Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Ростова-на-Дону" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Ростова-на-Дону" (далее - ООО "РЦР"), которому отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов" КоАП Российской Федерации, оспаривает конституционность пункта 1 части 16 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", согласно которому по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться, в частности, операции по зачислению наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом).
Как следует из представленных материалов, на момент привлечения заявителя к административной ответственности действовала прежняя редакция оспариваемого пункта, в силу которой по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться, в частности, операции по зачислению принятых от физических лиц наличных денежных средств. При рассмотрении же арбитражными судами дела о признании незаконным и отмене соответствующего постановления налогового органа заявитель в подтверждение своих доводов об отсутствии противоправности деяния ссылался на обновленную редакцию данного пункта (вступившую в силу до вынесения решения судом первой инстанции), в которой появилось уточнение лишь относительно наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом).
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение фактически отменяет административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП Российской Федерации, а потому оспариваемой норме должна быть придана обратная сила, как того требует часть 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации. Однако, как указано в жалобе, правоприменительные органы с данным мнением ООО "РЦР" не согласились. В связи с этим заявитель, оспаривая решения правоприменительных органов по его делу, просит признать пункт 1 части 16 статьи 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не соответствующим статье 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "РЦР", арбитражные суды, исходя из сложившейся практики применения пункта 1 части 16 статьи 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в редакции, действовавшей на момент привлечения общества к административной ответственности, а также принимая во внимание положение части 14 той же статьи, в силу которого платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, пришли к выводу, что ООО "РЦР", действуя в качестве платежного агента, осуществляло операции с денежными средствами потребителей услуг путем их получения от плательщиков через операторов по переводу денежных средств и последующего перечисления на расчетный счет поставщика, минуя специальный банковский счет, что свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП Российской Федерации.
Учитывая изложенное, пункт 1 части 16 статьи 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", направленный - во взаимосвязи с иными положениями названного Федерального закона и с учетом особенностей регулируемых отношений - на обеспечение определенности правового статуса платежного агента, соблюдение баланса публичных и частных интересов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 года N 82-О), непосредственно вопросы административной ответственности не регламентирует и сам по себе не может расцениваться как нарушающий в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что принцип обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность за правонарушения (статья 54, часть 2, Конституции Российской Федерации), влечет освобождение от установленной ранее ответственности и может быть обеспечен лишь при условии создания надлежащего процессуального механизма, позволяющего определить в конкретном деле, в какой мере новый закон смягчает ответственность за правонарушение, и соответствующим образом применить его (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 10 октября 2013 года N 20-П, от 14 июля 2015 года N 20-П, от 14 июня 2018 года N 23-П и др.).
Применительно к административной ответственности данный конституционный принцип конкретизирован в статье 1.7 КоАП Российской Федерации, определяющей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1); закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О, от 27 сентября 2016 года N 2017-О и др.).
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка доказательств, послуживших основанием для применения в нем тех или иных норм права, в том числе по основаниям придания им обратной силы, а равно проверка конституционности правоприменительных решений или их отмена не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Ростова-на-Дону", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1675-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Ростова-на-Дону" на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 16 статьи 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)