднее 01 марта на основании данных учета проведенных консультаций за предшествующий календарный год.
55. Информация о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе письменное консультирование, размещаются на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
56. При осуществлении консультирования должностное лицо департамента обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
57. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного надзорного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц департамента, уполномоченных на осуществление государственного экологического контроля, иных участников надзорного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
58. Информация, ставшая известной должностному лицу, уполномоченному на осуществление государственного экологического контроля, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
VI. Осуществление государственного экологического контроля
59. Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих плановых (внеплановых) контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
60. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) выездное обследование.
61. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может быть:
1) наличие у департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам согласно индикаторам риска нарушения обязательных требований, которые утверждены постановлением Правительства автономного округа, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения департамента об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
62. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании согласованного с органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год.
63. Внеплановые проверки резидентов Арктической зоны Российской Федерации подлежат согласованию в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
64. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля на основании заданий, подписанных директором (заместителем директора) департамента, включая задания, содержащиеся в планах работы департамента, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
65. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории.
66. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, при проведении которого требуется взаимодействие с контролируемым лицом, принимается решение департамента, подписанное директором (заместителем директора) департамента.
67. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
68. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
69. Типовые формы документов, используемых при осуществлении государственного экологического контроля, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Департамент вправе утверждать формы документов, используемых им при осуществлении государственного экологического контроля, не утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
70. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного экологического надзора, действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
71. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
72. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы, указанные в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.
73. По требованию контролируемого лица инспектор обязан представить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.
74. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
75. В случае, указанном в пункте 74 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо департамента вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
76. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
77. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный законодательством Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом департамента на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
78. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
79. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, при необходимости с привлечением экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
80. Отбор проб (образцов) осуществляется в отношении вод, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления. Отбор проб (образцов) осуществляется должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в порядке и количестве, которые установлены документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами, для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб (образцов) является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
81. В случае выявления нарушения обязательных требований для фиксации должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований при совершении контрольных (надзорных) действий могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
82. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
83. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
84. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
85. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
86. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
87. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
88. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
89. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
90. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио или видеосвязи.
91. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) нахождения в служебной командировке в ином населенном пункте;
3) нахождения за пределами Российской Федерации (в том числе связанного с невозможностью запланированного возвращения в связи с ограничительными мероприятиями в ряде стран);
4) административного ареста;
5) избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
6) введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
6.1. Инспекционный визит
92. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
93. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочего дня.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Рейдовый осмотр
94. Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
95. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.3. Документарная проверка
96. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
97. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в департамент указанные в требовании документы.
98. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, вправе дополнительно представить в департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
99. При проведении документарной проверки департамент не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены департаментом от иных органов.
100. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в департамент.
101. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
102. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.4. Выездная проверка
103. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания департамента об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
104. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
105. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
106. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
107. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
108. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
6.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)
109. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется инспектором в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ путем сбора анализа данных об объектах контроля, имеющихся у департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.
6.6. Выездное обследование
110. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ с целью оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
111. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
112. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочего дня, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
113. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
VII. Досудебное обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
114. Решения департамента, действия (бездействие) должностных лиц департамента могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
115. Правом на обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого в рамках осуществления государственного экологического контроля приняты следующие решения или совершены следующие действия (бездействие):
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействие) должностных лиц департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
116. Жалоба на решения департамента, действия (бездействие) его должностных лиц подается контролируемым лицом в департамент в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал), за исключением случая, когда жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
117. Жалоба на решение департамента, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
118. Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
119. В случае пропуска по уважительной причине сроков подачи жалоб этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен департаментом.
120. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала в письменной форме на бумажном носителе, оформленном с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
121. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
122. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения департамента.
123. Департамент не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения департамента;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения департамента.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
124. Форма и содержание жалобы установлены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
125. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней с момента получения жалобы.
126. Решение об отказе принимается, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в департамент была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
127. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3 - 8 пункта 126 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
128. Жалоба на решение департамента, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении государственного экологического контроля рассматривается директором департамента.
129. В департаменте из числа его должностных лиц приказом директора департамента могут быть созданы коллегиальные органы (комиссии) для рассмотрения жалоб.
130. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен департаментом, но не более чем на 20 рабочих дней в случае необходимости исследования значительных по объему материалов (более 200 листов).
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
131. Департамент вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их департаментом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
132. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении департамента либо подведомственных ему организаций.
133. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на департамент.
134. По итогам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить решение департамента полностью или частично;
3) отменить решение департамента полностью и принять новое решение;
4) признать действия (бездействие) должностных лиц департамента незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
135. Не позднее 1 рабочего дня со дня принятия решение, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале и (или) региональном портале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.