Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 августа 2021 г. N 03-07-11/69770
Вопрос: ОООР является некоммерческой организацией, которая создана в форме объединения работодателей на добровольной основе юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в различных сегментах машиностроительного комплекса Российской Федерации, в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей. Объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об объединениях работодателей".
Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" предусматривает создание третейских судов только при некоммерческих организациях (ч. 1 ст. 44).
ОООР предоставлено право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
Функции постоянно действующего арбитражного учреждения при ОООР заключаются в администрировании арбитража, то есть по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.
Таким образом, финансирование деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения при ОООР осуществляется по принципу "самоокупаемости" и происходит из поступающих от сторон арбитража арбитражных сборов.
Арбитражный сбор представляет собой сбор, уплачиваемый при подаче искового заявления авансом по каждому иску для покрытия расходов по организации и проведению арбитража, в том числе общих хозяйственных расходов, связанных с деятельностью третейского суда, а также выплаты гонораров арбитрам.
Арбитражный сбор идет на покрытие расходов по рассмотрению спора, поэтому с учетом требований п. 1 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" о создании постоянно действующих арбитражных учреждений только при некоммерческих организациях, которые в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях") не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своего существования и не распределяют полученную прибыль между участниками, а могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами и если служит достижению целей, ради которых они созданы, что отвергает возможность отнесения арбитражного сбора к объекту налогообложения по налогу на прибыль. С 01 января 2017 года освобождена от обложения НДС реализация услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, оплата за которые (в том числе в составе арбитражного сбора) осуществляется через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение (согласно пп. 16.1, п. 2, ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона от 28.12.2016 N 463-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что арбитражный сбор не является прибылью и не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения, поскольку прибыль - это доход от занятия какой-либо предпринимательской деятельностью, а арбитражный сбор идет на покрытие расходов по рассмотрению спора.
На основании изложенного, ОООР просит разъяснить, правильно ли мы понимаем, что денежные средства, полученные в качестве арбитражного сбора, в налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль не входят, так как доход у организации не возникает (согласно пп. 16.1, п. 2 ст. 149 НК РФ и пп. 10.2, п. 2, ст. 251 НК РФ).
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам налогообложения услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства), сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 16.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по реализации на территории Российской Федерации услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", оплата за которые (в том числе в составе арбитражного сбора) осуществляется через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.
Таким образом, оказываемые в рамках арбитража (третейского разбирательства) услуги, указанные в подпункте 16.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается налога на прибыль организаций, то при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Согласно статье 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Кодекса. Арбитражный сбор, взимаемый при принятии третейским судом спора к рассмотрению, предназначенный для покрытия расходов третейского суда, в указанном перечне не поименован.
Учитывая изложенное, средства, полученные юридическими лицами, в составе которых образованы в установленном порядке постоянно действующие третейские суды, за разрешение в третейском суде споров, возникающих между сторонами третейского разбирательства, являются выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, и, соответственно, прибыль, полученная от указанной деятельности, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
От НДС освобождаются услуги, оказываемые в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, оплата которых осуществляется через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.
Средства, полученные юрлицами, в составе которых образованы постоянно действующие третейские суды, за разрешение в третейском суде споров, являются выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе. Соответственно, прибыль от указанной деятельности учитывается при налогообложении прибыли.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 августа 2021 г. N 03-07-11/69770
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 4 октября 2021 г. N 19