Решение Верховного Суда РФ от 31 августа 2021 г. N АКПИ21-763
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2021 г. N АПЛ21-377 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Магомедалиева Магомеда Муслимовича, Орлова Евгения Викторовича, Урываева Алексея Владимировича, Гибадуллина Рафаиля Вагитовича, Мотовой Елены Владимировны, Шахбанова Заура Мурадовича, включенных в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА",
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России, Комиссия) от 16 июля 2021 г. N 23/191-8 в соответствии с частью 9 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 20-ФЗ) был заверен, а постановлением ЦИК России от 2 августа 2021 г. N 35/285-8 зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА" (далее - Партия, Избирательное объединение), в составе которого в региональной группе N 9 (Республика Башкортостан) под N 7 значится Мотова Елена Владимировна, под N 10 - Гибадуллин Рафаиль Вагитович, в региональной группе N 13 (Республика Дагестан) под N 7 значится Магомедалиев Магомед Муслимович, под N 9 - Шахбанов Заур Мурадович, в региональной группе N 26 (Республика Крым, город Севастополь) под N 4 значится Орлов Евгений Викторович, в региональной группе N 37 (Астраханская область) под N 4 числится Урываев Алексей Владимирович.
ЦИК России обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Магомедалиева М.М., Орлова Е.В., Урываева А.В., Гибадуллина Р.В., Мотовой Е.В., Шахбанова З.М. (далее - Кандидаты), включенных в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией, на основании пункта 6 части 11 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ в связи с установлением факта владения и пользования иностранными финансовыми инструментами.
В судебном заседании представители ЦИК России Гетманская О.Ю. и Титов А.М. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Административные ответчики Магомедалиев М.М., Орлов Е.В., Урываев А.В., Гибадуллин Р.В., Мотова Е.В., Шахбанов З.М., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений на предъявленные требования не заявили.
Заинтересованное лицо Партия в письменном возражении на административные иски просила отказать в их удовлетворении, указав на то, что Кандидатами выполнены все требования Федерального закона N 20-ФЗ.
Выслушав представителей административного истца, обсудив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей административные иски подлежащими удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административные исковые заявления подлежат удовлетворению.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 20-ФЗ).
Федеральный закон N 20-ФЗ допускает отмену регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, по основаниям, указанным в части 11 статьи 99, одним из которых признается установление факта открытия или наличия у кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (пункт 6).
Часть 13 статьи 4 данного закона предписывает гражданину Российской Федерации, выдвинутому кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в поименованном федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Судом установлено, что 22 июля 2021 г. Партия представила в ЦИК России документы для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Порядок представления избирательных документов в ЦИК России для регистрации федерального списка кандидатов регламентирован статьями 42, 46 Федерального закона N 20-ФЗ, в соответствии с которыми уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК России: 1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда политической партии; 2) сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1-3 и 5 статьи 42 данного федерального закона (если такие изменения имеются); 3) в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, - письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (часть 1 статьи 46).
Одновременно с документами, указанными в частях 1-4 статьи 42 названного закона, уполномоченный представитель Партии представил в ЦИК России сведения о размере и об источниках доходов Кандидатов, а также об их имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах согласно части 5 статьи 42 Федерального закона 20-ФЗ, а также письменные уведомления Кандидатов о том, что они не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами, датированные ими 19 июля 2021 г. и подписанные собственноручно.
Частями 3, 4 статьи 48 Федерального закона N 20-ФЗ ЦИК России наделена полномочиями проверять достоверность сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями. В этих целях Комиссия обращается в соответствующие органы с представлениями о проверке достоверности представленных в соответствии со статьей 42 данного федерального закона сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, выполнения этими кандидатами требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 поименованного закона. Соответствующие органы обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 42 названного закона, выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 этого закона, - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки, осуществляемой по основаниям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ.
На дату регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, Комиссия не располагала сведениями о владении Кандидатами иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (пункт 6 4 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Такой порядок установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 5 мая 2016 г. N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее - Указание).
Согласно пункту 1 Указания ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России (далее - ФЦИ при ЦИК России), осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Из приведенных положений следует, что взаимодействие между ЦИК России и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
В ЦИК России из Банка России поступила информация о том, что Кандидаты владеют следующими иностранными финансовыми инструментами: Магомедалиев М.М. - Virgin Galactic Holding, Inc. (3 шт.); Орлов Е.В. - Polymetal International pic (9 шт.), Public Limited Liability Company Yandex N.V. (2 шт.), The Bank of New York Mellon (3 шт.); Урываев A.B. - Invesco Ltd.
(10 шт.), Macy's, Inc. (8 шт.), The Macerich Company (8 шт.); Гибадуллин P.B. - BrokerCreditService Structured Products PLC (10 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (11 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (13 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (14 шт.),
BrokerCreditService Structured Products PLC (3 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (3 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (3 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (5 шт.), BrokerCreditService Structured Products PLC (9 шт.), Акционерное общество Управляющая компания "Брокеркредитсервис" (180 шт.), Акционерное общество "Управляющая компания "Брокеркредитсервис" (190 шт.), Акционерное общество "Управляющая компания "Брокеркредитсервис" (45 шт.), Акционерное общество "Управляющая компания "Брокеркредитсервис" (706 шт.); Мотова Е.В. - Polymetal International pic (1 шт.); Шахбанов З.М. - Deutsche Bank Trust Company Americas (2 шт.).
24 августа 2021 г. ЦИК России подготовлен запрос в Банк России с просьбой сообщить о наличии в том числе у Кандидатов на дату представления Партией в Комиссию документов для регистрации федерального списка кандидатов (22 июля 2021 г).
Поскольку взаимодействие между ЦИК России и участниками финансового рынка осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России, ФЦИ при ЦИК России был сформирован и направлен соответствующий запрос с использованием указанной системы.
В ответ на указанный запрос с использованием информационных ресурсов Банка России поступили ответы, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которых следует, что у Кандидатов имеются иностранные финансовые инструменты. При этом установлено, что помимо перечисленных иностранных финансовых инструментов, Гибадуллин Р.В. к моменту представления в Комиссию документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, владел также ценными бумагами BrokerCreditService Structured Products PLC (2 шт., 18 6236,75 руб.).
Указанные обстоятельства административными ответчиками не опровергнуты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, все перечисленные выше ценные бумаги, которыми владеют Кандидаты, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку организационно-правовая форма соответствующих компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к нерезидентам относятся в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Оценивая все имеющиеся в деле доказательства, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что Кандидаты как на дату представления документов для регистрации федерального списка, так и по настоящее время владеют иностранными финансовыми инструментами, что является основанием для отмены их регистрации по пункту 6 части 11 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ.
В целях реализации полномочий, предоставленных положением приведенной нормы закона, ЦИК России на своем заседании 26 августа 2021 г. большинством голосов от установленного числа членов ЦИК России с правом решающего голоса приняла решение обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации Кандидатов, соответствующее требованиям пункта 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административные исковые заявления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Магомедалиева Магомеда Муслимовича, Орлова Евгения Викторовича, Урываева Алексея Владимировича, Гибадуллина Рафаиля Вагитовича, Мотовой Елены Владимировны, Шахбанова Заура Мурадовича, включенных в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА".
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 31 августа 2021 г. N АКПИ21-763
Текст решения опубликован не был