г. Калуга |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А54-3894/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Еремичевой Н.В. |
||
судей |
Андреева А.В. Гнездовского С.Э. |
||
|
|
||
при участии в заседании: от ООО "АК "Русь":
от Козлова А.А.: от Правительства Рязанской области:
от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области: от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области: от иных лиц, участвующих в деле: |
Шарабайко Е.И. - представителя по доверенности от 29.09.2022, лично, паспорт, Рожковой А.А. - представителя по доверенности от 28.07.2022, Харитонова М.А. - представителя по доверенности от 28.07.2022, Харитонова М.А. - представителя по доверенности от 28.01.2022, Милосердовой Е.Ю. - представителя по доверенности от 28.09.2022, не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-промышленный комплекс "Русь" на определение Арбитражного суда Рязанской области от 16.05.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по делу N А54-3894/2017,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Рязанский конный завод" (далее - ООО "Рязанский конный завод", должник) Шиманский Александр Анатольевич (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о разрешении разногласий, в котором просил установить, что ООО "Рязанский конный завод" не является сельскохозяйственной организацией, продажа имущества которой осуществляется по правилам статьи 179 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ), а также, что преимущественное право покупки земельных участков ООО "Рязанский конный завод", подлежащих продаже с электронных торгов, имеет Правительство Рязанской области по цене, определенной на торгах.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 16.05.2022 (судья Иванова В.Н.) разрешены разногласия, заявленные конкурсным управляющим ООО "Рязанский конный завод" Шиманский А.А., и определено, что ООО "Рязанский конный завод" не является сельскохозяйственной организацией, продажа имущества которой осуществляется по правилам статьи 179 Закона о банкротстве.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 (судьи: Григорьева М.А., Волошина Н.А., Тучкова О.Г.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "АК "Русь" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "АК "Русь", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Заявитель указывает, что утрата признаков сельскохозяйственной организации (в смысле параграфа 3 главы IX Закона о банкротстве) произошла вследствие недобросовестных действий единоличного исполнительного органа должника, что позволяет признать при продаже имущества должника применимыми особенности, установленные специальной процедурой параграфа 3 главы IX Закона о банкротстве.
В соответствии с правилами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу, исходя из заявленных доводов, в связи с чем законность и обоснованность определения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций проверяются только в обжалуемой части.
Козлов А.А., ООО "КДВ Агрохолдинг", Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области в отзывах просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Правительство Рязанской области в отзыве указало, что, если на момент возбуждения дела о банкротстве и введения соответствующих процедур ООО "Рязанский конный завод" не имело одновременно двух признаков, определенных в пункте 1 статьи 177 Закона о банкротстве, следовательно, применение в рамках процедуры банкротства вышеназванного юридического лица положений, установленных параграфом 3 главы IX Закона о банкротстве, незаконно.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области в отзыве указало, что нормы статьи 179 Закона о банкротстве не должны применяться при продаже имущества ООО "Рязанский конный завод".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "АК "Русь" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Козлова А.А., представители Правительства Рязанской области, Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области полагали кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Дело судом рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установлено, что ООО "ВСУМ" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОО "Рязанский конный завод".
Определением суда от 05.10.2017 в отношении ООО "Рязанский конный завод" введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утвержден Шиманский А.А.
Решением суда от 28.06.2018 ООО "Рязанский конный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсный управляющим утвержден Шиманский А.А.
Инвентаризация имущества должника проведена 10.09.2018. В конкурсную массу ООО "Рязанский конный завод" включено следующее имущество: сооружение навес для сена 505, 8 кв., кадастровый номер 62:13:0260101:235; земельный участок 469918 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская обл., р-н Рыбновский, вблизи с. Срезнево, кадастровый номер 62:13:1160301:86; земельный участок 2440 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская обл., р-н Рыбновский, вблизи п. Дивово, кадастровый номер 62:13:1160301:82; земельный участок 401372 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская обл., р-н Рыбновский, вблизи п. Дивово, кадастровый номер 62:13:1160301:79; земельный участок 91481 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская обл., р-н Рыбновский, вблизи п. Глебково, кадастровый номер 62:13:1160301:85; нежилое здание 3363, 2 кв. м (уничтожено пожаром), расположенное по адресу: Рязанская обл., Рыбновский р-н, п. Дивово, кадастровый номер 62:13:0320101:84.
Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от 21.05.2018 по делу N 2-115/2018 были удовлетворены исковые требования Правительства Рязанской области к Каляпиной А.В. и ООО "Рязанский конный завод" о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, применении последствий недействительности сделок в виде возврата в собственность ООО "Рязанский конный завод" спорных земельных участков и взыскания с ООО "Рязанский конный завод" в пользу Каляпиной А.В. 9 129 284 рублей.
Во исполнение судебного акта в собственность ООО "Рязанский конный завод" были возвращены следующие земельные участки с кадастровыми номерами: N 62:13:1160301:87, площадь 968.453 кв. м; N 62:13:1160301:30, площадь 3.448.071 кв. м; N 62:13:1160301:76, площадь 3.225 кв. м;
N 62:13:1160301:77, площадь 56.432 кв. м; N 62:13:1160301:78, площадь 39.905 кв. м; N 62:13:1160301:80, площадь 91.837 кв. м;
N 62:13:1160301:88, площадь 2.131.780 кв. м; N 62:13:1160301:90, площадь 1.824.040 кв. м; N 62:13:1170101:317, площадь 102.168 кв. м;
N 62:13:1170101:319, площадь 4.107.899 кв. м; N 62:13:1160301:36, площадь 231.942 кв. м; N 62:13:1160301:89, площадь 6.740 кв. м;
N 62:13:1170101:316, площадь 373.584 кв. м; N 62:13:1170101:318, площадь 928.500 кв. м; N 62:13:1170201:336, площадь 6.084.447 кв. м.
Дополнительная инвентаризация имущества должника проведена 30.01.2019. По ее результатам в конкурсную массу включены еще 15 земельных участков.
Собранием кредиторов должника 12.11.2018 утвержден порядок продажи имущества должника. На собрании кредиторов в форме заочного голосования (окончание приема бюллетеней - 30.10.2020) утверждены изменения в порядок продажи имущества должника, утвержденный собранием кредиторов от 12.11.2018.
Конкурсным управляющим 01.07.2021 в 10.00 по адресу электронной торговой площадки: www.utender.ru проведены торги по продаже имущества ООО "Рязанский конный завод" в форме открытого аукциона по составу участников и форме подачи предложения по цене.
Торги по продаже имущества ООО "Рязанский конный завод", назначенные на 01.07.2021, по лоту N 1 не состоялись, так как к участию в торгах был допущен только один участник - ООО "КДВ Агрохолдинг".
Победителем по лотам N 2 и N 3 признан гражданин Козлов А.А.
В результате соблюдения всех конкурсных процедур ООО "КДВ Агрохолдинг" и гражданин Козлов А.А. получили право на заключение договоров купли-продажи в отношении земельных участков, входящих в лот N 1 и в лоты NN 2 и 3 соответственно.
После публикации результатов торгов к конкурсному управляющему обратились иные претенденты на подписание договоров купли-продажи в отношении спорных земельных участков: ООО "Эверест-Агро" и ООО "АК "Русь" (смежные землепользователи).
Конкурсный управляющий полагая, что в силу статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, направил Правительству Рязанской области уведомление о возможности воспользоваться преимущественным правом покупки и выкупить имущество ООО "Рязанский конный завод", а именно: лота N 1 за 35 600 716 рублей, лота N 2 - 341 681 рубля 55 копеек, лота N 3 - 3 578 373 рублей 75 копеек.
Конкурсному управляющему, в свою очередь, от ООО "Эверест-Агро" и ООО "АК "Русь" поступили требования о заключении договоров купли-продажи согласно требованиям статьи 179 Закона о банкротстве, регулирующей особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций в ходе конкурсного производства.
Ссылаясь на то, что заключение договоров купли-продажи имущества ООО "Рязанский конный завод" по результатам торгов от 01.07.2021 ни с тем лицом может повлечь за собой нарушение прав не только лиц, имеющих право преимущественной покупки, но и прав кредиторов ООО "Рязанский конный завод", конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.
Разрешая разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и кредиторами о порядке продажи имущества должника - ООО "Рязанский конный завод", суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 60 Закона о банкротстве арбитражным судом в деле о банкротстве должника рассматриваются заявления и ходатайства конкурсного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 177 Закона о банкротстве для целей названного Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
В силу пункта 2 статьи 179 Закона о банкротстве преимущественное право приобретения имущества должника, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем 4 пункта 1 названной статьи, имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества должника, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена указанная сельскохозяйственная организация, а также соответствующему субъекту Российской Федерации или соответствующему муниципальному образованию.
Для обеспечения реализации преимущественного права приобретения имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, имущества должника, выставляемых на торги.
Арбитражный управляющий продает имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае, если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым.
В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 179 Закона о банкротстве).
Из положений пункта 2 статьи 179 Закона о банкротстве, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.12.2013 N 10125/13 в отношении критериев сельхозпредприятий, имеющих преимущественное право приобретения имущества должника, к лицам, имеющим первоначальное преимущественное право относятся сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в той же местности, что и должник, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год (статья 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"). Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в одной местности с должником, доля дохода от реализации сельхозпродукции которых составляет менее чем 70% за календарный год, обладают вторичным преимущественным правом.
Судами установлено, что управляющий уведомления о продаже имущества должника на торгах лицам, имеющим право преимущественного приобретения, не направлял, полагая, что должник не относится к сельскохозяйственной организации по смыслу статьи 177 Закона о банкротстве.
Уведомление было направлено в адрес Правительства Рязанской области в соответствии с Законом N 101-ФЗ.
По справедливому суждению судов, признаки сельскохозяйственной организации, предусмотренные статьей 177 Закона о банкротстве, должник должен иметь на момент возбуждения в отношении него дела о банкротстве и введения в отношении него соответствующих процедур (определение Верховный суд Российской Федерации от 08.11.2016 N 310-ЭС16-8192).
Судами установлено, что согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Рязанский конный завод" является разведение лошадей, ослов, мулов, лошаков, что в соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Из документов, представленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области за 2014 - 2016 годы установлено, что ООО "Рязанский конный завод", как получатель субсидий, представляло отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формам, установленным приказами Минсельхоза России от 12.12.2014 N 497 "Об утверждении форм отчетности за 2014 год", от 26.11.2015 N 587 "Об утверждении форм отчетности за 2015 год", от 24.11.2016 N 531 "Об утверждении форм отчетности за 2016 год".
В соответствии с отчетами об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса (форма 6-АПК) за 2014 год (Раздел III. Расшифровка показателей формы N 2 "Отчет о финансовых результатах") выручка от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки ООО "Рязанский конный завод" составила 27 366 000 рублей (доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг) составила 94%); за 2015 год - 21 269 000 рублей (доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг) составила 94%); за 2016 год - 17 101 000 рублей (доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг) составила 55%).
Таким образом, судами установлено, что в соответствии с представленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области отчетностью ООО "Рязанский конный завод" в 2014 - 2016 годах относилось к сельскохозяйственной организации в понимании Закона о банкротстве.
В 2017 - 2021 годах ООО "Рязанский конный завод" за получением субсидий в министерство не обращалось, отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2017 - 2020 годы не представляло.
Судами установлено и подтверждено судебными актами, что в 2017 году прибыль у общества отсутствовала, так как в результате совершения сделок по отчуждению практически всех основных средств ООО "Рязанский конный завод" Каляпиной А.В. текущая деятельность должника, начиная с 2017 года, стала невозможной.
Установив, что на момент введения процедуры банкротства (28.06.2018) в отношении ООО "Рязанский конный завод" условие по получению выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки не менее 70% от общей выручки, выполнено не было, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у должника признаков сельскохозяйственной организации, установленных пунктом 1 статьи 177 Закона N 127-ФЗ, для целей Закона о банкротстве, и, соответственно, неприменении к проводимым в деле о банкротстве должника процедурам специальных положений, закрепленных в параграфе 3 главы IX Закона о банкротстве.
С учетом изложенного суды обоснованно заключили, что при продаже имущества должника необходимо руководствоваться общими нормами Закона о банкротстве - статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве.
При этом судами установлено, что регламентированный Законом о банкротстве порядок продажи имущества должника конкурсным управляющим соблюден полностью; проведена инвентаризация и оценка имущества; собранию кредиторов представлены предложения о порядке, сроках и условия продажи, которые утверждены собранием кредиторов, решения собрания не обжаловались; проведены торги по продаже имущества должника.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о нарушении судами норм права применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего обособленного спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Рязанской области от 16.05.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по делу N А54-3894/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
А.В. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что на момент введения процедуры банкротства (28.06.2018) в отношении ООО "Рязанский конный завод" условие по получению выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки не менее 70% от общей выручки, выполнено не было, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у должника признаков сельскохозяйственной организации, установленных пунктом 1 статьи 177 Закона N 127-ФЗ, для целей Закона о банкротстве, и, соответственно, неприменении к проводимым в деле о банкротстве должника процедурам специальных положений, закрепленных в параграфе 3 главы IX Закона о банкротстве.
С учетом изложенного суды обоснованно заключили, что при продаже имущества должника необходимо руководствоваться общими нормами Закона о банкротстве - статьями 110, 111, 139 Закона о банкротстве.
При этом судами установлено, что регламентированный Законом о банкротстве порядок продажи имущества должника конкурсным управляющим соблюден полностью; проведена инвентаризация и оценка имущества; собранию кредиторов представлены предложения о порядке, сроках и условия продажи, которые утверждены собранием кредиторов, решения собрания не обжаловались; проведены торги по продаже имущества должника."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2022 г. N Ф10-2980/21 по делу N А54-3894/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2980/2021
22.07.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4162/2022
21.04.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-906/2022
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2980/2021
23.04.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7628/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3894/17
25.09.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3633/19
10.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3701/19
22.05.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2443/19
28.06.2018 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3894/17
21.02.2018 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-454/18
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3894/17