Решение Приморского краевого суда от 8 февраля 2021 г. по делу N 3а-1/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. по делу N 66а-587/2021 настоящее решение изменено: абзацы первый и второй резолютивной части изложены в новой редакции
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах Кольцовой М.Ю.,
представителя административного истца адвоката Елсуковой Г.И.,
представителей административных ответчиков: Думы города Владивостока
Титенко Т.В., Министерства строительства Приморского края Розова В.В.,
заинтересованных лиц - Петровой И.В., представителя администрации города Владивостока Понитаевой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Хутор Светланский" к Думе города Владивостока, Министерству строительства Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованных лиц - администрации города Владивостока, гр-ки Петровой М.В., о признании недействующими нормативно правовых актов в части
установил:
административный истец обратился в Приморский краевой суд с требованиями о признании недействующими нормативно правовых актов в части, в обоснование которых указал, что земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 18 539 кв. м., разрешенное использование - для строительства жилых малоэтажных домов, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, принадлежит ПКИЗ "Хутор Светланский" на праве собственности.
Картами функциональных зон городского округа 4.1.1, 4.1.3., входящими в состав Генерального плана ВГО, определено, что принадлежащий ПКИЗ "Хутор Светланский" земельный участок находится в границах функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
Департаментом градостроительства Приморского края от 08.03.2018 г. N 14 внесены изменения в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Государственная система правовой информации, Номер опубликования: 2501201804040014 Дата опубликования: 04.04.2018.
Распоряжением Департамента градостроительства Приморского края от 14.08.2019 г. N 93 внесены изменения в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 г. N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа": в главе II "Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа" раздел "2.1. Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Карта границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия" изложен в новой редакции согласно приложению N 1 к распоряжению.
Картой градостроительного зонирования 2.1, входящей в состав Правил землепользования и застройки ВГО, как в редакции распоряжения N 14 от 28.03.2018 г., так и в редакции распоряжения N 93 от 14.08.2019 г., определено, что принадлежащий ПКИЗ "Хутор Светланский" земельный участок с кадастровым номером <номер>, находится в границах зоны улично-дорожной сети (Т4).
Территориальная зона улично-дорожной сети не соответствует функциональной зоне жилой застройке. Установление в отношении спорного земельного участка территориальной зоны улично-дорожной сети исключает возможность размещения индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки. Земельный участок с кадастровым номером <номер> не отвечает признакам улично-дорожной сети, в отношении спорного земельного участка не только не производилось устройство каких-либо сооружений, но и не производилось замощение земельного участка щебнем, гравием или иным твердым материалом. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью относится к землям общего пользования транспортного назначения, вместе с тем спорный земельный участок предоставлен в собственность ПКИЗ "Хутор Светланский", что само по себе исключает признание этого земельного участка территорией общего пользования. В связи с чем просил суд признать недействующим распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 г. N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующим Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 14.08.2019 г. N 93 "О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 г. N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 г. N 93 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с последующими внесениями изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 и изложением "карт границ с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия" в новой редакции, административный истец уточнил требования и просил суд:
признать недействующим Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 г. N 14 о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующим Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 14.08.2019 г. N 93 "О внесении изменений в распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 г. N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 г. N 93 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующим Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 26.12.2019 N 140 "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 26.12.2019 N 140 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующим распоряжение министерства строительства Приморского края от 10.04.2020 N 35-ра "Об уточнении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в отношении границ зон с особыми условиями использования территорий" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г, N 462, в редакции Распоряжения министерства строительства Приморского края от 10.04.2020 N 35-ра в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующим распоряжение министерства строительства Приморского края от 29.07.2020 N 98-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу;
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения министерства строительства Приморского края от 29.07.2020 N 98-ра в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующим распоряжение министерства строительства Приморского края от 18.09.2020 N 112-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 "О внесении изменений с правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения министерства строительства Приморского края от 18.09.2020 N 112-ра в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
распоряжение министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 201" г. N 462, в редакции Распоряжения министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, приведя доводы изложенные в административном исковом заявлении, а также пояснив, что земельный участок с кадастровым номером <номер> не отвечает признакам улично-дорожной сети, не является частью городских путей сообщения, обеспечивающих необходимые грузовые и пассажирские связи между отдельными функциональными зонами города и внутри отдельных зон и других городских территорий, не является автомобильной дорогой. В состав земельного участка какие-либо объекты дорожно-мостового строительства не входят, на названном земельном участке отсутствует капитальная дорожная одежда, искусственные сооружения и защитные устройства, элементы обустройства дороги тротуары, пешеходные дорожки, уличные автомобильные стоянки, строительство автомобильной дороги ни административным истцом, ни предыдущими собственниками не осуществлялось, органом местного самоуправления оценка технического состояния земельного участка не организовывалась, спорный земельный участок не имеет какого-либо идентификационного и (или) учетного номера как автомобильная дорога. В отсутствие утвержденного проекта планировки или проекта межевания территории утверждение о нахождении на земельном участке административного истца территории общего пользования не обоснован. Отнесение спорного земельного участка к градостроительной зоне "улично-дорожная сеть" не может быть обусловлено планируемыми к реконструкции улиц и дорог местного значения при функциональной зоне "жилая застройка".
Представитель Думы города Владивостока в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что Дума города Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по принятию изменений в Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы города Владивостока 07.04.2010 N 462, в том числе на проведение публичных слушаний по проектам внесения изменений в данные Правила землепользования и застройки, с 1 января 2015 года полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, а также по внесению в них изменений осуществляются Администрацией Приморского края или уполномоченными ею органами исполнительной власти Приморского края. Изменения в решение Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которые оспаривает административный истец, внесены на основании распоряжений департамента градостроительства администрации Приморского края.
Представитель министерства строительства Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями также не согласился по основаниям изложенным в отзывах, а также пояснил, что красные линии в составе документации по планировке территории не утверждались, в схеме перспективного развития улично-дорожной сети красные линии не утверждались и не указаны, установление красных линий только планируется, отнесение земельного участка с кадастровым номером <номер>, к территориальной зоне улично-дорожной сети (Т-4) было произведено с учетом сложившегося землепользования, конфигурации земельного участка, которая предполагает его использование только для проездов.
Представитель администрации города Владивостока в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился в полном объеме по основаниям изложенных в отзывах, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером <номер> представляет собой проезд, которым пользуется неограниченный круг лиц и фактическое его использование для иных целей не представляется возможным. Действительно, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, для строительства жилых малоэтажных домов, однако это не имеет правового значения, поскольку согласно предоставленному в материалы дела графическому материалу, строительство на спорной территории исходя из его фактического назначения, конфигурации не представляется возможным. Так же, в границах данного земельного участка постановлением от 13.05.2019 N 1877 администрации г. Владивостока установлен публичный сервитут, в целях обеспечения муниципальных нужд, нужд местного населения. Нахождение земельного участка в территориальной зоне Т-4 не противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, так как вышеуказанная зона соответствует сложившемуся землепользованию в отношении данного земельного участка.
Привлеченная по делу в качестве заинтересованного лица Петрова И.В. в судебном заседании также возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям изложенных в отзыве, пояснив что на генеральном плане ПКИЗ "Хутор Светланский" проезд по ул. Яблоневая обозначен как проезд для спецтехники, по существующим проездам по улицам Яблоневая, Абрикосовой, пер. Абрикосовый установлены постоянные публичные сервитуты в целях обеспечения свободного прохода, проезда граждан к своим участкам, а также для прохода и проезда в водоохранную зону Черной речки неопределенного круга лиц, данные проезды существовали и ранее. ПКИЗ "Хутор Светланский" сам установил ( согласно протоколу собрания), что использование земельного участка с кадастровым номером <номер> осуществляется только для проезда и прохода, другого использования не допускается. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению баланса общественных интересов в отношении общественного по своей сути земельного участка, установление зоны Т4 является условием организации проезда по внутриквартальным дорогам поселка и соответствует назначению земельного участка, а также служит защите интересов граждан.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым признать недействующими Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы города Владивостока 07.04.2010 N 462 в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 г. N 14 с изменениями внесенными распоряжением министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу, в оставшейся части производство по делу прекратить, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которому представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Дума города Владивостока является представительным органом, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании "Утро России" N 39 (4233) 10 апреля 2010 года, "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2) 20 апреля 2010 года.
Данные правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.06.2009 N 446-КЗ "О градостроительной деятельности на территории Приморского края", Законом Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" Правительство Приморского края или уполномоченные органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, в том числе по внесению изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Абзацем 3 п/п 2.1.7.1 п. 2.1.7 Положения о министерстве строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 18.10.2019 N 681-па (ред. от 17.12.2020) установлено, что министерство осуществляет полномочия Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению правил землепользования и, застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 внесены изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050062:606 границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4), (опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2018, а также в Приморской газете (спецвыпуск, N 43 (1537) от 11.04.2018).
В вышеуказанное Распоряжение департамента градостроительства Приморского края также были внесены изменения распоряжениями департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140, от 10.04.2020 N 35-ра, от 29.07.2020 N 98-ра, от 18.09.2020 N 112-ра.
Законом Приморского края "О внесении изменений в Устав Приморского края" от 01.07.2019 N 522-КЗ, Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 N 547-па (в редакции от 02.10.2019) "О формировании органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 N 52-пг (в редакции от 02.10.2019) "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", наименование департамента градостроительства Приморского края изменено на министерство строительства Приморского края.
Распоряжением министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра уточнены правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
На администрацию г. Владивостока возложены полномочия по проведению публичных слушаний в рамках Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении, полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
Главой города Владивостока принимались постановления о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462", которые были размещены на официальном сайте администрации города Владивостока.
Администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры проводились публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, о чем в материалы дела представлены постановления о назначении публичных слушаний, протоколы публичных слушаний и заключения о результатах проведенных публичных слушаний.
Заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа были размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока (http://www.vlc.ru).
Таким образом правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а также внесенные в них изменения, приняты уполномоченными органами в пределах установленной компетенции с соблюдением требований к процедуре принятия и порядку введения их в действие.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Принадлежащий ПКИЗ "Хутор Светланский" земельный участок с кадастровым номером <номер> образован из земельного участка, предоставленного ТИЗ "Молодость" в бессрочное постоянное пользование под индивидуальное жилищное строительство постановлением Главы Администрации г. Владивостока N 198 от 16.03.1993.
01.12.1997 Решением Управления юстиции Приморского края N 470-73-97 были зарегистрированы изменения в Устав ПКИЗ "Хутор Светланский", согласно которым, ПКИЗ "Хутор Светланский" является правопреемником Товарищества индивидуальных застройщиков "Молодость".
Земельный участок с кадастровым номером <номер> образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер> на самостоятельные участки, которые были зарегистрированы за ПКИЗ "Хутор Светланский"
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером <номер> является архивным.
Земельный участок с кадастровым номером <номер> согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, и ранее действующей редакцией правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, отнесен к функциональной зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Картой градостроительного зонирования 2.1, входящей в состав Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, как в редакции распоряжения N14 от 28.03.2018 г., так и в последующих редакциях распоряжений N 93 от 14.08.2019 г., N 140 от 26 декабря 2019 года, N 35-ра от 10.04.2020, N 98-ра от 29.07.2020, N 112-ра от 18.09.2020, N 120-ра от 23.10.2020, определено, что в отношении принадлежащего ПКИЗ "<адрес>" земельного участка с кадастровым номером <номер>, установлена территориальная зона улично-дорожной сети (Т-4).
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании ч. 3 и ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Из части 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки, является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащий в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Таким образом указанными нормами закреплен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Согласно части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Также, частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ определено, что установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения ( линейные объекты).
В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Таким образом отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, однако границы таких территорий должны прорабатываться при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Из исследованных в судебном заседании карт функциональных зон Генерального плана следует, что на территории земельного участка, принадлежащего ПКИЗ "Хутор Светланский", автомобильная дорога, красные линии в составе документации по планировке территории не утверждались, в схеме перспективного развития улично-дорожной сети красные линии не выделены и не указаны, из пояснений представителя Министерства строительства Приморского края данных в судебном заседании также следует, что в генеральном плане отсутствуют красные линии, их установление только планируется, отнесение земельного участка с кадастровым номером <номер>, к территориальной зоне улично-дорожной сети (Т-4) было произведено с учетом сложившегося землепользования, конфигурации земельного участка, которая предполагает его использование только для проездов.
Таким образом в судебном заседании доказательств запланированного перспективного развития улично-дорожной сети в границах земельного участка принадлежащего административному истцу в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц суду не представлено.
Кроме того, согласно пункта 3.29 (Зона улично-дорожной сети (Т4)) Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в качестве основного, условно разрешенного, вспомогательного вида разрешенного использования - такой вид как "для строительства жилых малоэтажных домов" - не предусмотрен.
Таким образом установленная Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа территориальная зона "Т-4" в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> не соответствует установленной Генеральным планом Владивостокского городского округа функциональней зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами и не предполагает строительство объектов жилого назначения.
Вместе с тем установление и изменение территориальных зон не может являться произвольным, а доказательств запланированного перспективного развития улично-дорожной сети в границах спорного земельного участка в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц ответчиком не представлено, в то время как пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку при внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа отнесение земельного участка административного истца привело к несоответствию с Генеральным планом Владивостокского городского округа с функциональной зоной "застройка индивидуальными жилыми домами", в нарушение требований градостроительного законодательства, то в этой части Правила землепользования и застройки, а также распоряжение министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которым внесены изменения в Правила в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети подлежат признанию не действующими.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим, полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Однако административный истец также оспаривает ранее внесенные в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа изменения распоряжениями департамента градостроительства Приморского края от 14 августа 2019 года N 93, от 26 декабря 2019 года N 140, от 10.04.2020 N 35-ра, от 29.07.2020 N 98-ра, от 18.09.2020 N 112-ра.
Вместе с тем, исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В силу части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 3 части 2 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если из административного искового заявления не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 2 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ пункт 3 отсутствует
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлено нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца вышеуказанными нормативными правовыми актами, в связи с чем производство по административному делу в указанной части подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. по делу N 66а-587/2021 настоящее решение изменено: абзацы первый и второй резолютивной части изложены в новой редакции:
"Признать Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления на Карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа зоны улично-дорожной сети (Т 4) в отношении земельного участка с кадастровым номером N не действующими с даты вступления в силу распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа"."
признать недействующим решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" и распоряжение министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 г. N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462, в редакции Распоряжения министерства строительства Приморского края от 23.10.2020 N 120-ра в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> границ территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4) с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части производство по административному делу - прекратить
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 8 февраля 2021 г. по делу N 3а-1/2021
Текст решения опубликован в "Вестнике Думы города Владивостока" от 8 октября 2021 г. N 48
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. по делу N 66а-587/2021 настоящее решение изменено: абзацы первый и второй резолютивной части изложены в новой редакции