Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Гвардейский городской округ"
от 07 сентября 2021 г. N 967
Положение
о системах оповещения населения муниципального образования "Гвардейский городской округ"
1. Общие положения
1.1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 02 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 9 декабря 2014 г. N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации", Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 (далее - совместный приказ МЧС России и Минцифры от 31 июля 2020 г. N 578/365) и Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 579/366, Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утверждёнными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1, ГОСТом Р42.3.01.-2021, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 46-ст, Законом Калининградской области от 19 декабря 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях (далее ЧС) - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.4. Системы оповещения населения муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - городской округ) являются составной частью системы управления гражданской обороны (далее - ГО) и муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МЗ ТП РСЧС) городского округа, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и МЗ ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования единой сети электросвязи, каналов ведомственных сетей связи, а также подвижных средств оповещения, используемых по единому плану.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. В системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.7. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Региональные системы оповещения создают органы государственной власти Калининградской области.
Муниципальную систему оповещения создает администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ".
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы Калининградской области и муниципального образования "Гвардейский городской округ".
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
1.8. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти Калининградской области, администрацией муниципального образования "Гвардейский городской округ" и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.10. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному совместным приказом МЧС России и Минцифры от 31 июля 2020 г. N 578/365.
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному совместным приказом МЧС России и Минцифры от 31 июля 2020 г. N 578/365.
2. Назначение, основные задачи и состав систем оповещения населения городского округа
2.1. Система оповещения городского округа является составной частью системы оповещения Калининградской области и включает в себя муниципальную систему оповещения, локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения организаций.
2.2. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС и населения городского округа об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
2.3. Системы оповещения и информирования населения городского округа могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время и используются по единому замыслу.
2.4. Основной задачей муниципальной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации с повседневного пункта управления городского округа (ЕДДС) до:
- руководящего состава ГО и МЗ ТП РСЧС городского округа;
- сил ГО и РСЧС на территории городского округа;
- ДДС организаций, перечисленных в пункте 1.7. настоящего постановления, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории городского округа.
2.5. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации от ДДС организации до:
- руководящего состава ГО и персонала организаций, эксплуатирующих объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленных в пункте 1.7. настоящего постановления, объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единой дежурно-диспетчерской службы городского округа, попадающего в границы зоны действия локальной системы оповещения;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
2.6. Основной задачей объектовой системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководителей и персонала организации, а также людей, находящихся на ее территории.
2.7. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
2.8. Системы оповещения всех уровней должны организационно, технически и программно сопрягаться.
2.9. В состав муниципальной системы оповещения входит:
1) автоматизированные рабочие места дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС городского округа с аппаратурой запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения;
2) звуковещательные устройства и электросирены, установленные в границах городского округа;
3) каналы связи, сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, задействованные для передачи и приема сигналов оповещения и информирования в интересах населения городского округа;
4) мобильные (перевозимые и переносные) технические средства оповещения для обеспечения гарантированного оповещения населения, неохваченного средствами автоматизированных систем оповещения в предполагаемых зонах ЧС.
2.10. Основой муниципальной системы оповещения является автоматизированная система централизованного оповещения населения на базе комплекса программно-технических средств информационно-телекоммуникационного комплекса оповещения и связи П-166 ИТК ОС.
В качестве звукоизлучающих устройств используются акустические системы Г1 с управляющим оборудованием УКБ СГС-22-М и установленные на базе аппаратуры оповещения комплексы электрических сирен С-40.
Для установки оборудования голосового оповещения используются здания, находящиеся преимущественно в муниципальной собственности.
2.11. В состав локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (далее - ПОО) входят ДДС ПОО, специальная аппаратура управления и средства оповещения (электросирены, средства громкоговорящей связи), а также линии связи, обеспечивающие передачу сигнала "Внимание всем!" и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальных систем оповещения ПОО.
2.12. В состав объектовых систем оповещения входят внутренняя сеть громкоговорящей связи организаций, отнесенных к категориям по ГО и продолжающих функционирование в военное время, предприятий и учреждений производственной и социальной сферы, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей (более 50 человек), а также ведомственные системы оповещения, централизованное проводное вещание и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
2.13. Система информирования населения городского округа - это организационно-техническое объединение каналов информации, используемых на территории городского округа, в том числе:
- муниципальные средства массовой информации (общественно-политическая газета Гвардейского городского округа "Наша жизнь");
- информационно-коммуникационная сеть "Интернет" (официальный сайт муниципального образования, возможности социальных сетей);
- телевизионные, радио- и проводные станции вещания, используемые через областной радиотелевизионный передающий центр;
- сети операторов мобильной телефонной связи;
- элементы комплекса технических средств ОКСИОН (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения на основе светодиодных экранов, плазменных панелей и устройств типа "Бегущая строка" и др.);
- подвижные средства с громкоговорящими устройствами, установленными на ведомственных транспортных средствах подразделений Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, подразделений территориальных органов МВД России, Минобороны России, операторов связи, используемые на договорной основе.
2.14. Информирование населения в отличие от оповещения населения не требует немедленного принятия мер по защите населения и обеспечивает:
- при угрозе возникновения и возникновении ЧС - доведение до населения информации о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;
- в режиме повседневной деятельности - обучение населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, проведения пропаганды в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2.15. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения комплексно применяются все составные части систем оповещения населения:
- сети электрических и электронных сирен;
- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;
- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);
- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного вещания);
- сети уличной звукофиксации;
- сети кабельного телевидения;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети связи общего пользования;
- мобильные и носимые средства оповещения.
2.16. Общее время доведения сигналов и экстренной информации до населения с момента получения достоверных данных об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие их, а также при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера по автоматизированным системам оповещения населения должно составлять:
на муниципальном уровне - не более 5 минут;
на объектовом уровне - не более 1 минуты.
3. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Получив информацию или сигнал оповещения из вышестоящего органа управления, оперативный дежурный ЕДДС городского округа подтверждает их получение, проверяет достоверность и немедленно доводит полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств ГО и МЗ ТП РСЧС городского округа и населения в установленном порядке.
3.2. Распоряжение на задействование муниципальной системы оповещения отдается главой администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" или лицом, его замещающим.
В экстренных, не терпящих отлагательства случаях, применять местную автоматизированную систему оповещения может оперативный дежурный ЕДДС.
3.3. Решение на задействование локальных и объектовых систем оповещения принимают соответствующие руководители организаций или лица, их замещающие, а в экстренных случаях - персонал ДДС организации.
3.4. Руководители ликвидации ЧС по согласованию с администрацией городского округа и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.5. Непосредственные действия по использованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения.
3.6. Передача информации и сигналов оповещения на муниципальном уровне осуществляется ЕДДС городского округа с разрешения начальника управления по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" по имеющимся сетям и каналам связи.
3.7. ДДС организаций, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися инструкциями.
Основные мероприятия, проводимые в организации (на объекте) по сигналам оповещения, отражаются в плане ГО и плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Предусматриваемые ими мероприятия и реальность планов отрабатываются и проверяются в процессе практических занятий, учений и тренировок.
3.8. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" или лица, его замещающего, руководителя организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
3.9. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО и МЗ ТП РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО и МЗ ТП РСЧС, а также населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.
3.10. Оповещение руководящего состава ГО и МЗ ТП РСЧС осуществляется с использованием аппаратуры централизованного оповещения путем передачи речевых и (или) текстовых сообщений по имеющимся каналам сети телефонной связи общего пользования, по мобильным телефонам, а также посыльными. До них доводится оперативная информация о необходимости прибыть на рабочее место или в заранее определенный пункт. Для этого используется заранее обусловленный сигнал "Объявлен сбор".
Оповещение экстренных служб, сил и средств, предназначенных (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории городского округа, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты осуществляется по местным сетям связи и обеспечивается быстрым доведением до них информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС с целью принятия необходимых действий по уменьшению ее масштаба и мер по защите персонала.
3.11. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно.
Оповещение населения, не охваченного системой автоматизированного оповещения, должно быть предусмотрено методом объезда на автомобилях, оборудованных громкоговорящими устройствами, через портативные громкоговорители и методом подомового обхода. Кроме того, для информирования населения используется система SMS оповещения, которая задействуется через операторов мобильной связи по заявкам управления по делам ГО и ЧС, через ЕДДС городского округа.
3.12. По сигналу "Внимание! Всем!" население, дежурно-диспетчерские службы производственной и социальной сферы обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радио- и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений. Немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные студии, включаются сети уличной звукофикации.
В речевых сообщениях говорится о характере возникшей угрозы и порядке действий в создавшихся условиях.
В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, т. е. подается предупредительный сигнал "Внимание всем!", затем следуют уточняющий сигнал ("Воздушная тревога", "Радиационная опасность", "Химическая тревога") и дополнительная речевая информация, рекомендации, указания.
3.13. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи с использованием микрофона или заранее записанного сообщения на магнитный (электронный) носитель информации непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб ЕДДС (ДДС).
3.14. При совпадении времени передач приоритет имеют сообщения, исходящие из федеральных и региональных органов власти.
3.15. Обо всех случаях несанкционированного задействования систем оповещения, а также непрохождения команд, сигналов оповещения или информации организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают управление по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" и Главное управление МЧС России по Калининградской области.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Готовность систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.2. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
В Калининградской области при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Калининградской области, муниципального образования "Гвардейский городской округ", задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ муниципального образования "Гвардейский городской округ" могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальных систем оповещения и КСЭОН при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с администрацией муниципального образования "Гвардейский городской округ" не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
4.3. В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего положения, а также положений о региональных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному совместным приказом МЧС России и Минкомсвязи от 31 июля 2020 г. N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
4.4. Технические проверки готовности к задействованию региональных, муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
4.5. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4.6. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.7. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
4.8 Требования, изложенные в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному совместным приказом МЧС России и Минцифры от 31 июля 2020 г. N 578/365 должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
4.9. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
5. Порядок создания, совершенствования систем оповещения населения
5.1. Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения населения городского округа является составной частью мероприятий по смягчению последствий ЧС мирного и военного времени, защите населения и территории от их воздействия.
5.2. Системы оповещения создаются заблаговременно. Руководители предприятий, организаций (независимо от форм собственности) несут ответственность за сохранность технических средств оповещения населения, установленных на вверенных им объектах.
5.3. Муниципальная система оповещения городского округа создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности под руководством главы администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ".
5.4. Локальные и объектовые системы оповещения создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя организации с привлечением лицензированных проектных организаций и служб обеспечения связи объекта.
6. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию
6.1. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения создаются в целях обеспечения максимально возможного охвата населения в зонах ЧС, а также на территориях, неохваченных автоматизированными системами оповещения.
6.2. Запасы мобильных технических средств оповещения населения создаются заблаговременно и поддерживаются в готовности к использованию для гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера на местном и объектовом уровне.
6.3. На местном уровне порядок создания, хранения, использования и восполнения, а также номенклатуру и объемы создаваемых запасов мобильных средств оповещения определяет глава администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ".
Организационно-методическое руководство за формированием мобильных технических средств оповещения осуществляет управление ГО и ЧС городского округа.
6.4. На объектовом уровне номенклатуру, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных технических средств оповещения определяют создающие их органы по согласованию с управлением ГО и ЧС городского округа.
7. Заключительные положения
7.1. Финансирование мероприятий по созданию, совершенствованию и поддержанию в готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" за счет средств федерального бюджета, бюджета Калининградской области и местного бюджета муниципального образования "Гвардейский городской округ", а также за счет средств организаций.
7.2. Неисполнение должностными и юридическими лицами, а также гражданами обязанностей по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также мероприятий ГО влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.