Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом
Департамента цифрового
развития города Севастополя
от 4 августа 2021 г. N 164
Порядок
проведения правовой и юридико-технической экспертиз правовых актов, поступающих в административно-правовой отдел Департамента цифрового развития города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет цели, задачи, процедуру и условия проведения правовой и юридико-технической экспертиз проектов правовых актов, поступающих в административно-правовой отдел Департамента цифрового развития города Севастополя (далее - проекты правовых актов, Отдел, Департамент).
1.2. Правовой и юридико-технической экспертизам подлежат все проекты правовых актов Департамента (приказы, распоряжения), договоры и соглашения, заключаемые Департаментом, а также проекты правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя нормативного и ненормативного характера, по которым Департамент является разработчикам.
1.3. Структурные подразделения Департамента или работник подведомственных Департаменту учреждений, являющиеся разработчиками проектов правовых актов (далее - разработчики) обеспечивают их предоставление в Отдел в электронном виде.
Проект правового акта должен соответствовать требованиям Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", Регламенту Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 N 1084-ПП, Инструкции по делопроизводству в Правительстве Севастополя, исполнительных органах государственной власти города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.09.2018 N 590-ПП.
Разработчики обеспечивают правильное указание в проектах правовых наименований исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностей, фамилий, имен и отчеств, географических названий, реквизитов правовых актов, иных фактических данных.
Разработчики несут ответственность за достоверность документов и информации, представляемых для проведения экспертиз проектов правовых актов (доводимых до сведения государственных гражданских служащих Отдела).
1.4. Предусмотренные настоящим Порядком требования к проектам правовых актов обязательны для разработчиков.
1.5. В случае необходимости проект правового акта направляется разработчиком в Прокуратуру города Севастополя на адрес электронной почты npa92@mail.ru для проведения проверки соответствия данного проекта действующему законодательству.
2. Проведение правовой экспертизы проектов правовых актов
2.1. Правовая экспертиза проводится в целях определения соответствия проектов правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу города Севастополя, иным правовым актам более высокой юридической силы и, в необходимых случаях, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
2.2. При проведении правовой экспертизы:
1) выявляется соответствие правовых оснований, обусловливающих издание правового акта, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
2) проверяется соблюдение компетенции на издание правового акта (устанавливается во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом, законом города Севастополя, подзаконным актом разработан правовой акт, определяются полномочия директора Департамента);
3) дается оценка целей и предмета правового регулирования проекта правового акта;
4) проверяется соблюдение требований законодательства, устанавливающих вид, в котором подлежит изданию правовой акт, условий введения правового акта в действие (вступления в силу, опубликования).
2.3. Правовая экспертиза проекта правового акта должна обеспечивать его анализ по принципу системности права, включающий:
- структурирование регулируемых правоотношений по отрасли, подотрасли, институтам;
- установление взаимоотношений проекта правового акта и соответствующих правовых актов по их юридической силе;
- соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию проекта правового акта и действующих правовых актов;
- изменение действующих правовых актов в связи с принятием нового правового акта.
2.4. По результатам проведения правовой экспертизы проект правового акта визируется заместителем начальника Отдела либо лицом, его замещающим, или готовится заключение.
Возврат проекта правового акта для доработки при наличии замечаний, предложений, которые указываются Отделом непосредственно в тексте проекта правового акта, может быть осуществлен путем передачи проекта правового акта разработчику под подпись.
2.5. Правовая экспертиза проекта правового акта проводится в течение 5 рабочих дней после дня его регистрации в Отделе.
Правовая экспертиза проектов правовых актов, представленных с резолюцией директора Департамента, заместителей директора
Департамента, руководителя приоритетного проекта для рассмотрения в сокращенные сроки, проводится течение 2 рабочих дней.
Повторная правовая экспертиза проекта правового акта проводится в течение 3 рабочих дней после дня его поступления в Отдел.
Повторная правовая экспертиза проекта правового акта проводится в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления проекта правового акта в Отдел, в случае устранения разработчиком замечаний, выявленных Отделом при проведении правовой экспертизы проекта правового акта.
При повторном представлении проекта правового акта в Отдел без приложения проекта правового акта в ранее рассмотренной Отделом редакции правовая экспертиза проводится заново в срок, предусмотренный абзацем 1, 2 настоящего пункта.
3. Проведение юридико-технической экспертизы проектов правовых актов
3.1. Юридико-техническая экспертиза проектов правовых актов проводится Отделом в рамках правовой экспертизы.
3.2. Юридико-техническая экспертиза проводится в целях определения качества проектов правовых актов и их соответствия юридико-техническим требованиям.
3.3. При проведении юридико-технической экспертизы проекты правовых актов подлежат рассмотрению с учетом основных правил юридической техники, установленных в главе 3 Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", соответствующих требований Регламента Правительства Севастополя и Инструкции по делопроизводству в Правительстве Севастополя, исполнительных органах государственной власти города Севастополя.
3.4. Юридико-техническая экспертиза проектов правовых актов включает оценку системы:
1) технических средств, к которым относятся:
- юридическая терминология (словесно-документальное выражение понятий);
- юридические конструкции (построение проекта правового акта, складывающееся из структурных элементов правовых норм, соотношения правовых норм по форме предписываемого поведения путем дозволения, обязывания, запрещения, ответственности субъектов правоотношений и т.п., установления механизма реализации положений проекта правового акта);
2) технических приемов, к которым относятся:
- способы оформления проекта правового акта с помощью официальных реквизитов;
- структурная организация текста проекта правового акта (наиболее целесообразное расположение его структурных единиц - разделов, пунктов, подпунктов и т.д.);
- система внутренних и внешних отсылок;
3) технических правил, к которым относятся:
- ясность, четкость и доступность изложения положений проекта правового акта;
- взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство положений проекта правового акта;
- логическая последовательность, развитие и завершенность содержания общего текста;
- сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых норм;
- допустимая степень дублирования правовых норм актов более высокой юридической силы;
- исключение неоправданных повторов правовых норм;
- тематическая ограниченность, соответствие предмету регулирования;
- обеспечение устойчивой повторяемости словосочетаний и оборотов речи и т.п.
3.5. При оценке юридических терминов (понятий) проекта правового акта необходимо проанализировать соблюдение следующих требований к терминологии:
- обеспечение единства терминов (понятий) проекта правового акта с общепринятыми терминами (понятиями) и с терминами (понятиями), используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
- наличие в проекте правового акта определений терминов (понятий) в случае использования терминов (понятий), не являющихся общепринятыми, или терминов (понятий), отсутствующих в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
- смысловая однозначность, предполагающая использование в проекте правового акта одного и того же термина (понятия) в одном и том же значении, недопущение различного понимания и толкования.
3.6. Соблюдение правил логического мышления должно обеспечиваться в проектах правовых актов следованием условиям разумности, последовательности, определенности, основным законам формальной логики: тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достаточного основания, правилу определения понятий через ближайший род и видовое отличие и т.п.
3.7. Необходимо учитывать, что воспроизведение (дублирование) в проекте правового акта положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует о его незаконности; воспроизведение норм, содержащихся в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя, допускается в случаях, когда их использование обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений проекта правового акта.
При воспроизведении (дублировании) в проекте правового акта положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, необходимо не допускать частичное воспроизведение норм законодательства или их интерпретацию, которые могут привести к иному правовому регулированию, пониманию и толкованию.
3.8. Результатом проведения юридико-технической экспертизы проекта правового акта, в зависимости от результата проведения правовой экспертизы может являться:
- визирование проекта правового акта заместителем начальника Отдела либо лицом, его замещающим, или отражение результата проведения юридико-технической экспертизы в заключении, подготовленном по итогам проведения правовой экспертизы;
- возврат проекта правового акта для доработки отдельных положений, замечания, предложения к которым указываются Отделом непосредственно в тексте проекта правового акта, путем передачи проекта правового акта разработчику под подпись.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента цифрового развития г. Севастополя от 4 августа 2021 г. N 164 "Об утверждении Порядка проведения правовой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.