Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Муниципальная программа
поддержки школ с низкими результатами обучения в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы
(утв. Постановлением администрации Кадошкинского муниципального района от 1 сентября 2021 г. N 320-П)
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Муниципальная программа поддержки школ с низкими результатами обучения в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия |
Цели программы |
1. Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами. 2. Преодоление несоответствия в образовательных возможностях и результатах детей, вызванных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной удалённостью за счет наращивания педагогического и ресурсного потенциала образовательных организаций, участвующих в реализации Программы. |
Задачи программы |
1. Формирование муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи образовательным учреждениям с низкими образовательными результатами. 2. Разработка и внедрение эффективных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения. 3. Выстраивание сетевого партнерства школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения. 4. Вовлечение 100% педагогов школ с низкими результатами обучения в работу районных методических объединений с целью совершенствования технологий обучения и улучшения результатов. 5. Актуализация и внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической поддержки школ. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Наличие целостной муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программ повышения качества общего образования. 2. Наличие эффективной системы методического сопровождения и поддержки школ с разным уровнем качества образования. 3. Интенсификация процесса обмена опытом и распространение позитивных результатов на муниципальных семинарах и конференциях. 4. Вовлечение в реализацию мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях не менее 80% муниципальных систем общего образования района. |
Срок действия программы |
2021 - 2023 гг. |
2. Обоснование актуальности Программы
Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивает, что основными принципами государственной политики в образовании должны стать "признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования и т.д." (Глава 1, статья 3), одним словом, "доступность образования для каждого участника образовательного процесса". Обеспечение равного доступа к качественному образованию - ключевая проблема системы образования.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451, гарантия качественного образования для всех обучающихся является одним из приоритетных направлений республиканской образовательной политики.
В настоящее время в районе функционируют 4 общеобразовательных учреждения, из которых в 2019 году 1 учреждение было включено в перечень общеобразовательных организаций, принимающих участие в мероприятиях по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в Республике Мордовия в 2019 - 2020 учебном году.
Под муниципальной моделью понимается система поддержки школ на всех уровнях регионального образования и компонентно-содержательный подход к обеспечению качественного образования.
Муниципальная модель включает несколько компонентов: организационный, управленческий, технологический, мотивационный, кадровый, психолого-педагогический, информационный и другие.
Результаты различных исследований показали, что на качество школьного образования оказывают влияние следующие факторы:
- образовательная политика всех уровней;
- изменение ведущих функций школы как социального института, расширение партнерских связей школы;
- готовность педагогов к осуществлению принципиально новых видов деятельности наряду с традиционными для школы видами деятельности: педагогической поддержки, предупреждению депривации и девиации и т.д.;
- право выбора обучающимися образовательных программ, выбора индивидуальной траектории развития и т.д.
Именно это определило выбор направлений деятельности в рамках муниципальной модели.
Доминирующими факторами, влияющими на уровень образовательных результатов, как показывает анализ социокультурных условий деятельности образовательных организаций с низким качеством обучения, являются квалификация педагогических кадров, социальный состав обучающихся, уровень образования родителей, уровень владения русским языком, отдаленность места проживания от образовательной организации, наличие учеников, состоящих на разных видах учета.
Так, в школе с невысокими показателями качества образования среднее число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 8%, а в школах с высокими показателями, оно достигает 21%. Отличаются и показатели по числу учителей с высшим педагогическим образованием. Так же, отличается и доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах, выше в школах с более высокими образовательными результатами.
Настоящая программа, рассчитанная на 2021 - 2023 годы, направлена на реализацию модели перевода школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим работы, в том числе через повышение квалификации управленческих и педагогических кадров; создание системы сетевого партнерства между школами; развитие профессиональных сообществ; привлечение родительской общественности и местного сообщества к поддержке школ.
3. Цели и задачи Программы
Целями программы поддержки школ с низкими результатами обучения является:
- повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами;
- преодоление несоответствия в образовательных возможностях и результатах детей, вызванных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной удалённостью и сложностью социального окружения за счет наращивания педагогического и ресурсного потенциала образовательных организаций, участвующих в реализации Программы.
Задачи программы:
1. Совершенствование муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической поддержки образовательных организаций с низкими образовательными результатами.
2. Разработка и внедрение новых эффективных результативных механизмов методической помощи школам с низкими результатами обучения.
3. Актуализация горизонтального (сетевого) партнерства школ с низкими результатами обучения со школами с высокими результатами обучения.
4. Вовлечение 100% педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в предметные ассоциации и учебно-методические объединения разного уровня с целью совершенствования технологий обучения и улучшения результатов.
5. Организация работы по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с низкими результатами обучения в целях укрепления взаимодействия семьи и образовательной организации по организации деятельности по выравниванию результатов обучения.
6. Актуализация и внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической поддержки школ.
Прогноз эффективности и действенности Программы основан на том, что общая стратегия ее реализации предполагает:
- умножение педагогического и управленческого потенциала образовательных организаций, включенных в систему поддержки школ с низкими результатами обучения;
- детальный мониторинг изменений, происходящих в ходе реализации программы;
- комбинирование мер поддержки школ - участниц программы, с их ответственностью за повышение эффективности своей деятельности и качества образования.
4. Механизмы реализации Программы
Основными механизмами реализации программы являются:
- развитие нормативно-правовой базы по работе со школами с низкими результатами обучения;
- реализация "дорожной карты" мероприятий муниципальной программы поддержки школ с низкими результатами обучения в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы;
- ежегодное осуществление в 100% общеобразовательных организаций района анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы, идентификация группы школ с низкими результатами обучения;
- создание механизмов объективного мониторинга качества подготовки обучающихся в школах, отнесенных к группе школ с низкими результатами обучения, включая механизмы регионального и муниципального уровня, а также внутришкольные механизмы;
- формирование муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам, консультирования и тьюторского сопровождения школ с низкими результатами обучения;
- налаживание сетевого партнерства школ с низкими результатами обучения с образовательными организациями, являющимися региональными инновационными площадками; с резильентными школами;
- стимулирование и организационно-методическое сопровождение педагогических коллективов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях разработки и ежегодного обновления школьных программ повышения качества образования;
- проведение курсов повышения квалификации для директоров, заместителей директоров и учителей школ по повышению качества преподавания и управления;
- создание и организация деятельности профессиональных сообществ педагогов для совершенствования технологий обучения;
- проведение регулярных семинаров, вебинаров муниципального уровня для директоров и учителей школ по обмену опытом.
Ежегодно рекомендуется школам, попавшим в список школ с низкими результатами:
- проводить анализ внутренних и внешних причин низких результатов с целью формирования позиции педагогического коллектива по целеполаганию в вопросах повышения качества образования, определив реалистичные цели, задачи и первоочередные мероприятия своего ближайшего развития;
- прорабатывать схемы возможной организации дополнительных занятий с обучающимися с низким уровнем подготовки;
- использовать активные формы работы с родительским сообществом и самими учениками для создания атмосферы заинтересованности в повышении результатов обучения в рамках осознанных реалистичных целей, задач и первоочередных мероприятия своего ближайшего развития.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Организационно-управленческое обеспечение школ с низкими результатами обучения
Муниципальным координатором Программы является МКУ "ЦИМО МУО" Кадошкинского муниципального района РМ.
В организационно-управленческое сопровождение Программы включаются также руководители и педагогические коллективы муниципальных инновационных площадок.
Методологическое и инструментальное обеспечение реализации программы поддержки школ с низкими результатами обучения
Одним из направлений Программы является внедрение новых механизмов и инструментов, позволяющих идентифицировать образовательные организации, которые могут стать адресатами поддержки и осуществлять мониторинг происходящих в них изменений. Разработка и внедрение подобных механизмов и инструментов в региональную практику управления и оценки качества образования создаёт возможность для принятия обоснованных, опирающихся на данные решений, целенаправленного распределения ресурсов, анализа результатов реализации предпринимаемых мер и объективной оценки качества работы школ, директоров, педагогических коллективов.
Основным принципом предлагаемого подхода является учёт социального контекста при оценке образовательных достижений школ на основе анализа данных школьной статистики, касающейся социально-экономических характеристик семей обучающихся.
Инструментальным аспектом реализации программы поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях является анализ итогов государственной итоговой аттестации (ГИА), всероссийских проверочных работ (ВПР), региональных исследований качества образования, муниципального мониторинга.
Таким образом, для определения сегмента школ с низкими результатами обучения основным критерием становится критерий устойчиво низких результатов обучения обучающихся на всех ступенях образования, ведущих к дезадаптации учащихся и препятствующих продолжению их образовательной и профессиональной траектории. Показателями для расчета являются результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР за последние два года. Для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, основным критерием является критерий дефицита ресурсных условий и сложность территориальных условий. Показателями для расчета являются: индекс социального благополучия, рассчитанного на основе доли семей учащихся с низким социально экономическим и культурным уровнем; доля обучающихся с девиантным поведением, отсутствием учебной мотивации, слабым знанием русского языка (дети-инофоны); удаленность школы от других образовательных центров.
Данные о социально-экономических характеристиках семьи собираются на основе информации социальных паспортов школ. Основными показателями, на основе которых определяется уровень социального благополучия школы, служат следующие показатели:
- доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
- доля обучающихся из неполных семей;
- доля обучающихся, состоящих на различных видах учета;
- доля обучающихся, изучающих русский язык как неродной.
В ходе осуществления Программы планируется реализовать перечисленные ниже меры:
- провести идентификацию школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на основе разработанных региональных методик;
- включить в систему оценки качества учебных достижений анализа школьного контекста и характеристик контингента: социально-экономического и культурного статуса семей обучающихся, категорий детей с проблемами обучения и поведения. Для этого использовать показатель социального благополучия школы, позволяющий идентифицировать образовательные организации, попадающие в группу риска, т.е. имеющие наиболее сложный контингент обучающихся и показывающие наиболее низкие результаты, а также оценить эффективность работы образовательной организации;
- внедрить во все общеобразовательные организации Республики Мордовия социальные паспорта обучающихся как инструмент сбора данных по контекстным показателям. Развивать информационные системы и системы данных на уровне региона для анализа условий работы образовательных организаций, оценки их эффективности и адресного распределения ресурсов, в том числе, поддержки школ с низкими результатами обучения и работающих в сложных социальных условиях.
Информационно-методическая поддержка школ с низкими результатами обучения и школ
Информационно-методическая поддержка школ с низкими результатами обучения направлена на обеспечение повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах посредством:
- выявления методических проблем педагогов школ - участников Программы в ходе мониторинговых исследований методической компетентности педагогов, сформированности метапредметных результатов обучающихся, оценки качества образования участниками образовательных отношений;
- разработки методического обеспечения для реализации перехода школ в эффективный режим функционирования и повышения качества образования;
- обеспечения готовности руководителей данных образовательных учреждений к разработке и реализации программ перехода школ в режим эффективного функционирования.
- обеспечения реализации комплексной модели учительского роста в данных образовательных учреждениях.
6. Планируемые результаты Программы
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1. Создание целостной муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программ повышения качества образования.
2. Создание и функционирование в районе эффективной системы методического сопровождения и поддержки школ с разным уровнем качества образования в целях повышения качества условий, качества обучения, качества управления в каждой образовательном учреждении и повышения качества образования в республике в целом.
3. Обобщение опыта работы района по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и трансляция успешных управленческих практик.
4. Разработка и реализация программ поддержки школ для повышения качества образования на 2021 - 2023 годы.
5. Сокращение школ с низкими результатами обучения.
7. Критерии и показатели идентификации школ с низкими результатами обучения
Критерии |
Показатели |
1. "Участие в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах" |
1.1. Менее 0,5% обучающихся за три года принимали участие в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах. |
2."Мотивация и сохранность контингента" |
2.1. Менее 60% обучающихся продолжили обучение на старшей ступени за три года. |
3. "Результаты ВПР уровня начального общего образования" |
3.1. Низкие результаты ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру (ниже среднерегиональных). 3.2. Расхождение суммы результатов по трем предметам ВПР со среднерегиональной суммой результатов более 20 баллов. |
4. "Результаты ОГЭ, ЕГЭ" |
4.1. Низкие результаты ОГЭ по русскому языку за три года (ниже среднерегиональных) 4.2. Средний балл результатов ОГЭ по русскому языку в предыдущем учебном году ниже 3,5. 4.3. Низкие результаты ОГЭ по математике за три года (ниже среднерегиональных) 4.4. Средний балл результатов ОГЭ по математике в предыдущем учебном году ниже 3,2. 4.5 Низкие результаты ЕГЭ по русскому языку за три года (ниже среднерегиональных) 4.6 Расхождение среднего балла результатов ЕГЭ по русскому языку более 20 в предыдущем учебном году в сравнении со среднерегиональным. 4.7 Низкие результаты ЕГЭ по математике за три года (ниже среднерегиональных) 4.8 Расхождение среднего балла результатов ЕГЭ по математике более 20 в предыдущем учебном году в сравнении со среднерегиональным. |
Примечание: к школам с низкими результатами обучения относятся общеобразовательные учреждения, у которых из 12 возможных показателей выявлены 5 и более показателей по группе критериев I.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.