Постановление Правительства Челябинской области от 15 сентября 2021 г. N 424-П
"О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
В соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Челябинской области от 31.10.2014 г. N 584-П "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Челябинской области" (Южноуральская панорама, 15 января 2015 г., N 2);
постановление Правительства Челябинской области от 24.05.2016 г. N 251-П "Об уполномоченном органе" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 мая 2016 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 15.06.2016 г. N 311-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16 июня 2016 г.);
пункт 5 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 20.07.2016 г. N 353-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 июля 2016 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 20.10.2017 г. N 561-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15.06.2016 г. N 311-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24 октября 2017 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 15.11.2017 г. N 588-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 31.10.2014 г. N 584-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16 ноября 2017 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2017 г. N 610-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 24.05.2016 г. N 251-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 ноября 2017 г.);
пункт 13 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2018 г. N 250-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 мая 2018 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2019 г. N 504-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 24.05.2016 г. N 251-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 27 ноября 2019 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 20.02.2020 г. N 62-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 31.10.2014 г. N 584-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 25 февраля 2020 г.);
пункт 13 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2020 г. N 70-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 февраля 2020 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 20.10.2020 г. N 527-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 31.10.2014 г. N 584-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 октября 2020 г.);
постановление Правительства Челябинской области от 20.02.2021 г. N 43-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 24.05.2016 г. N 251-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24 февраля 2021 г.).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утверждено
постановлением Правительства
Челябинской области
от 15 сентября 2021 г. N 424-П
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания (далее именуется - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее именуется - государственный контроль).
2. Предметом государственного контроля является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее именуются - обязательные требования).
3. Государственный контроль осуществляется Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется Министерство).
Организационная структура Министерства соответствует структуре Министерства, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. N 406 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области".
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются:
1) Министр социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Министр), заместитель Министра социальных отношений Челябинской области (далее именуется - заместитель Министра);
2) должностные лица Министерства, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (далее именуются - инспекторы).
5. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является Министр.
Права и обязанности инспекторов установлены Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), а также настоящим Положением.
6. Министерство осуществляет государственный контроль в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее именуются - контролируемые лица).
7. Объектами государственного контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
8. Министерством обеспечивается учет объектов государственного контроля и связанных с ними контролируемых лиц в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
9. Информация о контролируемых лицах и об объектах государственного контроля актуализируется по мере ее поступления.
10. При осуществлении учета объектов государственного контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
11. При осуществлении государственного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
12. Министерство при осуществлении государственного контроля относит объекты государственного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее именуются - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
13. Критериями отнесения объектов государственного контроля к категориям риска являются:
1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
2) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
14. Объект государственного контроля относится к категории высокого риска, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания и в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований.
15. Объект государственного контроля относится к категории среднего риска, если:
1) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания и в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения обязательных требований;
2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований.
16. Объект государственного контроля относится к категории низкого риска, если:
1) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения обязательных требований;
2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и (или) срочные социальные услуги.
17. В отношении объектов государственного контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
18. Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
19. В рамках осуществления государственного контроля Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
20. Министерством осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
21. Министерство ежегодно, не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты правоприменительной практики (далее именуется - доклад о правоприменительной практике).
22. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее именуется - сайт Министерства) в срок до 10 календарных дней со дня утверждения доклада о правоприменительной практике.
23. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее именуется - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
24. Контролируемое лицо вправе подать в Министерство возражение в отношении предостережения (далее именуется - возражение) в течение 30 календарных дней с даты получения предостережения.
25. В возражении указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) дата и номер направленного предостережения;
4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением.
26. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, или иными указанными в предостережении способами.
27. Министерство рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
28. Консультирование контролируемых лиц осуществляется Министерством в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
29. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
3) порядок осуществления государственного контроля;
4) порядок обжалования решений Министерства.
30. Должностные лица Министерства осуществляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным пунктом 29 настоящего Положения.
31. По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Контролируемое лицо, которому предоставлено устное консультирование, вправе направить запрос в Министерство о предоставлении письменного ответа по предмету консультирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Результатом письменного консультирования является направление контролируемому лицу письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
32. Информация о перечне должностных лиц Министерства, осуществляющих личный прием, и о времени осуществления ими личного приема размещается в помещениях Министерства на информационных стендах и на сайте Министерства.
33. В случае поступления в Министерство 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
34. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного контроля исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
35. Обязательные профилактические визиты проводятся Министерством в отношении:
1) объектов государственного контроля, отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
36. Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям устанавливается график проведения профилактических визитов.
37. Профилактический визит проводится с предварительным информированием контролируемого лица. Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
38. Министерство обязано предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, указанному в пункте 35 настоящего Положения, в следующие сроки:
контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, - в течение одного года со дня начала такой деятельности;
контролируемому лицу, деятельность которого отнесена к категории высокого риска, - 1 раз в год.
39. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
40. Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения обязательного профилактического визита.
IV. Осуществление государственного контроля
41. В отношении объектов государственного контроля Министерство проводит следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые при взаимодействии с контролируемыми лицами:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
42. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", настоящим Положением.
43. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Министерством принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подписывается уполномоченным должностным лицом, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
44. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия оформляется в соответствии со статьей 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
45. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
46. В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
47. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
48. В ходе документарной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
49. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
50. В ходе выездной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
51. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
52. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания приведен в приложении к настоящему Положению.
53. Контролируемое лицо вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
1) в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на территории Челябинской области;
2) при наличии обстоятельств, требующих присутствия контролируемого лица в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения контролируемого лица.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
54. Должностными лицами Министерства по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее именуется - акт).
55. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
56. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
57. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
58. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
59. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство обязано принять меры, предусмотренные статьей 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
VI. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
60. Решения Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", настоящим Положением.
61. Жалоба на решения Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц, связанные с осуществлением государственного контроля (далее именуется - жалоба), подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
62. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в форме документа на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
63. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, за исключением Министра, заместителя Министра, рассматривается Министром.
Жалоба на решения, действия (бездействие) Министра, заместителя Министра рассматривается Губернатором Челябинской области.
64. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен приказом Министра, но не более чем на 20 рабочих дней в случае проведения в отношении должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе.
Приложение
к Положению о региональном
государственном контроле
(надзоре) в сфере социального
обслуживания
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания устанавливается следующий индикатор риска нарушения обязательных требований: наличие сообщений (обращений, заявлений), поступивших (полученных) от двух и более лиц и (или) организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, средств массовой информации в Министерство социальных отношений Челябинской области в течение 30 календарных дней, содержащих сведения о нарушении требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, одним контролируемым лицом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контроль осуществляется посредством организации и проведения внеплановых проверок в форме документарных и выездных проверок, инспекционного визита к поставщику социальных услуг, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
В целях проведения выездной проверки Министерством социальных отношений могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
В случае выявления нарушений должностные лица выдают предписание об их устранении, принимают меры по контролю за выполнением предписания.
Постановление Правительства Челябинской области от 15 сентября 2021 г. N 424-П "О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
Вступает в силу с 17 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 17 сентября 2021 г. N 7400202109170004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 12 июля 2024 г. N 434-П
Изменения вступают в силу с 17 июля 2024 г.