Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом Департамента
цифрового развития
города Севастополя
от 16.03.2021 N 64
Положение
об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Департаменте цифрового развития города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает правила организации и осуществления Департаментом цифрового развития города Севастополя (далее - Департамент), как главным распорядителем средств бюджета города Севастополя, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Положение определяет основные цели, задачи, принципы, требования к организации, осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Департаменте.
1.3. Порядок разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности", приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно директором Департамента (далее - Руководитель), заместителями директора Департамента, иными должностными лицами Департамента, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета города Севастополя, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
2.2. Внутренний финансовый контроль направлен:
- на соблюдение установленной бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедуры составления и исполнения бюджета в части расходов и доходов, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, бюджетных средств, включая порядок ведения учетной политики;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.3. Объектами внутреннего финансового контроля, осуществляемого Департаментом, являются: Департамент, подведомственные Департаменту получатели бюджетных средств.
2.4. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - нарушения бюджетного законодательства), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств (далее - недостатки в сфере бюджетных правоотношений);
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
2.5. Внутренний финансовый контроль основывается на принципах законности, объективности и профессиональной компетентности, системности, надежности (эффективности), ответственности.
2.6. Бюджетные риски подразделяются на:
- риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства;
- риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
- риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;
- риски не достижения целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента), установленных финансовым органом соответствующего бюджета в целях проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств);
- риски искажения бюджетной отчетности;
- риски недостатков при исполнении бюджетных процедур.
2.7. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Департамента и подведомственных Департаменту администраторов бюджетных средств и получателей бюджетных средств, исполняющих бюджетные полномочия.
2.8. Должностные лица структурных подразделений Департамента осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
1) составление и представление документов в Департамент финансов города Севастополя, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города Севастополя, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
2) составление и представление документов в Департамент, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города Севастополя;
3) составление и представление документов в Департамент финансов города Севастополя, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета города Севастополя, расходам бюджета города Севастополя;
4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Департамента;
5) составление и направление документов в Департамент финансов города Севастополя, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Севастополя, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до Департамента;
6) составление, утверждение и ведение бюджетной сметы;
7) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных Департаменту государственных бюджетных и автономных учреждений;
8) исполнение бюджетной сметы;
9) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
10) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
11) составление и предоставление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
12) исполнение судебных актов по искам к Департаменту, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города Севастополя по денежным обязательствам государственных казенных учреждений;
13) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
14) обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
15) обеспечение адресности и целевого характера использования выделенных в распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета.
2.9. Внутренний финансовый контроль осуществляется посредством совершения контрольных действий.
Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
2.10. К контрольным действиям относятся:
- проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Севастополя, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обуславливающих расходные (бюджетные) обязательства города Севастополя, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
- подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- сверка данных;
- сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;
- контрольные действия по установлению фактического наличия денежных средств, анализу наличия и состояния материальных и иных ценностей, в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, перерасчет.
2.11. К способам осуществления контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной бюджетной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной бюджетной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.12. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности, смежный контроль.
Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностными лицами структурных подразделений Департамента, путем проведения проверки выполняемых ими бюджетных операций на соответствие бюджетному законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений Департамента и (или) начальниками отделов (заместителями начальников отделов) структурных подразделений Департамента путем подтверждения (согласования) бюджетных операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом руководителями (заместителями руководителей) и иными должностными лицами структурных подразделений Департамента в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными Департаменту распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета города Севастополя путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) Департаментом информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными Департаменту администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителями структурных подразделений Департамента путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Департамента, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.13. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные и применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности).
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
3. Правила формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля
3.1. Департамент осуществляет внутренний финансовый контроль на основании карт внутреннего финансового контроля, составляемых по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. При принятии решения о включении операции из перечня операций (далее - Перечень), в карту внутреннего финансового контроля, необходимо оценивать бюджетные риски всеми подразделениями Департамента, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур. Перечень операций представлен в приложении N 2.
В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется Руководителем (заместителем руководителя) Департамента в срок не позднее 15 декабря текущего финансового года.
Актуализация карт внутреннего контроля осуществляется по мотивированному обращению руководителя соответствующего структурного подразделения Департамента, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, в форме служебной записки на имя Руководителя. Актуализация карты внутреннего финансового контроля проводится до начала очередного финансового года, а также в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Утверждение и актуализация карт внутреннего контроля осуществляются приказом Департамента.
При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым относятся:
- меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- меры, направленные на устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
- проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
3.2. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Департамента осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов проведения контрольных действий, указанных в картах внутреннего контроля.
3.3. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий. Таблица оценок уровня бюджетного риска операции представлена в приложении N 3 к Положению.
3.4. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
3.5. Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях.
3.6. Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры.
3.7. Каждый бюджетный риск оценивается по двум критериям:
- "вероятность" - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
- "степень влияния" - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества финансового менеджмента, характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, величине искажения бюджетной отчетности, снижению результативности (экономности) использования бюджетных средств.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска, в том числе условий и обстоятельств, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, с учетом:
- информации соответствующих структурных подразделений Департамента о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- информации о нарушениях, выявленных органами государственного финансового контроля;
- информация о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях при бездействии должностных лиц;
- информации, содержащейся в отчетах о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее".
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции со значимыми бюджетными рисками.
3.8. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
- недостаточность положений локальных актов Департамента, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
- длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствии с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;
- наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
- недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры;
- иные причины риска.
4. Порядок составления и представления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
4.1. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются в журнале внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
На основе данных журнала внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Департамента один раз в полугодие до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным, составляется отчет о результатах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
Отчетность о результатах внутреннего финансового контроля, включающая информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению, составляется руководителем каждого структурного подразделения Департамента, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур и оформляется в виде служебной записки на имя Руководителя, подписанной руководителем соответствующего структурного подразделения Департамента.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация руководителем соответствующего структурного подразделения Департамента представляется в течение 2 рабочих дней в форме служебной записки на имя Руководителя с указанием сведений о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению.
Журналы внутреннего финансового контроля подлежат ведению, учету и хранению в установленном Департамента порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в Департаменте представлен в приложении N 6 к настоящему Положению.
4.2. Руководитель рассматривает информацию о результатах внутреннего финансового контроля в течение 20 рабочих дней со дня ее поступления.
По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля Руководителем принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- устранение выявленных недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур;
- обеспечение применения эффективных автоматизированных контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- изменение карт внутреннего контроля;
- изменение внутренних стандартов;
- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- проведение служебных проверок и применение дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
5. Осуществление внутреннего финансового аудита
5.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными государственными служащими Департамента (далее - субъект внутреннего аудита).
5.2. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности и компетентности.
5.3. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля, а также подготовка предложений по его организации;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ее формирования законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, Департаментом финансов города Севастополя;
- повышения качества финансового менеджмента.
5.4. Задачами внутреннего финансового аудита являются:
- установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного администратора бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
- выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
- формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
- подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности; _ определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
- оценка результативности и экономности использования бюджетных средств.
5.5. Предметом внутреннего финансового аудита является:
- совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных Департаментом в целях реализации своих бюджетных полномочий;
- совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных подведомственными администраторами и получателями средств города Севастополя;
5.6. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Департамента, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств.
5.7. Аудиторские проверки проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов.
В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита аудиторские проверки проводятся как по месту нахождения администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, так и по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита.
Руководитель Департамента при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
5.8. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
5.9. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - план аудита), составляемым по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку.
План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются тема аудиторской проверки, объект аудита, значение оценки бюджетного риска, метод аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
Субъект внутреннего аудита составляет проект плана аудита на очередной финансовый год и в срок до 20 декабря текущего финансового года и выносит его на рассмотрение Руководителю. В срок до 25 декабря текущего финансового года осуществляется рассмотрение проекта плана аудита Руководителем и, в случае необходимости, его доработка субъектом внутреннего аудита.
План аудита утверждается приказом Департамента в срок до 15 декабря текущего финансового года.
Изменение плана аудита осуществляется по мотивированному письменному обращению субъекта внутреннего аудита, направляемому Руководителю с приложением проекта приказа Департамента о внесении изменений в план аудита.
Изменение плана аудита осуществляется посредством принятия приказа Департамента о внесении изменений в план аудита.
5.10. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения руководителя Департамента.
5.11. Субъект внутреннего аудита при проведении аудиторских проверок имеет право:
- на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме, адресованного объекту аудита, экспертам и (или) третьим лицам, по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего финансового аудита, запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов и (или) третьих лиц.
Мотивированный запрос подлежит направлению субъектом внутреннего аудита в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня выявления оснований для его направления, и исполнению объектом контроля в срок не более 10 рабочих дней со дня получения запроса.
5.12. Субъект внутреннего аудита обязан:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить объект аудита с программой аудиторской проверки, а также результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
5.13. Аудиторская проверка назначается приказом Департамента, к которому прилагается программа аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объекта аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Плановый срок проведения аудиторской проверки не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии объективных причин, в случае необходимости получения у экспертов, третьих лиц документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также в связи с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований срок аудиторской проверки может быть продлен.
Аудиторская проверка может быть продлена на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего аудита не более чем на 30 рабочих дней в случае необходимости получения у экспертов, третьих лиц документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также в связи с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований.
Аудиторская проверка может быть приостановлена в случае временной нетрудоспособности субъекта внутреннего аудита (при проведении аудиторской проверки одним должностным лицом). В указанном случае аудиторская проверка приостанавливается на период такой нетрудоспособности и возобновляется по ее окончании.
Приостановление, возобновление, продление аудиторской проверки осуществляется посредством принятия приказов Департамента.
5.14. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств города Севастополя;
- ведения учетной политики, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- бюджетной отчетности.
5.15. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и сотрудников Департамента, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами Департамента в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита либо субъектом внутреннего аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
5.16. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки) должна содержать:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
5.17. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, составляемым по форме согласно приложению N 8 к настоящему Положению.
Акт аудиторской проверки подписывается уполномоченными государственными служащими, осуществлявшими аудиторскую проверку, и вручается руководителю проверяемого объекта аудита в течение 3 рабочих дней со дня окончания аудиторской проверки. Объект аудита в течение 5 рабочих дней знакомится с врученным ему актом, подписывает его и возвращает уполномоченному государственному служащему, осуществлявшему аудиторскую проверку.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки.
В случае непредставления по истечении 5 рабочих дней со дня вручения или получения объектом контроля акта аудиторской проверки акт аудиторской проверки считается подписанным без возражений.
5.18. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно приложению N 9 к Положению, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в план внутреннего контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств города Севастополя.
5.19. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Руководителю в срок не более 10 рабочих дней со дня окончания аудиторской проверки.
По результатам рассмотрения указанного отчета Руководитель принимает решение о:
- необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- проведении служебных проверок, а также о применении дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
Департамент устанавливает порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита, осуществляемого Департаментом и подведомственными ему учреждениями, представлен в приложении N 10 к Положению.
В случае выявления нарушений по результатам внутреннего финансового аудита с целью учета информации, указанной в актах по результатам аудиторских проверок, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, и отчетах внутреннего финансового аудита, разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
5.20. Данные из отчета о результатах аудиторской проверки, акта аудиторской проверки и решения Руководителя отражаются в журналах внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению N 11 к настоящему Положению.
На основе данных журналов внутреннего финансового аудита уполномоченные государственные служащие Департамента, осуществляющие проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению N 12 к настоящему Положению.
Уполномоченные государственные служащие, осуществляющие проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивают учет и хранение данных отчетов о результатах внутреннего финансового аудита, журналов внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.