Решение Приморского краевого суда от 15 марта 2021 г. по делу N 3а-7/2021
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Румянцева И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котельникова ... к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, министерству промышленности и торговли Приморского края, заинтересованные лица - Бакулина Наталья Анатольевна, Котельникова ..., несовершеннолетние Котельников ... в лице законного представителя Котельниковой ..., администрация городского округа Большой Камень об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22 декабря 2016 года N 451-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год. (далее - Перечень на 2017 год).
Данное распоряжение 12 января 2017 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. (далее - Перечень на 2018 год)
Данное распоряжение 22 декабря 2017 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Котельников И.А. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве общей долевой собственности (1/6 доля в праве) принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение в здании с кадастровым номером N __, расположенное по адресу: <адрес> который включен в вышеназванные Перечни.
Полагает, что указанные нормативные правовые акты в части являются незаконными, поскольку в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении объекта недвижимости с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась.
Кроме того, объект недвижимости с кадастровым номером N не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяться в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость имущества, поскольку арендуемая ООО "..." и ООО "..." в целях размещения торговых объектов площадь нежилых помещений составляет менее 20% от общей площади объекта недвижимости.
Просит признать недействующими распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22 декабря 2016 года N 451-ри, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, и распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в части включения в пункты 1100 и 1088 объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с Законом Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края путем слияния с департаментом промышленности Приморского края реорганизован в министерство промышленности и торговли Приморского края.
До рассмотрения административного дела по существу судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено министерство промышленности и торговли Приморского края, в качестве заинтересованных лиц: администрация городского округа Большой Камень, сособственники объекта недвижимости: Бакулина Н.А., Котельникова Н.В., несовершеннолетние ... в лице законного представителя Котельниковой Н.В.
В судебное заседание административный истец Котельников И.А., представитель администрации городского округа Большой Камень, заинтересованные лица Бакунина Н.А., Котельникова Н.В., несовершеннолетние ... не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Вазюкова С.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях. Пояснила, что принадлежащее Котельникову И.А. нежилое помещение включено административными ответчиками в оспариваемые Перечни в отсутствие допустимых доказательств его отнесения к объектам налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяться в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. В 2016 и 2017 годах административные ответчики не имели законных оснований использовать информацию, полученную от администрации городского округа Большой Камень Приморского края.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С. против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечни на 2017, 2018 годы на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета, в соответствии с пунктами 6, 7 постановления N 105-па. Согласно техническому паспорту нежилого помещения по состоянию на 2003 год оно имеет наименование магазин "...", имеет торговое назначение и на основании пункта 1 статьи 378.2 НК РФ относится к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Представитель административного ответчика министерства промышленности и торговли Приморского края Лукьянов И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям письменного отзыва, пояснил, что оснований для проведения мероприятий по определению фактического использования спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1.3, абзаца 1 пункта 2.1, пунктами 2.3, 2.3.1 Постановления N 105-па, не имелось. Информация об объекте с кадастровым номером N для формирования оспариваемых Перечней представлена администрацией городского округа Большой Камень на основании ежегодно направляемых запросов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В постановлении Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 г. N 105-па отсутствуют пункты 2.3, 2.3.1
Заинтересованное лицо Котельникова Н.В., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних Котельникова А.А. и Котельникова С.А., в направленных суду заявлениях против удовлетворения исковых требований не возражала. (т. 1 л.д. 124, 126)
Из письменных пояснений представителя заинтересованного лица - администрации городского округа Большой Камень следует, что информация о нежилых помещениях, назначение которых в соответствии с документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов на территории городского округа Большой Камень представлена органом местного самоуправления в соответствии с запросом Администрации Приморского края. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19 июля 2016 года назначение объекта с кадастровым номером N - "торговое". (т. 2 л.д. 120-121)
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Румянцева И.И., полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Материалами административного дела подтверждается, что Котельникову И.А. на праве общей долевой собственности (1/6 доля в праве) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1236,4 кв. м., находящееся на 1 этаже здания (пом. 1-35, 1-37), расположенное по адресу: Приморский край, г. Большой Камень, ул. Гагарина, д. 17, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 10 ноября 2016 года сделана регистрационная запись 25-25/008-25/008/004/2016-3097/1.
Участниками общей долевой собственности являются Бакулина Н.А. (1/3 доля в праве), Котельникова Н.В. (1/6 доля в праве), ФИО12 (1/6 доля в праве) и ФИО13 (1/6 доля в праве).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Аналогичное положение содержится в абзаце 3 части 1 статьи 2 Положения о местных налогах городского округа город Большой Камень, утвержденного решением Думы ЗАТО город Большой Камень от 06 октября 2005 года N 367-р "О местных налогах городского округа г. Большой Камень", действовавшего до 1 января 2020 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - Постановление N 105-па) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22 декабря 2016 года N 451-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, который в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ размещен на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
20 декабря 2017 года департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение N 363-ри, утвердившее Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. Данное распоряжение также размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Принадлежащий Котельникову И.А. объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечень на 2017 год (пункт 1100) и в Перечень на 2018 год (пункт 1088).
Поскольку вступившими в законную силу решениями Приморского краевого суда в порядке главы 21 КАС РФ неоднократно проверялись распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри, и от 22 декабря 2016 года N 451-ри на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает данные обстоятельства.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения принадлежащего ему объекта недвижимости в оспариваемые нормативные правовые акты, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ, действовавшей на момент утверждения Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 378.2 НК РФ внесены изменения, действовавшие на момент утверждения Перечня на 2018 год, согласно которым в подпункте 2 пункта 1 слова "которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости" заменены словами ", разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,".
Из позиции административных ответчиков по заявленным требованиям следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N включен департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в оспариваемые Перечни на основании статьи 378.2 НК РФ, поскольку наименование объекта в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, что подтверждается техническим паспортом (с экспликацией), изготовленным Отделением по городу Большой Камень Филиала ФГУП Ростехинвентаризации по Приморскому краю по состоянию на 3 ноября 2003 года, согласно которому нежилое помещение, расположенное на 1 этаже пятиэтажного многоквартирного дома 1969 года постройки, по адресу: <адрес>, имеет наименование магазин "...", назначение - торговое, использование - по назначению и включает в себя встроенные склады, коридоры, а также торговые залы, общей площадью 861,90 кв. м. (т. 1 л.д. 129-139)
Анализ содержания указанного документа технического учета (инвентаризации) обоснованно позволил административному ответчику постановить вывод о том, что помещение с кадастровым номером N подлежало включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте на это помещение, поскольку оно по своему назначению является торговым и предусматривает размещение торговых объектов.
При этом данное обстоятельство, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества и, вопреки, позиции административного истца установления фактического использования этого помещения не требует.
Каких-либо допустимых доказательств изменения целевого назначения спорного объекта недвижимости, указанного в документе технического учета (инвентаризации) по состоянию на 2003 год, административным истцом в материалы административного дела не предоставлено.
Напротив, согласно копии выписки из ЕГРН от 10 ноября 2016 года, представленной суду административным истцом Котельниковым И.А., объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1236,4 кв. м, также имеет назначение "торговое" (т. 1 л.д. 83-85), что опровергает доводы административного истца о том, что принадлежащее ему нежилое помещение не отвечает признакам объектов налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 КАС РФ).
С учетом указанной правовой позиции, неоднократно приводимой Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении административных дел по спорам, связанным с вопросами налогообложения, исходя из положений части 1 статьи 63 КАС РФ, судом истребованы необходимые для правильного разрешения административного дела доказательства.
В соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2016 года N 454-па краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" (далее - КГКУ "УЗИ") осуществляет хранение учётно-технической документации на территории Приморского края.
Из представленного КГКУ "УЗИ" на запрос суда технического паспорта объекта недвижимости с кадастровым номером N, составленного по состоянию на 26 марта 2014 года, следует, что объект имеет назначение "торговое", согласно экспликации на первом этаже располагаются торговые залы. (т. 2 л.д. 87-102)
Таким образом, из анализа представленных в материалы административного дела документов технического учета (инвентаризации) и сведений ЕГРН объекта недвижимости с кадастровым номером N следует, что указанный объект в полной мере обладает предусмотренными подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Оспаривая правомерность включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни на 2017 и 2018 года, административный истец ссылается на то, что торговая площадь, переданная им по договору аренды ООО "..." и ООО "...", составляет 15,9 процентов от общей площади объекта недвижимости.
Между тем данное обстоятельство обоснованность включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни не опровергает, поскольку принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни за 2017 и 2018 год не по фактическому использованию, а по иным основаниям.
В этой связи, довод административного истца о том, что принадлежащее ему нежилое помещение не соответствует требованиям, необходимым для признания его торговым в связи с фактическим использованием менее 20 процентов от общей площади, используемой в целях размещения торгового объекта, является несостоятельным, поскольку информация о назначении объекта недвижимости, содержащаяся в документах технического учета, с достоверностью позволяла отнести принадлежащее административному истцу помещение к объектам недвижимого имущества, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, без установления фактического использования этого помещения.
Доводы представителя административного истца об отсутствии у администрации городского округа Большой Камень полномочий по предоставлению сведений об объектах недвижимости, в которых предусмотрено размещение торговых объектов на территории городского округа Большой Камень, являются необоснованными.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, перечень объектов недвижимого имущества, включающий объект недвижимости с кадастровым номером N, направлен администрацией городского округа Большой Камень письмом N 14/22-144 от 29 июня 2017 года в департамент лицензирования и торговли Приморского края на основании его поручения от 4 апреля 2016 года N 21-05-09/1071 (т. 1 л.д. 75-76, 77)
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что распоряжение от 22 декабря 2016 года N 451-ри в части пункта 1100 и распоряжение от 20 декабря 2017 года N 363-ри в части пункта 1088, которыми объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечни на 2017 и 2018 годы, приняты департаментом земельных отношении Приморского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод заявителя не нарушают, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Котельникова И.А. не имеется.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях исполнительного органа государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Котельникова ... к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, министерству промышленности и торговли Приморского края, заинтересованные лица - Бакулина ..., Котельникова ..., несовершеннолетние ... в лице законного представителя - Котельниковой ..., администрация городского округа Большой Камень о признании недействующими пункта 1100 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22 декабря 2016 года N 451-ри; пункта 1088 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри, - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета" - официальное издание органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 марта 2021 года.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 15 марта 2021 г. по делу N 3а-7/2021
Текст решения опубликован не был