В целях исполнения пункта 2.3 раздела II целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора в I квартале 2021 года (далее - Обзор).
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Кошелохова) разместить электронную версию Обзора на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И. о. начальника Департамента |
О.В. Лаврикова |
Утвержден
Приказом Департамента
Смоленской области по
природным ресурсам и экологии
от 30 апреля 2021 г. N 189/0103
Обзор
результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в I квартале 2021 года
Настоящий обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в I квартале 2021 года подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13(2)
О проведении в отношении подконтрольных лиц проверок и иных мероприятий по контролю, выявлении административных правонарушений
В I квартале 2021 года Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии принято участие в следующих проверках, проводимых районными и межрайонными прокуратурами Смоленской области, по вопросам состояния законности в сфере охраны атмосферного воздуха:
Совместно с прокуратурой Духовщинской района проведены проверки 3 юридических лиц.
Совместно с Гагаринской межрайонной прокуратурой проведены проверки 1 юридического лица.
Совместно с прокуратурой Заднепровского района города Смоленска проведены проверки 4 юридических лиц.
По результатам участия Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в прокурорских проверках, в соответствующие прокуратуры направлялись информация о результатах проверок.
Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии за истекший период 2021 года рассмотрены 2 постановления, возбужденные Ярцевским межрайонным прокурором в отношении 2 индивидуальных предпринимателей.
Общий вывод:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускают нарушения, связанные с не проведением инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствием разработанной в установленном порядке программы производственного экологического контроля и отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отсутствием согласованных мероприятий, связанных с НМУ, не постановкой на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В I квартале 2021 года Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии проведено 2 плановые проверки 2 юридических лиц, осуществляющих деятельность в Ярцевском районе и Вяземском районе. По результатам проведенных проверок:
- в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в Ярцевском районе выявлено 10 нарушений природоохранного законодательства, возбуждены 2 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц и 2 дела об административных правонарушениях в отношении юридического лица, по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в Вяземском районе выявлено 6 нарушений природоохранного законодательства, возбуждены 3 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц и 3 дела об административных правонарушениях в отношении юридического лица, по статьям 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по статьям 8.1, 8.5, 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общий вывод:
По результатам проверок выявлены нарушения, связанные с не проведенной актуализацией учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, с нарушением правил эксплуатации либо неиспользованием сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
В I квартале 2021 года Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии проведено 14 внеплановых проверок, из них 12 выездных и 2 документарных.
В свою очередь, из 14 внеплановых выездных проверок, 12 проверок были проведены по контролю за ранее выданными предписаниями. 10 проверок по контролю за ранее выданными предписаниями закрыты актами и сняты с контроля. По 2 проверкам материалы направлены для принятия мер по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в мировые суды Смоленской области.
1 внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой Смоленской области не состоялось по причине недопуска государственных инспекторов на территорию предприятия для проведения проверки. По данному случаю составлен протокол на направлен в Мировой суд для принятия мер по статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1 внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой Смоленской области проведена в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в Ярцевском районе Смоленской области. По результатам проверки выявлено 8 нарушений природоохранного законодательства, возбуждено 6 дел об административных правонарушения по части 1 статьи 8.2, части 9 статьи 8.2, части 10 статьи 8.2, статье 8.46 и части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма начисленных штрафов в I квартале 2021 года составила 46 тыс. рублей.
Рассмотрение большинства дел об административных правонарушениях состоятся в первой декаде апреля 2021 года.
В I квартале текущего года особое внимание уделялось профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования. В связи с чем, должностными лицами Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии на основании части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 125 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережения), в том числе 125 предостережений по причине отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
По согласованию с прокуратурой Смоленской области, в случае неисполнения в установленный срок предостережений, Департамент направлял в прокуратуры Смоленской области соответствующие материалы для принятия мер прокурорского реагирования. Так в I квартале 2021 года в прокуратуру Смоленской области было направлено 31 дело о неисполнении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выданных предостережений, по 22 делам уже вынесены соответствующие прокурорские представления.
За указанный период времени в Департамент от граждан и юридических лиц поступило 18 обращений о признаках нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Анализ результатов рассмотрения письменных обращений показал следующее.
Основная часть вопросов поставленных в обращениях, связана с обращением ТКО отходов на территории Смоленской области.
Остальные вопросы в обращениях граждан связаны с неудовлетворительным состоянием водных объектов региона, незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых, загрязнением атмосферного воздуха.
Все поступившие обращения граждан и юридических лиц своевременно и в полном объеме рассмотрены специалистами Департамента, ответы направлены заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В рамках рассмотрения обращения по факту несанкционированного складирования отходов в лесном массиве владельцем грузового автомобиля Департаментом было возбуждено дело об административной ответственности по части 1 статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением указанного лица к административной ответственности.
Данное лицо не согласилось с привлечением его к административной ответственности и обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности в районном суде. Судья районного суда Смоленской области оставил постановление о привлечении к административной ответственности в силе, а жалобу на указанное постановление без удовлетворения.
Смоленский областной суд, который рассматривал жалобу на решение судьи районного суда, оставил указанное решение в силе, а жалобу - без удовлетворения.
Что, еще раз подтверждает известную истину - любое нарушение не останется без наказания.
Исполнение обязательных требований
Одним из выявленных нарушений является отсутствие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих в свою очередь, стационарные источники выбросов, согласованных мер по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
В связи с этим, Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии напоминает, что согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" мероприятия при неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) разрабатываются для всех объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Приказ N 811).
Приказом N 811 определено, что разработка мероприятий по НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно-допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (далее - Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2055), которое вступило в силу 01.01.2021, установлено, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами. Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2055 установлено, что для объектов II категории (за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение) и объектов III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются в соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 30 апреля 2021 г. N 189/0103 "Об утверждении Обзора результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора в I квартале 2021 года"
Текст приказа опубликован не был