Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 8 сентября 2021 г. N 573-ПП
Типовое положение
о единой дежурно-диспетчерской службе в Свердловской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее типовое положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы в Свердловской области (далее - ЕДДС) с учетом эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области (далее - система-112), построения (внедрения), развития и эксплуатации на базе ЕДДС аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город").
2. ЕДДС является органом повседневного управления Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающим:
1) деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
2) координацию деятельности органов повседневного управления областной РСЧС и гражданской обороны (далее - ГО), в том числе управления силами и средствами областной РСЧС и ГО;
3) информационное взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
4) управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС.
Кроме того, ЕДДС является базовой основой для построения и развития систем (сегментов) АПК "Безопасный город".
3. Органами повседневного управления областной РСЧС для ЕДДС являются:
центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ЦУКС);
ситуационно-кризисный центр Свердловской области государственного казенного учреждения Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области" (далее - СКЦ);
дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
4. Постоянно действующим органом управления областной РСЧС для ЕДДС является орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО (далее - орган ГО и ЧС).
5. Координационным органом управления областной РСЧС для ЕДДС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС).
6. ЕДДС является вышестоящим органом для всех дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), действующих на обслуживаемой территории, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией, оповещения и информирования об угрозе и возникновении ЧС (происшествий), а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС при реагировании на ЧС (происшествия).
7. Оперативное руководство ЕДДС в рамках системы антикризисного управления осуществляет ЦУКС. Общее руководство ЕДДС осуществляется руководителем органа управления, создавшим ЕДДС. Непосредственное руководство ЕДДС осуществляется руководителем ЕДДС.
8. ЕДДС создается на штатной основе в виде муниципального казенного учреждения или в виде самостоятельного структурного подразделения органа управления, создавшего ЕДДС.
9. ЕДДС включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС и автоматизированные рабочие места специалистов ЕДДС.
10. Целями создания ЕДДС являются:
1) повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий);
2) обеспечение первичных мер по защите населения от ЧС (происшествий), пожарной безопасности на обслуживаемой территории, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
3) снижение рисков и смягчение последствий ЧС (происшествий) природного и техногенного характера, заблаговременная подготовка к ведению ГО;
4) поддержание в готовности к действиям органов повседневного управления областной РСЧС и органов управления ГО, предназначенных (выделяемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), решения задач в области ГО;
5) повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств областной РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
6) достижение согласованных действий органов повседневного управления областной РСЧС при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий) природного и техногенного характера и органов управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
7) обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления по организации и осуществлению мероприятий по ГО;
8) осуществление мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС (происшествию), прогнозирования ЧС (происшествий), а также оценки их социально-экономических последствий;
9) своевременное информирование органов повседневного управления областной РСЧС, органов управления ГО о прогнозируемых и возникших ЧС (происшествиях);
10) обеспечение информационного обмена органов управления областной РСЧС в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
11) обеспечение сбора и обмена информацией в области ГО.
11. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС, СКЦ, ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Свердловской области, ДДС исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органами ГО и ЧС, органами местного самоуправления, ДДС независимо от форм собственности, соседними ЕДДС по вопросам управления силами и средствами, сбора, обработки и обмена информацией, оповещения и информирования о ЧС (происшествиях) и совместных действиях при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Взаимодействие организуется на основе согласованных регламентов взаимодействия и подписанных соглашений об информационном взаимодействии с ЦУКС, СКЦ, ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Свердловской области, ДДС исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органами ГО и ЧС, органами местного самоуправления, ДДС, соседними ЕДДС и службами жизнеобеспечения с учетом особенностей обслуживаемой территории.
Для обеспечения обмена информацией при взаимодействии в ЕДДС разрабатываются инструкции об обмене информацией между ЦУКС, ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Свердловской области, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, СКЦ, органами ГО и ЧС, органами местного самоуправления, ДДС, соседними ЕДДС.
12. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также нормативными правовыми актами Свердловской области, органов местного самоуправления, определяющими порядок обмена информацией при взаимодействии, и настоящим типовым положением.
13. Категории ЕДДС определяются в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:
I категория - более 1 млн. человек;
II категория - от 250 тыс. до 1 млн. человек;
III категория - от 100 до 250 тыс. человек;
IV категория - от 50 до 100 тыс. человек;
V категория - до 50 тыс. человек.
Категории единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований приведены в приложении N 1 к настоящему типовому положению.
14. Финансовое обеспечение деятельности, совершенствования и развития ЕДДС осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Основные задачи ЕДДС
15. Основными задачами ЕДДС являются:
1) прием и передача сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления областной РСЧС, сигналов на изменение режимов функционирования для органов управления и сил областной РСЧС;
2) прием от населения, организаций, технических систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий);
3) анализ и оценка достоверности поступающей информации, доведение ее до ДДС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), действующих на обслуживаемой территории, в компетенцию которых входит реагирование на принятое решение;
4) сбор сведений о выполнении органами повседневного управления областной РСЧС и органами управления ГО мероприятий, проводимых при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), а также при подготовке к ведению и ведении ГО;
5) сбор, обработка и обмен между органами повседневного управления областной РСЧС и органами управления ГО информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
6) своевременная корректировка соглашений и регламентов о реагировании на ЧС (происшествия) и информационном взаимодействии с ДДС, в том числе экстренными оперативными службами, организациями (объектами), действующими на обслуживаемой территории, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией, оповещения и информирования об угрозе и возникновении ЧС (происшествий);
7) участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления областной РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач;
8) сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль за исполнением принятых управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
9) сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, действующих на обслуживаемой территории, информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);
10) обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение их масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в один из режимов функционирования областной РСЧС;
11) обобщение, оценка и контроль данных об обстановке, принятых мерах по ликвидации ЧС и реагированию на происшествия, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами, расположенными на обслуживаемой территории, вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах своих полномочий;
12) доведение до руководителей органов управления, создавших ЕДДС, ДДС экстренных предупреждений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
13) оповещение должностных лиц органа управления, создавшего ЕДДС, органов управления и сил областной РСЧС на обслуживаемой территории, ДДС, действующих на обслуживаемой территории, об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
14) информирование ДДС, руководителей сил и средств областной РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
15) доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления областной РСЧС, до ДДС, сил и средств областной РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
16) осуществление информирования населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), мерах и способах защиты от поражающих факторов источника ЧС (происшествия);
17) осуществление своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
18) мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка, контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
19) управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;
20) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов вышестоящим органом управления РСЧС по подчиненности;
21) предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
22) прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112";
23) ввод в базу данных системы-112 вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112";
24) уточнение и корректировка действий, привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112";
25) контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с обслуживаемой территории;
26) анализ информации в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", полученной по результатам реагирования;
27) автоматизированный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках возникновения ЧС (происшествий) природного, техногенного и биолого-социального характера, причинах их возникновения на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
28) прогнозирование и моделирование возможных сценариев развития оперативной обстановки (с детализацией муниципального (межмуниципального) уровня, населенного пункта, объекта), проведения превентивных мероприятий силами и средствами РСЧС, направленных на минимизацию последствий возможного ущерба;
29) управление рисками ЧС (происшествий) и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС (происшествий) и снижение негативных последствий при их возникновении;
30) мониторинг оперативной обстановки с использованием имеющихся информационных систем и ресурсов (в том числе ресурсов органов управления РСЧС), разработка моделей обстановки с учетом метеорологического прогноза и расчетных задач (программ);
31) оценка уже сложившейся и возможной обстановки на основе сопоставления и анализа всей имеющейся информации, в том числе результатов прогнозирования, с реальными данными, полученными от автоматических (автоматизированных) систем мониторинга, а также от вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных организаций;
32) подготовка вариантов решений по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий) и планирование их реализации, представление руководителю органа управления, создавшего ЕДДС, подготовленных предложений;
33) доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;
34) контроль ликвидации последствий ЧС (происшествий), возникших на обслуживаемой территории;
35) обеспечение мониторинга на обслуживаемой территории транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусов, автобусов, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и подключенных к региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса Свердловской области (далее - РНИС ТК СО), с целью обеспечения безопасности и осуществления оперативного межведомственного информационного взаимодействия и координации действий ДДС в случае инцидента для оказания помощи;
36) предоставление информации в СКЦ о школьных автобусах (автобусах), осуществляющих перевозку организованных групп детей за пределами обслуживаемой территории.
Глава 3. Основные функции ЕДДС
16. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
1) обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования средств автоматизации и оборудования, установленного в ЕДДС и обеспечивающего ее функционирование;
2) осуществление контроля за функционированием систем оповещения и информирования, систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка и других систем, выведенных в ЕДДС;
3) обеспечение приема и передачи сигналов оповещения ГО и сигналов на изменение режимов функционирования областной РСЧС;
4) своевременное оповещение и информирование органов управления РСЧС, ДДС, организаций и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
5) обеспечение круглосуточного приема сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) природного, техногенного или биолого-социального характера;
6) осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территории от ЧС (происшествий);
7) информирование взаимодействующих ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), сил и средств областной РСЧС об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
8) координация деятельности органов повседневного управления областной РСЧС и ГО, в том числе управления силами и средствами областной РСЧС, силами и средствами ГО;
9) обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
10) информационное обеспечение органов управления областной РСЧС;
11) доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления областной РСЧС, до соответствующих ДДС, экстренных оперативных служб и организаций (объектов), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
12) обеспечение мониторинга транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусов, автобусов, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средств на обслуживаемой территории;
13) контроль за устранением последствий ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;
14) участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства в областной РСЧС.
Глава 4. Состав и структура ЕДДС
17. ЕДДС включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС и автоматизированные рабочие места специалистов ЕДДС.
В состав руководства ЕДДС входят начальник (руководитель) ЕДДС, заместитель начальника (руководителя) ЕДДС - старший оперативный дежурный.
В состав дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС входят оперативный дежурный ЕДДС, помощники оперативного дежурного ЕДДС - специалисты по приему и обработке экстренных вызовов, инженер ЕДДС.
Перечень и состав должностей ЕДДС согласовываются с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области) и определяются распорядительным актом руководителя органа управления, создавшего ЕДДС.
Перечень и состав должностей единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований приведены в приложении N 1 к настоящему типовому положению. По решению руководителя органа местного самоуправления для обеспечения функционирования ЕДДС могут привлекаться специалисты штатной структуры администрации муниципального образования (аналитики, специалисты служб технической поддержки, и другие специалисты, исходя из фактических задач и нужд ЕДДС).
18. Начальник (руководитель) ЕДДС назначается на должность в порядке, установленном руководителем органа управления, создавшего ЕДДС, по согласованию с Министерством общественной безопасности Свердловской области. Начальник (руководитель) ЕДДС освобождается от должности в порядке, установленном руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.
Комплектование ЕДДС работниками осуществляется начальником (руководителем) ЕДДС в порядке, установленном руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.
Глава 5. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
19. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать требования документов, регламентирующих их деятельность, и соблюдать их.
20. Начальник (руководитель) ЕДДС:
1) должен знать:
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий;
нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для обслуживаемой территории;
административно-территориальное деление, границы, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;
структуру областной РСЧС, АПК "Безопасный город", системы оповещения, системы-112, аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;
состав сил и средств постоянной готовности территориального звена областной РСЧС, органов местного самоуправления, находящихся на обслуживаемой территории, а также их задачи, порядок привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
организацию систем ДДС на обслуживаемой территории;
зоны ответственности ЕДДС, зоны ответственности ДДС экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, их адреса, полное наименование и характеристики;
районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;
расположение на обслуживаемой территории населенных пунктов, потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, их адреса, полное наименование и характеристики;
назначение, тактико-технические характеристики и порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
характеристику населенных пунктов и объектов, расположенных на соседних территориях;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации и электрооборудования;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритм действий в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия по сигналам управления и оповещения;
порядок информационного обмена;
правила и порядок ведения документации;
схему организации связи на обслуживаемой территории;
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;
состав и порядок функционирования АПК "Безопасный город";
состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;
структуру и порядок функционирования ЕДДС;
порядок взаимодействия со старостами сельских населенных пунктов;
2) должен уметь:
организовать функционирование ЕДДС и обеспечить выполнение задач, возложенных на ЕДДС;
разрабатывать нормативно-методические документы, документацию по обеспечению функционирования, совершенствования и развития ЕДДС;
организовать обеспечение и оснащение ЕДДС оборудованием и имуществом, необходимым для функционирования ЕДДС, и их правильную эксплуатацию;
организовать повышение уровня знаний и умений дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, проводить занятия и тренировки по действиям при возникновении ЧС (происшествий), характерных для обслуживаемой территории;
добиваться знания и исполнения дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС своих обязанностей;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки.
Квалификационные требования к начальнику (руководителю) ЕДДС:
образование высшее или среднее профессиональное;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
специальная подготовка по установленной программе;
допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
21. Заместитель начальника (руководителя) ЕДДС - старший оперативный дежурный:
1) должен знать:
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий;
нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для обслуживаемой территории;
административно-территориальное деление, границы, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;
структуру областной РСЧС, АПК "Безопасный город", системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;
состав сил и средств постоянной готовности территориального звена областной РСЧС, органов местного самоуправления, находящихся на обслуживаемой территории, а также их задачи, порядок привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
организацию систем ДДС на обслуживаемой территории;
зоны ответственности ЕДДС, зоны ответственности ДДС экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, их адреса, полное наименование и характеристики;
районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;
расположение на обслуживаемой территории населенных пунктов, потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, их адреса, полное наименование и характеристики;
назначение, тактико-технические характеристики и порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
характеристику объектов и населенных пунктов, расположенных на соседних территориях;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации и электрооборудования;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритм действий в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия по сигналам управления и оповещения;
порядок информационного обмена;
правила и порядок ведения документации;
схему организации связи на обслуживаемой территории;
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;
состав и порядок функционирования АПК "Безопасный город";
состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;
структуру и порядок функционирования ЕДДС;
порядок взаимодействия со старостами сельских населенных пунктов;
2) должен уметь:
разрабатывать нормативно-методические документы, документацию по обеспечению функционирования, совершенствования и развития ЕДДС;
осуществлять контроль за правильной эксплуатацией оборудования и имущества, обеспечивающих функционирование ЕДДС;
повышать знания и умения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
осуществлять контроль за выполнением дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС своих обязанностей;
добиваться знания и исполнения дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС своих обязанностей;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
выполнять обязанности начальника (руководителя) ЕДДС в его отсутствие;
выполнять обязанности оперативного дежурного ЕДДС (при необходимости).
Квалификационные требования к заместителю начальника (руководителя) ЕДДС - старшему оперативному дежурному:
образование высшее или среднее специальное;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
специальная подготовка по установленной программе;
допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
22. Оперативный дежурный ЕДДС:
1) должен знать:
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий;
нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для обслуживаемой территории;
административно-территориальное деление, границы, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;
структуру областной РСЧС, АПК "Безопасный город", системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;
состав сил и средств постоянной готовности территориального звена областной РСЧС, органов местного самоуправления, находящихся на обслуживаемой территории, а также их задачи, порядок привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
организацию систем ДДС на обслуживаемой территории;
зоны ответственности ЕДДС, зоны ответственности ДДС экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, их адреса, полное наименование и характеристики;
районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;
расположение на обслуживаемой территории населенных пунктов, потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, их адреса, полное наименование и характеристики;
назначение, тактико-технические характеристики и порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
характеристику объектов и населенных пунктов, расположенных на соседних территориях;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации и электрооборудования;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритм действий в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия по сигналам управления и оповещения;
порядок информационного обмена;
правила и порядок ведения документации;
схему организации связи на обслуживаемой территории;
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;
состав и порядок функционирования АПК "Безопасный город";
состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;
структуру и порядок функционирования ЕДДС;
порядок взаимодействия со старостами сельских населенных пунктов;
2) должен уметь:
организовать работу оперативной дежурной смены ЕДДС;
осуществлять контроль за выполнением служебных обязанностей оперативной дежурной сменой ЕДДС;
проводить мониторинг состояния общественной безопасности, правопорядка и угроз среды обитания населения (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) на обслуживаемой территории;
осуществлять сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествия);
делать прогнозы развития обстановки;
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
быстро готовить управленческие, организационные и планирующие документы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими органами управления областной РСЧС, ДДС при реагировании на ЧС (происшествия);
обеспечить оперативное руководство, управление и координацию органов управления и сил муниципального звена территориальной областной РСЧС;
осуществлять постоянный мониторинг средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники, в том числе установленного комплекта видео-конференц-связи;
применять данные геоинформационных систем и расчетных задач;
быстро и качественно работать с основными офисными приложениями (Word, Excel, PowerPoint) для подготовки управленческих, организационных и планирующих документов, расчетов, графиков, диаграмм, презентационных, картографических материалов, схем и планов;
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту;
четко говорить по радиостанции и телефону с одновременной работой за компьютером;
своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
в соответствии с установленными временными нормативами готовить оперативные расчеты, доклады, отчетные документы;
информировать руководство органов управления, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС (происшествия);
информировать и оповещать население;
эффективно использовать информационные ресурсы ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки.
Квалификационные требования к оперативному дежурному ЕДДС:
образование высшее или среднее специальное;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий, определяющих функционирование ЕДДС, АПК "Безопасный город", системы оповещения и системы-112;
умение работать на компьютере на уровне уверенного пользователя с основными офисными приложениями (Word, Excel, PowerPoint), умение пользоваться электронной почтой, сетью Интернет;
умение пользоваться программными средствами, используемыми в деятельности ЕДДС;
умение пользоваться техническими средствами, установленными в ЕДДС;
специальная подготовка по установленной программе;
допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
Оперативному дежурному ЕДДС запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с выполнением должностных обязанностей;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководителя органа местного самоуправления;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника (руководителя) ЕДДС;
использовать оборудование и технические средства ЕДДС не по назначению;
выполнять работу, не предусмотренную должностными обязанностями и инструкциями.
23. Помощник оперативного дежурного ЕДДС - специалист по приему и обработке экстренных вызовов:
1) должен знать:
законодательство Российской Федерации и законодательство Свердловской области, нормативные правовые акты в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нормативные правовые акты, определяющие функционирование системы-112;
методические и нормативные документы, касающиеся организации системы-112, организации деятельности ДДС, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой ЕДДС территории;
организацию систем ДДС, расположенных на обслуживаемой территории, их зоны территориальной ответственности;
состав и функционирование комплекса средств автоматизации, общесистемного и специального программного обеспечения системы-112;
основные сведения о транспортной инфраструктуре на обслуживаемой территории;
названия и расположение основных мест массового пребывания людей, зон отдыха, водных объектов, опасных производственных объектов, расположенных на обслуживаемой территории;
правила русской письменной и устной речи;
этические нормы общения, речевой и деловой этикет;
правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и (или) аварийных служб;
особенности информационного взаимодействия с ДДС при обработке комплексных происшествий;
характеристику возможных угроз и ЧС (происшествий);
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов;
2) должен уметь:
идентифицировать язык абонента, если абонент разговаривает на одном из иностранных языков, входящих в перечень языков, обслуживаемых центром обработки вызовов системы-112;
выбирать алгоритм опроса заявителя в зависимости от типа происшествия и следовать ему;
кратко и понятно формулировать вопросы для получения информации, находить понятные заявителю формулировки, задавать наводящие вопросы;
оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя, корректно противостоять психологическому давлению с его стороны;
использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса;
определять адрес (место) происшествия со слов заявителя и (или) с использованием систем позиционирования, электронных и печатных карт, по ориентирам и объектам;
использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств);
пользоваться топографической картой для определения района возможного местонахождения потерявшегося человека;
формулировать данные для регистрации происшествия на основании полученной от заявителя информации, не допуская собственной интерпретации полученных сведений;
фиксировать одновременно с опросом заявителя сведения по существу вызова, характеристики происшествия, адрес (место) чрезвычайного события, контактные данные заявителя;
применять аппаратно-программные средства, предназначенные для приема экстренных вызовов (сообщений о происшествиях);
использовать гарнитуру при приеме информации;
управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии;
набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 120 символов в минуту.
Квалификационные требования к помощнику оперативного дежурного ЕДДС - специалисту по приему и обработке экстренных вызовов:
образование высшее или среднее специальное;
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС и системы-112;
специальная подготовка по установленной программе;
умение работать на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание операционной системы Microsoft Windows, основных офисных (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалентных приложений, умение пользоваться электронной почтой, сетью Интернет и информационно-справочными ресурсами.
Помощнику оперативного дежурного ЕДДС - специалисту по приему и обработке экстренных вызовов запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с выполнением должностных обязанностей;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководителя органа местного самоуправления;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника (руководителя) ЕДДС;
использовать оборудование и технические средства ЕДДС не по назначению;
выполнять работу, не предусмотренную должностными обязанностями и инструкциями.
24. Инженер ЕДДС:
1) должен знать:
руководящие и нормативные документы, регламентирующие методы разработки алгоритмов и программ использования вычислительной техники при обработке информации;
основные принципы структурного программирования;
виды программного обеспечения;
технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы электронно-вычислительных машин, правила их технической эксплуатации;
технологию автоматической обработки информации;
виды технических носителей информации;
правила технического обслуживания и ремонта оборудования;
основы и принципы построения локальных вычислительных сетей;
основы и принципы функционирования систем электрооборудования;
основы и принципы функционирования программного обеспечения;
основы и принципы информационной безопасности;
правила оформления и ведения технической документации;
основы трудового законодательства Российской Федерации;
основы организации труда;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
2) должен уметь:
работать с оборудованием автоматизированных рабочих мест;
работать с программным обеспечением и информационными системами;
проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
работать с электрооборудованием;
оформлять и вести техническую документацию.
Квалификационные требования к инженеру ЕДДС:
образование высшее или среднее техническое;
знание работы с оборудованием автоматизированных рабочих мест, программными обеспечениями и информационными системами;
знание работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
25. К персоналу ЕДДС по решению руководителя органа управления, создавшего ЕДДС, могут предъявляться дополнительные требования.
Глава 6. Порядок размещения ЕДДС
26. Помещения (места) для персонала оперативной дежурной смены ЕДДС размещаются и оборудуются с учетом обеспечения удобства исполнения им должностных обязанностей.
Пункт управления ЕДДС представляет собой рабочие помещения для руководства и оперативной дежурной смены ЕДДС, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.
27. Для размещения ЕДДС должны быть предусмотрены следующие помещения:
1) комната руководителя ЕДДС;
2) комната инженера ЕДДС;
3) зал оперативной дежурной смены ЕДДС;
4) комната для приема пищи;
5) комната отдыха;
6) комната для размещения серверного оборудования;
7) комната для умывания и туалет.
Требования к содержанию помещений ЕДДС в Свердловской области приведены в приложении N 2 к настоящему типовому положению.
Глава 7. Требования к оборудованию ЕДДС
28. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими органами управления РСЧС в установленные сроки и с требуемым качеством, доведения сигналов оповещения до органов управления, создавших ЕДДС, и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, которая включает в себя:
1) комплекс средств автоматизации ЕДДС, включающий:
систему хранения, обработки и передачи данных;
систему видео-конференц-связи;
систему видеоотображения информации (в том числе видеокамеру с микрофоном);
систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств;
автоматизированные рабочие места;
метеостанцию;
2) систему связи и оповещения, включающую:
систему телефонной связи;
средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определение номера звонящего абонента;
систему радиосвязи;
систему оповещения должностных лиц и населения;
систему внутренней связи;
3) систему приема сигналов оповещения и боевого управления;
4) систему резервного электроснабжения;
5) специализированное программное обеспечение, позволяющее оперативной дежурной смене ЕДДС выполнять задачи по предназначению;
6) автоматизированные рабочие места оперативной дежурной смены ЕДДС.
29. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура должна обеспечивать выполнение задач, возложенных на ЕДДС, в круглосуточном режиме. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения устойчивости функционирования ЕДДС в условиях ЧС (происшествий), в том числе и в военное время.
30. В ЕДДС должны быть организованы:
1) основные и резервные каналы связи с ЦУКС, СКЦ, органами ГО и ЧС, ДДС, потенциально опасными объектами, объектами с опасным производством, объектами с массовым пребыванием людей, расположенными на обслуживаемой территории, ЕДДС соседних территорий;
2) канал для видео-конференц-связи с ЦУКС, СКЦ.
Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.
31. Комплекс средств автоматизации ЕДДС (далее - КСА ЕДДС) предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения оперативной дежурной сменой ЕДДС следующих функций:
1) своевременное предоставление главам муниципальных образований достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;
2) оперативная подготовка и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
3) накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о муниципальном образовании, органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских служб), силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
4) сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия);
5) мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
6) подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), их отображение на электронной (цифровой карте) обслуживаемой территории;
7) представление требуемых данных вышестоящим, взаимодействующим органам управления РСЧС;
8) создание и ведение информационно-справочных систем и баз данных (в том числе автоматизированных), паспортов территорий и объектов в электронном виде (в том числе в автоматизированной информационной управляющей системе РСЧС) согласно перечню и формам, утверждаемым ГУ МЧС России по Свердловской области.
32. КСА ЕДДС должен сопрягаться с:
1) автоматизированной информационно-управляющей системой областной РСЧС (далее - АИУС РСЧС);
2) автоматизированными системами взаимодействующих ДДС;
3) системой-112;
4) системой оповещения должностных лиц и населения;
5) системами мониторинга, включая системы видеонаблюдения, фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и системы мониторинга объектов жилищно-коммунального хозяйства;
6) информационно-аналитическими системами;
7) системами АПК "Безопасный город" и "Умный регион";
8) другими существующими и перспективными системами.
33. В состав КСА ЕДДС должны входить:
1) автоматизированные рабочие места для:
оперативного дежурного (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);
оперативного дежурного ЕДДС (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);
помощника оперативного дежурного ЕДДС - специалиста по приему и обработке экстренных вызовов (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);
управления системой оповещения и информирования;
2) телефонные аппараты (на каждое автоматизированное рабочее место);
3) микротелефонные гарнитуры (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);
4) система записи телефонных переговоров;
5) средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
6) средства радиосвязи (радиостанции с ультракороткими и короткими волнами);
7) система оповещения должностных лиц и населения;
8) серверное оборудование;
9) комплект оргтехники (принтер, сканер);
10) система видеоотображения информации;
11) система видео-конференц-связи;
12) метеостанция;
13) система приема информации от аппаратуры, установленной на транспортных средствах экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусах, автобусах, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средствах, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и подключенных к РНИС ТК СО;
14) прибор радиационного контроля;
15) источники бесперебойного электропитания (на каждое автоматизированное рабочее место);
Требования к КСА ЕДДС приведены в приложении N 3 к настоящему типовому положению.
Глава 8. Требования к документации ЕДДС
34. Минимальный состав документации ЕДДС включает в себя:
1) нормативные правовые акты Российской Федерации, Свердловской области по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) природного и техногенного характера, пожарной безопасности, по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях), а также по вопросам функционирования ЕДДС;
2) постановление (распоряжение) органа управления о создании ЕДДС;
3) положение о ЕДДС, утвержденное руководителем органа управления, создавшего ЕДДС;
4) штатное расписание ЕДДС;
5) регламенты взаимодействия и соглашения об информационном взаимодействии с ЦУКС, СКЦ, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, органами ГО и ЧС, ДДС, соседними ЕДДС и службами жизнеобеспечения обслуживаемой территории;
6) журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
7) журнал оперативного дежурства;
8) инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС при получении информации (сообщений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), в том числе по единому номеру "112", и от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;
9) инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и ЧС (происшествиях);
10) план реагирования ЕДДС на вероятные ЧС (происшествия);
11) варианты управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), согласованных со службами жизнеобеспечения обслуживаемой территории;
12) план взаимодействия ЕДДС с ДДС при ЧС (происшествиях), ликвидации пожаров на обслуживаемой территории;
13) инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС при получении информации по линии взаимодействующих ДДС;
14) аварийные и аварийные медицинские карточки на все химические опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационных, химических, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествий);
15) инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
16) схемы и списки оповещения органов управления областной РСЧС, руководства органа местного самоуправления, органа ГО и ЧС, сил и средств на обслуживаемой территории, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий);
17) паспорта безопасности обслуживаемой территории, сельских населенных пунктов, потенциально опасных объектов;
18) паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования;
19) план проведения инструктажа оперативной дежурной смены перед заступлением на дежурство;
20) ежедневный план работы оперативного дежурного;
21) графики дежурства оперативных дежурных смен;
22) схемы управления и вызова;
23) схема местной системы оповещения;
24) телефонные справочники;
25) документы по подготовке дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
26) формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
27) суточный расчет сил и средств областной РСЧС на обслуживаемой территории;
28) расчет сил и средств на обслуживаемой территории, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
29) инструкции по обмену информацией с ЦУКС, СКЦ, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти Свердловской области, ДДС, расположенными на обслуживаемой территории, соседними ЕДДС при угрозе возникновения и возникновении ЧС (происшествий);
30) документы на паводкоопасный период (для ЕДДС, обслуживаемые территории которых подвержены такому риску);
31) документы на пожароопасный период (для ЕДДС, обслуживаемые территории которых подвержены такому риску);
32) отчетные документы о планируемых и проведенных тренировках, командно-штабных учениях, командно-штабных тренировках по организации управления мероприятиями по защите населения и территорий, ликвидации последствий ЧС (происшествий) природного и техногенного характера;
33) рабочая карта оперативной дежурной смены на карте Свердловской области (в том числе в электронном виде);
34) рабочая карта оперативной дежурной смены на карте муниципального образования (в том числе в электронном виде);
35) документ (акт с протоколом) о допуске персонала оперативной дежурной смены к дежурству;
36) схема взаимодействия со старостами сельских населенных пунктов;
37) схема оповещения старост сельских населенных пунктов;
38) график взаимодействия оперативной дежурной смены со старостами сельских населенных пунктов;
39) распорядок дня;
40) опись документации.
Глава 9. Порядок функционирования ЕДДС
35. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на полученную информацию (сообщения) об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены.
36. ЕДДС при функционировании должна:
1) обеспечить оповещение сил областной РСЧС, ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
2) обеспечить взаимодействие с руководителями соответствующих служб с целью немедленного направления к месту ЧС (происшествия) сил и средств областной РСЧС;
3) обеспечить координацию действий сил и средств областной РСЧС, ДДС, действующих на обслуживаемой территории, по предотвращению или ликвидации ЧС (происшествий);
4) по решению руководителя органа управления, создавшего ЕДДС, обеспечить своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
5) самостоятельно принимать необходимые решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
6) осуществлять сбор сведений о выполнении органами повседневного управления областной РСЧС и органами управления ГО мероприятий, проводимых при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), а также при подготовке к ведению и ведении ГО;
7) осуществлять сбор, обработку и обмен между органами повседневного управления областной РСЧС и органами управления ГО информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и ГО;
8) принимать участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления областной РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
Прием в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций, ДДС проводится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и единому номеру "112", а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем. Информация (сообщения) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС.
Глава 10. Режимы функционирования ЕДДС
37. ЕДДС функционирует в следующих режимах:
1) повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС (происшествия));
2) повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС (происшествия));
3) чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации ЧС (происшествия)).
Режим функционирования ЕДДС устанавливается руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.
38. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий).
В состав оперативной дежурной смены ЕДДС должны быть включены минимум три сотрудника: оперативный дежурный ЕДДС и два помощника оперативного дежурного ЕДДС - специалиста по приему и обработке экстренных вызовов.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС обеспечивает:
1) координацию деятельности органов повседневного управления областной РСЧС, находящихся на обслуживаемой территории;
2) прием от населения, ДДС, организаций и органов повседневного управления областной РСЧС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий);
3) доведение полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на ЧС (происшествие);
4) сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и обслуживаемой территории от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности;
5) обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
6) поддержание в готовности к применению КСА ЕДДС, местной системы оповещения и информирования населения, системы мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, системы-112 и средств связи;
7) передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС, руководителю органа ГО и ЧС, в ДДС экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС и СКЦ;
8) по решению руководителя органа управления, создавшего ЕДДС (председателя КЧС), информирование населения об угрозе возникновения ЧС (происшествия) и порядке действий при ЧС (происшествии);
9) получение и анализ данных от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, информация от которых выведена в ЕДДС, контроль за обстановкой на обслуживаемой территории, состоянием потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, а также за состоянием окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город";
10) внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
11) разработку, корректировку и согласование с ДДС, расположенными на обслуживаемой территории, регламентов и соглашений о реагировании на ЧС (происшествия) и информационном взаимодействии;
12) контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения обслуживаемой территории;
13) уточнение и корректировку действий ДДС, привлеченных к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступивших по единому номеру "112";
14) контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступивших по единому номеру "112" с обслуживаемой территории;
15) прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112" с обслуживаемой территории, а также анализ информации, полученной по результатам реагирования;
16) направление в органы управления областной РСЧС по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и модели развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах обслуживаемой территории;
17) ежедневную корректировку электронных паспортов обслуживаемых территорий (объектов) согласно разработанному графику плановых проверок и корректировки электронных паспортов территорий (объектов).
ДДС, расположенные на обслуживаемой территории, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями, заключенными с ЕДДС соглашениями о взаимодействии и своевременно предоставляют в ЕДДС оперативную информацию о текущей обстановке, угрозе ЧС (происшествия), а также о ходе и окончании проведения работ по ликвидации ЧС (происшествия).
Сообщения, поступившие в ДДС и идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) ЕДДС незамедлительно передает в ЦУКС и СКЦ.
Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются в соответствующие ДДС по предназначению.
39. В режим повышенной готовности ЕДДС переводится при угрозе возникновения ЧС (происшествий). В режим повышенной готовности ЕДДС переводится решением руководителя органа управления, создавшего ЕДДС (председателем КЧС). В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно обеспечивает:
1) взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств областной РСЧС, ДДС к действиям в случае возникновения ЧС (происшествий);
2) оповещение и персональный вызов должностных лиц органа местного самоуправления, должностных лиц КЧС и органа ГО и ЧС;
3) передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке - председателю КЧС, руководителю органа ГО и ЧС, в ДДС экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС и СКЦ;
4) участие в корректировке планов взаимодействия с соответствующими ДДС, силами и средствами, действующими на обслуживаемой территории в целях предотвращения ЧС (происшествия);
5) постоянный контроль за выполнением органами повседневного управления областной РСЧС, действующими на обслуживаемой территории, мероприятий по предупреждению ЧС на обслуживаемой территории;
6) корректировку электронных паспортов обслуживаемой территории (объектов) и представление их в ЦУКС;
7) направление в ЦУКС сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
8) получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на обслуживаемой территории, потенциально опасных объектах, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
9) прогнозирование возможного развития обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ДДС, сил и средств областной РСЧС;
10) координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил и средств областной РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению их последствий;
11) информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия);
12) по решению руководителя органа управления, создавшего ЕДДС (председателя КЧС), оповещение населения об угрозе возникновения ЧС (происшествия), информирование о принимаемых мерах и порядке действий при ЧС (происшествии);
13) обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов вышестоящим органам управления по подчиненности;
14) представление докладов вышестоящим органам управления по подчиненности в соответствии с установленной формой.
В режиме повышенной готовности ЕДДС действует в соответствии с положением о местной подсистеме областной РСЧС, положением о ЕДДС и соглашениями (регламентами) об информационном взаимодействии.
40. При возникновении ЧС (происшествия) локального, муниципального и межмуниципального характера оперативный дежурный ЕДДС немедленно оповещает руководителя органа управления, создавшего ЕДДС, председателя КЧС, старшего оперативного дежурного ЦУКС и СКЦ, руководителя ЕДДС, осуществляет вызов членов КЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС (происшествия).
41. До прибытия руководителя органа управления, создавшего ЕДДС, председателя КЧС оперативный дежурный ЕДДС осуществляет оповещение и контролирует выдвижение сил и средств муниципального звена областной РСЧС к месту ЧС (происшествия).
42. По решению руководителя органа управления, создавшего ЕДДС, председателя КЧС на обслуживаемой территории вводится режим чрезвычайной ситуации. Решение о введении на обслуживаемой территории режима чрезвычайной ситуации доводится до органов управления муниципального звена областной РСЧС, ДДС, привлекаемых к реагированию и ликвидации ЧС (происшествия), и других заинтересованных организаций, а также до ЦУКС и СКЦ.
При переводе ЕДДС в режим чрезвычайной ситуации состав оперативной дежурной смены усиливается штатными специалистами.
В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС обеспечивает:
1) немедленное оповещение сил и средств областной РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), и направление их к месту возникновения ЧС (происшествия);
2) координацию усилий сил и средств областной РСЧС, привлеченных к ликвидации ЧС (происшествия), направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС (происшествия), а также реагирование на происшествия после получения необходимых данных;
3) самостоятельное принятие решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
4) сбор, обработку и уточнение информации, оценку обстановки, предоставление оперативной информации о развитии ЧС, а также управление действиями ДДС, силами и средствами областной РСЧС, действующих на обслуживаемой территории, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия);
5) дополнительное привлечение к реагированию на ЧС (происшествие) ДДС, действующих на обслуживаемой территории;
6) по решению руководителя органа управления, создавшего ЕДДС, оповещение населения о ЧС (происшествии), информирование о сложившейся ситуации, принимаемых мерах и порядке действий при ЧС (происшествии);
7) постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС (происшествия), руководителем органа управления, создавшего ЕДДС, председателем КЧС, оперативной дежурной сменой ЦУКС и СКЦ, оперативным штабом по ликвидации ЧС (происшествия), ДДС привлеченных к ликвидации ЧС (происшествия), а также со старостами населенных пунктов и главами сельских поселений о ходе реагирования на ЧС (происшествие) и ходе ведения аварийно-восстановительных работ;
8) привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и иных организаций к мероприятиям по проведению аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС (происшествия), если возникшая обстановка не позволяет согласовать экстренные действия с вышестоящими органами управления;
9) контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
10) подготовку и представление в вышестоящие органы управления по подчиненности, а также в ЦУКС и СКЦ докладов и донесений о ЧС (происшествии) в соответствии с установленной формой;
11) ведение учета сил и средств областной РСЧС, действующих на обслуживаемой территории, привлекаемых к ликвидации ЧС.
В режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС, при этом в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах, и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
43. При подготовке к ведению и ведении ГО ЕДДС обеспечивает:
1) получение сигналов оповещения и (или) экстренной информации и подтверждение ее получения у вышестоящего органа управления ГО;
2) оповещение руководящего состава ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и организаций (объектов), эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо опасные радиационные и ядерные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;
3) оповещение населения, находящегося на обслуживаемой территории;
4) прием от организаций, расположенных на обслуживаемой территории, информации по выполнению мероприятий ГО и доведение ее до органа управления ГО муниципального образования;
5) ведение учета сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
44. При обеспечении координации деятельности и организации информационного взаимодействия ЕДДС запрашивает и получает через органы повседневного управления территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, ДДС экстренных оперативных служб, а также другие организации, обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), осуществления обмена информацией и оповещения населения от ЧС (происшествий) (далее - органы повседневного управления), информацию в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и ГО на обслуживаемой территории:
1) об угрозах и фактах возникновения ЧС (происшествий);
2) о принимаемых мерах по защите населения и территорий от ЧС (происшествий);
3) о проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4) о силах и средствах, задействованных в ликвидации ЧС (происшествия);
5) информацию в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ГО и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты информации.
Органы повседневного управления обеспечивают информационный обмен в соответствии с Порядком сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 04.02.2021 N 44-ПП "Об утверждении Порядка сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Свердловской области".
Глава 11. Организация дежурства в ЕДДС
45. Дежурство в ЕДДС организуется силами дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС в составе оперативной дежурной смены (далее - ОДС). Заступление дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство осуществляется по графику, утвержденному начальником (руководителем) ЕДДС.
Смена ОДС в ЕДДС производится ежедневно в 8 часов 30 минут. Сверка времени на пункте управления ЕДДС производится два раза в сутки: в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут местного времени методом прослушивания сигналов точного времени, передаваемых по радио "Маяк".
Вновь заступающая ОДС ЕДДС прибывает к месту несения дежурства заблаговременно для проведения инструктажа. Инструктаж заступающей ОДС ЕДДС проводится начальником (руководителем) ЕДДС. В ходе инструктажа до ОДС ЕДДС доводятся оперативная обстановка на обслуживаемой территории, сведения о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова, их укомплектованности положенным имуществом. О проведении инструктажа делается отметка в журнале проведения инструктажа.
46. ОДС ЕДДС включает:
1) развод дежурных смен органов повседневного управления областной РСЧС, проводимый в режиме видео-конференц-связи старшим оперативным дежурным ЦУКС (на разводе присутствуют сменяющийся и заступающий на дежурство оперативные дежурные ЕДДС);
2) прием и передачу дежурства вновь заступающей на дежурство ОДС ЕДДС.
47. Оперативный дежурный ЕДДС при приеме дежурства обязан:
1) проверить наличие служебной документации;
2) проверить исправность КСА ЕДДС, систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, информация от которых выведена в ЕДДС, системы оповещения, оборудования системы-112 к приему и обработке экстренных вызовов и резервного источника электропитания;
3) проверить исправность и качество телефонной и радиосвязи с ДДС, службами жизнеобеспечения обслуживаемой территории, потенциально опасными объектами и опасными производственными объектами;
4) уточнить местонахождение руководства органа местного самоуправления, председателя КЧС, органа ГО и ЧС, порядок их оповещения и организации связи с ними;
5) уточнить обстановку в районе, подверженном угрозе возникновения ЧС (происшествия), или в районе ЧС (происшествия) и информацию о принимаемых мерах по предотвращению (ликвидации) ЧС (происшествия);
6) уточнить состав сил и средств постоянной готовности, привлекаемых на ликвидацию ЧС (происшествия);
7) уточнить информацию о принятых и обработанных вызовах (сообщениях о происшествиях), поступивших по единому номеру "112", по которым не завершен контроль за реагированием на вызовы (сообщения о происшествиях);
8) доложить руководителю ЕДДС о приеме и сдаче дежурства, с его разрешения произвести смену и приступить к исполнению обязанностей.
48. Персонал ОДС ЕДДС должен быть одет однообразно, иметь аккуратный, опрятный внешний вид и соответствовать деловому стилю.
Специальная одежда персонала ОДС ЕДДС должна быть чистой и выглаженной.
Мужчины должны быть аккуратно выбриты, иметь чистые и ухоженные волосы, опрятную и аккуратную прическу, соответствующую деловому стилю.
Женщины должны иметь чистые и ухоженные волосы (длинные волосы (ниже плеч) должны быть собраны в хвост, косичку, пучок, резинкой или заколкой темного цвета), опрятную и аккуратную стрижку, соответствующую деловому стилю, соблюдать умеренность и естественность (не яркие) в макияже, маникюре, парфюмерии и украшениях.
Перечень специальной одежды, рекомендованной для ношения ОДС ЕДДС, приведен в приложении N 4 к настоящему типовому положению.
Глава 12. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС
49. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются:
1) специальная подготовка;
2) тренировки ОДС ЕДДС;
3) участие в учебных мероприятиях (учениях);
4) занятия по профессиональной подготовке.
50. Специальная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится на базе государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Свердловской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области" (далее - УМЦ) по специальным программам обучения. Практические занятия и стажировка начальника (руководителя) ЕДДС, их заместителей, оперативных дежурных ЕДДС проводятся в составе оперативной дежурной смены ЦУКС. Практические занятия помощников оперативного дежурного ЕДДС - специалистов по приему и обработке экстренных вызовов системы-112 проводятся в центре обработки вызовов системы-112 Свердловской области. Стажировка помощников оперативного дежурного ЕДДС - специалистов по приему и обработке экстренных вызовов системы-112 проводится на автоматизированных рабочих местах ЕДДС в течение трех месяцев под контролем персонального наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников ЕДДС.
На обучение и повышение квалификации персонал ЕДДС направляется решением руководителя ЕДДС. Персонал ЕДДС должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
Допуск дежурно-диспетчерского п
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 8 сентября 2021 г. N 573-ПП "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.