город Калуга |
|
14 октября 2022 г. |
Дело N А36-2662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2022.
Постановление в полном объёме изготовлено 14.10.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Силаевой Н.Л., |
судей |
Крыжской Л.А., |
|
Шелудяева В.Н., |
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Россети Центр" представителя Чуносовой Е.И. по доверенности от 27.07.2022;
от управления лесного хозяйства Липецкой области представителя Юдина Н.Н. по доверенности от 02.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления лесного хозяйства Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу N А36-2662/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" (до переименования - ПАО "МРСК Центра") (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа управления лесного хозяйства Липецкой области (далее - управление) в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 48:02:1000601:829 площадью 6 118 кв. м в Грязинском лесничестве, Плехановском участковом лесничестве для размещения кабельной линии 10 кВ с целью технологического присоединения ТП 10/0,4 кВ 25кВА для электроснабжения строящегося объекта в составе базы отдыха, расположенного по адресу: Липецкая область, Грязинский район, с/п Ярлуковский сельсовет, Плехановское лесничество, Ленинский лесхоз, кадастровый номер земельного участка 48:02:1000601:1710, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возложения обязанности выдать соответствующее разрешение (осуществить согласование).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Наливкин С.В.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ управления лесного хозяйства Липецкой области в использовании части земельного участка с кадастровым номером 48:02:1000601:829 для размещения кабельной линии, выраженный в письме N 32-12И32-237 от 08.02.2021. На управление возложена обязанность в установленном действующим законодательством порядке устранить допущенное нарушение прав и охраняемых интересов ПАО "Россети Центр" и в установленном законодательством порядке рассмотреть вопрос о размещении кабельной линии 10 кВ. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что размещение кабельных линий не предусмотрено в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в лесопарковых зонах. Кроме того, судами не учтено, что кабельные линии относятся к объектам капитального строительства.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд округа не направило. Дело рассмотрено в отсутствие его представителя в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.11.2019 между заявителем и третьим лицом подписан договор N 41905180 (2019/91951), по условиям которого заявитель принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица ТП10/04кВ 25 кВА для электроснабжения строящегося жилого дома с бытовыми приборами, расположенного по адресу: Липецкая область, Грязинский район, с/п Ярлуковский сельсовет, Плехановское лесничество, Ленинский лесхоз, кадастровый номер земельного участка 48:02:1000601:1710.
Приложением к названному договору являются технические условия от 05.11.2019 N 20602370 (2019/91951), которыми предусмотрено строительство заявителем новых линий ЛЭП 10 кВ ориентировочной протяженностью 510 м (из них 40 м ВЛЗ 10 кВ, КЛ 10 кВ 470 м (450 м ГНБ, 20 м спуск и подъем на опору)) от опоры N 86 ВЛ 10 кВ N 02 ПС Малей до опоры 10 кВ третьего лица.
Земельный участок с кадастровым номером 48:02:1000601:1710 принадлежит третьему лицу на основании договора аренды земельного участка от 17.10.2017 N 316 и соглашения о передаче прав и обязанностей от 25.04.2019.
20.10.2020 Наливкин С.В. обратился к заявителю с обращением об изменении наименования объекта присоединения по договору от 07.11.2019 N 41905180 (2019/91951) на строящийся объект в составе базы отдыха.
Общество 29.12.2020 обратилось в управление с заявлением, в котором просило предоставить решение сроком на 11 месяцев об использовании части земельного участка общей площадью 6118 кв.м с кадастровым номером 48:02:1000601:829, расположенного в Липецкой области, Грязинском районе, с/п Ярлуковском сельсовете, Плехановском лесничестве, Ленинском лесхозе, для размещения кабельной линии 10 кВ с целью технологического присоединения ТП 10/0,4 кВ 25 кВА для электроснабжения строящегося объекта в составе базы отдыха (Наливкин С.В.), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 48:02:1000601:1710.
Решением от 08.02.2021, выраженным в письме N 32-12И32-237, обществу отказано в использовании части земельного участка в связи с тем, что размещение объекта не соответствует условиям, указанным в пункте 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без представления земельных участков и установления сервитутов на территории Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 01.06.2015 N 280.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
На основании пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.07.2020 N 434, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - перечень N 1300).
В пункте 5 перечня N 1300, указаны линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как установлено в подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основанием отказа управления послужило то, что размещение объекта не соответствует условиям подпункта 3 пункта 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Липецкой области, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 01.06.2015 N 280 (далее - Порядок N 280) и приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. При этом управление обосновывало свою позицию установленными в статье 114 ЛК РФ ограничениями.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка N 280 решение об отказе в использовании земель или земельных участков принимается в случае, если размещение объекта не соответствует условиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу подпункта 3 пункта 3 Порядка N 280 одним из условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Липецкой области является то, что размещение объекта не приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 114 ЛК РФ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 48:02:1000601:829, на территории которого предполагается размещение кабельной линии, отнесен к категории лесопарковых зон.
При этом суды, ссылаясь на положения статьи 130 ГК РФ, пунктов 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ пришли к обоснованному выводу о том, что кабельная линия не является объектом капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пункте 5 части 2 статьи 114 ЛК РФ на размещение указанного объекта в лесопарковых зонах не распространяются, в связи с чем оспариваемый отказ управления в выдаче обществу разрешения на использование части земельного участка для размещения кабельной линий 10кВ не соответствует вышеперечисленным нормам лесного и земельного законодательства, и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем является незаконным.
Ссылка в жалобе на распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, которым утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанции, сделанные на основании норм действующего законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением от 18.08.2022, прекратило свое действие и исполнению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу N А36-2662/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2022 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу N А36-2662/2021, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 18.08.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Силаева |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 48:02:1000601:829, на территории которого предполагается размещение кабельной линии, отнесен к категории лесопарковых зон.
При этом суды, ссылаясь на положения статьи 130 ГК РФ, пунктов 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ пришли к обоснованному выводу о том, что кабельная линия не является объектом капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пункте 5 части 2 статьи 114 ЛК РФ на размещение указанного объекта в лесопарковых зонах не распространяются, в связи с чем оспариваемый отказ управления в выдаче обществу разрешения на использование части земельного участка для размещения кабельной линий 10кВ не соответствует вышеперечисленным нормам лесного и земельного законодательства, и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем является незаконным.
Ссылка в жалобе на распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, которым утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанции, сделанные на основании норм действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2022 г. N Ф10-4060/22 по делу N А36-2662/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 388-ПЭК23
14.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4060/2022
25.07.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2273/2022
14.02.2022 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-2662/2021