Постановление Правительства Свердловской области от 16 сентября 2021 г. N 598-ПП
"О региональном государственном геологическом контроле (надзоре)"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить:
1) Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) (прилагается);
2) Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 21.03.2012 N 291-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Свердловской области" ("Областная газета", 2012, 28 марта, N 124-125) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 26.04.2012 N 426-ПП, от 26.10.2012 N 1206-ПП, от 15.06.2016 N 432-ПП, от 03.05.2018 N 260-ПП и от 24.01.2019 N 34-ПП.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
5. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждено
постановлением Правительства
Свердловской области
от 16 сентября 2021 г. N 598-ПП
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение устанавливает порядок организации, проведения и оформления результатов регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - геологический контроль) на территории Свердловской области.
2. Геологический контроль осуществляется в отношении участков недр местного значения.
3. Предметом геологического контроля в отношении участков недр местного значения является:
1) соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов), Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Свердловской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в настоящем подпункте, в том числе:
соблюдение пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и федеральное бюджетное учреждение "Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу";
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
сохранность находящихся на участке недр разведочных горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях;
ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
сохранность образцов горных пород, керна и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
предотвращение самовольного пользования недрами на участках недр местного значения;
предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых на участках недр местного значения, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений на участках недр местного значения;
исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
4. К разрешительным документам, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического контроля, относятся:
1) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
2) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
3) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
4) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
5) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
6) документ, удостоверяющий нормативы потерь полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья) и подземных вод (за исключением питьевых и технических подземных вод), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, оформленный в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
5. Геологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство).
6. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, являются:
1) Министр природных ресурсов и экологии Свердловской области - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области (далее - Министр);
2) Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Заместитель Министра), начальники отделов Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по геологическому контролю, - заместители главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области;
3) заместитель начальника отдела Министерства, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по геологическому контролю, - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области;
4) главные и ведущие специалисты Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по геологическому контролю, - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Свердловской области.
7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) Министр;
2) Заместитель Министра, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по геологическому контролю.
8. К отношениям, связанным с осуществлением геологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ).
9. Министерство осуществляет геологический контроль в отношении следующих объектов геологического контроля (далее - объекты контроля):
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящего положения, не подлежащие федеральному государственному геологическому контролю (надзору);
2) участки недр местного значения, предоставленные в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
10. Учет объектов, относящихся в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 к участкам недр местного значения, обеспечивается при ведении реестров лицензий на право пользования участками недр местного значения, содержащими:
1) общераспространенные полезные ископаемые;
2) подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ;
3) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Глава 2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении геологического контроля
11. При осуществлении геологического контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
12. Министерство для цели управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении геологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
13. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
14. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
1) для объектов контроля категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
2) для объектов контроля категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
3) для объектов контроля категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет;
4) для объектов контроля категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
15. В отношении контролируемых лиц, объекты которых отнесены к категориям риска, указанным в пункте 12 настоящего положения, может быть проведен только один вид контрольного (надзорного) мероприятия, указанный в пункте 30 настоящего положения, с периодичностью, указанной пунктом 14 настоящего положения.
16. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении геологического контроля определяются в соответствии с Перечнем индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора), утвержденным Правительством Свердловской области.
Глава 3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
17. В рамках осуществления геологического контроля Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
18. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
19. Министерство осуществляет обобщение правоприменительной практики, по итогам которого обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты такого обобщения (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством с периодичностью 1 раз в год, утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Министерством обеспечивается публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
20. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется и направляется Министерством контролируемому лицу при наличии оснований и в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166), должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней после получения предостережения имеет право направить в Министерство возражение в отношении указанного предостережения. Возражение направляется в Министерство контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
Министерство рассматривает возражение и в течение 20 рабочих дней со дня его получения направляет контролируемому лицу ответ об итогах рассмотрения возражения в порядке, установленном пунктом 6 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Министерство уведомление об исполнении предостережения.
21. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства, уполномоченным на осуществление геологического контроля, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
22. Министерство предлагает проведение обязательного профилактического визита в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере деятельности, установленной законодательством Российской Федерации, не позднее чем в течение 1 года со дня начала такой деятельности.
23. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
24. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства, уполномоченным на осуществление геологического контроля, в течение 1 рабочего дня.
25. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля, незамедлительно направляет информацию об этом Министру (Заместителю Министра), который является должностным лицом, уполномоченным на осуществление геологического контроля и принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
26. Должностные лица Министерства, уполномоченные на осуществление геологического контроля, по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование, то есть дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением геологического контроля, без взимания платы.
Консультирование осуществляется:
1) по телефону - путем обращения по номеру телефона, размещенному на официальном сайте Министерства, в рабочее время;
2) посредством видео-конференц-связи - путем направления запроса на адрес официальной электронной почты Министерства о наличии технической возможности проведения консультирования в указанном режиме. Срок уведомления обратным письмом на электронную почту - 7 рабочих дней;
3) на личном приеме - последний понедельник каждого месяца начальниками отделов Министерства и (или) Заместителем Министра, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по геологическому контролю;
4) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия - устное консультирование контролируемого лица, в отношении которого проводится данное мероприятие.
При проведении консультирования может осуществляться аудио- и видеозапись.
27. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) составляет не более 15 минут.
28. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований при использовании объектов контроля и по предмету геологического контроля. По вопросам, в отношении которых невозможно дать разъяснения без дополнительного изучения нормативных правовых актов в области геологического изучения, использования и охраны недр, дается письменный ответ.
29. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного Заместителем Министра, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по геологическому контролю.
Глава 4. Осуществление геологического контроля
30. Министерством в рамках осуществления геологического контроля проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
31. Без взаимодействия с контролируемым лицом Министерством проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
В рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляются сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Выездное обследование проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. В ходе выездного обследования могут осуществляться осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля, отбор проб (образцов), инструментальное обследование (с применением видеозаписи), испытание и экспертиза.
32. Виды контрольных (надзорных) мероприятий, указанные в пункте 30 настоящего положения, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
33. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, разработанного в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", согласованного с органами прокуратуры и утвержденного приказом Министерства.
34. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды к объектам IV категории.
35. В решении Министерства о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
36. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, имеют право предоставить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
1) болезнь;
2) командировка;
3) нахождение за пределами Российской Федерации (в том числе связанное с невозможностью запланированного возвращения в связи с ограничительными мероприятиями в ряде стран);
4) административный арест;
5) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
6) иные объективные обстоятельства, исключающие личное участие граждан, подтвержденные документально.
37. Фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований применяются в случае необходимости визуальной фиксации фактов и обстоятельств, относящихся к предмету геологического контроля, выявленных в рамках контрольных (надзорных) мероприятий. Указанные способы фиксации применяются должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, при инспекционном визите и рейдовом осмотре, выездной проверке, выездном обследовании, опросе, получении письменных объяснений.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом до указанного лица должностным лицом Министерства, уполномоченным на осуществление геологического контроля, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, доводятся сведения (в том числе в устном порядке) о применении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации.
38. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, а также время и место его фиксации. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия, указанному в пункте 59 настоящего положения.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия, указанном в части первой настоящего пункта.
39. Под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, без предварительного уведомления контролируемого лица и (или) владельца (пользователя) производственного объекта.
40. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочий день.
41. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностному лицу Министерства, уполномоченному на осуществление геологического контроля, на объект контроля.
42. Инспекционный визит проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
43. Внеплановый инспекционный визит может проводиться должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
44. Под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на одной территории.
В ходе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
45. Рейдовый осмотр проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
46. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
47. Под документарной проверкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Министерства и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Министерства.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
48. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство указанные в требовании документы.
49. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении геологического контроля, информация об ошибках, противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении геологического контроля, вправе дополнительно представить в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
50. При проведении документарной проверки Министерство не имеет права требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
51. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период со дня направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до даты представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с даты направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении геологического контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до даты представления указанных пояснений в Министерство.
52. Документарная проверка проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
53. Внеплановая документарная проверка проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, без согласования с органами прокуратуры.
54. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
55. Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Министерства. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе выездной проверки должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
56. Выездная проверка проводится должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, в случаях, указанных в части 3 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, в порядке, установленном частями 5, 6 и 10 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
57. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Глава 5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
58. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относится оценка должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Министерством мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
59. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
60. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля, имеет право выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
61. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, которое содержит следующие данные:
дату и место составления предписания;
дату и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилию, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилию, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
содержание предписания - обязательные требования, которые нарушены;
основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункта, подпункта, абзаца);
сроки исполнения предписания;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровку подписей, дату вручения либо отметку об отправлении предписания почтой;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Глава 6. Исполнение решений Министерства
62. Органом, осуществляющим контроль за исполнением предписаний, предостережений, представлений, постановлений о назначении административного наказания (далее - решения), вынесенных Министерством, является Министерство. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, в том числе вынесшими решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с его исполнением:
1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;
2) об отсрочке исполнения решения;
3) о приостановлении исполнения решения;
4) о возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;
5) о прекращении исполнения решения.
Вопросы, связанные с исполнением решения, рассматриваются должностным лицом Министерства, уполномоченным на осуществление геологического контроля, вынесшим решение, по ходатайству контролируемого лица или по представлению иного должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля, в течение 10 дней со дня поступления в Министерство ходатайства или направления представления. В случае отсутствия должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля, вынесшего решение, вопросы, связанные с исполнением решения, передаются на рассмотрение иного должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля, в порядке, установленном Министерством.
63. Должностные лица Министерства, уполномоченные на осуществление геологического контроля, рассматривающие вопросы, связанные с исполнением решения, по ходатайству контролируемого лица, по представлению должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля, вынесшего решение, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.
64. Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, путем направления в его адрес письма на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля, на указанный контролируемым лицом адрес электронной почты, либо иными способами, указанными контролируемым лицом в ходатайстве.
Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов.
65. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится Министерством до контролируемого лица путем направления в его адрес письма на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля, на указанный контролируемым лицом адрес электронной почты, либо иными способами, указанными контролируемым лицом в ходатайстве.
Глава 7. Досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
66. Контролируемые лица, права и законные интересы которых по их мнению были непосредственно нарушены в рамках осуществления геологического контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
67. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
68. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, являются:
1) Министр при поступлении жалобы:
на решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
на акт контрольного (надзорного) мероприятия, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление геологического контроля, указанных в подпункте 2 пункта 6 настоящего положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий;
2) Заместитель Министра, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по геологическому контролю, при поступлении жалобы на акт контрольного (надзорного) мероприятия, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление геологического контроля, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 6 настоящего положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
69. Жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление геологического контроля, указанных в подпунктах 2-4 пункта 6 настоящего положения, может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен должностным лицом Министерства, уполномоченным на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы.
70. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может ее отозвать. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
71. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства. В этом случае должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
72. Жалоба по форме и содержанию должна соответствовать требованиям Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
73. Должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
74. Поступившая в Министерство жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
75. Должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случае, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайство о его восстановлении;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица поступило заявление об отзыве его жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в Министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Министерства, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3-8 части первой настоящего пункта, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц, уполномоченных на осуществление геологического контроля.
76. Должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о предоставлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до даты получения их Министерством, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса.
77. По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо Министерства, уполномоченное на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление геологического контроля, указанных в подпунктах 2-4 пункта 6 настоящего положения, незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического контроля и рассмотрение жалобы, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Глава 8. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства при осуществлении геологического контроля
78. Оценка результативности и эффективности геологического контроля осуществляется на основе перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области и порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области, утверждаемых Правительством Свердловской области.
Утвержден
постановлением Правительства
Свердловской области
от 16 сентября 2021 г. N 598-ПП
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора)
1. Поступление в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) информации о несоответствии фактического вида использования предоставленного участка недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр целевому назначению работ, связанных с пользованием недрами, сведения о котором содержатся в лицензии на пользование недрами.
2. Представление пользователями недр, получившими лицензию на пользование участком недр, отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и содержащей сведения о неисполнении (неполном исполнении) условий лицензии на пользование участком недр.
3. Поступление в Министерство сведений из налоговой службы о наличии у пользователя недр, получившего лицензию на пользование участком недр, задолженности по уплате налога на добычу полезных ископаемых.
4. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и структурных подразделений Министерства, указывающей на то, что пользователями недр, получившими лицензию на пользование участком недр, ранее в Министерство предоставлена недостоверная информация:
в ходе представления отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
при представлении документов для получения государственных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 16 сентября 2021 г. N 598-ПП "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре)"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 24 сентября 2021 г. N 177 (9207), на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 24 сентября 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 25 сентября 2021 г. N 6600202109250001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 10 августа 2023 г. N 577-ПП
Изменения вступают в силу с 19 августа 2023 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 10 ноября 2022 г. N 762-ПП
Изменения вступают в силу с 19 ноября 2022 г.