Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства
образования и науки РСО-Алания
от 26 июля 2021 г. N 661
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Северная Осетия-Алания
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Республики Северная Осетия-Алания.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
приказ Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания от 26 февраля 2021 г. N 131 "Об утверждении показателей эффективности и Типового положения центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников".
2. Цель, задачи и принципы формирования РСНМС
2.1. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи РСНМС:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЦНППМПР), функционирующего на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования" (далее - ГБОУ ДПО "Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования");
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования РСНМС являются:
соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
соответствие реализуемых в Республике Северная Осетия-Алания мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление, и ликвидацию профессиональных дефицитов;
консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты РСНМС
3.1. РСНМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющее государственное управление в сфере образования.
Функции:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разрабатывает и утверждает паспорт РСНМС (далее - паспорт ДПП) и направляет на согласование Федеральному оператору системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в сроки, определяемые Федеральным оператором;
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, ГБОУ ДПО "Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования", на базе которого создан и функционирует ЦНППМПР, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМПР;
обеспечивает финансирование региональной системы.
3.2.2. ЦНППМПР.
Функции:
обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
организует адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. ГБОУ ДПО "Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования".
Функции:
обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальная методическая служба (далее - ММС):
Функции:
обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМПР (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляет в ЦНППМПР информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМПР.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМПР в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и другое.
Функции:
осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
4. Основные механизмы формирования и функционирования РСНМС
4.1. Издание нормативных актов, обеспечивающих формирование и функционирование РСНМС (распорядительных актов Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания):
об утверждении положения о создании и функционировании РСНМС;
о проведении мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС;
о комплексе мер ("дорожной карте") по формированию и функционированию РСНМС;
о назначении ответственного от Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания за контроль реализации мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО;
об утверждении регламента сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
об утверждении ежегодного плана проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Участие в обеспечении федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение регионального ЦНППМПР полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Республике Северная Осетия-Алания ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.8. Использование цифровой экосистемы ДПО для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Республики Северная Осетия-Алания.
5. Механизмы взаимодействия субъектов РСНМС
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
разработка программ ДПО для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП);
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования РСНМС
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Республики Северная Осетия-Алания в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Республики Северная Осетия-Алания.
Показатели мониторинга:
6.1.1. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМПР.
6.1.2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМПР.
6.1.3. Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМПР.
6.1.4. Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования.
6.1.5. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
6.1.6. Доля программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официальных сайтов Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, ГБОУ ДПО "Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования", муниципальных методических служб, образовательных организаций;
изучение нормативных правовых документов Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, ГБОУ ДПО "Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
6.3. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.