город Калуга |
|
14 октября 2022 г. |
Дело N А35-1423/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 14 октября 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей |
Шелудяева В.Н., Крыжской Л.А., Силаевой Н.Л., |
|
при участии в заседании: |
|
|
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Шишкина М.Д. - представитель администрации города Курска, доверенность от 18.05.2022, диплом; Ильина Н.Ю. - представитель администрации Курской области, доверенность от 29.07.2022, диплом; Вылегжанина Ю.С. - представитель акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска", доверенность от 10.03.2022, диплом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А35-1423/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области к муниципальному образованию "Город Курск" в лице администрации города Курска (далее - администрация города Курска, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 4 121 руб. 75 коп. расходов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов (уточненное заявление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Центрального округа города Курска; администрация Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - Комитет экологии города Курска), муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" (далее - МКУ "Городская инспекция ЖКХ"); Комитет городского хозяйства города Курска (далее - Комитет городского хозяйства города Курска); Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - КУМИ города Курска).
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2021 решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 были отменены, дело передано на новое рассмотрение Арбитражного суда Курской области.
По результатам нового рассмотрения настоящего дела решением Арбитражного суда Курской области от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022, заявленные требования акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" удовлетворены, с муниципального образования "Город Курск" в лице администрации г. Курска за счет средств казны муниципального образования в пользу АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" взысканы расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 4 121 руб. 75 коп..
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация города Курска обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017 АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне города Курска.
Региональным оператором на прибрежной территории реки Кур в районе улиц Береговая, Золотой проезд и Ватутина было выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт обследования земельного участка от 08.10.2019.
Поскольку несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов осуществлено на территории муниципального образования "Город Курск", истец 22.10.2019 направил в адрес: Комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, администрации города Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитета ЖКХ города Курска требование о ликвидации несанкционированной свалки.
В связи с неисполнением администрацией города Курска вышеуказанного требования истец за счет собственных денежных средств ликвидировал место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
По расчету АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" расходы на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составили 4 121,75 руб..
В добровольном порядке администрация города Курска отказалась от возмещения истцу вышеуказанных расходов, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м куб, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, спорная несанкционированная свалка располагалась в пределах границ муниципального образования "Город Курск" на землях, собственность на которые не была разграничена. Земельные участки на указанной территории в установленном законом порядке не формировались.
Судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о наличии у администрации города Курска обязанности компенсировать региональному оператору затраты, связанные с ликвидацией вышеуказанного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в том числе, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с Законом Курской области от 30.11.2015 года N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", Законом Курской области от 05.03.2018 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв. м, за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Как указано выше, спорная несанкционированная свалка располагалась на не сформированном земельном участке, полномочия по распоряжению которым, орган власти субъекта Российской Федерации не осуществлял.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что правовые основания для возложения на субъект Российской Федерации - Курская область обязанности по возмещению региональному оператору компенсации за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на территории муниципального образования "Город Курск", отсутствуют.
При этом, учитывая полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, обращения с твердыми коммунальными отходами, суд обоснованно признал администрацию города Курска плательщиком затрат, связанных с ликвидацией региональным оператором несанкционированной свалки.
В частности, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно учитывал и другие обстоятельства спора, имеющие значение для дела.
В частности, согласно пункту 2.1.3 Муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 - 2024 годы" на органы местного самоуправления возлагается обязанность в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе при ликвидации несанкционированных свалок. Указанной муниципальной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия из бюджета города.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с бюджетным законодательством доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Курск", а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов поступают в доход бюджета города Курска.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у муниципального образования "Город Курск" финансового обеспечения, в том числе на мероприятии, связанные с ликвидацией несанкционированных свалок.
Факт несения истцом расходов на сумму 4 121 руб. 75 коп., связанных с ликвидацией спорной несанкционированной свалки, подтвержден соответствующими доказательствами.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Учитывая изложенные обстоятельства спора и требования действующего законодательства, истец, выполнив работы по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, финансирование которых должно осуществляться администрацией города Курска, вправе требовать возмещения указанных расходов с органа местного самоуправления, а поэтому обжалуемые судебные акты по настоящему делу в части взыскания с ответчика 4 121 руб. 75 коп. в виде неосновательного обогащения судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А35-1423/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, спорная несанкционированная свалка располагалась на не сформированном земельном участке, полномочия по распоряжению которым, орган власти субъекта Российской Федерации не осуществлял.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что правовые основания для возложения на субъект Российской Федерации - Курская область обязанности по возмещению региональному оператору компенсации за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на территории муниципального образования "Город Курск", отсутствуют.
При этом, учитывая полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, обращения с твердыми коммунальными отходами, суд обоснованно признал администрацию города Курска плательщиком затрат, связанных с ликвидацией региональным оператором несанкционированной свалки.
В частности, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
...
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2022 г. N Ф10-2640/21 по делу N А35-1423/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2640/2021
21.06.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6866/20
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1423/20
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2640/2021
29.03.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6866/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1423/20