Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Порядок организации проверки и основные понятия, используемые в Положении
4.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых (в соответствии с планом) и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства, которые могут быть документарными и выездными.
4.2. Планы проведения плановых проверок составляются отдельно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в отношении граждан не осуществляющих предпринимательскую деятельность и утверждаются Главой Инсарского муниципального района.
Подготовку предложений по включению в планы проверок должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, обеспечивают путем предварительного сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о правообладателях на земельные участки и прочно связанные с ними здания, строения и сооружения, с использованием, при необходимости, сведений государственного мониторинга земель, документов, включенных в состав государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, актов предыдущих проверок и иных доступных сведений, полученных с помощью межведомственного взаимодействия.
4.3. Предметом плановой проверки является проведение мероприятий по пресечению причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо соблюдение контролируемыми лицами требований земельного законодательства в отношении объектов земельного контроля.
4.4. Предметом внеплановой проверки является проведение мероприятий по пресечению причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо соблюдение контролируемыми лицами требований земельного законодательства в отношении объектов земельного контроля, а также исполнение контролируемыми лицами обязанности по предоставлению информации в адрес Администрации Инсарского муниципального района и (или) исполнению ее требований (предписаний).
4.5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения контролируемым лицом предоставления информации в адрес Администрации Инсарского муниципального района и (или) исполнения требований (предписаний) в отношении объектов земельного контроля;
2) наличие у Администрации Инсарского муниципального района сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта земельного контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта земельного контроля от таких параметров;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении проверки;
4) требование прокурора о проведении проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4.6. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Администрация Инсарского муниципального района получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) контролируемых лиц, информации от органов государственной власти Республики Мордовия, средств массовой информации;
2) при непосредственном проведении контрольных мероприятий.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) контролируемых лиц, информации от органов государственной власти Республики Мордовия, из средств массовой информации, должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль проводится оценка их достоверности.
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль при необходимости:
1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме);
2) запрашивает пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
3) обеспечивает, в том числе по решению Главы Инсарского муниципального района, проведение контрольного мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением требований земельного законодательства).
Администрация Инсарского муниципального района вправе обратиться в суд с иском о взыскании с контролируемых лиц, со средства массовой информации понесенных расходов, в связи с рассмотрением их обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль направляет Главе Инсарского муниципального района:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность контролируемого лица, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного мероприятия.
4.7. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, связанные с соблюдением требований земельного законодательства, а также с исполнением обязанности по предоставлению информации в адрес Администрации Инсарского муниципального района и (или) исполнению требований (предписаний).
Документарная проверка проводится в служебном помещении должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль в первую очередь рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении, акты предыдущих проверок, материалы дел об административных правонарушениях и другие документы, полученные с помощью межведомственного взаимодействия.
В случае если достоверность сведений содержащихся в этих документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом требований земельного законодательства, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, направляет мотивированный запрос с предложением представить иные, необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки, документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения Главы Инсарского муниципального района о проведении документарной проверки.
В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения мотивированного запроса контролируемое лицо обязано направить указанные в запросе копии документов, заверенные печатью (при ее наличии) и подписью или подписью своего уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица организации либо в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При проведении документарной проверки должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть им получены самостоятельно с помощью межведомственного взаимодействия.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль документах, информация об этом направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 (десяти) рабочих дней необходимые пояснения (объяснения) в письменной форме.
Контролируемые лица представляющие соответствующие пояснения (объяснения) относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах вправе представить дополнительные документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, обязано рассмотреть представленные документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
В случае если после рассмотрения представленных пояснений (объяснений) и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения требований земельного законодательства, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль вправе провести выездную проверку.
Контролируемое лицо вправе представить в Администрацию Инсарского муниципального района информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица.
4.8. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах контролируемого лица сведения, а также состояние используемых земельных участков в целях оценки соблюдения требований земельного законодательства и принимаемых мер по исполнению обязанности по предоставлению информации в адрес Администрации Инсарского муниципального района и (или) исполнению требований (предписаний).
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до её начала.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, которая проводится на основании плана проверок и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка контролируемого лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений и иных имеющихся в распоряжении Администрации Инсарского муниципального района документах контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности контролируемого лица требованиям земельного законодательства, без проведения соответствующего контрольного мероприятия (выездной проверки).
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, обязательного ознакомления контролируемого лица, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица организации, с распоряжением Главы Инсарского муниципального района о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом контрольного мероприятия, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения, сообщением учетного номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо и (или) его представитель, руководитель, иное должностное лицо организации обязаны предоставить должностному лицу, уполномоченному осуществлять муниципальный земельный контроль, проводящему выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящего выездную проверку должностного лица и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на используемый земельный участок.
При проведении выездной проверки с целью получения фактических характеристик земельного участка должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, производит инструментальные измерение границ и площади земельного участка (составляет схематический чертеж) и фототаблицу (фотосъемку) по формам, установленным приложениями 9 и 10 к настоящему Положению, а также в случае необходимости, осуществляет видеосъемку имеющих значение элементов, подтверждающих соблюдение (нарушение) требований земельного законодательства.
В случае, если проведение контрольного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия в порядке, установленном пунктом 7.5 настоящего Положения. В этом случае должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль вправе совершить контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до его завершения.
В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных мероприятий при проведении выездной проверки Администрация Инсарского муниципального района формирует проверочный лист (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом требований земельного законодательства), установленный приложением 14 к настоящему Положению.
4.9. К проведению проверок Администрацией Инсарского муниципального района могут быть привлечены эксперты, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с контролируемыми лицами в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся их аффилированными лицами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в свою очередь, вправе привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия (за исключением контрольных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Администрации Инсарского муниципального района с контролируемыми лицами).
4.10. В целях предупреждения нарушений требований земельного законодательства, устранения причин, факторов и условий способствующих их совершению, Администрация Инсарского муниципального района осуществляет мероприятия по профилактике вышеуказанных нарушений в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Администрация Инсарского муниципального района проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) консультирование;
3) самообследование;
4) объявление предостережения;
5) обобщение правоприменительной практики;
6) меры стимулирования добросовестности;
7) профилактический визит.
4.11. При наличии у Администрации Инсарского муниципального района сведений о готовящихся или возможных нарушениях требований земельного законодательства, а также о непосредственных нарушениях требований земельного законодательства, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия (наблюдение за соблюдением требований земельного законодательства) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение требований земельного законодательства причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, Администрация Инсарского муниципального района объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение, по форме, установленной приложением 16 к настоящему Положению и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения соответствующих требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок Администрацию Инсарского муниципального района.
Предостережение должно содержать указания на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Порядок составления и направления предостережения, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.
4.12. Одновременно с предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения требований земельного законодательства направляется ссылка с адресом на соответствующий тематический раздел Администрации Инсарского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющий пройти такое самообследование в автоматизированном режиме посредством формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).
4.13. Администрация Инсарского муниципального района вправе осуществлять разработку и опубликование руководств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, проводить семинары и конференции, разъяснительную работу в средствах массовой информации, подготавливать и распространять комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также публиковать рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий.
4.14. Администрацией Инсарского муниципального района обеспечивается регулярное ежегодное обобщение практики в сфере муниципального земельного контроля и размещение соответствующих обобщений в тематическом разделе на официальном сайте Администрации Инсарского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений требований земельного законодательства с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься в целях недопущения таких нарушений.
4.15. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль незамедлительно направляет информацию об этом Главе Инсарского муниципального района, для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
4.16. При выявлении должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль по результатам проведенной проверки факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, данное лицо в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проверки направляет в ответственное структурное подразделение Администрации Инсарского муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки по форме установленной приложением 15 к настоящему Положению прилагая перечень документов, подтверждающих вышеуказанный факт, а именно акт проверки по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае проведения проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо по форме, установленной приложением 4 к настоящему Положению в случае проведения проверки в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также сведения, содержащиеся в ЕГРН предоставленные в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе или его копии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.