Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Екатеринбург обладает развитой библиотечной сферой, которая включает в себя более 300 библиотек различных типов и видов (данные по состоянию на 01.01.2021): общедоступные, научные, ведомственные, служебные, библиотеки образовательных учреждений. 47 из них являются общедоступными. Это 5 областных государственных библиотек: Свердловская областная универсальная библиотека им. В.Г. Белинского, Свердловская областная библиотека для детей и молодежи им. В.П. Крапивина (в том числе 1 филиал), Свердловская областная межнациональная библиотека, Свердловская областная специальная библиотека для слепых и 42 муниципальные, входящие в состав муниципального бюджетного учреждения культуры "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга" (далее - МБУК "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга") и муниципального бюджетного учреждения культуры "Библиотечный Центр "Екатеринбург" (далее - МБУК "Библиотечный Центр "Екатеринбург"). При этом служебные, ведомственные библиотеки и библиотеки образовательных учреждений закрыты для свободного посещения горожан, а полный доступ к информационно-библиотечным услугам в соответствии Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" предоставляют только общедоступные библиотеки.
Деятельность общедоступных библиотек отражают следующие показатели, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели деятельности общедоступных (областных и муниципальных) библиотек Екатеринбурга за период с 2012 года по 2020 год
Основные показатели |
2012 г. |
2015 г. |
2020 г. |
Количество общедоступных библиотек, ед. |
50 |
49 |
47 |
из них областных |
5 |
5 |
5 |
из них муниципальных |
45 |
44 |
42 |
Количество пользователей библиотек, тыс. чел. |
292,4 |
278,2 |
397,0 |
из них в областных |
60,5 |
52,5 |
279,4 |
из них в муниципальных |
231,9 |
226,0 |
117,6 |
Количество посещений библиотек, тыс. чел. |
2257,3 |
2278,1 |
969,0 |
из них в областных |
440,2 |
446,5 |
325,1 |
из них в муниципальных |
1817,1 |
1831,6 |
643,9 |
Объем библиотечного фонда общедоступных библиотек, тыс. экз. |
4111,9 |
4062,3 |
4037,3 |
из них в областных |
2792,8 |
2837,2 |
2868,8 |
из них в муниципальных |
1319,1 |
1225,1 |
1168,5 |
Основной персонал (фактически работающие) библиотек, чел. |
554 |
489 |
485 |
из них в областных |
294 |
257 |
247 |
из них в муниципальных |
260 |
232 |
238 |
Развитость сети общедоступных муниципальных библиотек города делает их наиболее приближенными к населению, дает им возможность выстраивать работу с учетом социокультурных потребностей конкретного района (микрорайона), что позволяет учреждениям вносить вклад в решение социально значимых задач, стоящих перед городом, и содействовать повышению качества жизни горожан. Влияние, которое оказывает деятельность общедоступных муниципальных библиотек на социокультурный климат Екатеринбурга, свидетельствует о необходимости уделять особое внимание их развитию. Предметом Стратегического проекта "Библиотека XXI века" (далее - стратегический проект) выступают общедоступные муниципальные библиотеки Екатеринбурга.
XXI век ознаменовался для библиотек серьезными вызовами. Стремительное вхождение информационно-коммуникационных технологий в современный мир, трансформация медиасреды, вызванная распространением Интернета, неизбежно сказались на деятельности библиотек. Интернет стал их мощным конкурентом. Но и библиотеки благодаря мировой цифровизации получили платформу для мощного технологического рывка.
Ответом на вызовы времени стал стратегический проект, утвержденный в 2004 году.
В период до 2011 года общедоступными муниципальными библиотеками были достигнуты следующие качественные результаты:
полная компьютеризация библиотечной сети;
100-процентное подключение к сети Интернет;
внедрение новых информационно-библиотечных технологий и, как следствие, организация новых услуг для населения: онлайновое справочное обслуживание, электронная доставка документов, предоставление компьютерных и интернет-услуг и др.;
полная автоматизация всех библиотечных процессов: от комплектования фондов до выдачи литературы пользователям на платформе ИРБИС - интегрированной распределенной библиотечной информационной системы (высокий уровень автоматизации общедоступных муниципальных библиотек поддерживается благодаря их участию в Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий - ЭБНИТ);
предоставление пользователям доступа к оцифрованным изданиям с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах.
В этот же период важное место в работе муниципальных библиотек занимает просветительская и социокультурная проектная деятельность, которая реализуется в различных направлениях, в том числе и на международном уровне.
Таким образом, реализация стратегического проекта в течение 2004 - 2011 годов позволила муниципальным библиотекам достичь существенных результатов деятельности и получить заслуженные награды высокого уровня:
в 2006 году Российская библиотечная ассоциация за выдающиеся достижения в области библиотечного обслуживания присвоила Екатеринбургу статус библиотечной столицы России;
в 2007 году МБУК "Библиотечный центр "Екатеринбург" удостоен премии имени В. Н. Татищева и В. Г. де Геннина;
в 2010 году муниципальная услуга "Библиотечное обслуживание населения с помощью новых информационных технологий", предоставляемая МБУК "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга", получила знак "Екатеринбургское качество" (в 2014 году подтверждено соответствие знаку).
В 2011 году стратегический проект был актуализирован. На этом этапе формируется главная задача общедоступных библиотек - обеспечение доступа к глобальному информационному пространству и достоверным и авторитетным источникам, что в современных условиях обилия информации становится чрезвычайно важным.
Проведенная компьютеризация, полная автоматизация всех процессов и стопроцентное подключение к широкополосному интернету обеспечили уверенное освоение глобального информационного пространства муниципальными библиотеками. Первым шагом на этом пути стало участие в следующих корпоративных проектах:
межрегиональная аналитическая роспись статей - МАРС (в рамках договора с некоммерческим партнерством "Ассоциированные Региональные Библиотечные Консорциумы" - АРБИКОН);
региональный каталог библиотек Свердловской области (РКБ СО), входящий в состав проекта "Сводный каталог библиотек России" (СКБР);
сводный электронный каталог библиотек Свердловской области и Урала "Consensus Omnium: корпоративная сеть библиотек Урала";
корпоративный библиотечный проект "Весь Урал".
Данные проекты значительно увеличили информационные мощности муниципальных библиотек. Участие муниципальных библиотек в проектах РКБ СО и Consensus Omnium дает возможность жителям Екатеринбурга получить полную информацию о библиотечных фондах библиотек Свердловской области, в том числе вузовских. Сервис электронной доставки документов позволяет каждому жителю города получить электронную копию документа, если это не нарушает требования главы 70 и главы 71 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Корпоративный проект "Весь Урал" объединяет библиотеки 30 муниципальных образований Свердловской области. Благодаря участию в нем муниципальных библиотек Екатеринбурга, горожане имеют возможность получать информацию о публикациях об Урале и Уральском федеральном округе, размещенных в большом спектре периодических изданий (105 наименований газет, 83 наименований журналов).
Значительно расширить доступ жителей города к периодическим изданиям и сократить расходы муниципального бюджета позволило участие библиотек в межрегиональном корпоративном проекте по аналитической росписи статей (МАРС). На сегодняшний день муниципальные библиотеки выписывают 163 названия журналов. На подписку муниципалитет выделяет 3,87 млн рублей. Участие в проекте МАРС дает возможность доступа к электронным версиям статей из 2435 журналов, выходящих в России. Таким образом, экономия от использования данного контента через электронную доставку документов составляет более 10 млн рублей в год.
Еще одно направление деятельности в освоении глобального информационного пространства - организация доступа пользователей к электронным библиотечным системам и иным цифровым базам данных как к инструментам поиска необходимой информации и доступа к знаниям. В настоящее время во всех муниципальных библиотеках в рамках договора организован доступ к контенту Национальной электронной библиотеки (НЭБ), Национальной электронной детской библиотеки (НЭДБ). В 14 библиотеках открыты центры доступа к Президентской библиотеке (приложение N 2 к настоящему стратегическому проекту), а также горожанам доступны электронные библиотечные системы: "Полпред", "Лань", Znanium, "Русская история" и др.
На базе муниципальных библиотек созданы 18 центров общественного доступа к государственным и муниципальным услугам в электронном виде (приложение N 3 к настоящему стратегическому проекту), работа которых нацелена на удовлетворение потребностей жителей города в получении социально значимой информации, на повышение информационной и правовой культуры, содействие в решении повседневных задач.
В период внедрения цифровых технологий во все сферы жизни особое значение получает работа по повышению информационно-медийной грамотности горожан. На это направлена реализация разработанной МБУК "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга" программы "Информационная культура екатеринбуржцев", предусматривающей обучение всех желающих пользователей библиотек по нескольким тематическим направлениям. Программа имеет три уровня сложности в зависимости от уровня компетенции пользователей. Обучение по ней проходят 40,2 тыс. горожан ежегодно.
Новый импульс получила просветительская и социокультурная проектная деятельность, направленная на содействие в решении актуальных социальных задач, стоящих перед городом. В 2012 году проект "Городской праздник книги и чтения "Читай, Екатеринбург!", реализованный по инициативе МБУК "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга", был удостоен премии имени В. Н. Татищева и В. Г. де Геннина.
Проектная деятельность реализуется муниципальными библиотеками в современных, в том числе крупномасштабных, форматах: участие в ежегодной Всероссийской социально-культурной акции "Библионочь", организация и проведение городского праздника книги и чтения "Читай, Екатеринбург!" и др. Одним из направлений проектной деятельности муниципальных библиотек стало международное. МБУК "Библиотечный центр "Екатеринбург" активно реализуются международные социокультурные проекты, направленные на знакомство с культурными традициями зарубежных стран, с привлечением носителей иностранного языка: дискуссионные клубы, киноклубы, конференции, акции, конкурсы. В общей сложности муниципальные библиотеки реализуют 44 социокультурные программы и проекта. К 2020 году в рамках данных программ муниципальными библиотеками организуется 9,7 тыс. мероприятий ежегодно, их количество по сравнению с 2012 годом выросло на 7,6% (9,1 тыс. в 2012 году). Результатом увеличения количества мероприятий и повышения их качества стал рост количества их посетителей. В 2019 году социокультурные мероприятия посетили 396,1 тыс. человек, что на 21,9% выше показателя 2012 года (325 тыс. человек). В 2020 году произошло снижение достигнутого уровня (9,5 тыс. мероприятий, 137,15 посетителей), что было вызвано деятельностью библиотек в условиях введения ограничительных мер с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а потому не является показательным.
Помимо позитивных факторов развития общедоступных муниципальных библиотек, в последнее десятилетие обозначился ряд серьезных проблем, который негативно сказывается на их деятельности (таблица 4.).
Таблица 4
Основные показатели деятельности общедоступных (муниципальных) библиотек Екатеринбурга за период с 2011 по 2020 год
Основные показатели |
Год |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Количество общедоступных муниципальных библиотек, ед. |
45 |
45 |
45 |
44 |
44 |
42 |
42 |
42 |
42 |
42 |
Количество пользователей, тыс. чел. |
231,1 |
231,9 |
232,9 |
220,1 |
226 |
218,3 |
218,4 |
220,1 |
219,1 |
117,62 |
Количество посещений, тыс. чел. |
1822,8 |
1817,1 |
1845,0 |
1771,7 |
1831,6 |
1742,1 |
1766,04 |
1775,6 |
1805,6 |
643,9 |
Объем библиотечного фонда, тыс. экз. |
1350,6 |
1319,1 |
1274,5 |
1221,7 |
1225,1 |
1262,1 |
1290,5 |
1315,3 |
1250,2 |
1168,54 |
Значительное снижение показателей деятельности общедоступных (муниципальных) библиотек в 2020 году вызвано особыми условиями работы: закрытие библиотек для посещений на значительный период времени и последующая деятельность в условиях ограничительных мер с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Основное влияние на снижение показателей деятельности муниципальных библиотек в период с 2011 по 2019 год оказало сокращение количества библиотек (закрытие трех библиотек по причине аварийного состояния и оптимизация размещения муниципальных библиотек). В результате в Екатеринбурге еще более обострилась проблема нехватки общедоступных библиотек и сохранилась проблема неравномерности их распределения. В соответствии с нормативами обеспеченности населения информационно-библиотечными услугами (Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 N 1039-ПП "Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области") на каждые 30 тысяч жителей должна приходиться одна общедоступная библиотека (включая муниципальные и областные). Согласно нормативу, Екатеринбургу сегодня недостает 4 общедоступные библиотеки. Уровень фактической обеспеченности населения муниципальными общедоступными библиотеками составляет 84% от норматива.
Проблема доступности библиотечных услуг и ресурсов усугубляется также неравномерным распределением муниципальных библиотек и отсутствием библиотек в ряде микрорайонов (Академический, Солнечный, Светлый, Синие Камни, Новая Сортировка, Ботанический и др.). Доступность библиотечных услуг также частично ограничивается отсутствием в муниципальных библиотеках специализированного оборудования для инвалидов и маломобильных горожан.
Кроме того, помещения 32 муниципальных библиотек требуют капитального ремонта, 2 библиотеки, находящиеся в аварийном состоянии, закрыты (библиотека N 2 по адресу: ул. Чкалова, 117; библиотека N 8 по адресу: ул. Посадская, 28/5). Дискомфорт физической среды (отсутствие ремонта и современного оборудования, устаревшие дизайнерские решения) является серьезной преградой для развития муниципальных библиотек.
Значимым негативным фактором является также хроническое недоукомплектование муниципальных библиотек. Для сохранения информативности фондов библиотек в соответствии с Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 31.10.2014) в их составе должно содержаться 40% изданий последних пяти лет на материальных носителях. В настоящее время доля таких изданий в фондах муниципальных библиотек Екатеринбурга составляет всего 7,7%, более того, 25% фонда - это книги 1960 - 1980 годов издания, 67,3% - книги, изданные с 1981 по 2013 год. Такое состояние библиотечного фонда не позволяет на качественном уровне удовлетворять запросы горожан, что негативно сказывается на востребованности библиотек и уровне их посещаемости.
Одним из решений проблемы недоукомплектования библиотечных фондов является оцифровка книг. На сегодняшний день оцифровано 3656 экземпляров (данные на 01.01.2021), что составляет 0,31% библиотечного фонда общедоступных муниципальных библиотек. Развитию деятельности в данном направлении препятствует отсутствие в муниципальных общедоступных библиотеках специализированного оборудования - планетарного сканера, который позволяет оперативно и безопасно для сохранности книг проводить их оцифровку. Высокая производительность данного устройства и централизация деятельности по оцифровке фондов позволяют решить данную проблему путем приобретения одного планетарного сканера.
Качество информационно-библиотечных услуг, оказываемых населению, зависит от состояния компьютерного парка и программного обеспечения. В настоящее время обслуживание пользователей ведется в автоматизированном режиме. Основным компонентом автоматизированных технологий, используемых в работе библиотек, и платформой для оказания услуг является сертифицированное программное обеспечение. Муниципальными библиотеками используются Интегрированная распределенная библиотечная информационная система (ИРБИС), специализированная программа для распознавания текста Adobe Finereader, графический редактор Corel draw, программы Microsoft Windows, Microsoft Office, Kaspersky Endpoint Security и др. Актуальные версии данных программ совместимы только с современным компьютерным оборудованием. Наличие современных персональных компьютеров также является условием обеспечения эффективной работы в глобальном информационном пространстве и создания технических условий доступа к электронным библиотечным системам (Президентская библиотека, Национальная электронная библиотека и др.). Условием развития деятельности библиотек в направлении эффективного использования существующих технологий и внедрения новых сервисов является наличие компьютерного парка, состоящего из высокопроизводительных персональных компьютеров. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" персональные компьютеры относятся к группе имущества, срок полезного использования которых составляет от 2 лет до 3 лет. На 01.01.2021 79,3% персональных компьютеров находятся в эксплуатации свыше 5 - 10 лет и являются морально устаревшими, что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг.
Для развития пользовательских сервисов и обеспечения высокого уровня организации культурно-просветительской деятельности необходимым условием является наличие в библиотеках современного мультимедийного оборудования. На 01.01.2021 только 62% общедоступных муниципальных библиотек (26 библиотек) обеспечено мультимедийной техникой, причем срок ее эксплуатации в 88,9% случаев составляет от 5 до 10 лет. Это является негативным фактором в деятельности по развитию спектра услуг, предоставляемых библиотеками.
Задача по решению данных проблем заложена в актуализированной версии стратегического проекта на 2021 - 2030 годы.
В 2021 году основные положения стратегического проекта, содержащиеся в версии 2011 года, остаются актуальными, но в то же время нуждаются в переосмыслении и трансформации с учетом изменений социокультурной ситуации.
Новый вектор развития определяет Национальный проект "Культура", утвержденный в 2018 году Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который одной из задач ставит создание модельных муниципальных библиотек в России.
Принципиальное значение для библиотек имеет утвержденный Министерством культуры Российской Федерации Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (далее - Модельный стандарт), который четко формулирует принципы деятельности модельных библиотек:
библиотека предоставляет во временное пользование жителям актуальные фонды на разных носителях (книги, периодические издания, издания на цифровых носителях и др.);
библиотека обеспечивает доступ к национальным электронным библиотечным системам и мировым информационным ресурсам в сети Интернет; создает и продвигает собственные электронные ресурсы в сетевом, виртуальном пространстве; является навигатором в выборе достоверной информации и легитимных каналов ее получения;
библиотека осуществляет культурно-просветительскую деятельность, создающую условия для интеллектуального развития, творческой реализации и культурного досуга горожан различных возрастных и социальных групп, с использованием актуальных культурных практик; становится коммуникационной площадкой, на которой осуществляется интеллектуальное и культурное взаимодействие жителей;
библиотека оказывает содействие в решении насущных задач как отдельного человека, так и локальных сообществ, выступает посредником между населением и властью; обеспечивает доступ к порталу государственных услуг, другим социальным сервисам и предоставляет консультационную поддержку при работе с этими ресурсами;
библиотека обладает материальными ресурсами, позволяющими создать привлекательное, комфортное пространство, оснащенное оборудованием для реализации широкого спектра социокультурных проектов, с использованием актуальных дизайнерских решений.
Таким образом, библиотека становится пространством для реализации творческих инициатив, площадкой для получения знаний и консультационным пунктом при получении социально значимой информации. В широком смысле библиотеки трансформируются в общественные пространства, то есть центры живого общения и коммуникации граждан, задачей которых является реализация всех видов интеллектуального взаимодействия.
Создание модельных библиотек в Екатеринбурге имеет свои особенности. Благодаря реализации стратегического проекта, на первом этапе создана платформа для модернизации муниципальных библиотек. Внедрение информационных систем в работу с пользователями, внутренние бизнес-процессы библиотек и обеспечение доступа к сети Интернет и национальным электронным библиотечным системам находятся на достаточно высоком уровне и в целом соответствуют положениям Модельного стандарта.
В то же время внутреннее пространство подавляющего большинства библиотек, как и состояние библиотечных фондов, не отвечает современным потребностям пользователей и нуждается в качественных изменениях. Таким образом, на данный момент в городе отсутствуют муниципальные библиотеки, которые в полной мере соответствуют требованиям Модельного стандарта.
В настоящее время все муниципальные библиотеки вне зависимости от их местоположения, занимаемой площади, ресурсов, информационной мощности и потенциала персонала занимаются в равной степени как библиотечно-информационным обслуживанием, так и социально-культурной деятельностью. Очевидно, что такое использование ресурсов не является эффективным, не позволяет предоставлять услуги на уровне, соответствующем ожиданиям горожан, тормозит развитие сферы и приводит к репутационным проблемам.
Выход из сложившейся ситуации - целевая постановка задач, перераспределение собственных ресурсов и переформатирование библиотечных пространств, то есть модернизация библиотек в соответствии с основными требованиями Модельного стандарта.
Изменение функций общедоступной библиотеки закономерно приводит к изменению профессиональных обязанностей и, соответственно, компетенций сотрудников библиотек, призванных выполнять гораздо более широкие профессиональные задачи. Модернизация деятельности в соответствии с современными стандартами требует непрерывного повышения квалификации специалистов. Данное направление реализуется в соответствии с планом повышения уровня квалификации работников общедоступных муниципальных библиотек и получения ими дополнительного профессионального образования: ежегодно повышение квалификации согласно графику проходит 20% основного персонала (порядка 48 человек в год). В Екатеринбурге отсутствует вуз, осуществляющий подготовку библиотечных кадров. Проблема решается за счет использования платформ дистанционного обучения профессиональных вузов страны и сотрудничества со Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В.Г. Белинского, которая выступает образовательной площадкой для специалистов библиотек.
Новая парадигма позиционирования муниципальных библиотек Екатеринбурга как общедоступных социокультурных и информационно-коммуникативных центров, осуществление библиотечной деятельности в соответствии с Модельным стандартом - причина и основа внесения изменений в стратегический проект, корректировки его цели и задач.
Реализация стратегического проекта позволит решить проблемы, негативно сказывающиеся на развитии библиотечной сферы, и создать условия для качественного рывка в развитии муниципальных библиотек. Это внесет вклад в повышение качества жизни горожан и позитивно отразится на имидже Екатеринбурга как одного из культурных центров страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.