Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Порядку организации и проведения
всероссийских проверочных работ
в Ставропольском крае в 2021 году,
утвержденному приказом министерства
образования Ставропольского края
от 20 февраля 2021 года N 320-пр
Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов
Общие положения
Целью настоящих рекомендаций является недопущение необъективных результатов образовательной деятельности, а также повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.
Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.
Описание мер, направленных на повышение объективности оценки образовательных результатов
Основные подходы
Для повышения объективности оценки образовательных результатов рекомендуется организовать комплексные мероприятия по трем направлениям:
1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях (далее - образовательные организации).
2. Выявление образовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными образовательными организациями.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Наиболее эффективным является комплексное сочетание всех трех подходов и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.
Ниже представлено более детальное описание каждого направления.
Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательной организации
Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.
1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:
использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов;
применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах;
устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.
2. Организация на муниципальном уровне контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:
привлечения независимых общественных наблюдателей;
выезда в пункты проведения представителей муниципальных органов управления образованием;
организации видеонаблюдения и т.п.
Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, что необходимо соблюдать следующие требования:
в качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;
учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;
проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.
Выявление образовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными образовательными организациями
Выявление образовательных организаций с необъективными результатами оценочной процедуры осуществляется аналитическими методами и является достаточно трудоемким процессом. Поскольку контрольная выборка образовательных организаций должна быть достаточно большой (не менее 150 образовательных организаций), ее формирование возможно только в случае проведения массовых оценочных процедур, например, ВПР или региональных оценочных процедур с участием большинства образовательных организаций региона. На муниципальном и школьном уровнях уместно пользоваться результатами федеральной или региональной выборки.
Профилактическая работа с выявленными образовательными организациями включает управленческие действия руководителя муниципального органа управления образованием, направленные на:
повышение объективности оценки образовательных результатов;
обеспечение повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций;
совершенствование методической работы;
реализацию адресных программ помощи образовательным организациям;
развитие механизма назначения руководителей образовательных организаций;
распространение позитивных школьных практик.
Система профилактических мер для объективной оценки качества образования включает:
адресную работу с образовательными организациями с необъективными результатами;
устранение "давления" на образовательные организации с низкими результатами;
разъяснительную работу с образовательными организациями, руководителями образовательных организаций;
поддержку "объективных" образовательных организаций;
продвижение программ помощи образовательным организациям с низкими результатами.
Отдельно организуется работа по необъективному проведению и необъективному оцениванию. Общие принципы современной системы оценивания включают следующие позиции:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
оценивание является критериальным, а основными критериями оценивания являются планируемые результаты;
отметка является средством оценивания результатов деятельности, а не личных качеств обучающегося;
обучающиеся должны быть участниками процесса оценивания и приобретать навыки самооценки и взаимооценки: в оценочной деятельности реализуется заложенный в федеральном государственном образовательном стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
В федеральных информационных системах аккумулируется информация о результатах учебных достижений обучающихся, участвующих в оценочных процедурах федерального уровня. Таким образом, формируется банк образовательных достижений обучающихся. Важно не допустить несоответствия информации на федеральном уровне реальным результатам образовательной деятельности.
В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в образовательных организациях рекомендуется:
осуществить перепроверку результатов;
в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении данной образовательной организации и конкретных экспертов-предметников.
Повышению квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций предшествует работа по выявлению их профессиональных "дефицитов", результатом которой является реализация мер, направленных на устранение выявленных проблем. Работа по устранению профессиональных "дефицитов" методической службой организуется адресно, а повышение квалификации планируется с учетом выявленных проблем. Основанием для построения индивидуальной траектории повышения квалификации может быть рейтинг затруднений руководителя и учителя.
Профилактическая работа с образовательными организациями с необъективными результатами оценочной процедуры предполагает перестройку методической работы муниципалитета и образовательной организации, организованную в неразрывном единстве и объединенную общностью целей.
Реализация адресных программ помощи образовательным организациям, допустившим признаки необъективности и не имеющим ресурсов для самостоятельного качественного изменения, предполагает сочетание управленческих действий и методического сопровождения.
Фактор необъективности в проведении оценочных процедур в образовательной организации является одним из показателей работы руководителя образовательной организации. Актуализируется вопрос объективного назначения директоров образовательных организаций, оценки их деятельности.
Распространение позитивных школьных практик, с одной стороны, является мощным методическим ресурсом для других образовательных организаций, с другой - способствует формированию имиджа образовательной организации и выступает как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Позитивный имидж образовательной организации способствует решению ряда задач:
устраняет конкуренцию среди образовательных организаций одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
получает доступ образовательных организаций к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
обеспечивает привлекательность для педагогов, так как предстает способной в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
создает эффект приобретения определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов
Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов рекомендуется применять следующие меры:
реализовывать в приоритетном порядке программы помощи образовательным организациям с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям образовательных организаций, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.; во всех перечисленных случаях применять меры административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;
использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах, соответствующих рекомендациям приложения) только по желанию педагога;
способствовать повышению заинтересованности образовательных организаций в использовании объективных результатов региональных и федеральных оценочных процедур;
проводить разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.
Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Элементами такой системы в образовательной организации являются, в том числе:
положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;
система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство образовательной организации;
принятые в образовательной организации прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;
непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;
проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
Основные мероприятия по предупреждению признаков необъективности образовательных результатов
1. Включение в план ведомственного контроля вопросов использования общеобразовательными организациями результатов оценочных процедур, соответствия внешнего и внутреннего оценивания образовательных результатов обучающихся, а также вопросы качества преподавания учебных дисциплин.
2. Обеспечение контроля за исполнением планов мероприятий по обеспечению объективности оценочных процедур.
3. Организация обсуждения вопросов обеспечения объективности процедур оценки качества общего образования на совещаниях руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, муниципальных/городских методических объединений.
4. Проведение мониторингов по обеспечению объективности выдачи выпускникам общеобразовательных организаций медалей "За особые успехи в учении".
5. Организация разъяснительной работы с педагогической общественностью о недопустимости искажения при оценивании результатов образовательной деятельности обучающихся.
6. Совершенствование методической работы. Оказание методической помощи образовательным организациям с необъективными и низкими результатами обучения.
7. Организация контроля за своевременным прохождением курсов повышения квалификации руководящими и педагогическими работниками общеобразовательных организаций.
8. Реализация адресных программ помощи общеобразовательным организациям.
9. Развитие механизма назначения руководителей образовательных организаций.
10. Распространение позитивных школьных практик.
11. Формирование позитивного отношения у обучающихся и их родителей к оценочным процедурам и их результатам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.