г.Калуга |
|
13 сентября 2022 г. |
Дело N А62-11366/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 13.09.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Нарусова М.М., |
|
судей |
Ахромкиной Т.Ф., Смирнова В.И., |
|
при участии в заседании от истца: заместителя прокурора Смоленской области, в интересах муниципального образования "город Смоленск"
от ответчиков: муниципального бюджетного учреждения культуры "Дирекция парков" города Смоленска
индивидуального предпринимателя Якушева Ивана Петровича
от заинтересованного лица: администрации г. Смоленска
|
Бисиркина И.И. - прокурор по доверенности N 08-105-2021;
Андреенкова А.Н. - представитель по доверенности от 110.3.2022 N 51; Егоров К.В. - представитель по доверенности от 12.01.2022;
Якушев И.П., паспорт;
не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Дирекция парков" города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А62-11366/2020,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Смоленской области, действующий в интересах муниципального образования "город Смоленск" (далее - прокурор), обратился в Арбитражный суд Смоленской области суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дирекция парков" города Смоленска (далее - учреждение) и индивидуальному предпринимателю Якушеву Ивану Петровичу (далее - предприниматель, ИП Якушев И.П.) о признании недействительным договора возмездного оказания услуг от 10.08.2020 N 12, применить последствия недействительности (ничтожности) сделки в виде возложения на предпринимателя обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером 67:27:002020321:22 и передать его учреждению (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2022, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МБУК "Дирекция парков" г. Смоленска обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Якушев И.П. поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей указаных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Смоленска от 28.03.2005 N 738 утвержден проект границ земельного участка площадью 108 779 кв. метров в границах улиц Пржевальского - Кирилла и Мефодия - Дзержинского, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020321:22 предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права от 26.05.2011 N 67-АБ 716095).
10.08.2020 между учреждением (сторона-1) и предпринимателем (сторона-2) заключен договор возмездного оказания услуг N 12, по условиям которого сторона-1 обязуется обеспечить стороне-2 оказание услуг по организации работы торговых точек согласно приложению N 1, их размещению на территории Центрального парка культуры и отдыха "Лопатинский сад", а сторона-2 принять услуги и оплатить их.
В соответствии с приложением N 1 к указанному договору стороны определили перечень торговых объектов, включающих аттракционы и торговые автоматы, а также площадь земельного участка, необходимого для размещения каждого из объектов.
Торговые точки стороны-2 могут быть размещены на территории, отведенной стороной-1, в целях организации пункта общественного питания, аттракционов, хранения имущества (пункт 1.3 договора).
Общая стоимость услуг в месяц по договору составляет 77 544 рубля, в том числе НДС, из расчета 150 рублей за 1 кв. метр занимаемой площади 430,8 кв. метров.
Договор заключен на срок с 01.09.2020 по 31.10.2025, а в части расчетов до полного завершения (пункт 5.1. договора).
Ссылаясь на то, что спорный договор является притворной сделкой, фактически направленной на предоставление предпринимателю в аренду части земельного участка, принадлежащего учреждению, для размещения предпринимателем торговых точек и аттракционов, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Применив положения части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснения, изложенные в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" суды пришли к обоснованному выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
В предмет доказывания по делам о признании недействительными притворных сделок входит установление действительной воли сторон, направленной на достижение определенного правового результата, который они имели в виду при заключении договора.
Истец основывает исковые требования нарушением порядка заключения оспариваемого договора и предоставления предпринимателю под видом договора об оказании услуг земельного участка непосредственно учреждением без согласия собственника и соблюдения специальных процедур, предусмотренных земельным законодательством.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, что также было предусмотрено ранее действовавшей статьей 20 ЗК РФ, действовавшей в период предоставления учреждению спорного земельного участка.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 264, пунктами 1, 3 статьи 269, пунктом 3 статьи 298 ГК РФ, судами первой и апелляционной инстанции, верно установлено, что учреждение без согласия собственника имущества распорядилось закрепленным за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставив его для установки нестационарных объектов предпринимателя.
Вместе с тем, приведенными выше нормами установлен прямой запрет на распоряжение соответствующим субъектом земельным участком, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае фактически земельный участок используется предпринимателем для размещения нестационарных объектов (аттракционов, летних площадок, механических автоматов).
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (вступило в силу с 01.03.2015) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Указанным перечнем, в частности, предусмотрено размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19); сезонных аттракционов (пункт 24); пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковок (пункт 25); спортивных и детских площадок (пункт 26).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 администрацией Смоленской области принято постановление от 28.05.2015 N 302, которым утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 2 указанного Положения объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для размещения объектов осуществляется за плату (пункт 2.1 Положения).
Для получения права на указанный порядок размещения объектов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (пункт 3 Положения).
Порядок, сроки и последовательность выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определены Административным регламентом предоставления администрацией города Смоленска муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Регламент), утвержденным постановлением администрацией города Смоленска от 11.05.2018 N 1279-адм.
Согласно положениям пункту 1.1.2. указанного Регламента предоставление указанной услуги включает в себя рассмотрение вопросов по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Смоленска или государственной (неразграниченной) собственности в целях размещения, в том числе, следующих объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300: нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха, сезонные аттракционы, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок.
Решение о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков оформляется в виде постановления администрации города Смоленска (пункт 3.4.3 Регламента).
Вывод судов о необходимости получения в установленном порядке разрешения уполномоченного органа на размещение аттракционов на земельном участке, переданном в постоянное бессрочное пользование, согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 03.07.2017 N 306-ЭС17-7436.
Постановлением администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
На момент заключения оспариваемой сделки действовало постановление администрации города Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм "О требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", согласно которому размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Договоры на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего постановления, заключаются по итогам открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, который организуется и проводится в порядке, установленном Положением о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (пункты 1.2, 1.3).
Согласно указанной схеме, размещение торговых точек, указанных в приложении к спорному договору возмездного оказания услуг, принадлежащих предпринимателю, не предусмотрено.
Установив, что оспариваемый договор заключен в обход предусмотренного порядка предоставления земельных участков, принимая во внимание, что учреждение не наделено полномочиями по передаче в пользование земельного участка без его предоставления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный договор заключен в нарушение установленных требований, противоречит закону и является недействительным.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (части 2 статьи 167 ГК РФ).
Таким образом, возлагая на предпринимателя обязанность по демонтажу спорных объектов, суд правомерно применил последствия недействительности ничтожной сделки, стороной которой является предприниматель, незаконно разместивший спорные аттракционы и механические торговые автоматы.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых решении и постановлении выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А62-11366/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Т.Ф. Ахромкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям пункту 1.1.2. указанного Регламента предоставление указанной услуги включает в себя рассмотрение вопросов по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Смоленска или государственной (неразграниченной) собственности в целях размещения, в том числе, следующих объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300: нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха, сезонные аттракционы, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок.
...
Вывод судов о необходимости получения в установленном порядке разрешения уполномоченного органа на размещение аттракционов на земельном участке, переданном в постоянное бессрочное пользование, согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 03.07.2017 N 306-ЭС17-7436.
...
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (части 2 статьи 167 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 сентября 2022 г. N Ф10-3493/22 по делу N А62-11366/2020