Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 10 сентября 2021 г. N 552
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Орловской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Орловской области (далее также - региональный государственный надзор).
1.2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Орловской области (далее также - обязательные требования).
1.3. Организация и осуществление регионального государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
1.4. Органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее также - орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, Департамент).
1.5. Региональный государственный надзор непосредственно осуществляется должностными лицами отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - инспектор).
1.6. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель (заместитель руководителя) органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора.
2. Контролируемые лица, объекты регионального государственного надзора
2.1. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, осуществляет региональный государственный надзор в отношении организаций и граждан, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляющих деятельность на территории Орловской области (далее также - контролируемые лица).
2.2 Объектами регионального государственного надзора является деятельность контролируемых лиц, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования (далее также - объекты надзора).
2.3. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора, в порядке и по форме, утверждаемой приказом органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, а также путем внесения сведений об объектах надзора в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее также - информационная система).
2.4. При ведении учета объектов надзора инспекторами ведутся контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее также - КНД) в порядке, установленном приказом органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора.
2.5. При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по предоставлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также, если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
2.6. Контролируемые лица при осуществлении в отношении них регионального государственного надзора пользуются правами, выполняют обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом.
3. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее также - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) низкий риск.
3.2. Критерием отнесения объектов надзора к категориям риска (далее также - критерии риска) служит оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в связи с чем объекты надзора подлежат отнесению к категориям риска в соответствии со следующими критериями риска:
1) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций в сфере предоставления социальных и медицинских услуг с круглосуточным пребыванием людей;
деятельность граждан и организаций в сфере отдыха и оздоровления с круглосуточным пребыванием людей;
деятельность граждан и организаций в сфере образования с круглосуточным пребыванием детей;
деятельность граждан и организаций, если эти граждане и организации включены (входят) в установленном порядке в состав сил Орловской областной территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) к категории значительного риска:
деятельность граждан и организаций в сфере предоставления социальных и медицинских услуг без круглосуточного пребывания людей;
деятельность граждан и организаций в сфере образования без круглосуточного пребывания детей;
деятельность граждан и организаций в сферах бытового и коммунального обслуживания, розничной торговли, общественного питания с возможным пребыванием на территории объекта не менее 100 и не более 5000 человек одновременно;
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих производственные объекты (промышленные объекты, объекты сельскохозяйственного назначения, инженерной, транспортной инфраструктуры, связи);
3) к категории среднего риска:
деятельность граждан и организаций в культурно-просветительской сфере;
деятельность граждан и организаций в сфере отдыха и оздоровления без круглосуточного пребывания людей;
деятельность граждан и организаций в сфере бытового и коммунального обслуживания, розничной торговли, общественного питания с возможным пребыванием на территории объекта не менее 10 и не более 100 человек одновременно;
4) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, при отнесении их деятельности к категории низкого риска при соблюдении условий предусмотренного пунктом 3.4 настоящего Положения.
3.3. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высокой категории риска.
3.4. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного и среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.5. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного, среднего и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего риска при наличии составленного по результатам последнего контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.6. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.
3.7. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований приведен в приложении 1 к настоящему Положению.
4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
4.1. Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
4.2. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
4.3. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 46 Федерального закона.
4.4. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, ежегодно в срок до 10 декабря обобщает правоприменительную практику осуществления регионального государственного надзора.
4.5. По итогам обобщения правоприменительной практики орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, ежегодно в срок до 20 декабря обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа, осуществляющего региональный государственный надзор (далее также - доклад о правоприменительной практике).
4.6. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, ежегодно в срок до 30 декабря обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
4.7. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, и размещается на официальном сайте органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодно в срок до 30 марта года, следующего за отчетным годом.
4.8. При наличии у органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее также - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.9. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, возражение в отношении указанного предостережения.
4.10. Возражение направляется в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты.
4.11. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина (при наличии), организации, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
4.12. Возражение регистрируется в день его поступления в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора.
4.13. Орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, рассматривает обоснованность возражения, по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.
4.14. Инспекторы по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения) в устной форме при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования не должно превышать 15 минут для одного контролируемого лица.
4.15. В письменной форме консультирование дается по следующим вопросам:
1) организации и осуществления регионального государственного надзора;
2) соблюдения обязательных требований.
4.16. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением вопросов, указанных в пункте 4.15 настоящего Положения. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.17. Время проведения консультирования при личном обращении устанавливается руководителем органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, но не менее 4 часов в рабочую неделю. Соответствующая информация размещается на стенде органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, в доступном для контролируемых лиц месте, на официальном сайте органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4.18. Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
4.19. Контролируемым лицам, желающим получить консультирование при личном обращении, предоставляется право его получения в порядке очереди.
4.20. Срок ожидания в очереди при личном обращении контролируемых лиц не должен превышать 15 минут.
4.21. Содержание консультирования при личном обращении в день его проведения заносится инспектором в учетную карточку консультирования, типовая форма которой утверждается приказом органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора.
4.22 Проведение обязательного профилактического визита в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, осуществляется в году, предшествующем году проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.
4.23. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 года с даты начала осуществления деятельности, подлежащей региональному государственному надзору.
4.24. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
4.25. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
4.26. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
4.27. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, уполномоченное на осуществление контроля (надзора), незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Осуществление регионального государственного надзора
5.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка.
5.2. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
5.3. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
5.4. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
5.5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов.
5.6. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона, проводится только по согласованию с органами прокуратуры.
5.7. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
5.8. Плановые контрольные мероприятия, указанные в пункте 5.1 настоящего Положения, проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.
5.9. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
5.10. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
2) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
3) для категории среднего риска - один раз в 5 лет.
5.11. Внеплановые контрольные мероприятия, указанные в пункте 5.1 настоящего Положения, могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.
5.12. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
В случае, если по результатам проведения такого контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
5.13. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с указанием срока, необходимого для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в следующих случаях:
1) отсутствия по месту регистрации гражданина, являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его нахождением в ежегодном основном оплачиваемом отпуске;
2) временной нетрудоспособности;
3) участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
4) вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда или налогового органа в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
5) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
6) смерти близких родственников.
Гражданин вместе с информацией о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия представляет в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, документы, подтверждающие наличие обстоятельств, послуживших причиной невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, перечисленных в подпунктах 1-6 настоящего пункта.
В случае поступления в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного надзора, информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, указанный в обращении, о чем гражданин уведомляется в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о переносе срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
6. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
6.1. Контролируемое лицо, в отношении которого в ходе осуществления контроля (надзора) проводились контрольные (надзорные) мероприятия, имеет право на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения (далее - жалоба).
6.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействие) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.3. Решения и действия (бездействие) руководителя Департамента могут быть обжалованы в Правительство Орловской области.
Решения и действия (бездействие) заместителя руководителя Департамента, должностных лиц, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения, могут быть обжалованы руководителю Департамента.
6.4. Жалоба регистрируется в течение 1 рабочего дня со дня поступления в Департамент.
6.5. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
6.6. Срок рассмотрения жалобы продлевается на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
1) проведения в отношении должностного лица Департамента, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствия должностного лица Департамента, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
6.7. Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона.
Раздел 7 приложения настоящего постановления вступает в силу с 1 марта 2022 г.
7. Ключевые показатели регионального государственного надзора и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного надзора
7.1. В систему показателей результативности и эффективности деятельности органа, осуществляющего региональный государственный надзор, входят:
1) ключевые показатели регионального государственного надзора, включающие:
количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, возникших на объектах контролируемых лиц (чел.);
материальный ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах контролируемых лиц (млн руб.);
2) индикативные показатели регионального государственного надзора.
7.2. Ключевые показатели регионального государственного надзора и их целевые значения приведены в приложении 2 к настоящему Положению.
7.3. Индикативные показатели регионального государственного надзора приведены в приложении 3 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.